Формирование языковой компетенции с помощью игровых технологий уроках иностранного языка.
Очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку в процессе обучения, и игра способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и самое главное – заинтересовать детей в изучении английского языка.
Яркая подача материала с помощью игровых технологий обучения придает урокам эмоциональную окраску, позволяет организовать интересную деятельность с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание, и постепенное развитее произвольного внимания. Применение игровых технологий обучения создает условия для непроизвольного усвоения учебного материала в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом. Существует огромное разнообразие игр. Я приведу примеры игр с использованием карточек.
Для подготовки таких игр учителю сначала надо изучить литературу, затем осмыслить темы и языковые сегменты, соответствующие возрасту учеников, выбрать самые интересные / важные темы, опираясь на учебник. Кроме того, необходимо продумать, какие из языковых сегментов вообще возможно представить на карточках, чтобы детям было и увлекательно, и познавательно. Следующий шаг – практическая работа: изготовление карточек.
“Dominoes”
Детям очень интересно играть, игра сильно поднимает их настроение, с увлечением соревнуются, если игра в командной соревновательной форме. Им игра предлагается по пройденным темами (например, «Дом», «Школа» и «Животные», «Путешествия», «Страны», «Океаны, реки») Но на каждой карточке два понятия различных тем, например на одной карточке написано Egypt / the Pacific ocean, на другой Italy/South America, на третьей the Arctic ocean/China … Ученикам надо продолжить цепочку добавлением карточек следующим образом: первое понятие на следующей карточке должно быть из той же темы, как второе на предыдущей.
Egypt / the Pacific ocean- the Arctic ocean/China- Italy/South America…
“Picture gallery”
Ученики составляют слова из отдельных, разноцветных букв на карточках. Но та же игра может послужить отличной основой для самых разных, более сложных игр для старших учеников. Игра закрепляет лексические знания, в более сложной форме – грамматические и синтаксические.
Ученикам даются карточки с картинками. На картинках предметы, животные, птицы, школьные принадлежности… Кроме картинок, командам даются и буквы для составления слов и определяется время для составления. Выигрывает команда, которая «написала» все слова.
Старшим ученикам можно задать не только «написать» названия понятий, а составить предложения на основании картинок, или добавить к названиям прилагательные: a green desk, a beautiful garden, a new car и т.д.
«Guess the word»
Игру можно использовать в качестве физкультминутки на уроке. Учащиеся выстраиваются в ряд и «пишут» какое-либо слово на спине ученика, стоящего перед ним, и далее по цепочке от первого до последнего ученика. Последний ученик пишет слово на доске. Слова или тема для игры могут заранее оговариваться. Учеников можно поделить на две команды и устроить соревнование.
“Draw your room” (“Let’s draw the picture”)
При прохождении темы «Дом», «Квартира», «Человек», «Страны и континенты» ученики рисуют картинки по теме и подписывают предметы.
«Match the cards»
В зависимости от того, в каком возрасте использовать её, можно усложнить игру, повысить требования от учеников. Может быть командной или индивидуальной игрой. Задача – составить как можно больше словосочетаний с предложенными словами. Если в командах, то каждая из них получает одинаковые карточки с набором одинаковых слов, которые надо соединить. Далее можно предложить составить предложения с данными словосочетаниями.
Как вариант, можно предложить учащимися, у которых уже есть определённый уровень языковых знаний, соединить части пословиц или идиом, написаных на различных карточках. Игру можно провести на уровне класса, разделить карточки между всем ученикам. Текст на карточке сначала читают те, у которых начало, а те, у которых конец, пытаются предложить «своё» окончание поговорки.
Также можно разделить класс на команды и дать разные карточки разным командам (одним дать начала, другим концы пословиц, все добавляют отсутствующие части). Выигрывает команда, которая первой составит все поговорки. Эта игра тренирует мышление, быстроту, догадливость, воспитывает нравственные качества детей, уважение к традиции народа.
