Урок русского языка в 7 классе "о-е после шипящей в наречиях"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 7 классе "о-е после шипящей в наречиях"

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русский язык
7 кл—11 кл
06.11.2021
Урок русского языка в 7 классе "о-е после шипящей в наречиях"
о-е после шипящей в наречиях 7 калсс.doc

Урок русского языка в 7-м классе по теме "Буквы О, Е после шипящих в конце наречий"

Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора написания О и Е  после шипящих на конце наречий, формировать навык написания данной орфограммы в разных частях слова.

Задачи урока:

Обучающие: отработка навыков правописания наречий на О и Е после шипящих.

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление,а также  внимание, логическое мышление; развивать орфографическую зоркость, речь, творческую активность уч-ся.

Воспитывающие: воспитывать интерес к урокам русского языка, пропаганда ЗОЖ.

Повторение: о, е после шипящих в корнях, суффиксах, окончаниях слов.

Оборудование: компьютер, презентация, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Лето», карточки с дидактическим материалом, схемы, учебник: М.Т. Баранов «Русский язык» 7 класс,  Просвещение, 2007.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.

Используемые технологии: сотрудничество, проблемное обучение, использование ИКТ, здоровьесберегающая.

План урока:

1.Организационный момент.  (1мин.)

2.Мотивационный момент.     (1мин.)

3.Повторение и систематизация изученного. (7 мин.)

4.Организация целеполагания. (2мин.)

5.Объяснение нового материала  (5мин.)

6.Формирование знаний и умений. (10 мин.)
а) работа по учебнику

7.Физкультминутка  (1мин.30 сек)
б) подбор к прилагательным однокоренных наречий с О-Е
в) замена наречий наречиями-синонимами  на О и Е.     

г) в записанных словах исправить ошибки.   

8. Гимнастика для глаз.(30 сек.)

9. Беседа о здоровом образе жизни. Сочинение-миниатюра «Наша классная лыжная прогулка» (13 мин.)

10. Организация домашнего задания. (2 мин.)

11.Рефлексия (2 мин.)

Ход урока.

1. Организационный момент (звучит музыка П.И.Чайковского «Лето»). (1мин.)

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку.

2. Мотивационный момент. (1мин.)

Зарядка для успешности: (1-2 слайды)

Пожелайте себе успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

3. Повторение и систематизация изученного. (7 мин.)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Дома вы повторяли правописание гласных О и Е после шипящих в разных частях речи.

Проверить, насколько добросовестно вы отнеслись к домашнему заданию позволит текст стихотворения вашего сверстника Жени Куклина.

Задание: Прочтите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните условия их выбора.(3 слайд)

Ш…рох шепчется с реч…нкой
Про мальчиш…к, про девч…нок,
Про стаж…ра, дириж…ра,
Ретуш…ра и ш…фера.
И про тех, кто был врач…м,
Кузнецом и скрипач…м,
Что на улице тепло,
Солнце светит горячо.
Речка слушать уж устала,
Посмеялась, убежала.

3 ученика у доски выписывают из текста слова с пропущенными орфограммами в разных частях слова, объясняя условия написания. (После каждого объяснения появляется  схема)

1 ученик  выписывает  слова с О-Е после шипящей в корне.

 шорох                              стажер

 шофер                             дирижер

                                          ретушер

Вывод:  В корне слова после шипящих пишется ё, а не о. (Исключения: крыжовник, шов, шорох, капюшон)
В иноязычных словах без ударения обычно пишется о: шофер, шоколад, жокей   

рис.1(4 слайд)

 

 

2 ученик  выписывает  слова с О-Е после шипящей в суффиксах.                                           

Вывод: в суффиксах существительных, прилагательных  после шипящих  в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

речонкой

мальчишек

девчонок

3 ученик выписывает слова с О-Е после шипящих в окончаниях.

врачом

скрипачом

 Вывод: в окончаниях имен существительных, прилагательных после шипящих  в ударном положении пишется гласная о, в безударном – е.

