Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ
Оценка 4.8

Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ

Оценка 4.8
Занимательные материалы +3
docx
естествознание +1
Детсад—5 кл
11.02.2020
Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ
Практическая значимость данной методической разработки определяется тем, что разработанные интерактивные задания могут быть рекомендованы для использования в практической работе педагогов начальной ступени обучения.
Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ.docx

Частное общеобразовательное учреждение Юнион

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Тема разработки:

Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ

 

 

    Автор, разработчик, составитель: Судакова Вита Юрьевна

Учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2019

Введение

Современный образовательный процесс направлен на воспитание творческой, самостоятельной и ответственной личности, имеющей активную жизненную позицию. Для воспитания такой личности педагогический процесс должен быть организован определенным образом, должен соответствовать современным требованиям. Очень важно внедрять личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, формировать правильное мировоззрение и мироощущение с самого начала обучения ребенка в школе. Именно в начальной школе закладывается фундамент для дальнейшего научного взгляда на окружающий мир, а также формируются следующие умения: устанавливать причинно-следственные связи; выявлять характерные признаки и особенности различных фактов, предметов и явлений; обобщать и систематизировать полученные знания. Соответственно, с первых ступеней обучения необходимо формировать правильные (соответствующие реальности) представления у обучающихся об окружающем их мире, это является основой для формирования их дальнейших научных взглядов.

Еще одной задачей современного образование является формирование у обучающихся способности объективно интерпретировать и перерабатывать различного рода информацию. Ведь современный человек постоянно окружен потоками информации. По словам академика А.П. Семенова, «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы».

При нынешней доступности теле- и интернет коммуникаций дети начальной ступени обучения получают огромное количество различной информации, но, в силу своего возраста, редко способны грамотно и правильно отфильтровывать поступающую информацию. И поэтому у большого процента поступающих в школу и обучающихся в начальной школе детей имеются довольно субъективные, порою кардинально отличающиеся друг от друга, представления о природе, ее объектах и явлениях. Просвещению в области естествознания в начальной школе уделяется много внимания, особенно при освоении  учебного курса «Окружающий мир», занимающего особое место в системе начального обучения. Данный курс объединил такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание», поэтому его изучение в начальной школе благоприятно влияет на развитие личности ребенка.

Однако во время освоения данного учебного курса приходится довольно часто сталкиваться с проблемой наличия у обучающихся далеких от научных представлений о реальной картине окружающего мира. Естественно, данная проблема оказывает значительное влияние на восприятие и освоение учебного материала, а также искажает умение адекватно устанавливать связи между различными объектами и явлениями. Если обратиться к Я-концепции, то можно выделить нижеследующие функции представлений в жизни человека: формирование отношения к самому себе, к окружающим, а также к различного рода деятельности;  мотивация на выбор определенной модели поведения и рода деятельности; формирование отношения к прошедшему, настоящему и будущему; регулирование человеческих отношений; формирование определенных качеств личности, а также моральных и духовных ценностей. Соответственно, очень важно формировать именно научные представление, иначе может начаться процесс искажения реальной картины мира, который может привести к потери объективности самооценки личности и даже к выбору нежелательной, социально-неблагоприятной модели поведения.

Актуальность выбранной темы обусловлена противоречиями педагогической теории и практики между содержательной линией утвержденной образовательной программой учебного курса «Окружающий мир» и реально существующей картиной уровня сформированности определенных представлений о природе младших школьников под действием окружающей информационной среды.

Цель: использование современных педагогических технологий при формировании верных представлений о природе младших школьников в рамках формирования функциональной грамотности.

Задачи:

- проанализировать имеющуюся методическую литературу по данному вопросу;

- проанализировать наиболее распространенные природоведческие заблуждения;

- разработать интерактивные задания, направленные на процесс формирования верных представлений о природе младших школьников;

- анализ эффективности применения разработанных заданий.

