Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
Введение
Стратегической задачей школы становится девиз: "Предпочтение человеку,умеющему учиться". Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Современные методики преподавания различных предметов призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.
Цель работы – изучить формирование и развитие универсальных учебных действий на примере урока русского языка в системе обучения на основе технологии «полного усвоения»
Объект исследования: универсальные учебные действия на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка в системе обучения на основе технологии «полного усвоения».
Задачи: изучить виды универсальных учебных действий, формируемые на каждом этапе урока;
апробировать полученные знания при проведении урока русского языка.
Методы:
проблемно-диалогический,
исследовательская деятельность,
работа в группах, парах,
анализ текста,
упражнения на развитие избирательной памяти, внимания.
Рассмотрим виды универсальных учебных действий, формируемые на уроках русского языка.
Личностные результаты изучения русского языка:
Это задания:
«вырази отношение», «объясни эмоции», «настроение», «любите», «нравится», «не нравится», «хорошо-плохо», «красиво» и др.
Учебные задания, направленные на развитие регулятивных УУД:
Задания: «найди (исправь) ошибки», «составь план», «набросок», «составь алгоритм», «оцени работу» и др
Учебные задания, направленные на развитие познавательных УУД:
Задания: «назови», «графически обозначь», «составь текст», «кластер», «денотатный граф», «кольца Венна», «фишбоун», «расскажи», «вспомни», «сделай вывод», «найди в словаре, справочнике».
Коммуникативные УУД, формируемые на уроках русского языка:
Задания: «объясни», «сформулируй», «составь рассказ», «дай характеристику», «опиши», «выскажи», «работай в группе (паре)» и др
Каждый
урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы.
Регулятивные УУД
1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. На обобщающем уроке русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное», прослушав стихотворение Т. Рика «Имя существительное» (Приложение 1) дети ставят задачи: повторить изученное о роде, числе, склонении и падежах имени существительного. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать безударные окончания имён существительных. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы.
2.Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, при объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. Использую приемы создания проблемных ситуаций с затруднением. На уроке математики во 2 классе при изучении темы «Метр» даю задание, не выполнимое вообще.
Задание: Найти периметр класса, используя известные единицы измерения (см и дм)
-Что вас удивило?
- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)
-Какой возникает вопрос? Есть другая ед. измерения.
-Какие цели поставим ?
При закреплении задаю вопрос:
–Как
могут пригодиться эти знания в жизни? (прибить плинтус по периметру комнаты). Так
через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся
сформулировали тему и цель урока.
3. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают
контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над
темой и контролируют свою работу самостоятельно.
4. Использую систему
формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке.(Приложение
2)
1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости.
2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).
3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.
4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы
5)Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий
6) Заполнение листа индивидуальных достижений
7)Заполнение диагностических карт
8) Заполнение оценочных листов
9) Составление недельных отчётов
При
выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав
задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки,
соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком
отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование,
самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических
средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель,
проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести
кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать
другие знаки, договорившись об этом с классом.
Шкалирование я применяю и при самооценке работ учащихся. После решения
учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или
иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по
определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т –
трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с
мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю
свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки
5.Со второго класса вводится такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, словарный диктант одноклассника.
6.Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), составляют синквейн, заполняют последнюю графу в таблице «ХЗУ».
Коммуникативные УУД.
1.Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. При работе в группе использую метод «Miveas»
1 этап работы в группе – «мi» - каждый выполняет работу в своём блокноте;
2 этап работы – «vi» - обмен информацией в группе
3 этап работы – «as» - подготовка краткого ответа (схема на А3)
4 этап работы – презентация своего ответа
Личностные УУД
1.Работа над проектами. Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику. Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома. Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.
1. Запиши слово, поставь ударение.
2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
3. Отметь, где написание расходится с произношением.
4. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
5. Составь предложение со словом.
6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
10. Найди пословицы, поговорки с этим словом.
2.Творческие
задания на уроках.
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично..
1. Написать мини-сочинение.
2. Придумать загадку, четверостишье
3.Составить тест, кроссворд
4.
Допиши начало (середину, конец, рассказа).
Познавательные
УУД.
На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы,
алгоритмы.
1.Стратегия «
Денотатный граф»
Цель приёма: Систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков рассматриваемого понятия.
Правила составления денотатного графа:
1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.
2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:
· глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;
· глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;
· глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;
· глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.
3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.
2.Стратегия «Диаграмма Венна»
· выбираем два объекта для сравнения из одной категории (например, яблоко и грушу из категории «Фрукты»)
· рисуем два кольца так, чтобы они пересеклись, вписываем в них выбранные объекты (по одному в каждое кольцо)
· тщательно сравниваем выбранные объекты
· все общие черты вписываем в том сегменте, где кольца пересекаются
· потом – делаем выводы, делимся (по очереди, в парах, в группах, в презентации своими выводами и принимаем решение
3.Стратегия «Фишбоун».
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
· Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
· Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
· Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
· Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
4. Стратегия «Кластер»
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
5.Ещё одним эффективным средством считаю работу со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Организация работы в рамках исследовательского проекта «Такие разные словари» поможет учащимся понять назначение словарей и справочников различного типа. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. При планировании работы на уроке также нужно вводить работу учащихся с энциклопедическими изданиями. В 3 (4) классе необходимо организовать деятельность учащихся по разработке алгоритма действий в процессе поиска нужной информации в сети Интернет. Например, при изучении темы по русскому языку «Склонение имён существительных» в рубрике «Это интересно» учащиеся узнают о количестве падежей при изучении иностранных языков : «Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить 14 падежей, в Финляндии- 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. В Китае, напротив, существительные не склоняются и падежей нет. Название «Предложный падеж» было введено М. В. Ломоносовым».
Представляю таблицу УУД
В таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся
Заключение
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Формирование всего комплекса УУД происходит за счет реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами, большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление учащегося к познанию и развить его.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва. Просвещение 2010 г.
2.Планируемые результаты начального общего образования. Л.А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М. , 2011г. 3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А.Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011г.
4.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Просвещение 1996г.
5.Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения». М., Дрофа 2004 г. 6.Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Р.: Эксперимент 1999г. 7.Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. Под ред. А.А. Леонтьева -М., 2006г.
8.Г.К.
Селевко. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.