рис.3(5 слайд)

 

 

4 ученик  отвечает на вопрос: Какие 3 условия определяют выбор этой орфограммы?

(Вывод: часть речи, часть слова, ударение).

1.Прочитайте выразительно стихотворение и найдите слово другой части речи, написание которой зависит от шипящей.  (Горячо)

2.Какая это часть речи? (наречие)

4. Организация целеполагания. (2 мин.)

  1. Сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь. (6 слайд)
  2. Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать, чему научиться?(7 слайд)

5. Объяснение нового материала (проблемная ситуация) (5мин.)

а) Сравните: 

рис.4

В каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е?

рис.5Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о, в безударном – е.

(8 слайд)

 

 

б) Работа по учебнику.

- Сопоставьте собственную формулировку орфографического правила с § 40 стр.111

- Какие дополнительные сведения содержатся в § 40? (Наречие ещё исключение; после шипящего в суффиксе пишется гласная ё)

- Запишите анализируемые словосочетания в тетрадь, со словом-исключением составьте предложение.

6. Формирование знаний и умений. (10 мин.)

а) Самостоятельная работа. (работа по учебнику  упр.241)

(Спишите, обозначая изучаемую  орфограмму.)

Сильные учащихся составляют предложения с любыми из этих наречий.

б)Проверка выполненного задания.

Цель: научиться графически обозначать изучаемую орфограмму.

7. Физкультминутка  (1мин.30 сек.)

в)  Устная работа:

-  Подобрать к прилагательным однокоренные наречия с о, е после шипящих

  • Зовущий              - зовуще
  • Трепещущий       - трепещуще
  • Убеждающий      - убеждающе
  • Общий                  - общо
  • Торжествующий - торжествующе
  • Осуждающий       - осуждающе
  • Свежий                 - свежо
  • Захватывающий  - захватывающе
  • Завораживающий-завораживающе
  •  

 - Заменить наречия наречиями-синонимами, имеющими после шипящих на конце слова О или Е.

Взяться за дело усердно – хорошо;

Выполнить работу прекрасно – блестяще;

Любить сильно – горячо;

Говорить напевно – певуче;

Вести себя дерзко – вызывающе;

Смотреть неодобрительно – испытывающее;

Двигаться неловко -  неуклюже;

Цель: научить образовывать наречия на О-Е после шипящих и употреблять их в своей речи.

г) Найди ошибки!

Пропажой, ношой, певуче, неуклюжо, моржом, саранчей, стужой, свежо, тушонка, горячо, грушой, бережем, межвеженок, речонка, ещо, шопот, камышевый.

Цель: развивать орфографическую зоркость уч-ся.

8. Гимнастика для глаз. (30 сек.)

9. Беседа о здоровом образе жизни. «В здоровом теле – здоровый дух»

Сочинение - миниатюра «Наша классная лыжная прогулка». (13 мин.)

(Использование в сочинении наречий на О и Е после шипящих:

Свежо,блестяще,захватывающе,завораживающе,хорошо,вызывающе,завлекающе, горячо)

Чтение одного из сочинений.

10. Организация домашнего задания. (2 мин.)

Выучить орфографическое правило на стр.111, выполнить упражнение 242.

11. Рефлексия: (2 мин.)

  1. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
  2. Упражнение «Незаконченные предложения»:
    - Сегодня на уроке мы повторяли ….
    - Я узнал, что …
    - Я научился и никогда не сделаю ошибки в …
    - Я буду стараться …

 

 


Урок русского языка в 7-м классе по теме "Буквы

Урок русского языка в 7-м классе по теме "Буквы

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку

О-Е после шипящей в суффиксах.

О-Е после шипящей в суффиксах.

Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о , в безударном – е

Вывод: в суффиксах наречий после шипящих в ударном положении пишется о , в безударном – е

Выполнить работу прекрасно – блестяще;

Выполнить работу прекрасно – блестяще;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021