1 урок.
Тема: Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»
Ход урока:
Организационный момент.
Готовность к уроку.
Кто присутствует/отсутствует.
Здравствуйте, меня зовут Кузнецова Виктория Сергеевна. Я буду вести у вас уроки изобразительного искусства.
На уроках изобразительного искусства в 7 классе вы познакомитесь с образно-выразительным языком конструктивных искусств - дизайна и архитектуры.
Перед нами лист бумаги. Пустое белое пространство, где ничего нет, где ничего не происходит — изобразительное бездействие. Для того чтобы начался «диалог», «разговор» между чем-то и чем-то, должна появиться сила, спорящая с безмолвием белого поля.
(Рис. Белого листа)
Этой силой может стать любое изображение — пятно или росчерк, прямоугольник или точка на белом поле. С их появлением и возникает диалог, даже конфликт, противостояние. Он рождается контрастом между чёрным и белым.
(Рис. Прямоугольника, росчерка. Точек)
Если изображения — прямоугольники, пятна, линии — расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность. Художественный инстинкт, заложенный в каждом из нас, требует преодоления хаоса, его упорядочения, создания совершенного порядка — гармонии. Достижение гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ.
Суметь уравновесить массы белого и чёрного значит решить важнейшую композиционную задачу. Существуют ли законы гармонии и правила построения композиций? И да и нет. С одной стороны, существуют точные расчёты, математически сформулированные в теории архитектурной композиции и применяемые в строительстве. С другой стороны, художники следуют не своду расчётов и законов, а собственной интуиции.
Пример поиска композиционной гармонии масс чёрного и белого
На рис. 1 чёрный прямоугольник явно меньше белого поля. Для достижения баланса нужно увеличить массу чёрного
На рис. 2 видно, что чёрное преобладает над белым и только на рис. 3 найдено некое равновесие масс чёрного и белого
Древние рассматривали мир как хаос. И главной задачей художника видели внесение в него порядка. Даже если на белом поле один прямоугольник, то человек, стремясь к равновесию чёрного и белого, интуитивно располагает его в центре листа. Центровая композиция — один из типов симметричного композиционного построения изображения.
Симметрия.
Приведённые ниже примеры объединяет то, что равновесие масс в них достигается как бы зеркальным отражением одной части другою. Такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой-либо другой оси, называется симметрией, а сама композиция — симметричной.
достижение гармонии по принципу симметрии.(рис.)
Казалось бы, в этих композициях, где чёрное пополам с белым или их строго выверенное чередование, — наибольшая гармония. Действительно, симметрия как бы уничтожает, снимает зрительное раздражение диспропорцией чёрного и белого и создаёт гармонию. Но какой ценой? Ценой исчезновения изобразительного конфликта. Композиции превращаются в орнамент. В них нет первостепенного и второстепенного, все элементы равнозначны. В результате возникает удручающее однообразие и композиционная монотонность.
Симметрия — это гармония, базирующаяся на математическом чувстве человека. Художественное чувство гармонии в человеке тесно связано с математическим чувством. Однако понятие художественного в гармонии шире её математической составляющей. Интуитивно-чувственное понимание гармонии заложено в природе человека и ведёт его к достижению прекрасного.
Симметричная и асимметричная композиции в природе и архитектуре
На рис. 1 чёрный прямоугольник расположен не по центру белого поля, отчего возникает раздражающее ощущение дисбаланса белого и чёрного, которое может быть преодолено добавлением второго прямоугольника.
Исходя из положения заданного прямоугольника, определяется место расположения второго прямоугольника (рис. 2). Оно будет там, где вы ощущаете наибольшую пустоту, «дыру» в белом пространстве.
Затем ищутся такие размеры второго прямоугольника, чтобы достичь наибольшего равновесия масс чёрного и белого. на рис. 3 он мал, на рис. 4 — явно велик. И лишь на рис. 5 достигнуто ощущение зрительного равновесия
В этих упражнениях решается задача достижения баланса масс в асимметричной композиции.
Если в симметричной композиции баланс и порядок элементов абсолютны, то в асимметричной они относительны. Зато в асимметричной композиции достижение гармонии не исключает композиционного напряжения и изобразительного конфликта.
Как бы удачно вы ни расположили второй прямоугольник, у вас может всё-таки остаться ощущение неуравновешенности белого и чёрного. Их большей сбалансированности можно достичь введением ещё одного элемента (а может быть, и не одного).
Практическая работа
Для закрепления пройденного материала предлагается выполнить следующую работу: на листе бумаги (или картоне) изобразить несколько прямоугольников различных цветов, размеров стараясь создать гармоничную композицию.
Для того чтобы вам было легче выполнить эту работу, обратитесь к произведениям известных художников – Эля Лисицкого «Проун» и Казимира Малевича «Супрематизм».
4. Анализ работ
Соответствие видам композиции (правильность выполнения, использование уместных геометрических фигур, творческая составляющая)
5. Домашнее задание
Подготовить сообщение о творчестве К.Малевича или привести в качестве примеров несколько картин этого художника.
6. Итог урока.
а) повторение терминов, изученных на уроке (композиция, гармония, глубинная и фронтальная композиция);
б) Подумайте, может ли композиция, выполненная из простых геометрических фигур стать произведением искусства?
В достижении гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу
В уравновешенности элементов в целом
И в том, и в другом
Да
Нет
С одной стороны существуют точные математические расчеты, с другой стороны художник действует согласно собственной интуиции.
Как хаос
Как гармонию
Как единство
Неточное повторение отдельных конструктивных элементов относительно оси
Изображение слева подобно изображению справа
И то, и другое
С литературой
С математикой
С музыкой
В симметричной
В ассиметричной
В динамической
Введение дополнительного элемента
Соединение всех композиционных элементов
Удаление лишних элементов
Из изобразительных элементов
Из пространства между элементами
Из всего перечисленного
С нотами
С паузой
С ритмом
Поверхностная
Глубинная
Вертикальная
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.