Практическая значимость данной методической разработки определяется тем, что разработанные интерактивные задания могут быть рекомендованы для использования в практической работе педагогов начальной ступени обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Как таковой, проблеме заблуждений школьников, сформировавшихся под вилянием современного информационного поля, внимание обычно не уделяется. Тем не менее, учить детей ориентироваться в стремительном потоке информации, уметь выделять главное и отделять правду от вымысла необходимо.

Учебный курс “Окружающий мир” направлен на формирование объективных представлений о природе. Однако программа данного курса не предусматривает определенное содержание образования, которое было бы посвящено формированию научных представлений школьников именно в тех областях, в которых чаще всего встречаются ошибочные представления, сформированные под влиянием различных информационных потоков, окружающих современных детей.

В ходе работы над данной проблемой, оказалось, что в педагогической среде крайне мало внимания уделено формированию научных представлений младших школьников о природе, ее предметах и явлениях в случаях наличия ошибочных представлений, основанных на неверно представленной картине мира, описанной в сказках, книгах, транслируемой в разнообразных мультфильмах, фильмах и др., и в том числе представленной в открытом доступе на просторах интернета.

Почему же у детей так активно откладывается подобная недостоверная информация? По данным ученых, среднестатистический человек усваивает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Как гласит английская пословица: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». Можно сделать вывод, что использование различных наглядных материалов значительно повышает качество процесса формирования научных представлений.

У обучающихся младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление.  Как писал великий педагог К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Именно поэтому развитие научного технического процесса напрямую отразилось на современном процессе образования. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательных учреждениях стало повсеместным. Использование на уроках различных интерактивных приложений, мультимедийных презентация, образовательных онлайн-платформ, обучающих фильмов и др. стало неотъемлемой частью любого современного урока. Обучение на уроках, сопровождаемых ИКТ, становится более увлекательным, позволяет школьникам усвоить больший объем материала, о чем свидетельствуют многие исследовательские работы.  Например, Л. А. Венгер научно доказывает, что для интеллектуального развития ребенка необходимо применение компьютера. В работах С. Дастмана, Б. И. Гольдштейна и др. можно найти подтверждение того, что ИКТ способствуют развитию памяти, моторики, внимания, а также эффективности усвоения учебного материала.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что формирование научных представлений о природе младших школьников играет огромную роль в дальнейшем их развитии и становлении их мировоззрения, выбора деятельности и модели поведения. Для формирования данных представлений эффективнее всего использование современных средств ИКТ.

На первом этапе работы мною были проанализированы наиболее часто встречаемые в окружающей нас информационной среде заблуждения о природных объектах и явлениях. Далее на основании данных заблуждений был проведен опрос обучающихся в начальной школе. Результаты опроса показали высокий процент подверженности заблуждениям среди младших школьников. В связи с этим возникла проблема: как бороться с данными заблуждениями, если программа учебного курса «Окружающий мир» не предусматривает коррекцию именно таких ошибочных представлений, соответственно, на уроках недостаточно времени на работу по данному направлению. Я посчитала наиболее продуктивным способом решения данной проблемы создание специализированных интерактивных заданий для учебного курса «Окружающий мир», позволяющих исправить эту ситуацию и сформировать верные представления о природе, необходимые для целостного развития личности младшего школьника.

Сегодня педагоги активно используют такие современные технологии, как интерактивные приложения, мультимедийные презентации, образовательные онлайн-платформы. Исходя из актуальности проблемы, разработаны задания, способствующие формированию правильных представлений о природе у младших школьников. Для этого было выбрано приложение LearningApps.org.  Конструктор интерактивных заданий LearningApps.org позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Он является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступными. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Ценность этого приложения в его интерактивности, благодаря которой выполнение заданий для младших школьников является процессом не только познавательным, но и интересным и разнообразным. Learning Apps позволяет реализовать различные виды интерактивных учебных элементов. Ознакомиться с разработанными нами заданиями можно, перейдя по ссылке http://learningapps.org/user/Вита Юрьевна (код9812). Отличительной особенностью курса является наличие в нем платформы для воплощения межпредметных связей изучаемых в начальной школе дисциплин.

