Основы композиции в конструктивных искусствах.
Оценка 4.7

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
изобразительное искусство
7 кл—11 кл
20.04.2022
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Конспект урока изобразительного искусства в 7 классе.
Основы композиции в конструктивных искусствах. 7 кл. (1 Ур).doc

 

1 урок.

Тема: Основы композиции в конструктивных искусствах.

 Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»

 

Ход урока:

Организационный момент.
Готовность к уроку.

Кто присутствует/отсутствует.

Здравствуйте, меня зовут Кузнецова Виктория Сергеевна. Я буду вести у вас уроки изобразительного искусства.

На уроках изобразительного искусства в 7 классе вы познакомитесь с образно-выразительным языком конструктивных искусств - дизайна и архитектуры.

 

Перед нами лист бумаги. Пустое белое пространство, где ничего нет, где ничего не происходит — изобразительное бездействие. Для того чтобы начался «диалог», «разговор» между чем-то и чем-то, должна появиться сила, спорящая с безмолвием белого поля.

(Рис. Белого листа)

Этой силой может стать любое изображение — пятно или росчерк, прямоугольник или точка на белом поле. С их появлением и возникает диалог, даже конфликт, противостояние. Он рождается контрастом между чёрным и белым.

(Рис. Прямоугольника, росчерка. Точек)

Если изображения — прямоугольники, пятна, линии — расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность. Художественный инстинкт, заложенный в каждом из нас, требует преодоления хаоса, его упорядочения, создания совершенного порядка — гармонии. Достижение гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ.

Суметь уравновесить массы белого и чёрного значит решить важнейшую композиционную задачу. Существуют ли законы гармонии и правила построения композиций? И да и нет. С одной стороны, существуют точные расчёты, математически сформулированные в теории архитектурной композиции и применяемые в строительстве. С другой стороны, художники следуют не своду расчётов и законов, а собственной интуиции.

Пример поиска композиционной гармонии масс чёрного и белого

 

На рис. 1 чёрный прямоугольник явно меньше белого поля. Для достижения баланса нужно увеличить массу чёрного

На рис. 2 видно, что чёрное преобладает над белым и только на рис. 3 найдено некое равновесие масс чёрного и белого

Древние рассматривали мир как хаос. И главной задачей художника видели внесение в него порядка. Даже если на белом поле один прямоугольник, то человек, стремясь к равновесию чёрного и белого, интуитивно располагает его в центре листа. Центровая композиция — один из типов симметричного композиционного построения изображения.

Симметрия.

Приведённые ниже примеры объединяет то, что равновесие масс в них достигается как бы зеркальным отражением одной части другою. Такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой-либо другой оси, называется симметрией, а сама композиция — симметричной.

достижение гармонии по принципу симметрии.(рис.)

Казалось бы, в этих композициях, где чёрное пополам с белым или их строго выверенное чередование, — наибольшая гармония. Действительно, симметрия как бы уничтожает, снимает зрительное раздражение диспропорцией чёрного и белого и создаёт гармонию. Но какой ценой? Ценой исчезновения изобразительного конфликта. Композиции превращаются в орнамент. В них нет первостепенного и второстепенного, все элементы равнозначны. В результате возникает удручающее однообразие и композиционная монотонность.

Симметрия — это гармония, базирующаяся на математическом чувстве человека. Художественное чувство гармонии в человеке тесно связано с математическим чувством. Однако понятие художественного в гармонии шире её математической составляющей. Интуитивно-чувственное понимание гармонии заложено в природе человека и ведёт его к достижению прекрасного.

Симметричная и асимметричная композиции в природе и архитектуре

 

На рис. 1 чёрный прямоугольник расположен не по центру белого поля, отчего возникает раздражающее ощущение дисбаланса белого и чёрного, которое может быть преодолено добавлением второго прямоугольника.

Исходя из положения заданного прямоугольника, определяется место расположения второго прямоугольника (рис. 2). Оно будет там, где вы ощущаете наибольшую пустоту, «дыру» в белом пространстве.

Затем ищутся такие размеры второго прямоугольника, чтобы достичь наибольшего равновесия масс чёрного и белого. на рис. 3 он мал, на рис. 4 — явно велик. И лишь на рис. 5 достигнуто ощущение зрительного равновесия

В этих упражнениях решается задача достижения баланса масс в асимметричной композиции.

Если в симметричной композиции баланс и порядок элементов абсолютны, то в асимметричной они относительны. Зато в асимметричной композиции достижение гармонии не исключает композиционного напряжения и изобразительного конфликта.

Как бы удачно вы ни расположили второй прямоугольник, у вас может всё-таки остаться ощущение неуравновешенности белого и чёрного. Их большей сбалансированности можно достичь введением ещё одного элемента (а может быть, и не одного).

 

Практическая работа

Для закрепления пройденного материала предлагается выполнить следующую работу: на  листе бумаги (или картоне) изобразить несколько прямоугольников различных цветов, размеров стараясь создать гармоничную композицию.

Для того чтобы вам было легче выполнить эту работу, обратитесь к произведениям известных художников – Эля Лисицкого «Проун» и Казимира Малевича «Супрематизм».

 

4.     Анализ работ

Соответствие видам композиции (правильность выполнения, использование уместных геометрических фигур, творческая составляющая)

5.     Домашнее задание

Подготовить сообщение о творчестве К.Малевича или привести в качестве примеров несколько картин этого художника.

6.     Итог урока.

а) повторение терминов, изученных на уроке (композиция, гармония, глубинная и фронтальная композиция);

б) Подумайте, может ли  композиция, выполненная из простых геометрических фигур стать произведением искусства?

1. В чем заключается суть композиции?

В достижении гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу

В уравновешенности элементов в целом

И в том, и в другом

2. Существуют ли законы гармонии и правила построения композиций?

Да

Нет

С одной стороны существуют точные математические расчеты, с другой стороны художник действует согласно собственной интуиции.

3. Как воспринимали мир древние люди с точки зрения композиции?

Как хаос

Как гармонию

Как единство

4. Что характерно для симметрии?

Неточное повторение отдельных конструктивных элементов относительно оси

Изображение слева подобно изображению справа

И то, и другое

5. С какой наукой можно сравнить симметрию?

С литературой

С математикой

С музыкой

6. В каком типе композиции баланс и порядок элементов относительны?

В симметричной

В ассиметричной

В динамической

7. Что в ассиметричной композиции помогает достичь динамического равновесия?

Введение дополнительного элемента

Соединение всех композиционных элементов

Удаление лишних элементов

8. Из чего состоит композиция?

Из изобразительных элементов

Из пространства между элементами

Из всего перечисленного

*9. С каким музыкальным явлением можно сравнить пустоты и пространства между элементами композиции?

С нотами

С паузой

С ритмом

*10. Как называется композиция, в которой прямоугольники расположены под углом к краю поля и как бы уходят в глубь?

Поверхностная

Глубинная

Вертикальная

 

 

 

 

 

 


Тема: Основы композиции в конструктивных искусствах

Тема: Основы композиции в конструктивных искусствах

Центровая композиция — один из типов симметричного композиционного построения изображения

Центровая композиция — один из типов симметричного композиционного построения изображения

Для закрепления пройденного материала предлагается выполнить следующую работу: на листе бумаги (или картоне) изобразить несколько прямоугольников различных цветов, размеров стараясь создать гармоничную композицию

Для закрепления пройденного материала предлагается выполнить следующую работу: на листе бумаги (или картоне) изобразить несколько прямоугольников различных цветов, размеров стараясь создать гармоничную композицию

С математикой С музыкой 6.

С математикой С музыкой 6.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2022