Средства наглядности на уроках русского языка
Оценка 4.6

Средства наглядности на уроках русского языка

Оценка 4.6
Документация
doc
русская литература +1
7 кл—11 кл
27.04.2020
Средства наглядности на уроках русского языка
В практике обучения русскому языку есть много различных средств, способствующих активизации внимания учащихся на уроке, помогающих творчески воспринимать грамматический материал.
Статья - Маматхалилова Н.М..doc

Средства наглядности на уроках русского языка

Маматхалилова Наргиза Мухтаровна

В практике обучения русскому языку есть много различных средств, способствующих активизации внимания учащихся на уроке, помогающих творчески воспринимать грамматический материал.

Большую помощь учителю могут оказать и самые простые средства наглядности. В данной статье показан опыт использования лишь некоторых из них.

Изучая тему «Первое склонение существительных», учитель вызывает к доске ученика, указывает на его руку и говорит: У Алишера чистая рука. Постановкой вопроса: «Какая у Алишера рука?» можно добиться повторения учащимися этого предложения, в котором слово рука употреблено в им.п. ед.ч. Затем учитель просит мальчика опустить руку и спрашивает: «Что сделал Алишер?» Дети отвечают «Алишер опустил руку» (вн.п.). Таким образом, проведя под руководством учителя подобное наблюдения, учащиеся составляют предложения: У Алишера чистая рука. Алишер опустил руку. Он провел пальцем по руке. Он махнул рукой. (Слайд 1)

При изучении темы «Второе склонение существительных» учитель показывает учащимся пенал и спрашивает: Что лежит на столе? Учащийся отвечают: На столе лежит пенал. Учитель кладёт карандаш около пенала и спрашивает: Где лежит карандаш? Ответ: Карандаш лежит около пенала. Затем кладёт карандаш в пенал и спрашивает: Куда я положил карандаш? Учащиеся составляют предложение: Я положил карандаш в пенал.  (Слайд 2)

Таким же путём изучается тема «Третье склонение существительных». Учитель показывает учащимся на ученика у которого висит медаль на груди, и спрашивает: Что на груди у спортсмена? Ответ: На груди у спортсмена медаль. Где написано «За первое место»? На медали написано «За первое место».

Чем награждаются спортсмены получившие первое место? Спортсмены получившие первое место награждаются золотой медалью.  (Слайд 3)

Далее, показывая цветные карандаши, учитель добывается употребления в речи учащимися существительных и согласованных с ними имён прилагательных.                                                                                                                  Например: Цветные карандаши лежат на столе (им.п. мн.ч.).                                                                               В коробке 10 цветных карандашей (р.п. мн.ч.).                                                          Эти цветные карандаши купил мне старший брат (в.п. мн.ч.).                                          Я давно мечтал о цветных карандашах (п.п. мн.ч.).                                                                      Цветным карандашам я очень обрадовался  (д.п. мн.ч.).                                                                   Цветными карандашами я пользуюсь на уроке изобразительного искусства  (т.п. мн.ч.)

Предложения записываются в тетради, определяются падеж, число существительного и прилагательного, выделяются окончания. (Слайд 4)

Чтобы учащийся запомнили закономерности видового словообразования и морфемные показатели видов глагола можно написать глаголами клеить, склеить, склеивать. Приставка и суффикс в этих словах выделяются. Задав вопрос: «Почему эти глаголы можно назвать родственными?», учитель добывается вывода о том, что эти глаголы роднит звуковая и смысловая близость. Учитель рисует на доске три ступеньки и говорит: «Эти три глагола мы должны расставить по ступенькам соответственно их росту. Глагол клеить самый маленький, так как у него нет ни приставки, ни суффикса. Его мы ставим на первую ступеньку. Глагол склеить длиннее глагола клеить, от которого он образован при помощи приставки. Этот глагол ставится на вторую ступеньку». Затем выясняется, почему глагол склеивать самый большой из них и занимает третью ступеньку.     

Вывод: на первой ступеньке стоит бесприставочный глагол, он несовершенного вида; вторую ступеньку занимает глагол совершенного вида, он образован от бесприставочного глагола несовершенного вида с помощью приставки; от приставочного глагола совершенного вида образован глагол несовершенного вида с помощью суффикса –ива, этот глагол стоит на третьей ступеньке.

                                   склеивать                                                                                             склеить                                  

   клеить

Правило правописания числительных можно целиком изобразить графически.                                  (Слайд 5)

    ь

 

ь

 
                                  40  

Благодаря чертежу учащийся запоминают простое правило: В числительных до сорока ь пишется в конце слова, а после сорока – в середине.

                                                (Слайд 6)

При изучении различных правил правописания слов целесообразно составлять таблицы совместно с учащимися. Например, правило правописания суффиксов –чик, –щик, можно зрительно изобразить следующим образом:                                                                               

проходчик                                                                                       разметчик                                                                                        рассказчик              после д, т, з, с, ж – суффикс  -чик                                           разносчик                                                                                       перебежчик                                                                                                                                                                                                                                  каменщик                                                                                                                                                                           наборщик            после остальных – суффикс  -щик                                        браковщик

                                   (Слайд 7)

Изготовление средств наглядности, использование их даёт возможность легче усвоить объясняемое правило. Учащиеся на уроке не остаются пассивными слушателями, а трудятся, думают и чувствуют себя участниками открытия изучаемого правило. Это обеспечивает устойчивость внимания, сознательность усвоения материала.   

         Составление таблиц по отдельным грамматическим темам в классе способствует формированию у учащихся сознательного усвоения материала. Ценность такой формы подачи изучаемого в том, что в видеопроекторе показывается учащимся лаконичная запись в виде таблицы:

     в –                                             из  –                

    на –                – о                       до  –                 – а 

    за –                                              с  – 

                            

При одном взгляде на эти схемы учащийся разу вспоминают существо правило и дает вывод: в наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о (влево, начисто, засветло); в наречиях с приставками из-, под-, с- на конце пишется а (издалека, досуха, снова) и т.д.

                                         (Слайд 8) 

Или определённым образом расположенный ряд слов:

                                       ПОЛ

                               ПОДПОЛ

                                       ПОЛОВИК

 (Слайд 9)


Средства наглядности на уроках русского языка

Средства наглядности на уроках русского языка

В коробке 10 цветн ых карандаш ей (р

В коробке 10 цветн ых карандаш ей (р

Благодаря чертежу учащийся запоминают простое правило:

Благодаря чертежу учащийся запоминают простое правило:

Слайд 8) Или определённым образом расположенный ряд слов:

Слайд 8) Или определённым образом расположенный ряд слов:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020