Формирование восприятия пространства в раннем возрасте
Оценка 5

Формирование восприятия пространства в раннем возрасте

Оценка 5
docx
21.02.2022
Формирование восприятия пространства в раннем возрасте
Формирование пространства в раннем возрасте.docx

Этап формирования понятия пространства собственного тела - чрезвычайно важный эта­п формирования познавательной  сферы ребенка в целом, поскольку яв­ляется базисным для дальнейшего развития речемыслительной деятельности. Работа над схемой лица, а в дальнейшем и всего тела позволяет овладеть не только пониманием структу­ры своего тела и словами, обозначающими его отдельные части и их пространственные взаимоотношения, но и перенести эту схему в образный план. На основе схемы собственного тела у ребенка формируются пространственные представления о вер­тикали (Семаго Н.Я.): выше, ниже, над, под, между. Также ребенок закрепляет свои представления не только о таких категориях как части тела, части лица, но и расширяет свой словарный запас (пассивный, а потом и активный).

Схема тела как базисный уровень пространственных пред­ставлений ребенка в норме начинает свое формирование на самых ранних этапах развития — первом году жизни. Есте­ственно, что в этом возрасте формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения язы­кового развития, а посредством врожденных когнитивных схем, дифференцируется и «корректируется» по­лучением различного рода ощущений, идущих от собственного тела и, безусловно, в процессе взаимодействия со взрослым. Нормативно элементарное знание схемы собственного тела, в частности, лица, демонстрируют дети уже к полутора годам в виде показа частей лица и отдельных частей тела в ответ на вопрос взрослого: «Где у нас глазки?» и т. п. Чуть позже ребе­нок переносит свои знания именно о частях лица на куклу, другого человека, точно также показывая их.

При этом, безусловно, ребенок не вербализует, то есть не называет, где находится та или иная часть лица (тела) — макси­мум, что он может сказать — это «тут», «вот». То есть формиро­вание представлений о собственном теле в онтогенезе совершен­но естественно значительно опережает вербализацию (называние) этих пред­ставлений.

Однако, нормативно уже ближе к 2,5 годам в речи ребенка наряду с обобщенными, вмещающими множество объектов, по­являются и более «конкретные» единично-пространственные обозначения местонахождения предметов в пространстве: «по­ложи в чашку», «дай в руку», «на ноге», «на столе». Эти обо­значения возникают вначале по отношению к самому себе и лишь потом переносятся на «внешние» предметы: «в чашке», «на столе» и т. п. Параллельно с этим (ближе к трем годам) ребенок уже может вербально охарактеризовать относительное расположение двух объектов. Вначале это происходит по отно­шению к вертикальной оси (плоскости) собственного тела. На­пример, «носик выше рта», «животик выше ножек». Вна­чале ребенок может произвести подобные заключения, если видит свое отражение (в зеркале), и лишь позже — видя ка­кую-либо картинку с изображением человека или куклы. Та­ким образом, ребенок вначале овладевает наиболее «множе­ственными» пространственными представлениями, а в даль­нейшем начинает дифференцировать их как единичные конкретные по отношению к определенному предмету, приня­тому за своеобразную «точку отсчета» (над бровями, под сто­лом и т. п.)

Рекомендации родителям для формирования у малыша понятия собственного тела:

1.     На первом этапе  рекомендуется включение глубокой чувствительности. Можно рекомендовать при укладывании ребенка спать мягко, медленно сжимать части тела и называть их, начиная с пяток и далее выше. Сопровождая телесные игры с ребенком пестушками, потешками, приговорками.  

2.     Далее  будут полезны ритмичные игры в одном темпе (раскачивание в гамаке, на мяче).

3.     Игра «Мойдодыр».  Для этого вам нужно при купании  малыша намыливать  и  вслух называть все его части тела.

4.     Массаж  колючим мячом частей тела.

5.     Работа с отражением лица ребенка в зеркале. Глядя на себя в зеркало, ребенок определяет сначала, что находится у него посередине лица. А затем по просьбе взрослого начинает дви­жение ладошек вверх или вниз относительно этой «централь­ной» части лица (как правило, для большинства детей — это нос).

6.   Перенос таких же движений на куклу.

Потешки, пестушки, приговорки для детей раннего возраста.

 

1.                  Просыпаемся с потешкой.

 

Глазки открываются,

 Глазки просыпаются,

Потягушки - ножки,

Потягушки - пяточки,

Ручки и ладошки,

Сладкие ребяточки!

Дай - ка локоточек

Мама поцелует!

Славный мой сыночек!

Как тебя люблю я!

2.                  Умываемся с потешкой.

Водичка, водичка,

 Умой моё личико,

 Чтобы глазоньки блестели,

 Чтобы щёчки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок.

3.      Делаем массаж с потешкой

 

Потягушеньки

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)

 Поперек толстунюшки,

 А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)

 А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)

 А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)

 А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)

 А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)

 А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)

 А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

***

Потягуни-потягушечки

 От носочков до макушечки!

 Мы потянемся, мы потянемся,

 Маленькими не останемся!

 Вот уже растем, растем, растем. ( гладим малыша от головы до пяточек)

 

 

 

Потешки для массажа животика

(гладить животик по часовой стрелке)

 

Розовый животик

Мурлычет, словно котик,

Заурчал щеночком

Забулькал ручеечком.

 Ах животик ты, живот,

 Кто же там внутри живёт?

 Кто мешает баиньки

 Маленькому заиньке?

 Мы погладим пузики,

Толстые арбузики.

 Спит щеночек, спит котёнок.

 Улыбается ребёнок.

 



 

Этап формирования понятия пространства собственного тела - чрезвычайно важный эта­п формирования познавательной сферы ребенка в целом, поскольку яв­ляется базисным для дальнейшего развития речемысли тель ной…

Этап формирования понятия пространства собственного тела - чрезвычайно важный эта­п формирования познавательной сферы ребенка в целом, поскольку яв­ляется базисным для дальнейшего развития речемысли тель ной…

На­пример, «носик — выше рта» , «животик выше ножек»

На­пример, «носик — выше рта» , «животик выше ножек»

Умываемся с потешкой. Водичка, водичка,

Умываемся с потешкой. Водичка, водичка,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2022