Реализация творческого потенциала учащихся,
духовно-нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС
Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа как исторической личности.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Она определяет характер современного национального воспитательного идеала.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.
Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности?
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога; Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи
- социально-педагогического партнёрства; партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
- индивидуально-личностного развития; поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, отличает добро от зла, ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество,
- социальной востребованности воспитания; воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.
Целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
Задача учителя – подготовить ребенка к жизни среди людей, "сделать" его социально адаптированным.
В моей работе воспитание духовной культуры ребенка начинается с индивидуальной работы с каждым ребенком в отдельности. Я нацелена на раскрытие творческого, интеллектуального, физического и эстетического потенциала ребенка.
Необходимо помнить, что усвоить ценности, значимые для всех людей на Земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви.
Формирование духовно-нравственных ценностей происходит на всех этапах учебно-воспитательного процесса.
Урочная деятельность
Для учителя школы по любому учебному предмету основным источником, формой и средством нравственного развития и формирования личности является урок.
Посмотрев на пространство обычного школьного урока с такой точки зрения, начинаешь понимать, что урок можно и нужно наполнять нравственным содержанием независимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее.
Большие возможности нравственного воспитания несут в себе уроки литературного чтения.
Формировать нравственные понятия на уроках литературного чтения (добро и зло, честь, долг, совесть, правда и ложь и т.д.) помогают методы, выявляющие нравственное содержание произведений. К ним относятся: аналитическая беседа, творческое чтение, исследовательский метод, игровые ситуации, создание иллюстраций и мн. др.
В своей работе по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка особое место отвожу работе над пословицами, поговоркам, фразеологизмами. Обращаю внимание на их воспитательную значимость, а также нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.
Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого ребёнка задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.
Огромные возможности для нравственного воспитания представляют различные виды уроков, в частности, урок-игра. Помимо знакомства с новым учебным материалом или его закреплением, игра учит ребенка: достигай своей цели по правилам игры, а именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей, так и любой другой страны.
Школьники очень любят уроки изобразительного искусства и технологии. Организуя работу по созданию небольших творческих работ, я нередко предлагаю изготовить открытку или поделку в подарок своим близким (или друзьям) к празднику (или дню рождения). Таким образом, я учу не только проявлять внимание к близким людям, но и показываю ценность ручной работы, воспитываю уважение к умелым рукам.
На любых комбинированных уроках (по любому предмету) школьники работают парами или группами — учатся работать сообща, вкладывая в общее дело что-то свое, прислушиваясь к мнению одноклассников. Потом им будет легче строить свои отношения в семье и в рабочем коллективе.
Внеурочная деятельность
В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся. Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций. За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы: «День пожилого человека», «День матери», линейки, посвященные памятным датам истории; проведение спортивно-массовых мероприятий: «А ну-ка, парни!»; «Веселые старты»; «Папа, мама и я – спортивная семья!»; смотр строя и песни (не слишком пафосно, могут не поверить); конкурсы чтецов, сочинений, рисунков.
В рамках поисково-краеведческого направления в школе создан музей, в котором часть экспозиций посвящена ветеранам – нашим землякам. Собраны материалы о военных годах Защитников Родины, хранятся памятные вещи. Родители с большим интересом участвуют в различных акциях и мероприятиях, проводимые в нашей школе.
В своей работе я стараюсь воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
В своем классе я оформила информационный уголок и для родителей: «Научите детей любить и беречь природу!»; провожу беседы с детьми и родителями, природоохранные акции, оформляю папки-передвижки, привлекаю родителей и детей к активной реализации проектной деятельности.
Традиционным, в моей работе стало проведение недели дружбы, добра и красоты, на которых я закладываю в сердцах детей умение сострадать и сопереживать, формирую в характере, уме и душе доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и, самое главное, - любовь.
Совместно с детьми участвуем в таких фольклорных и православных праздниках как Рождество, Масленица, Пасха. Запланированы консультации, лекции, позволяющее нам расширить знания о культуре русского народа («Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Семейные праздники»).
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом.
Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они такие?», «О жадности и жадных», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей» и мн. др.
Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.
В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
Беседы провожу с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны, прежде всего, с организационной деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за дежурство по классу и по столовой, физорг, санитар, книголюбы и т.д. Это подтягивает школьников к тому, чтобы быть ответственнее, ощущать себя частью коллектива.
Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навестить больного товарища, помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.
В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся.
Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.
Внеурочную деятельность по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.
Всем известна фраза: «Все начинается с детства». И это в действительности так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.
Основными задачами работы с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в школе являются:
1) повышение педагогической культуры родителей,
2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки;
3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.
Повышение уровня воспитанности учащихся своего класса – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым, человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.
Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!
ОТЛИЧНО! МОЛОДЕЦ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.