МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов»
Г.Петропавловск Камчатский
«Организация проектной деятельности на уроках математики».
Учитель математики: Почина А.С.
Содержание
1. Введение
· Из истории метода проекта.
· Метод проектов в современной педагогической практике.
2. Из опыта работы.
· Примеры проектов.
3. Критерии оценивания проекта. (Индивидуальная карта проектанта).
4. Школьники о проектной деятельности.
5. Список использованной литературы.
1. Введение.
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу. Однако каждая страница, написанная рукой Дьюи, излучает пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества. «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Так писал в 1918 г. один из основоположников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик.
С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали метод проектов — «наш метод школьной работы».
В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:
1) «проекты игр» — детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности. (Различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения и т. д.);
2) «экскурсионные проекты» — которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
3) «повествовательные проекты» — разрабатывая их, дети имели цель «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме».
4) «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.
В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за один первый год работы было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92 «конструктивных проекта»; 396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шестьюстами проектами единственная учительница этой школы.
На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала — «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим лет — «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.
Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:
1) отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
2) слабая разработанность методики проектной деятельности;
3) гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
4) сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».
В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности школьника через активные способы действия. Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Надо оговорить только, что условия применения метода проектов предполагают его использование как компонента системы образования наряду со сложившейся предметной классно-урочной системой. Учебная деятельность школьников обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе деятельностного и личностно ориентированного подходов в обучении, одним из путей реализации которых, является применение в обучении метода проектов.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта. Данный продукт обладает субъективной или объективной новизной и имеет практическую значимость. Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определенного потребителя. В процессы работы учащиеся вовлекаются в так называемую проектную деятельность, направленную на освоение профессионального опыта проектировщиков, конструкторов, дизайнеров, программистов и т. д. и овладение специальными умственными действиями и операциями.
Основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта:
1. Проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения.
2. Решаемая с его помощью проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно и теоретическое) значение.
3. Работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер.
4. Проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, при этом допускает изменения в процессе своего осуществления.
Итак, метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, учатся самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности. Как правило, учебный проект предполагает исследовательскую деятельность. Одна из его основных задач - осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем или сучителями. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками - все это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. При этом учитель выступает в обсуждении и принятии решений в качестве старшего товарища. С обучающей деятельности учителя акцент переносится на познавательную деятельность ученика: первый задает «пространство» возможных целей и путей их достижения, из которых второй выбирает те, что наиболее соответствуют его индивидуальности. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития учащихся.
Нередко проект призван интегрировать различные учебные предметы, поэтому ведущим их учителям необходимо создать собственную команду, которая определила бы его цели, выбрала тематику исследования и сроки проведения проекта. Скоординировать свою работу учителя-предметники должны еще на стадии его замысла. Объединение учителей в плодотворно работающие команды, приобщение учащихся к новым, нетрадиционным формам работы - длительный и сложный процесс. Вот почему учителям, только начинающим осваивать данный вид деятельности, не стоит браться сразу за масштабный проект. Сначала они могут попробовать организовать один или несколько мини-проектов в рамках своего предмета. В современной мировой и отечественной педагогике существуют несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности.
Основные этапы работы над проектом:
1. Выдвижение проблемы, компоненты которой требуют решения;
2. Обоснование актуальности темы;
3. Составление плана работы;
4. Поиск информации;
5. Этап исследования;
6. Презентация продукта.
2. Из опыта работы.
Опыт работы по применению метода проектов накоплен и в нашей школе. Работа по этому методу проводится с 1997года, сначала к нему прибегали во внеклассной работе и при подготовке к научно – практическим конференциям. Несмотря на некоторые трудности, на бытующее мнение о низкой эффективности метода при изучении математике, в 2019 г. я начала использовать этот метод и на своих уроках. Пошла по пути совмещения традиционного и личностно ориентированного подходов в обучении через включение элементов проектной деятельности в обычный урок. Вспомним, что научить никого нельзя, можно только научиться. Значит, надо организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Следовательно, нужно его заинтересовать, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты.
При изучении геометрии в старших классах можно выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Например, при изучении геометрии в X классе ведущей может стать тема «Многогранники», а в XI классе - «Круглые тела». Далее следует сформулировать темы, работа над которыми может проводиться как индивидуально, так и в группе и требует усвоения учащимися предусмотренных программой знаний и приобретения необходимого опыта. У учащихся технических и физико-математических классов наибольший интерес вызывают вопросы истории математики, прикладные аспекты, красоту математики они видят в необычных, неожиданных решениях проблем и предпочитают выполнение нестандартных, исследовательских заданий.
Темами проектов могут быть: «Многогранники в архитектуре и живописи», «Кристаллы - природные многогранники», «Симметрия многогранников», «Шар и сферическая поверхность у Евклида и Архимеда, «Выпуклые многогранники в линейном программировании», «Построение сечений многогранников», «Теорема Эйлера и ее применение к решению задач». «Многогранники в задачах (подборка задач олимпиадного характера, вступительных экзаменов в вузы, задач ОГЭ и ЕГЭ т.п.)» и многие другие.
