Формирование жизненных компетенций ученика на уроках технологии.
Каждый юноша, каждая девушка должны знать,
что, учась в школе, им необходимо готовит себя к труду,
к тому чтобы создавать ценности,
полезные человеку и обществу.
Воспитание и обучение учащихся предусматривает повышение их интереса к изучению технического труда как инструмента познания реальной действительности и формирования их жизненных компетенций. В связи с этим возникает объективная необходимость активации мотивационных компонентов в интерактивных методах преподавания предметов, связанных с техническими знаниями.
Существует особенность уроков технического труда, которую не следует недооценивать. В мастерских учеников систематически приучают к действиям двигательного характера, они часто не могут даже ненадолго сосредоточиться, чтобы осмыслить поставленную задачу, поскольку горят желанием скорее начать работу и получить результат.
Внедрением одной из важных дидактических целей, которая приходит на помощь учителю, является формирование сбалансированной мотивации, в которой оптимально соединяются побуждение к действию и желание ученика удовлетворить свои интеллектуальные способности и приобрести жизненный опыт. Но, в основу создания такого оптимума, в самом начале учебного процесса следует заложить принцип компетентностей, согласно с которым мотивация будет состоять из трех основных элементов:
потенциальные возможности ученика: образование; воспитание; психолого-физические возможности.
личностно- мотивационные: жизненный опыт; коммуникативные и информационные способности.
цель и задачи (самообразование и реализация знаний, умений и навыков в выборе профессии).
Использование мотивации не является безоговорочной целью. Это лишь способ достижения той атмосферы в классе, которая способствует развитию коммуникатив6ых компетентностей личности ученика (взаимопонимание, открытость, умение общаться) и дает возможность учителю в полной мере реализовать ориентированное на личность обучение на уроках технического труда.
При этом мотивация не сработает сама по себе, без учета его потребностей:
физических (возбудимость, потребность в привлечении внимания);
в безопасных и защищенных приемах труда;
в любви и понимании со стороны учителя;
в достижении этой цели урока;
в социальной похвале Статус лучшего).
Специфика мотивации на уроках технического труда состоит в том, что формируя и развивая компетентности, она одновременно развивает теоретическое образование и выступает как практический навык в выборе профессии учеников, особенно 9 и 11 классов.
Мотивацией формирования умений и навыков является желание:
работать с инструментами и на станках;
составлять технологические и операционные карты и документацию;
контролировать качество и технологическую цепочку выполнения работы;
изучать учебную и дополнительную литературу.
Во время изучения слесарного дела учащиеся сначала знакомятся с черчением и схемами инструментов, а потом с приспособлениями, видами верстаков и оснащением. Эти работы формируют особые компетентности
(развитие индивидуальных способностей, уверенность в своих возможностях, самоанализ своих слабых сторон), способствуют развитию
самообразовательной компетентности (гибкости использования полученных знаний в условиях изменения жизненных ситуаций).
Изучение режущих инструментов, рассмотрение угла заточки, формирование практических навыков их затачивания на уроках технологии токарных, фрезерных, слесарных работ помогают ученикам успешно формировать личностные особенности, развивать саморегуляцию.
Изучение раздела графической грамотности позволяет развивать творческую компетентность способом мотивации до совершенствования модели, дополнение конструкции чем то, новым.
Мотивация учащихся к оцениванию выполненной работы, качества и соответствия заданным размерам заставляет учеников совершенствовать работу с контрольно-измерительными приспособлениями, изучать технические требования к заданию, знать устройство измерительных приборов, что дает возможность учиться профессии контролера.
Очень важно во время применения интерактивных методик обучения для формирования жизненных компетенций на уроках технического труда учитывать, что одному ученику для оптимального развития необходимо чувство новизны (и даже экстрима), а другому – важно чувство стабильности.
Ученики первого типа имеют высокую креативность (способность к фантазии). Чтобы в силу своего типа они не создавали конфликтов и развивали коммуникативно-информационную компетентность, мотивировать их действия делегирование проведением инструктажей по охране труда, защиту проекта и т д.
Ученики второго типа имеют низкую мотивацию. Такие ученики, получив задание, стремятся меньше привлекать к себе внимание, что ведет к возникновению частых ошибок и порче работы. Выполнив задание, они долго удивляются сами себе и долго переживают похвалу и свой успех. Все это важно учитывать во время формирования и развития социальных компетентностей (групповая, бригадная, звеньевая форма) технологической работы, чтобы ученики сохраняли свою мотивацию до конца урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.