Формирование УУД у учащихся
Оценка 4.9

Формирование УУД у учащихся

Оценка 4.9
doc
14.12.2022
Формирование УУД  у учащихся
Формирование УУД у обучающихся.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева» а. Мамхег

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на тему:

 

«Формирование универсальных

учебных действий у обучающихся.»

 

 

 

 

 

 

Дачева Марзият Заурбечевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4 а. Мамхег

 

 

 

 

 

 

 

 

а. Мамхег

2022 г.

 

 

 

            Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.

В ФГОС нового поколения изложены основные цели образования:

         общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»;

         важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности

«универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Следовательно, целью данной программы является обеспечение регулирования различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

·         установить ценностные ориентиры начального образования;

·         определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

·         выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1.  Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

-     чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-   осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-      восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

-   отказ от деления на «своих» и «чужих»;

-   уважение истории и культуры каждого народа.

2.  Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

-   доброжелательность, доверие и внимание к людям,

-   готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-     уважение к окружающим умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3.        Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

-    принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

-     ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

-          формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4.  Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

-   развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-       формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);


5.    Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-     формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

-   готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

-   готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

-   целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

-   готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

-   умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

            Поэтому реализация ФГОС НОО предполагает новую роль учителя. Современный учитель должен создать условия для «открытия» новых знаний учащимися самостоятельно, должен так организовать учебный процесс, чтобы ребенок овладел необходимыми  компетенциями.

Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучив документы и дополнительную литературу, разработала рабочие  программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени.  Передо мной возник вопрос: как правильно  спроектировать урок, который формировал бы у учащихся  не только предметные результаты,  но и универсальные учебные действия.

 

1.                           Необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе.

2.                           Отсутствие эффективных способов достижения результатов по формированию познавательной деятельности обучающихся

3.                           Поиск эффективных способов для создания условий обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся

 

Поэтому, главной  целью моей работы над темой стало:

Создание условий  для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.

А идея этой работы заключается в следующем: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем (в том числе познавательных, исследовательских, проектных, коммуникации и т.д)

Задачи работы по данной теме:

1. Изучить сущность универсальных учебных действий.

2. Разработать систему заданий, вопросов,  учебных ситуаций способствующих формирования УУД.

3. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.

4. Усилить метапредметную составляющую содержания обучения  через апробацию и внедрение в работу  компетентностных заданий.

5. Апробировать надпредметные курсы на основе компетентностных заданий.

Предполагаемые результаты:

1. Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.

2. Повышение уровня профессионализма учителя

3. Повышение качества преподавания предметов.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий (далее - УУД).

УУД – это обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться. В соответствии со стандартом предусмотрена отдельная программа формирования УУД.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте освоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

В ФГОС начального общего образования      содержится     характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и еѐ мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать;

  нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

   целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно;

    планирование определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны х характеристик;


   контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учѐтом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещѐ нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

   саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

      поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

  структурирование знаний;

  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

       рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,

научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-_символические действия:

    моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково- символическая);

   преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

      синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  подведение под понятие, выведение следствий;

  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

  доказательство;

  выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  формулирование проблемы;

  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учѐт позиции других людей, партнѐров по общению или деятельности; умение слушать и вступать


в   диалог;    участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем;   интегрироваться   в     группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

     планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

        разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  управление поведением партнѐра контроль, коррекция, оценка его действий;

   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребѐнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему.

Сделала вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.

На уроках в начальной школе невозможно избежать следующих УУД:

·         Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

·         Умение определить границы знания и незнания;

·         Простраивание алгоритма действий;

·         Определение и формулирование цели;

·         Выдвижение гипотез и их обоснование;

·         Построение логической цепи рассуждений;

·         Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;

·         Участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

·         Контроль, оценка и коррекция своей деятельности.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.

На уроке русского языка  в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил,  моделирование

На уроке литературного чтения происходит формирование всех видовУУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения  себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план).

Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования  приёмов решения  задач.

Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы.

        В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, пользоваться  различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим..

В значительную часть уроков   в учебник включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.

Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.
            Приёмы и задания, используемые для  формирования УУД.

Личностные УУД:

1. Психофизическая тренировка,  эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза …

2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.

3.Учащимся очень нравятся соревнования.

4. На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. 
Я почувствовал (а) … 
Я увидел (а) … 
Я улыбнулся (ась) … 
Я вспомнил (а) … 
Мне стало грустно … 
Я бы продолжил (а) написанное так

Регулятивные УУД.

  1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы.Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса.

3. При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка.

4. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса).

Познавательные УУД:

 1.Проблемное обучение.

 2. Проектное обучение

3. Педагогические игры

4. На уроках использую схемы-опоры для решения различных заданий.

 5. На уроках широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.

Коммуникативные УУД

1.Работа в парах или группах

2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения

3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

5.Упражнение«Повторяем с контролем».

Примеры заданий для формирования данных УУД:

Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или

выводятся через проектор основные идеи предстоящего  урока. 

 

Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию.

 

Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок.

 

«Кластер». Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии).

 

Овладение УУД при самопроверке

Важно , чтобы при самопроверке ребенок не просто находил и исправлял ошибки, но и постепенно овладевал таким УУД, как коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив  в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Коммуникативные УУД

Таким образом, используя на уроках в начальной школе перечисленные выше формы, методы, способы и виды работы, учитель обеспечивает формирование УУД, предусмотренные ФГОС НОО.

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; - готовность открыто выражать и отстаивать свою…

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; - готовность открыто выражать и отстаивать свою…

УУД. Структура универсальных учебных действий включает в себя:

УУД. Структура универсальных учебных действий включает в себя:

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы

К коммуникативным действиям относятся: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов — инициативное сотрудничество…

К коммуникативным действиям относятся: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов — инициативное сотрудничество…

Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач

Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач

Познавательные УУД: 1.Проблемное обучение

Познавательные УУД: 1.Проблемное обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2022