С помощью данной платформы мною было разработано 8 заданий.

1.      «В мире растений» (Найди пару)

Ребенок должен перетащить картинку к верному слову. Если он соединил пару правильно, она исчезает, если нет – вокруг пары появляется красная рамка, и ребенок пробует соединить по-другому. Когда все сделано правильно, появляется картинка:

Цель: формирование природоведческих представлений о разделении растений на группы.

Также с помощью этого задания дети узнают, что банан — это трава. Конечно, не та, что растёт на газонах, а гигантская, достигающая в высоту от 5-6 до 15 м.

2.      «Ох уж эти ежики» (Распределить высказывания на верные или неверные)

В данном задании ребенок распределяет утверждения. Распределив, нажимает на кнопку проверки. Если он где то ошибся, это утверждение выделяется красным цветом, и ученик пробует снова.

Цель: формирование природоведческих представлений о семействе ежовых.

В этом задании развеиваются сразу несколько мифов о ежиках, а так же дети узнают и новые факты о них.

3.      «Кто и что» (Игра парочки)

Пары: изображение кита – млекопитающее

           Изображение ежа – хищник

           Изображение помидор – ягода

Цель: формирование природоведческих представлений о классификации некоторых природных объектов.

После выполнения задания проводится беседа о том, что ботаника называет плоды томата ягодами, потому что они под тонкой кожицей скрывают мясистую мякоть с косточками.

4.      «Пчелы, осы и шмели» (Классификация)

В данном задании нужно распределить различные данные о насекомых.

Цель: формирование природоведческих представлений о некоторых перепончатокрылых насекомых.

В этом задании есть и про жало, и про поведение при виде этих насекомых, а также другая полезная информация о них.

5.      «Правда или выдумка» (Кто хочет стать миллионером)

Это задание содержит 6 вопросов, каждое из заданий направлено на определение достоверной информации о различных животных.

Цель: формирование природоведческих представлений о некоторых животных.

После выполнения данного задания обязательно проводится рефлексия.

6.      «Летучие мыши» (Заполни пропуски)

Цель: формирование природоведческих представлений о летучих мышах.

7.      «Собаки» (Заполни пропуски)

Цель: формирование природоведческих представлений о семействе собачьих.

8.      «Молния» (Пазл Угадай-ка)

В данном задании сверху есть 4 категории, нужно выбирать категорию и нажимать на тот кусочек пазла, высказывание на котором подходит к этой категории. В случае правильного выбора пазл исчезает и открывает часть картинки.

В результате открывается видео «Как возникает гроза»

Цель данного задания – формирование природоведческих представлений о таких природных явлениях, как гром и молния.

Данные задания использовались раз в неделю на уроках «Окружающего мира» как познавательные пятиминутки, после чего проводилась обязательная рефлексия полученной из задания информации.

Преимущества заданий:

- задания направлены конкретно на коррекцию определенных неверных представлений о природе, а, соответственно, имеют прямое воздействие и на формирование верных природоведческих представлений;

- за счет красочности и интерактивности задания вызывают большой интерес у обучающихся;

- выполнение задания рассчитано не отнимает много времени, соответственно, не успевает надоесть детям;

- разнообразие форм представления задания также способствует неугасанию интереса обучающихся к заданиям.

По результатам применения данных заданий на уроках повторно был проведен опрос, который показал значительное снижение уровня подверженности заблуждениям о природе младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Представления играют огромную роль в дальнейшем развитии и становлении личности младшего школьника. Правильные представления о природе являются фундаментом для дальнейшего восприятия и понимания мира.