Возможно использовать как знакомые детям пословицы и устойчивые выражения, так и предложить новые.
Too many cooks/ spoil the broth.
A leopard can’t/change its spots.
Let the cat/ out of the bag.
Like/cat and dog.
Like/a cat on a hot tin roof.
Like/the cat on that got the cream.
While the cat/ is away the mice will play.
Has the cat got/ your tongue?
Like/ the cat that got the cream
Также можно предложить соединить устойчивые выражения и их значение.
A leopard can’t change its spots-
A person cannot change who they are (their character), no matter how hard they try.
Let the cat out of the bag-
To reveal a secret or a surprise, usually by accident.
Get up on the wrong side of the bed-
To be in a bad mood – to be grumpy or unpleasant from the moment you wake up for no obvious reason.
Not my cup of tea-
If something is not your cup of tea, you do not like it or you are not interested in it.
Last straw-
The final problem in a series of problems.
When pigs fly-
If someone says ‘’I’ll do it when pigs fly’’, it really means that they will never do it.
Under the weather-
If one day you don’t feel very well, you can show off your English and say ‘’I am feeling under the weather,’’ which means that you are feeling ill.
Raining cats and dogs-
When you hear someone say “it’s raining cats and dogs’’ you can bet that there is a downpour of heavy, torrential rain. Don’t forget your umbrella!
«Complete the sentences»
Варианты для проведения:
- можно разделить всему классу карточки с разными окончаниями предложений. Начало каждого предложения читает учитель, а учащиеся читают конец, если думают, что подходит тот, который на их карточке. Вместе обсуждаются предложенные окончания (таким образом, ученики запоминают лексику, грамматику и синтаксис);
- можно и двум / трём командам разделить одинаковые карточки, и они соревнуются по принципу «кто первый»;
Дети любого возраста любят разгадывать кроссворды и чайнворды, а разгадывая их на английском языке, обучающиеся запоминают и закрепляют изученную лексику гораздо проще и быстрее, нежели механически заучивая. Как прием работы с данными видами играми можно использовать следующее:
- дети на уроке разгадывают подготовленный учителем кроссворд (чайнворд),
- дети на уроке или в виде домашнего задания составляют кроссворды (чайнворды) по изученной теме, обмениваются ими, разгадывают их,
- кроссворд (чайнворд) выступает в качестве контрольного материала при оценке знаний лексики по определенной теме.
Загадки. Так как мы загадываем их на английском языке, то здесь обучающимся необходимо иметь определенный лексический и грамматический минимум. Поэтому загадки являются более продуктивным приемом развития языковых умений. Например, при изучении темы School subjects обучающиеся могут загадывать названия школьных предметов, называя, что они могут делать на этом уроке.
I can count. I must know numbers. – Maths.
I can read. I can speak. I use it every day. – Russian.
I learn it three times a week. I want to read, to speak and to understand it. – English.
Урок по ознакомлению и первичному закреплению лексического материала с использованием наглядности, игровых моментов, упражнений на подстановку, на поиск соответствий будет интересней для учащихся, что доказывается их активным участием на уроке. Присутствие на уроке разнообразных видов и приёмов, направленных на автоматизацию лексического материала, способствует его усвоению. Важным моментом при введении лексики является использование наглядного материала. Овладение языковыми средствами осуществляется не как изолированное заучивание их, а в составе речевых действий с осознанием того содержания, которое они реализуют, и тех условий, в которых возможно их употребление, т.е. одновременно с овладением операциями происходит овладение мотивированными, Активизация лексики - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках, поэтому задача учителя — помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося.
Использование определенной системы методов и приемов работы (описанных в данном опыте) в образовательном процессе имеет ряд достоинств и приносит положительные результаты:
- вызывает интерес к овладению иностранного языка как средству международного общения;
- делает уроки не похожими друг на друга;
- служит фундаментом для формирования языковой компетентности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.