Формирование ЗОЖ через использование интегративных форм работы
Оценка 4.9

Формирование ЗОЖ через использование интегративных форм работы

Оценка 4.9
docx
07.04.2020
Формирование ЗОЖ через использование интегративных  форм работы
Растём здоровыми.docx

 

 

Формирование ЗОЖ  через использование

   инновационных форм работы детей с ЗПР

 

«Растём здоровы»

 

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей,

зависит их духовная жизнь,

 мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний и  вера в свои силы»

(В.А. Сухомлинский)

 

Актуальность

 

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные

отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Наряду с другими проблемами особенно актуальным является физическое воспитание детей в контексте с ФГОС и ещё важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья и общественность.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников постоянно уменьшается. Растет число врожденных аномалий и последствий родовых травм, увеличивается число часто болеющих детей.

Анализ сложившейся ситуации показал, что в нашей стране существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального   здоровья (отсутствие культуры здоровья). Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье.

Таким образом, можно сказать, что главной актуальной проблемой физического воспитания в свете современных требований - охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников, решение поставленных задач в контексте ФГОС, организация целенаправленной работы с детьми по повышению уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни.

Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, основанный на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.

Цель работы - реализация инновационных подходов к содержанию работы по формированию у детей здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий .

 Для достижения поставленной цели мы определили следующие

Задачи:

1. Формировать мотивацию к получению знаний о ЗОЖ и их применение в личной практике самого ребёнка

 2. Создать пространственно-развивающую среду, способствующую формированию представлений о ЗОЖ

3. Развивать социальное партнерство и свободное общение с родителями в целях решения вопросов оздоровления детей

 4. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью

 

Здоровьесберегающие технологии  направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ,на

формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье.

 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.

Использование таких технологий решает целый ряд задач:

1.Закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

2. Повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

3.Проведение профилактической оздоровительной работы;

4.Мотивация детей на здоровый образ жизни;

5.Формирование полезных привычек;

6.Формирование валеологических навыков;

7.Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

 

Весь процесс внедрения здоровьесохраняющих технологий в работу ДОУ мы строили  в три этапа:

1 этап: Подготовительный

Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

2 этап: Практический.

Цель: введение здоровьесохраняющих технологий в воспитательно-образовательный процесс.

3 этап: Обобщающий.

Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме.

Cоставлен перспективно-календарный план, включающий в себя работу в нескольких направлениях:

• Работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию внутренней картины здоровья;

• Работа с родителями (мастер-классы, консультации, помощь в обеспечении воспитательно-образовательного процесса, совместные мероприятия, образовательные выставки);

• Создание оздоровительной предметной - пространственной среды.

Свою работу мы начали с создания условий для формирования ЗОЖ. Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Инновационный подход в создании развивающей предметно-пространственной среды нашей группы состоит в том, чтобы обеспечить максимальные возможности для физического развития дошкольников, организации экспериментирования со спортинвентарём, физкультурным оборудованием и удовлетворения исследовательского интереса каждого ребёнка.

Кроме того, в нашей группе создана и широко применяется опытно-экспериментальная мини-среда, которая стимулирует исследовательскую и познавательную деятельность, удовлетворяет потребности ребёнка в освоении окружающего мира, познании себя, как человека,     способствует формированию привычки к здоровому образу жизни .

Проводили простейшие опыты и наблюдения, в игровой форме учили детей различать и называть части тела, уточняли, для чего нужны те или иные органы. Постепенно подводили детей к выводу: все органы и части тела человека выполняют какую-то важную функцию, ненужных органов нет, поэтому свой организм надо беречь.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, используем в работе с детьми  различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

 

1.Медико-профилактические

Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.

Компоненты: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);

2.Физкультурно-оздоровительные  (технологии сохранения и стимулирования здоровья)

Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

Компоненты: проведение подвижных игр, физкультминутки, массаж и самомассаж спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)

3.Валеологическое образование родителей

Задача: мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры:

Компоненты :информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры)

 - Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

 -Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

 - Мастер классы

 

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

 

Приемы, формы и методы организации образовательного процесса

Работа с детьми ведется в нескольких направлениях:

1. Комплексы ООД познавательной направленности по циклам:

- Мое тело;

- Мое здоровье (болезни, травмы);

- Правила здорового образа жизни;

- Правила здорового питания.