У младших школьников доминирующим является наглядно-образное мышление. Поэтому очень важно при работе в начальной школе использовать различные наглядные пособия. Наиболее доступными и разнообразными в таком случае являются информационно-коммуникационные технологии.

Наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе.-М. : Гуманитарный изд. центр: ВЛАДОС,2004.-240с.

2.Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.

3. Клепенин, С.В. Рефератик.Ру «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей» [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-201730.html 11.10.2015

4. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.-М.: Просвещение, 1990.-192с.

5. Семенова, А.П. Информационно-коммуникационные технологии [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://900igr.net/prezentacija/informatika/povyshenie-effektivnosti-obuchenija-cherez-primenenie-ikt-i-interneta-74807/opredeljajuschim-v-moej-rabote-stalo-vyskazyvanie-akademika-a.p.semjonova-9.html 21.05.2017

6.Сидельновский А. Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. - 1987.

7. Яхъяева, О. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/12/18/pedagogicheskiy-proekt-ispolzovanie-informatsionno

 

 

 

 

Приложение

1.     «В мире растений» (Найди пару)

https://pp.userapi.com/c848416/v848416980/94865/02rZ8-Fn408.jpghttps://pp.userapi.com/c849028/v849028980/9e9ed/GtMSSvm-gQk.jpg

 

2.      «Ох уж эти ежики» (Распределить высказывания на верные или неверные)

https://pp.userapi.com/c847221/v847221071/10faa6/LeQNvA8yqOo.jpg

https://pp.userapi.com/c846020/v846020071/10edab/L6R96kZkIVg.jpg

 

 

 

3.      «Кто и что» (Игра парочки)

https://pp.userapi.com/c850732/v850732539/27590/w-ONqbBjd7k.jpg

Пары: изображение кита – млекопитающее

           Изображение ежа – хищник

           Изображение помидор – ягода

Также при правильном выполнении появляется надпись с похвалой.

После выполнения задания проводится беседа о том, что ботаника называет плоды томата ягодами, потому что они под тонкой кожицей скрывают мясистую мякоть с косточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     «Пчелы, осы и шмели» (Классификация)

https://pp.userapi.com/c845218/v845218071/1138b7/H0MTGxoOx4U.jpg

https://pp.userapi.com/c849420/v849420071/9995a/0TbNiVWrTvI.jpg

5.      «Правда или выдумка» (Кто хочет стать миллионером)

https://pp.userapi.com/c846523/v846523071/10d6c3/_Qxp6uh6vkk.jpg

https://pp.userapi.com/c851120/v851120539/26a6a/72lK0z_pJZU.jpg

https://pp.userapi.com/c850736/v850736851/27954/NmMjyRh5hTc.jpg

https://pp.userapi.com/c851224/v851224851/25f93/S-v8rwmItks.jpg

 

https://pp.userapi.com/c851436/v851436851/2867a/7u3LadT0_2k.jpg

https://pp.userapi.com/c846522/v846522118/117292/LPtcC_D078w.jpg

https://pp.userapi.com/c851428/v851428851/29b31/YjydBnsK8_4.jpg

6.      «Летучие мыши» (Заполни пропуски)

https://pp.userapi.com/c845321/v845321532/115b86/zxDgiRJ6jg4.jpg

https://pp.userapi.com/c847217/v847217532/109a90/DtikNVwIUD4.jpg

https://pp.userapi.com/c844721/v844721532/115cbb/upbvVDfEYOw.jpg

https://pp.userapi.com/c851532/v851532122/2a177/PW1Sx2Aie6k.jpg

https://pp.userapi.com/c846220/v846220532/1123b3/x8KpbVlYp78.jpg

 

7.     «Собаки» (Заполни пропуски)

https://pp.userapi.com/c850020/v850020532/93544/Wh_6PjUEwkM.jpg

https://pp.userapi.com/c831508/v831508532/1b9361/OcK_QRZ4kSY.jpg

8.     «Молния» (Пазл Угадай-ка)

https://pp.userapi.com/c850228/v850228532/513a9/fHgNMSEo2Ok.jpg

https://pp.userapi.com/c851132/v851132122/274f2/ifl1sVm-wjU.jpg

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Частное общеобразовательное учреждение