Такие проекты носят выраженный исследовательский или прикладной характер. По характеру доминирующей деятельности учащихся они бывают:
• творческими (предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов);
• ролевыми (участники берут на себя те или иные роли, обусловленные содержанием проекта), например — мозговой штурм по теме «Различные методы решения задач»;
• игровыми (участники придерживаются определенной линии поведения в игровой ситуации);
• сценарными (проект «Природа говорит с нами языком математики»).
Очень благодарная в плане организации проектной деятельности школьников, развития их творческих способностей тема «Симметрия» и «Пропорция». Пропорциональность, симметрию и периодичность мы ощущаем везде. В музыке, архитектуре, живописи, кулинарии, медицине, природе. Какая большая возможность на уроке геометрии использовать репродукции Рафаэля, фотографии и картины, прекрасные образцы зодчества.
Уроки несут глубокую практическую направленность и, явно прослеживается связь математики с другими предметами, с жизнью.
Говоря о симметрии, ребята приносят в класс калейдоскоп, цветы, кружева, кристаллы. Весь класс разбивается на группы и выполняет мини - проекты, расписывают подносы и посуду; другие придумывают, опираясь на законы симметрии орнамент ковра; третьи «разрабатывают» современные материалы – линолеум, обои.
Аналогичные проекты можно подготовить и по другим темам например, по теме «Правильные многоугольники».
При подготовке к таким урокам я продумываю, как увязать изучаемый материал с интересами и субъективным опытом ученика. Тем, кто интересуется историей, даю возможность самореализоваться в проектах, связанных с историей открытия математических фактов. Это и история создания логарифмов, и захватывающая история неевклидовой геометрии, и задачи, связанные с именами исторических личностей (задача Наполеона, задачи Архимеда…). Ученикам, склонным к естественным наукам, даю задачи, требующие дополнительные знания в области физики, химии, биологии. Тем, кто любит литературу, даю возможность подготовить проект по темам «Литературные произведения глазами математика» или «Математические задачи в произведениях любимых авторов». Очень важно учесть интеллектуальные потребности каждой личности.
Пример мини- проекта:
Тема: Использование геометрических фигур в создании мозаичных рисунков.
Обоснование выбора темы: программы для изучения в режиме «метода проекта»; необходимость понимания значимости геометрических фигур.
Определение типа проекта: практико-ориентированный проект, межпредметный, групповой, краткосрочный.
Выявление междисциплинарных связей: разработка механизмов взаимодействия учащихся в составе временной творческой группы.
Межпредметные: математика, информатика, технология, изобразительное искусство.
Формирование проблемы: преобразование интерьера, моделирование мозаичного витража.
Планируемые результаты обучения:
ученик будет знать: что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; понятие «дизайн»; сведения о растровых изображениях и инструментах их составления.
ученик будет уметь:
1. изображать геометрические фигуры на плоскости;
2. распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры;
3. создавать растровые изображения;
4. изготавливать простые изделия с элементами мозаики для создания витража.
будет воспитывать в себе:
1. эстетический вкус, стремление к прекрасному;
2. коммуникабельность;
3. способность работать в команде;
4. дух сотрудничества;
5. проективное мышление.
Такая форма работы позволяет постепенно создавать для учащихся ситуацию успеха, они перестают чувствовать себя беспомощными. Личные достижения учащихся, в свою очередь, способствуют повышению их интереса к предмету. Стимулирует их желание участвовать в проектной деятельности. Обобщение решений некоторых задач часто приводит участников этих мини - проектов к необходимости углубленного изучения отдельных разделов математики. Это позволяет подготовить школьников к дальнейшему самостоятельному изучению математики и расширить их математический кругозор. Это так называемые «годичные проекты». Результатом могут являться выступления учащихся на научно – практических конференциях школьников.
Пример годичного проекта:
Тема : Замечательные кривые.
Обоснование выбора темы изучения в режиме «метода проекта»: Необходимость изучения вопросов геометрии, изучаемых с древних времен и актуальных в современной науке.
Определение типа проекта: практико-ориентированный проект,
Межпредметные: математика, информатика, история математики.
Формирование проблемы: Создание программ для изображения замечательных кривых.
Планируемые результаты обучения:
ученик познакомится с: языком программирования «Паскаль», историей изучения замечательных кривых. Узнает о, не изучаемых в школьном курсе геометрии, кривых второго порядка, конических сечениями, о полярных координатах.
ученик будет уметь:
1. изображать геометрические кривые на компьютере;
2. с помощью определенного интеграла по поверхности, находить площади фигур, ограниченных замечательными кривыми;
3. программировать;
будет воспитывать в себе:
1. эстетический вкус, стремление к прекрасному;
2. способность работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
3. проективное мышление.