В качестве ведущего компонента выступает система знаний о человеке и его здоровье, практические умения и навыки здорового образа жизни.

II. Использование проектной деятельности для стимуляции интереса ребят к определенным проблемам, умения получать знания и применять полученные знания на практике.

 Используются как долгосрочные групповые проекты («Мое здоровье», «Как победить инсульт знают даже дети», так и индивидуальные краткосрочные проекты («Один прекрасный осенний день», «Где живет молоко», «Моя каша», «Гимнастика», «Первая помощь», «В здоровом теле здоровый дух»)

III. Использование информационно-комуникативных технологий для более наглядной демонстрации. (слушание песен, просмотр видеозаписей, презентаций, мультфильмов о спорте, здоровье, здоровом образе жизни, проведение викторин и открытых мероприятий).

IV. Использование личностно-ориентированных технологий для улучшения психоэмоционального состояния детей.

V. Использование технологии «Портфолио дошкольника» для воспитания чувства гордости за собственные достижения, значимости своей индивидуальности.

Представленный опыт применения форм работы с детьми позволяет повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья.

Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные:

ü экскурсии,

ü  наблюдения,

ü  беседы познавательного характера,

ü рассматривание иллюстраций и картин,

ü  дидактические и сюжетно-ролевые игры,

ü опыты и эксперименты.

В целях реализации физкультурно-оздоровительных технологий:

продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников (разные формы ООД по физической культуре, физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья, утренняя гимнастка, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке, оздоровительный бег, физкультминутки и др.)

Осуществляется оздоровительно-профилактическая работа  

 Комплекс мер закаливающей направленности :

·        прием воздушных и солнечных ванн,

·        обширное умывание и обливание рук до локтя прохладной водой,

·        босохождение, точечный массаж, самомассаж,

·         С- витаминизация,

·        физические упражнения после сна,

·         максимальное пребывание детей на свежем воздухе и т. п.)

·        ходьба по дорожкам здоровья,

·        сон в трусиках, сон с открытым окном (теплое время года)и др.)

Все мероприятия разработаны в соответствии с календарно-тематическим планированием, максимально используется с музыкальное и ритмическое сопровождение, нетрадиционное оборудование.

 

В целях реализации образовательных здоровьесберегающих технологий, работа ведется в следующих формах:

• Проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

• изготовление  дорожки для профилактики плоскостопия, уголки здоровья, необходимый материал для родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста.

• В группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.

• На игровых участках и спортивной площадке имеется необходимое оборудование, так как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.

 

Результативность

Реализуемая система работы привела к устойчивым положительным результатам:

- снижение заболеваемости;

- повышение уровня физической подготовленности детей;

- повышение физической и умственной работоспособности;

- улучшение эмоционально-психологического состояния детей;

- стабильно высокие результаты освоения детьми программного материала образовательной программы дошкольного учреждения.

Таким образом, комплексное применение здоровьесберегающих технологий в нашей работе повысило результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепило здоровье детей и сформировало стойкую мотивацию к  здоровому образу жизни

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 


 

Формирование ЗОЖ через использование инновационных форм работы детей с

Формирование ЗОЖ через использование инновационных форм работы детей с

Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье

Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье

Весь процесс внедрения здоровьесохраняющих технологий в работу

Весь процесс внедрения здоровьесохраняющих технологий в работу

Проводили простейшие опыты и наблюдения, в игровой форме учили детей различать и называть части тела, уточняли, для чего нужны те или иные органы

Проводили простейшие опыты и наблюдения, в игровой форме учили детей различать и называть части тела, уточняли, для чего нужны те или иные органы

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения

Представленный опыт применения форм работы с детьми позволяет повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья

Представленный опыт применения форм работы с детьми позволяет повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья

В группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении

В группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020