Этап формирования понятия пространства собственного тела - чрезвычайно важный этап формирования познавательной сферы ребенка в целом, поскольку является базисным для дальнейшего развития речемыслительной деятельности. Работа над схемой лица, а в дальнейшем и всего тела позволяет овладеть не только пониманием структуры своего тела и словами, обозначающими его отдельные части и их пространственные взаимоотношения, но и перенести эту схему в образный план. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о вертикали (Семаго Н.Я.): выше, ниже, над, под, между. Также ребенок закрепляет свои представления не только о таких категориях как части тела, части лица, но и расширяет свой словарный запас (пассивный, а потом и активный).
Схема тела как базисный уровень пространственных представлений ребенка в норме начинает свое формирование на самых ранних этапах развития — первом году жизни. Естественно, что в этом возрасте формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения языкового развития, а посредством врожденных когнитивных схем, дифференцируется и «корректируется» получением различного рода ощущений, идущих от собственного тела и, безусловно, в процессе взаимодействия со взрослым. Нормативно элементарное знание схемы собственного тела, в частности, лица, демонстрируют дети уже к полутора годам в виде показа частей лица и отдельных частей тела в ответ на вопрос взрослого: «Где у нас глазки?» и т. п. Чуть позже ребенок переносит свои знания именно о частях лица на куклу, другого человека, точно также показывая их.
При этом, безусловно, ребенок не вербализует, то есть не называет, где находится та или иная часть лица (тела) — максимум, что он может сказать — это «тут», «вот». То есть формирование представлений о собственном теле в онтогенезе совершенно естественно значительно опережает вербализацию (называние) этих представлений.
Однако, нормативно уже ближе к 2,5 годам в речи ребенка наряду с обобщенными, вмещающими множество объектов, появляются и более «конкретные» единично-пространственные обозначения местонахождения предметов в пространстве: «положи в чашку», «дай в руку», «на ноге», «на столе». Эти обозначения возникают вначале по отношению к самому себе и лишь потом переносятся на «внешние» предметы: «в чашке», «на столе» и т. п. Параллельно с этим (ближе к трем годам) ребенок уже может вербально охарактеризовать относительное расположение двух объектов. Вначале это происходит по отношению к вертикальной оси (плоскости) собственного тела. Например, «носик — выше рта», «животик выше ножек». Вначале ребенок может произвести подобные заключения, если видит свое отражение (в зеркале), и лишь позже — видя какую-либо картинку с изображением человека или куклы. Таким образом, ребенок вначале овладевает наиболее «множественными» пространственными представлениями, а в дальнейшем начинает дифференцировать их как единичные конкретные по отношению к определенному предмету, принятому за своеобразную «точку отсчета» (над бровями, под столом и т. п.)
Рекомендации родителям для формирования у малыша понятия собственного тела:
1. На первом этапе рекомендуется включение глубокой чувствительности. Можно рекомендовать при укладывании ребенка спать мягко, медленно сжимать части тела и называть их, начиная с пяток и далее выше. Сопровождая телесные игры с ребенком пестушками, потешками, приговорками.
2. Далее будут полезны ритмичные игры в одном темпе (раскачивание в гамаке, на мяче).
3. Игра «Мойдодыр». Для этого вам нужно при купании малыша намыливать и вслух называть все его части тела.
4. Массаж колючим мячом частей тела.
5. Работа с отражением лица ребенка в зеркале. Глядя на себя в зеркало, ребенок определяет сначала, что находится у него посередине лица. А затем по просьбе взрослого начинает движение ладошек вверх или вниз относительно этой «центральной» части лица (как правило, для большинства детей — это нос).
6. Перенос таких же движений на куклу.
Потешки, пестушки, приговорки для детей раннего возраста.
1. Просыпаемся с потешкой.
Глазки открываются, Глазки просыпаются, Потягушки - ножки, Потягушки - пяточки, Ручки и ладошки, Сладкие ребяточки! Дай - ка локоточек Мама поцелует! Славный мой сыночек! Как тебя люблю я! |
|
2. Умываемся с потешкой. Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. |
|
3. Делаем массаж с потешкой
Потягушеньки Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) Поперек толстунюшки, А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки) А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки) А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик) А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик) А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик) *** Потягуни-потягушечки От носочков до макушечки! Мы потянемся, мы потянемся, Маленькими не останемся! Вот уже растем, растем, растем. ( гладим малыша от головы до пяточек)
|
Потешки для массажа животика (гладить животик по часовой стрелке)
Розовый животик Мурлычет, словно котик, Заурчал щеночком Забулькал ручеечком. Ах животик ты, живот, Кто же там внутри живёт? Кто мешает баиньки Маленькому заиньке? Мы погладим пузики, Толстые арбузики. Спит щеночек, спит котёнок. Улыбается ребёнок.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.