Формирование УУД в начальной школе.
Автор: Коварская Полина Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга
Эти странные три буквы «УУД», над формированием которых призывает нас работать Стандарт нового поколения, есть не что иное, как разносторонняя структура модели «Я и цель». Если представить все виды универсальных учебных действий в этой модели, то вот как можно было бы, на наш взгляд, «расшифровать» или классифицировать виды универсальных учебных действий:
- личностные (я вижу цель и хочу её достичь);
- регулятивные (я вижу цель и могу проложить маршрут, чтобы достичь её);
- познавательные (я вижу цель, могу проложить маршрут к ней и не боюсь трудностей, ожидающих на пути);
- коммуникативные (я вижу цель и у меня есть единомышленники).
Как же работать над формированием этих самых УУД? Распишем все поэтапно.
Начнем с подготовительного этапа, где учителю необходимо понаблюдать за поведением первоклассников на уроках, во внеурочной деятельности, на прогулке и в свободном общении. Можно провести небольшие психологические тесты, результаты которых помогут сделать предварительные выводы: кто уже показал себя лидером, кто может и умеет решать свои проблемы переговорами, а не кулаками и слезами, кто нацелен на получение новых знаний. Когда вы составили некую общую картину индивидуальных возможностей ваших учеников, тогда можно приступать к основной работе.
Первый этап - работа в парах постоянного состава. Начинать работу над данным этапом необходимо уже в первом классе. Ученикам, сидящим за одной партой, предлагается выполнить задание вместе. Это небольшие по объёму, несложные задания, одинаковые для всего класса. Порядок выполнения даётся учителем. Проверка коллективная вместе с учителем.
На втором этапе ученики в парах могут обсудить порядок выполнения задания без помощи учителя.
Следующий этап - работа в парах сменного состава. Дети сами выбирают задания и партнёра, производится взаимопроверка, затем проверка учителем совместно с учениками, работающими в паре.
После работы в парах можно переходить к работе в группе постоянного состава. Распределение ролей в группе и составление плана работы группы над заданием производит учитель. Задания одинаковые для всего класса. Проверка осуществляется вместе с учителем.
Следующей ступенью может быть также работа в группе постоянного состава, но задания разноуровневые, распределение ролей и составление плана работы над заданием обсуждается в группе под руководством капитана. Взаимопроверка и проверка осуществляется капитаном команды, могут быть использованы дополнительные источники.
И, наконец, работа в группе сменного состава, где дети сами выбирают членов команды и капитана, задания, дополнительные источники. Вся работа команды над заданием полностью самостоятельна, включая проверку и оценивание результата выполнения задания и работы команды.
Ниже представлены все вышеперечисленные виды, этапы или ступени работы над формированием УУД более подробно, с пояснениями и комментариями, а также принципы, особенности и преимущества работы в команде.
Работа в группах постоянного и сменного состава.
Выбор капитанов команд.
o Капитанов выбираем все вместе, сроком на одну неделю. Капитаном должен поработать каждый.
Выбор капитанами игроков в свою команду.
o Каждый капитан по очереди выбирает участников своей команды
Работа в парах постоянного и сменного состава.
Работа в группах постоянного и сменного состава.
Дежурство команд по различным видам деятельности на уроке.
o «Словари» - выбор дополнительной информации к уроку в различных словарях.
o «Компьютер» - все задания, которые выполняются в тетради, один из членов команды выполняет на компьютере. К моменту фронтальной проверки эти задания выводятся на большой экран для проверки и обсуждения ошибок.
o «Доска» - часть заданий член этой команды (или несколько человек по очереди) выполняют на обычной доске.
o «Класс» - общее дежурство по классу, включающее в себя и помощь учителю в раздаче дополнительных материалов к уроку или занятию.
o График дежурства команд составляем вместе на занятии «Информатика».
Игра «Объясни».
o Обсуждение выполнения задания в команде, выслушивание мнения каждого, выработка коллективного решения.
Игра « Цепочка».
o Выполнение заданий разного рода командой «по цепочке».
Игра «Учитель-ученик».
o «Учитель» получает карточку с несколькими заданиями разного уровня и ответами к ним. «Ученик» выбирает задание, выполняет его с подробным устным объяснением, получает оценку в свой личный рейтинг и переходит к другому «Учителю».
Игра «Ларец».
o Сбор информации по данному вопросу: «Знаю. Умею. Хочу узнать».
o Составление плана по сбору новой информации «Хочу узнать». Помощь учителя в составлении вопросов, который могут требовать как знаний, так и понимания и осмысления.
o Работа по «добыванию» новой информации в различных источниках.
Игра «Мозаика».
o Тема делится на части учителем. Каждая команда получает свою часть темы.
o Каждый участник команды получает свою часть подтемы.
o Помощь учителя в выборе источников информации и дополнительных материалов.
o Каждый участник команды объясняет свою часть темы в команде, отвечает на вопросы.
o Каждая команда представляет свою часть темы, отвечает на вопросы.
o Самопроверка и взаимопроверка.
o Фронтальная проверка. Каждый может задать любой вопрос по теме. И каждый может на него ответить.
Самопроверка и взаимопроверка в команде.
o При проверке могут использоваться дополнительные справочные материалы.
o Окончательная проверка в команде проводится капитаном.
Проверка капитаном.
o Капитан отвечает за всё!
Подведение итогов, подсчёт баллов.
o Каждое задание оценивается определённым количеством баллов. Это зависит от сложности задания. Каждый ученик знает, за что могут быть сняты баллы. После выполнения и проверки каждого задания ученики выписывают себе свой личный рейтинг, уточнённый капитаном команды. Затем команда подсчитывает свой общий рейтинг.
Рейтинг команд
o За несколько минут до окончания урока капитаны выписывают на карточке рейтинг своей команды и выстраиваются по порядку. Капитаны команд, занявших последние места, объясняют причину слабой работы команды.
o Записи в тетради заканчиваются фразой: «Я доволен (не доволен) своей командой. Всем спасибо!
Принципы работы в команде:
1. Ориентация на конечный результат.
2. Сотрудничество и взаимопомощь
3. Слушать и убеждать
4. Уважать себя и других
5. Договариваться и убеждать
6. Передача полученных знаний друг другу
7. Разнообразные и разноуровневые заданий
8. Отвечать за себя и за всех
Особенности работы в команде:
1. Организационные
a. Все могут общаться
b. Рабочий шум
c. Смена рабочего места
2. Дидактические
a. Ученики обучают друг друга
b. Полная самостоятельность
c. Сотрудничество
d. Разный уровень заданий и темп выполнения
e. Применение полученных знаний сразу после усвоения
3. Развивающие
a. Каждый учится рассуждать, убеждать, доказывать, отстаивать своё мнение
b. Каждый может выбрать задание по силам и по интересам
c. Каждый может попробовать выступить в роли как ученика, так и учителя.
4. Воспитательные
a. Работа на себя и на других
b. От успехов каждого зависит успех команды и класса в целом.
Итак, грамотно продумав и организовав пространство образования через поэтапную работу в парах, в группе, в команде, мы формируем, таким образом, те самые универсальные учебные действия, которые требует от нас Федеральный государственный образовательный стандарт. Модель «Я и цель» оправдана, если все вышеперечисленные принципы и особенности работы в команде служат достижению этой самой цели. Главным же преимуществом представленной нами работы является возможность учителя больше времени уделять индивидуальной работе с каждым учеником.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.