Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"
Оценка 4.7

Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
математика +2
1 кл—4 кл
17.12.2017
Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"
Мастер - класс представляет опыт по использованию приемов и методов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе. Деятельность учителя направлена не только на то, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности обучающихся в процессе учебной деятельности, на привитие интереса к учебному предмету в ходе этой деятельности. На начальном этапе обучения большую роль играют диагностические исследования, которые помогают выявить уровень познавательной активности ребенка и дальнейшем организовать формирование познавательной деятельности. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к УД резко возрастет, изучаемый материал станет для них более доступным, работоспособность значительно повысится. Использование любимого вида деятельности для детей - рисования на уроках математики поможет качественно усвоить понятие "задача" и повысить уровень математического мышления. Интегрированные задания по русскому языку помогут детям с легкостью писать диктанты, устранят страх и напряженность во время написания, повысят познавательный интерес и активность. "Волшебство" на уроках сделает изучение нового материала незабываемым.
Мастер-класс1.docx
Мастер­класс учителя начальных классов  МОУ «СОШ №2 г.Ртищево Саратовской области»  Костомясовой Ирины Викторовны Тема: Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе. Цель: передать свой опыт использования приемов и методов активизации познавательной деятельности обучающихся слушателям путем прямого и комментированного показа. Задачи:   Познакомить   участников   с   планом   проведения   мастер­класса,   его   целевыми установками;  Раскрыть содержание мастер­класса посредством ознакомления с приемами работы по активизации познавательной деятельности;  Показать практическую значимость использования данных приемов работ, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках. Ход мастер­класса I. Вступление. ­ Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. ­ Поговорим? ­ О чем? ­ О разном и о прочем. ­ О том, что хорошо. ­ И хорошо не очень. ­ Чего то знаешь ты. ­ А что­то мне известно. ­ Поговорим? ­ Поговорим. ­ Вдруг будет интересно. II. Актуализация мастер­класса ­ Все мы когда­то были детьми. И у каждого из нас была любимая игрушка: куклы,  плюшевые мишки. ­ А вот я…вспоминаю детскую игрушку,   Что сделана из битого стекла.   Простую, скромную, обычную вертушку.   Цветные стеклышки, по кругу зеркала. (показывает калейдоскоп)   Но сколько радости давала она детям.   Крутили и вертели мы ее. И чудеса рисунков, были в цвете.   И забывали с нею мы про все.    Мы выросли, но детская игрушка,   Идет со мною рядом по земле.   Порою жизнь, конечно не пирушка.   Но мой рисунок нравится вполне. ­ Весь наш педагогический мир похож на калейдоскоп. А методы и приемы, используемые  в нашей работе, подобны цветным стеклышкам. Стоит повернуть игрушку – меняются  красочные картинки. Так и яркость наших идей помогает нашим детям активно познавать  окружающую действительность и приобретать основополагающие умения и навыки. III. Раскрытие темы мастер­класса ­ Тема моего мастер­класса «Формирование  познавательной активности на уроках в  начальной школе. Активизация познавательной деятельности обучающихся является одной  из самых  актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.  Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. Ребенок,  превратившись из дошкольника в школьника, приобретает новые обязанности: делать  уроки, быть внимательным, дисциплинированным. С приходом в школу он должен  «научиться учиться».  По­моему мнению, деятельность учителя должна быть направлена не только на то, чтобы  в процессе обучения произошло усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности  обучающихся в процессе учебной деятельности, на привитие интереса к учебному  предмету в ходе этой деятельности. В связи с этим особое внимание я уделяю созданию  условий для развития познавательного начала в деятельности школьников. Изучив ряд  источников, раскрывающих суть познавательных интересов, мной была поставлена такая  цель: выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся, наметить пути  развития познавательных интересов и доказать на практике их действительность.  Представляю вашему вниманию несколько приемов, используемых мною на уроках для  повышения уровня познавательной активности обучающихся. 1. Первое цветное стеклышко моего калейдоскопа – диагностические  исследования. На начальном этапе обучения важно определить уровень интереса у обучающихся. Для  этого в начале учебного года проводится анкетирование детей. Анкета «Почему я учусь?» (методика Л.К.Максимова) предполагает выявить мотивы учения. Вопросы анкеты на  выявление мотивации учения составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех  видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных. Вопросы на выявление внутренних мотивов: 3, 4, 8 Вопросы на выявление внешних положительных мотивов: 1, 5, 9 Вопросы на выявление внешних отрицательных мотивов: 2, 6, 7 Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса  обучающихся. Фамилия_____________________________ Ответь, пожалуйста, на вопрос «Почему я учусь?». Выбери только три из предложенных  ответов. 1. Я учусь, потому что на уроке интересно. 2. Я учусь, потому что хочу больше знать. 3. Я учусь, потому что в наше время нельзя быть незнайкой. 4. Я учусь, чтобы доставить радость родителям. 5. Я учусь, потому что заставляют родители. 6. Я учусь, потому что все учатся. 7. Я учусь, чтобы потом хорошо работать. 8. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей. 9. Я учусь, чтобы не опозорить свой класс. 10. Я учусь, потому что мне нравится учиться. 2. Второе цветное солнышко моего калейдоскопа – дидактические игры. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии  ребенка. Дидактическая игра – одна из форм обучения, когда учебные, познавательные  задачи ставятся перед детьми через игру. При включении детей в ситуацию  дидактической игры интерес к УД резко возрастает, изучаемый материал становится для  них более доступным, работоспособность значительно повышается. Правильно понимая ее функцию, дидактическую игру можно использовать на любом этапе урока. Помимо того,  что эта форма помогает развивать умственные способности ребенка, она направлена на  развитие и укрепление интереса к учебному предмету, формированию познавательной  активности. (с аудиторией проводит дидактические игры) Цель: развитие мышления и воображения. Технология: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл  каждого слова и предложения в целом. «Перевертыши» Впыал снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглвеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу  рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтеаю оп лсеу. Змиа. «Шапка вопросов» Цель: Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий  общения и взаимосвязи детей друг с другом. Технология: 1. Ученики бросают в шапку записки с вопросами (вопрос, проверяющий знания  текста; вопрос, на который я сам не знаю, но хотел бы узнать; вопрос, по выяснению мнения в сравнении со своим). 2. Смысл игры: участники в позиции проверяющего, советующего, не знающего. 3. Ученики подходят к «шапке» и вынимают вопрос. Отвечают. 4. Идет обсуждение: интересный, неинтересный вопрос (ответ). 5. Может быть поставлено условие: выходят 5 учеников, но они могут пригласить  суфлера, если не смогут ответить сами – отвечают через суфлера. 3. Третье цветное стеклышко моего калейдоскопа – творческая деятельность Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный  процесс,  активирует познающую личность и формирует ее. Однако из любимых занятий детей,  дающее большой простор для проявления их творческой активности – это рисование.  Тематика рисунков может быть разнообразной и распространяться на любой учебный  предмет. В 1­ом классе встречается очень много заданий творческого характера по  литературному чтению (составить картинный план, нарисовать главного героя, сюжет), по  окружающему миру (нарисовать времена года, растение, животное). Я задалась вопросом:  А почему бы не использовать этот вид деятельности на уроках математики при решении  задач. Решение задач занимает в математике огромное место. Умение решать их является одним  из основных показателей математического развития, глубины освоения учебного  материала. Программа «Школа 2100» по учебному предмету «Математика»  предусматривает решение задач с опорой на схемы. После того, как усвоено понятие  «текстовая задача», алгоритм ее решения, подбор схем к тексту, я прибегаю к такому  приему – «задачи в картинках». Детям дается право выбрать понравившуюся задачу из  учебника или составить новую. Большое удовольствие доставляет учащимся, когда их  задачи в картинках решаются на уроках математики. (показывает рисунки задач) 4. Четвертое цветное стеклышко моего калейдоскопа – интегрированные задания Каждый учитель задает вопрос: Как заинтересовать детей на уроке? Как сделать урок  интересным?  В этом могут помочь интегрированные задания. Они отличаются от традиционных  использованием межпредметных связей, соединяют знания из разных образовательных  областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Примером может служить новый вид диктанта – «Диктант­сюрприз». Он состоит из двух  частей. Первая часть – это традиционный диктант с указанием количества слов и слов для справок. Вторая часть – это, собственно, и есть сюрприз. Это текст, в котором  содержится неожиданная информация или интересные сведения. Иногда у диктанта есть  завлекающее название, которое полностью раскрывается во второй части. Достоинства  таких заданий в том, что формируют интерес к изучаемому предмету, повышает  мотивацию к написанию диктантов по русскому языку, устраняет страх и напряженность  во время написания, развивают познавательный интерес и активность.(работает с  аудиторией, проводит диктант­сюрприз) 5. Пятое стеклышко моего калейдоскопа – волшебство на уроках Все дети любят загадочное, волшебное и таинственное. Если вместе с ними на уроках  провести нехитрые, но очень любопытные опыты, эксперименты, фокусы, то это их  обязательно удивит, озадачит и даст возможность самим убедиться на практике в  необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой,  понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. (демонстрация слайдов) ­ А вы видели радугу на небе? Сейчас мы тоже сделаем радугу в стакане. (показывает  фокус, звучит музыка) ­Получилась у нас радуга? Красивая? ­ Понять секрет этого фокуса вам еще сложно. (Предположения гостей) Оказывается,  секрет в том, что я добавила в воду сахар. При взаимодействии воды и сахара плотность  воды меняется, она имеет свойство держаться и не смешиваться.  ­ Каждый из вас может сотворить чудо. Посмотрите, у меня в руках чистые листы бумаги. Но если провести по ним волшебной палочкой, то произойдет чудо.  Начнем…(зрители  краской проводят по листам, там появляется рисунок) Я произнесу волшебные слова  «Фрекс, пекс, брекс! Что у вас получилось? — Это круто! Оказывается, дело все в обычной восковой свечке, которую мы нанесли  рисунком на чистый лист бумаги. ­ На самом деле таких занимательных опытов и фокусов множество. Учитель может их  использовать на разных уроках: математики, окружающего мира, технологии,  изобразительного искусства, музыки. ­ Подобная деятельность экспериментирования способствует формированию у детей  познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. IV. Рефлексия мастер­класса ­ Посмотрите, из наших разноцветных стеклышек получилось солнышко. (из «стеклышек» образуется солнышко) Когда цветной калейдоскоп играет. От ярких красок, солнечных картин. Тогда веселье с нами в такт шагает. И ты себе по жизни господин. ­ Я хочу пожелать вам, чтобы ваш калейдоскоп педагогических идей всегда играл яркими  красками и открывал для ваших детей мир цветных событий, а ваше тепло, подобное  солнечным лучам, согревало души ваших учеников!

Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Формирование познавательной активности на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2017