Формирование языковых навыков на уроках английского языка
Оценка 4.8

Формирование языковых навыков на уроках английского языка

Оценка 4.8
doc
07.04.2023
Формирование языковых навыков на уроках английского языка
Формирование языковых навыков на основе системно.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по теме:

«Формирование лексических навыков на основе системно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная цель обучения иностранному языку в средней школе на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Иноязычная коммуникативная компетенция и её составляющая – лексическая компетенция, занимают ведущее место в процессе достижения основной цели обучения ИЯ – способности к коммуникации на иностранном языке. Лексическая компетенция, в свою очередь, означает владение лексической компетенцией говорения. 

Психологическая основа организации обучения иностранному языку – коммуникативно-ориентированный, личностно-деятельностный, структурно- функциональный, системно-деятельностный  подход. Одним из приёмов реализации системно-деятельностного подхода  является применение модели, состоящей из  трёх этапов: собрать, сгруппировать, систематизировать.

Этапы работы по этой модели:

1.      Ученики находят в тексте, выписывают или подчёркивают заданный материал.

2.      Ученики группируют выделенные слова по признаку общности.

3.      Учащиеся анализируют материал, находят закономерности, делают выводы, формулируют правила, записывают их в виде схем, таблиц, ассоциограмм.

Последовательность работы

1.      Постановка проблемы (обеспечение мотивационной готовности учащихся).

2.      Предъявление материала на основе текста (аудирование или чтение ).

3.      Проверка общего понимания содержания (ответить на 3-4  основных вопроса по содержанию или найти ответы в тексте, зачитать предложения, подтверждающие … , являющиеся эквивалентами русским …).

4.      Вычленение нового материала  (записывается на доску).

5.      Группировка или упорядочение материала по признаку общности.

6.      Осмысление особенностей, вычленение трудностей.

7.      Подключение произвольного запоминания.

8. Тренировка с непосредственной опорой на образец (подстановочные таблицы, подтверждение, согласие, возражение, игра «Угадай» …).

9.      Перенос в новые ситуации (высказывания по аналогии с образцом, но без непосредственной опоры на него).

10.  Творческое преобразование (неподготовленная речь).

Формирование лексической стороны речи

Учащиеся должны

понять и запомнить слово, его значение, звуковую и графическую форму;

уметь употреблять слово в речи в сочетании с другими словами.

Объекты проверки усвоения ЛЕ:

1.      Наличие слова в памяти.

2.      Умение сочетать новое слово с другими известными учащимся словами.

3.      Умение употреблять слово в контексте.

4.      Умение решать коммуникативные задачи в  ситуациях общения.

       Один из путей интенсификации процесса формирования лексических навыков – группировка ЛЕ по принципу семантических полей.

 Запоминанию материала способствуют ассоциативные связи.

Примеры ассоциограмм:

1.      Простой коллаж “Ёжик”.

2.      Белые пятна.

3.      Сменное ядро.

4.      Вспышка (при работе над текстом).

Этапы работы с ассоциограммами

1.      Восстановление ассоциативных связей (учитель- класс)

2.      Подбор материала для высказывания по заданной ситуации  (работа в микрогруппах)

3.      Выстраивание плана / логического ряда высказывания (обсуждение в группе)

4.      Оформление коллажа (в микрогруппах)

5.      Защита проекта (представление классу)

6.      Оценка: степень информативности, дизайн, адекватность теме, оригинальность представления.

Упражнения

1.        Сгруппируйте слова по темам / значению (например: для описания хорошей и плохой погоды)

2.        Найдите пары слов

3.        Составьте словосочетания (глагол – существительное; существительное-прилагательное)

4.        Назовите слова-синонимы / антонимы

5.        Назовите однокоренные слова

6.        Перефразируйте предложения

7.        Какие слова вам потребуются для описания …\ рассказа …

8.        Кто придумает больше окончаний фразы …

9.        Составьте схему \ таблицу …

Упражнения на расширение потенциального словаря

1.       Прочитайте слова с одним суффиксом и проанализируйте, от какой основы они образованы. Какое значение придаёт словам этот суффикс?

2.      Проанализируйте, как образованы данные слова. Определите часть речи. Сравните с их соответствиями в русском языке.