Частное общеобразовательное учреждение

Введение Современный образовательный процесс направлен на воспитание творческой, самостоятельной и ответственной личности, имеющей активную жизненную позицию

Введение Современный образовательный процесс направлен на воспитание творческой, самостоятельной и ответственной личности, имеющей активную жизненную позицию

Просвещению в области естествознания в начальной школе уделяется много внимания, особенно при освоении учебного курса «Окружающий мир», занимающего особое место в системе начального обучения

Просвещению в области естествознания в начальной школе уделяется много внимания, особенно при освоении учебного курса «Окружающий мир», занимающего особое место в системе начального обучения

Цель: использование современных педагогических технологий при формировании верных представлений о природе младших школьников в рамках формирования функциональной грамотности

Цель: использование современных педагогических технологий при формировании верных представлений о природе младших школьников в рамках формирования функциональной грамотности

Основная часть Как таковой, проблеме заблуждений школьников, сформировавшихся под вилянием современного информационного поля, внимание обычно не уделяется

Основная часть Как таковой, проблеме заблуждений школьников, сформировавшихся под вилянием современного информационного поля, внимание обычно не уделяется

Именно поэтому развитие научного технического процесса напрямую отразилось на современном процессе образования

Именно поэтому развитие научного технического процесса напрямую отразилось на современном процессе образования

Я посчитала наиболее продуктивным способом решения данной проблемы создание специализированных интерактивных заданий для учебного курса «Окружающий мир», позволяющих исправить эту ситуацию и сформировать верные представления…

Я посчитала наиболее продуктивным способом решения данной проблемы создание специализированных интерактивных заданий для учебного курса «Окружающий мир», позволяющих исправить эту ситуацию и сформировать верные представления…

С помощью данной платформы мною было разработано 8 заданий

С помощью данной платформы мною было разработано 8 заданий

После выполнения задания проводится беседа о том, что ботаника называет плоды томата ягодами, потому что они под тонкой кожицей скрывают мясистую мякоть с косточками

После выполнения задания проводится беседа о том, что ботаника называет плоды томата ягодами, потому что они под тонкой кожицей скрывают мясистую мякоть с косточками

Данные задания использовались раз в неделю на уроках «Окружающего мира» как познавательные пятиминутки, после чего проводилась обязательная рефлексия полученной из задания информации

Данные задания использовались раз в неделю на уроках «Окружающего мира» как познавательные пятиминутки, после чего проводилась обязательная рефлексия полученной из задания информации

Заключение Представления играют огромную роль в дальнейшем развитии и становлении личности младшего школьника

Заключение Представления играют огромную роль в дальнейшем развитии и становлении личности младшего школьника

Список литературы 1.Аквилева

Список литературы 1.Аквилева

Приложение 1. «В мире растений» (Найди пару) 2

Приложение 1. «В мире растений» (Найди пару) 2

Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ

Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ

Кто и что» (Игра парочки) Пары: изображение кита – млекопитающее

Кто и что» (Игра парочки) Пары: изображение кита – млекопитающее

Пчелы, осы и шмели» (Классификация)

Пчелы, осы и шмели» (Классификация)

Правда или выдумка» (Кто хочет стать миллионером)

Правда или выдумка» (Кто хочет стать миллионером)

Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ

Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ

Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ

Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ

Летучие мыши» (Заполни пропуски)

Летучие мыши» (Заполни пропуски)

Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ

Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ

Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ

Формирование верных представлений о природе младших школьников средствами ИКТ

Собаки» (Заполни пропуски)

Собаки» (Заполни пропуски)

Молния» (Пазл Угадай-ка)

Молния» (Пазл Угадай-ка)
Скачать файл