Психологическая основа организации обучения иностранному языку – коммуникативно-ориентированный, личностно-деятельностный, структурно- функциональный, системно-деятельностный подход. Одним из приёмов реализации системно-деятельностного подхода является применение модели, состоящей из трёх этапов: собрать, сгруппировать, систематизировать.
Этапы работы по этой модели:
1. Ученики находят в тексте, выписывают или подчёркивают заданный материал.
2. Ученики группируют выделенные слова по признаку общности.
3. Учащиеся анализируют материал, находят закономерности, делают выводы, формулируют правила, записывают их в виде схем, таблиц, ассоциограмм.
Последовательность работы
1. Постановка проблемы (обеспечение мотивационной готовности учащихся).
2. Предъявление материала на основе текста (аудирование или чтение ).
3. Проверка общего понимания содержания (ответить на 3-4 основных вопроса по содержанию или найти ответы в тексте, зачитать предложения, подтверждающие … , являющиеся эквивалентами русским …).
4. Вычленение нового материала (записывается на доску).
5. Группировка или упорядочение материала по признаку общности.
6. Осмысление особенностей, вычленение трудностей.
7. Подключение произвольного запоминания.
8. Тренировка с непосредственной опорой на образец (подстановочные таблицы, подтверждение, согласие, возражение, игра «Угадай» …).
9. Перенос в новые ситуации (высказывания по аналогии с образцом, но без непосредственной опоры на него).
10. Творческое преобразование (неподготовленная речь).
Формирование лексической стороны речи
Учащиеся должны
- понять и запомнить слово, его значение, звуковую и графическую форму;
- уметь употреблять слово в речи в сочетании с другими словами.
Объекты проверки усвоения ЛЕ:
1. Наличие слова в памяти.
2. Умение сочетать новое слово с другими известными учащимся словами.
3. Умение употреблять слово в контексте.
4. Умение решать коммуникативные задачи в ситуациях общения.
Один из путей интенсификации процесса формирования лексических навыков – группировка ЛЕ по принципу семантических полей.
Запоминанию материала способствуют ассоциативные связи.
Примеры ассоциограмм:
1. Простой коллаж “Ёжик”.
2. Белые пятна.
3. Сменное ядро.
4. Вспышка (при работе над текстом).
Этапы работы с ассоциограммами
1. Восстановление ассоциативных связей (учитель- класс)
2. Подбор материала для высказывания по заданной ситуации (работа в микрогруппах)
3. Выстраивание плана / логического ряда высказывания (обсуждение в группе)
4. Оформление коллажа (в микрогруппах)
5. Защита проекта (представление классу)
6. Оценка: степень информативности, дизайн, адекватность теме, оригинальность представления.
Упражнения
1. Сгруппируйте слова по темам / значению (например: для описания хорошей и плохой погоды)
2. Найдите пары слов
3. Составьте словосочетания (глагол – существительное; существительное-прилагательное)
4. Назовите слова-синонимы / антонимы
5. Назовите однокоренные слова
6. Перефразируйте предложения
7. Какие слова вам потребуются для описания …\ рассказа …
8. Кто придумает больше окончаний фразы …
9. Составьте схему \ таблицу …
Упражнения на расширение потенциального словаря
1. Прочитайте слова с одним суффиксом и проанализируйте, от какой основы они образованы. Какое значение придаёт словам этот суффикс?
2. Проанализируйте, как образованы данные слова. Определите часть речи. Сравните с их соответствиями в русском языке.
3. Выберите слова одного корня и определите их значение.
4. Найдите в тексте слова, образование которых вы можете определить.
Упражнения
1. Упражнение-эхо.
2. Прослушай фразу и передай её соседу («Телефон»).
3. А ты? А твой друг? А твоя мама? (Реакция на образец)
4. Скажите, так ли это ? (на основе содержания текста или картинке)
5. Закончите фразу, повторив её начало ( по картинке или тексту)
6. Скажите, что он делает/ будет делать \ делал вчера\ хочет\ может\ должен ( по картине или тексту).
7. Скажите то же самое о себе \ друге \ маме…
8. Ответь на вопрос и спроси соседа о том же.
9. Выразите удивление с помощью вопроса ( А вы знаете, что …).
10. Расспросите меня…
11. Повторите фразы, расставив их в правильной последовательности («Путаница»)
12. Игровые приёмы.
Примеры упражнений для контроля
1. Изменить словарную форму слова по правилам грамматики.
2. Трансформировать одну грамматическую форму в другую.
3. Определить грамматическую форму по формальным признакам.
4. Упорядочить слова в предложении по правилам грамматики.
5. Вычленить основу производного слова и написать её значение.
6. Определить на основе суффикса род имён существительных
7. Написать все варианты речевых образцов, с помощью которых можно назвать предмет / качество предмета/ принадлежность и т.п.
Формирование произносительных навыков
Уровни организации материала фонетических упражнений
1. Развитие фонематического слуха на уровне отдельных звуков, звукосочетаний, слова
2. Распознавание ударения в простых, производных и сложных словах.
3. Отработка интонационного оформления фраз.
4. Дифференцировка интонационных моделей.
5. Соотнесение зрительных образцов со слуховыми.
Этапы формирования произносительных навыков
1. Восприятие звука в словах, фразах и изолированно для создания звукового образа.
2. Дифференциация и осознание отличий звука от других, сходных с ним.
3. Имитация, основанная на осознании различий в произношении звуков.
4. Простая имитация.
5. Дифференциация звуков на слух.
6. Повторение за диктором звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, рифмовок, фраз, небольших текстов.
7. Применение знаний при чтении и самостоятельном говорении.
Упражнения
1. Повторение по принципу «Эхо».
2. Шепотное проговаривание.
3. «Мы – роботы».
4. «Скорый поезд набирает ход» (проговаривание в постоянно увеличивающемся темпе).
5. Скороговорки, пословицы, поговорки.
6. Проговаривание с простукиванием ритма.
7. Повторяем фразу и рисуем мелодию.
8. Игра «Круговорот»: учитель называет 3-4 предложения, учащиеся повторяют их в обратном порядке.
Таким образом, в настоящее время одним из наиболее актуальных и эффективных подходов в обучении лексике является системно-деятельностный подход. Модель развития и формирования лексической компетенции с учетом всех этапов предлагаемого комплекса заданий создает условия для формирования лексических навыков, позволяет облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее и превратить его в более творческий процесс. Преимуществом данного подхода является высокая степень мотивации учащихся и коммуникативная направленность обучения.
Литература
Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях- М.: “Радио и связь”, 2003г.
Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе.-М.: Просвещение, 1988г.
Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе – М.: Просвещение, 1988г.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. –М.: Просвещение, 1991г.
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 1998г.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991г.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2002г.
Rainer Bohn. Probleme der Wortschatzarbeit. Fernstudieneinheit 22. – Goethe – Institut, Inter Nationes, 2000.
Hermann Funk, Michael Koenig. Grammatik lernen und lernen. Fernstudieneinheit 1. – Goethe-Institut, Inter Nationes, 1991
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.