3.      Выберите слова одного корня и определите их значение.

4.      Найдите в тексте слова, образование которых вы можете определить.

Упражнения

1.      Упражнение-эхо.

2.      Прослушай фразу и передай её соседу («Телефон»).

3.      А ты? А твой друг? А твоя мама? (Реакция на образец)

4.      Скажите, так ли это ? (на основе содержания текста или картинке)

5.      Закончите фразу, повторив её начало ( по картинке или тексту)

6.      Скажите, что он делает/ будет делать \ делал вчера\  хочет\  может\  должен ( по картине или тексту).

7.      Скажите   то же самое о себе \   друге \  маме…

8.      Ответь на вопрос и спроси соседа о том же.

9.      Выразите удивление с помощью вопроса ( А вы знаете, что …).

10.  Расспросите меня…

11.  Повторите фразы, расставив их в правильной последовательности («Путаница»)

12. Игровые приёмы.

Примеры упражнений для контроля

1.      Изменить словарную форму слова по правилам грамматики.

2.      Трансформировать одну грамматическую форму в другую.

3.      Определить грамматическую форму по формальным признакам.

4.      Упорядочить слова в предложении по правилам грамматики.

5.      Вычленить основу производного слова и написать её значение.

6.      Определить на основе суффикса род имён существительных

7.      Написать все варианты речевых образцов, с помощью которых можно назвать предмет / качество предмета/ принадлежность и т.п.

Формирование произносительных навыков

Уровни организации материала фонетических упражнений

1.      Развитие фонематического слуха на уровне отдельных звуков, звукосочетаний, слова

2.      Распознавание ударения в простых, производных и сложных словах.

3.      Отработка интонационного оформления фраз.

4.      Дифференцировка интонационных моделей.

5.      Соотнесение зрительных образцов со слуховыми.

Этапы формирования произносительных навыков

1.      Восприятие  звука в словах, фразах и изолированно для создания звукового образа.

2.      Дифференциация и осознание отличий звука от других, сходных с ним.

3.      Имитация, основанная на осознании различий в произношении звуков.

4.      Простая имитация.

5.      Дифференциация звуков на слух.

6.      Повторение за диктором звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, рифмовок, фраз, небольших текстов.

7.     Применение знаний при чтении и самостоятельном говорении.

Упражнения

1.      Повторение по принципу «Эхо».

2.      Шепотное проговаривание.

3.      «Мы – роботы».

4.      «Скорый поезд набирает ход» (проговаривание в постоянно увеличивающемся темпе).

5.      Скороговорки, пословицы, поговорки.

6.      Проговаривание с простукиванием ритма.

7.      Повторяем фразу и рисуем мелодию.

8.      Игра «Круговорот»: учитель называет 3-4 предложения, учащиеся повторяют их в обратном порядке.

Таким образом, в настоящее время одним из наиболее актуальных и эффективных подходов в обучении лексике является системно-деятельностный подход. Модель развития и формирования лексической компетенции с учетом всех этапов предлагаемого комплекса заданий создает условия для формирования лексических навыков, позволяет облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее и превратить его в более творческий процесс. Преимуществом данного подхода является высокая степень мотивации учащихся и коммуникативная направленность обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях- М.: “Радио и связь”, 2003г.

Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе.-М.: Просвещение, 1988г.

Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе – М.: Просвещение, 1988г.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. –М.: Просвещение, 1991г.

Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 1998г.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991г.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002г.

Rainer Bohn. Probleme der Wortschatzarbeit. Fernstudieneinheit 22. – Goethe – Institut,  Inter Nationes, 2000.

Hermann Funk, Michael Koenig. Grammatik lernen und lernen. Fernstudieneinheit 1. – Goethe-Institut, Inter Nationes, 1991


Доклад по теме: «Формирование лексических навыков на основе системно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку»

Доклад по теме: «Формирование лексических навыков на основе системно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку»

Главная цель обучения иностранному языку в средней школе на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции

Главная цель обучения иностранному языку в средней школе на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции

Этапы работы с ассоциограммами 1

Этапы работы с ассоциограммами 1

Определить на основе суффикса род имён существительных 7

Определить на основе суффикса род имён существительных 7

Литература Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях-

Литература Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях-
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2023