Предметные персональные проекты приравниваются к сдаче экзамена. Главная опасность при выполнении исследовательского проекта – его превращение в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании. Но недостаточно изучить какие – либо работы и грамотно изложить их содержание. Проектант должен иметь собственную точку зрения, под которой он будет рассматривать реферируемые источники. Он должен не только изложить решение той или иной задачи, но предложить свое решение, показать лучшее, рациональное решение или разнообразие решений. Зачастую разработанные проекты используются на уроках. Пример проекта: «Замечательные точки и отрезки в треугольнике», «Многоугольники», разработанные выпускниками школы, они и сейчас используются на уроках геометрии 8, 9 классов. Иногда при дальнейшем изучении предмета проект обрастает новыми задачами и новыми возможностями их решать. Все это приучает учащихся к исследовательскому труду, учит работать с научной литературой, помогает им делать свои маленькие открытия. Год от года все больше моих учеников хотят принять участие в проектной деятельности. Они прикасаются к величайшему творению человеческой мысли «МАТЕМАТИКЕ». И понимают, что могут внести свой вклад в ее развитие.
Немаловажную роль в привитии навыков проектной деятельности играют элективные курсы, на которых ребята находят практическое применение науки. В седьмом классе при изучении элективного курса «Функции – просто, сложно, интересно», совместно с учителем информатики, осуществляется проект «Рисуем графиками функции флору и фауну Камчатки». При подготовке проекта ребята не только составляют формулы по графикам, но и работают в программе «Живая геометрия» и «EXSEI», изучают природу любимого края.
3. Критерии оценивания проекта.
В процессе работы над проектом основная задача педагога заключается в том, чтобы была реализована цепочка: от выбора темы проекта и формы его представления (индивидуальной или групповой) на основе сформировавшегося у учеников интереса до рефлексии по поводу полученных результатов. Я убеждена, что положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Изучив некоторые критерии оценивания проекта, я остановила свой выбор на разработанные П.С. Лернером, Е.С.Полат, И.Д.Чечель. Приоритет отдается рейтинговой, качественной оценке. Обязательное требование — включение промежуточного контроля и оценивания на всех этапах выполнения проекта. В роли экспертов могут выступать педагоги, одноклассники и сам проектант.
Перечислю составляющие оценки:
• Листы рефлексии: в процессе их написания учащиеся могут поразмышлять над тем, что дало выполнение этого учебного задания лично им, с какими сложностями они столкнулись в процессе работы над проектом; если были неудачи, то как избежать их в будущем, а если все прошло успешно, то каковы слагаемые успеха.
• Оценка выполнения и оформления работы: объема и полноты освещения решаемой проблемы; степени самостоятельности при выполнении проекта; аргументированности предлагаемых решений и выводов; качества оформления работы.
• Оценка защиты проекта: качества публичного выступления; культуры речи и манеры поведения; использования наглядных средств; ответов на вопросы учащихся и учителей; эрудиции.
Результаты поэтапной работы проектантов можно оценить (в баллах) на основе открытых критериев оценки (см. Индивидуальную карту проектанта).
4. Школьники о проектной деятельности.
По данным некоторых отечественных и зарубежных исследований:
· младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда
« становятся лучшими друзьями »;
· интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя;
· 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап;
· 32% — этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта;
· 12% — презентацию;
· по итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее;
· отвечая на вопрос о том, что нужно изменить в ходе подготовки проекта, 48% отмечают свою полную удовлетворенность; 17% предлагают сделать более глубокой презентацию проектов;
На вопрос « Чему удалось научиться в ходе работы над проектом? » школьники чаще всего дают следующие ответы:
· «распределять правильно время»;
· «анализировать собственные действия»;
· « презентовать результаты своего труда »;
· «доделывать все до конца»;
· «достигать поставленной цели»;
· «рассматривать тему с разных точек зрения».
Ответы учеников-проектантов на вопрос, «В какой форме лучше всего проводить презентацию проектов?» распределились следующим образом:
— 48% —в свободной форме;
— 18% —в форме продолжительной защиты;
— 12% —в форме деловой игры;
— 10% —в форме просмотра видеозаписей о ходе работы над проектами;
— 7% —в форме театрализации;
— 5% —другие ответы.
Как показывает опыт, деятельностный подход и метод проектов, применяемые в обучении, помогают решать задачи современной школы. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому ученику самостоятельно осваивать культурные ценности. Однако если все учителя по всем предметам (или даже по двум) сразу дадут учащимся проекты, то никакого позитивного результата достичь не удастся — это приведет к серьезным учебным перегрузкам. Справедлива оценка метода проектов, данная профессором В.В. Гузеевым: «Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее... Его следует использовать как дополнение к другим видам обучения» [1].
5. Список использованной литературы:
1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. —
М.: Сентябрь, 1996.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ , 2003.
4. Смирнова И.М. Профильная модель обучения математике // Математика в школе. — 1997. — № 1.
5. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. — 2003. - № 6.
6. Антонова Е.И. Проектная деятельность в старших классах. // Математика в школе. — 2001. — № 4.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.