Формирование ЗОЖ через использование
инновационных форм работы детей с ЗПР
«Растём здоровы»
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей,
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний и вера в свои силы»
(В.А. Сухомлинский)
Актуальность
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные
отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Наряду с другими проблемами особенно актуальным является физическое воспитание детей в контексте с ФГОС и ещё важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья и общественность.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников постоянно уменьшается. Растет число врожденных аномалий и последствий родовых травм, увеличивается число часто болеющих детей.
Анализ сложившейся ситуации показал, что в нашей стране существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья (отсутствие культуры здоровья). Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье.
Таким образом, можно сказать, что главной актуальной проблемой физического воспитания в свете современных требований - охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников, решение поставленных задач в контексте ФГОС, организация целенаправленной работы с детьми по повышению уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни.
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, основанный на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.
Цель работы - реализация инновационных подходов к содержанию работы по формированию у детей здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий .
Для достижения поставленной цели мы определили следующие
Задачи:
1. Формировать мотивацию к получению знаний о ЗОЖ и их применение в личной практике самого ребёнка
2. Создать пространственно-развивающую среду, способствующую формированию представлений о ЗОЖ
3. Развивать социальное партнерство и свободное общение с родителями в целях решения вопросов оздоровления детей
4. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ,на
формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.
Использование таких технологий решает целый ряд задач:
1.Закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
2. Повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
3.Проведение профилактической оздоровительной работы;
4.Мотивация детей на здоровый образ жизни;
5.Формирование полезных привычек;
6.Формирование валеологических навыков;
7.Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Весь процесс внедрения здоровьесохраняющих технологий в работу ДОУ мы строили в три этапа:
1 этап: Подготовительный
Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.
2 этап: Практический.
Цель: введение здоровьесохраняющих технологий в воспитательно-образовательный процесс.
3 этап: Обобщающий.
Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме.
Cоставлен перспективно-календарный план, включающий в себя работу в нескольких направлениях:
• Работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию внутренней картины здоровья;
• Работа с родителями (мастер-классы, консультации, помощь в обеспечении воспитательно-образовательного процесса, совместные мероприятия, образовательные выставки);
• Создание оздоровительной предметной - пространственной среды.
Свою работу мы начали с создания условий для формирования ЗОЖ. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Инновационный подход в создании развивающей предметно-пространственной среды нашей группы состоит в том, чтобы обеспечить максимальные возможности для физического развития дошкольников, организации экспериментирования со спортинвентарём, физкультурным оборудованием и удовлетворения исследовательского интереса каждого ребёнка.
Кроме того, в нашей группе создана и широко применяется опытно-экспериментальная мини-среда, которая стимулирует исследовательскую и познавательную деятельность, удовлетворяет потребности ребёнка в освоении окружающего мира, познании себя, как человека, способствует формированию привычки к здоровому образу жизни .
Проводили простейшие опыты и наблюдения, в игровой форме учили детей различать и называть части тела, уточняли, для чего нужны те или иные органы. Постепенно подводили детей к выводу: все органы и части тела человека выполняют какую-то важную функцию, ненужных органов нет, поэтому свой организм надо беречь.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, используем в работе с детьми различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
1.Медико-профилактические
Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.
Компоненты: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);
2.Физкультурно-оздоровительные (технологии сохранения и стимулирования здоровья)
Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
Компоненты: проведение подвижных игр, физкультминутки, массаж и самомассаж спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)
3.Валеологическое образование родителей
Задача: мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры:
Компоненты :информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры)
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
-Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
- Мастер классы
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Приемы, формы и методы организации образовательного процесса
Работа с детьми ведется в нескольких направлениях:
1. Комплексы ООД познавательной направленности по циклам:
- Мое тело;
- Мое здоровье (болезни, травмы);
- Правила здорового образа жизни;
- Правила здорового питания.
В качестве ведущего компонента выступает система знаний о человеке и его здоровье, практические умения и навыки здорового образа жизни.
II. Использование проектной деятельности для стимуляции интереса ребят к определенным проблемам, умения получать знания и применять полученные знания на практике.
Используются как долгосрочные групповые проекты («Мое здоровье», «Как победить инсульт знают даже дети», так и индивидуальные краткосрочные проекты («Один прекрасный осенний день», «Где живет молоко», «Моя каша», «Гимнастика», «Первая помощь», «В здоровом теле здоровый дух»)
III. Использование информационно-комуникативных технологий для более наглядной демонстрации. (слушание песен, просмотр видеозаписей, презентаций, мультфильмов о спорте, здоровье, здоровом образе жизни, проведение викторин и открытых мероприятий).
IV. Использование личностно-ориентированных технологий для улучшения психоэмоционального состояния детей.
V. Использование технологии «Портфолио дошкольника» для воспитания чувства гордости за собственные достижения, значимости своей индивидуальности.
Представленный опыт применения форм работы с детьми позволяет повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья.
Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные:
ü экскурсии,
ü наблюдения,
ü беседы познавательного характера,
ü рассматривание иллюстраций и картин,
ü дидактические и сюжетно-ролевые игры,
ü опыты и эксперименты.
В целях реализации физкультурно-оздоровительных технологий:
продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников (разные формы ООД по физической культуре, физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья, утренняя гимнастка, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке, оздоровительный бег, физкультминутки и др.)
Осуществляется оздоровительно-профилактическая работа
Комплекс мер закаливающей направленности :
· прием воздушных и солнечных ванн,
· обширное умывание и обливание рук до локтя прохладной водой,
· босохождение, точечный массаж, самомассаж,
· С- витаминизация,
· физические упражнения после сна,
· максимальное пребывание детей на свежем воздухе и т. п.)
· ходьба по дорожкам здоровья,
· сон в трусиках, сон с открытым окном (теплое время года)и др.)
Все мероприятия разработаны в соответствии с календарно-тематическим планированием, максимально используется с музыкальное и ритмическое сопровождение, нетрадиционное оборудование.
В целях реализации образовательных здоровьесберегающих технологий, работа ведется в следующих формах:
• Проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
• изготовление дорожки для профилактики плоскостопия, уголки здоровья, необходимый материал для родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста.
• В группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.
• На игровых участках и спортивной площадке имеется необходимое оборудование, так как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
Результативность
Реализуемая система работы привела к устойчивым положительным результатам:
- снижение заболеваемости;
- повышение уровня физической подготовленности детей;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- улучшение эмоционально-психологического состояния детей;
- стабильно высокие результаты освоения детьми программного материала образовательной программы дошкольного учреждения.
Таким образом, комплексное применение здоровьесберегающих технологий в нашей работе повысило результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепило здоровье детей и сформировало стойкую мотивацию к здоровому образу жизни
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.