Формирование читательских интересов у младших школьников
Оценка 4.7

Формирование читательских интересов у младших школьников

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
25.02.2018
Формирование читательских интересов у младших школьников
В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге.
Формирование читательских интересов у младших школьников.docx
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» Выполнила: Алданова Людмила Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 и УИОП Г. Фрязино Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы формирования читательских интересов у младших школьников………………………………………………………6  1.1. Сущность понятия "читательские интересы" в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников…………………….6  1.2.   Современные   требования   к   уровню   сформированности   читательского интереса у младших школьников………………………………………………10  Глава 2. Формирование читательских интересов у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности……………………...................14 2.1.   Роль   уроков   литературного   чтения   в   формировании   читательских интересов…………………………………………………………………………14 2.2. Особенности внеурочной деятельности по формированию читательских интересов у младших школьников……………………………………………..17  Заключение…………………………………………………………………..….25 Список литературы…………………………………………………………….26 Приложения……………………………………………………………………..28 2 ВВЕДЕНИЕ В   эпоху   бурно   развивающихся   информационных   технологий   книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но под влиянием современной медиакультуры   в   обществе   меняется   статус   чтения,   круг   чтения,   способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге.  Это позволяет специалистам в области исследования процессов чтения Е.И. Голубевой, Н.Н. Сметанниковой, В.П. Чудиновой говорить о "недетских проблемах детского чтения", о смене модели чтения. Современные дети стали читать по­другому, другие книги. Всё большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. Всё больше времени в детском досуге занимают   игра   на   компьютере,   просмотр   телепередач;   уходит   в   прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит   читать.   В   результате   этих   процессов   выявились   проблемы:   падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня. С введением ФГОС начального общего образования обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами   учебной   деятельности,   умеющей   учиться   самостоятельно.   Это умение напрямую связано с формированием читательского интереса.  Сегодня   вопрос   о   формировании   читательского   интереса   стоит особенно   актуально.  Актуальность  обусловлена   тем,   что   чтение   играет важную   роль   в   формировании   личности   и   нравственном   её   воспитании, способствует   развитию   смыслового   восприятия,   внимания,   памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов   развития   познавательной   активности,   а   значит,   имеет   большое значение в формировании грамотного человека.   3 Читательские   интересы   во   многом   определяют   личность   человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как   педагогическая,   психологическая,   методическая,   но   и   как   социальная проблема.   Не   случайно   серьёзное   внимание   формированию   читательского интереса младших школьников уделяется в ФГОС НОО.  Формирование   читательского   интереса   привлекает   внимание   многих ученых.  Различным   аспектам   изучения   читательских   интересов   посвятили труды известные педагоги, психологи и методисты: Ш.А. Амонашвили, Л.И. Беленькая, В.Г. Белинский, Л.С. Выготский, М. Горький, Н.А. Добролюбов, Л.В.   Занков,   А.Н.   Леонтьев,   А.С.   Макаренко,   З.И.   Романовская,   Н.Н. Светловская,   В.А.   Сухомлинский,   Л.Н.   Толстой,   К.Д.   Ушинский,   Д.Б. Эльконин и др.  Вопрос   об   интересе   к   чтению   детей   в   практике   обучения   остается открытым. Дети по­прежнему не овладевают в первом классе основами типа правильной читательской деятельности, что значительно снижает и уровень их литературного   развития.   В   связи   с   этим   интерес   к   чтению   у   школьников вместо того, чтобы развиваться, уже в первом классе начинает угасать, а к четвертому   классу   почти   полностью   пропадает.   Одна   из   крайне   важных сторон   проблемы   –   это   проблема   обучения   чтению   на   протяжении   всего периода обучения в школе. Компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных  носителях  информации.  Но, очевидно, что  решение  этой проблемы будет неэффективным без интереса детей к чтению. Цель исследования: определить и обосновать педагогические приемы, формы   и   методы,   обеспечивающие   целенаправленное   последовательное формирование читательского интереса у младших школьников. 4 Задачи исследования: ­ изучить и проанализировать психолого­педагогическую литературу по проблеме   поиска   наиболее   эффективных   приемов   формирования читательских интересов младших школьников; ­   раскрыть   сущность   понятия   "читательский   интерес"   в   контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников; ­ охарактеризовать современные требования к уровню сформированности читательского интереса у младших школьников; ­   обосновать   выбор   приемов,   форм   и   методов   эффективного формирования читательского интереса у младших школьников.  5 Глава 1. Теоретические основы формирования читательских интересов у младших школьников 1.1. Сущность понятия "читательские интересы" в контексте формирования читательской самостоятельности  у младших школьников Теме   исследования   посвящены   работы   таких   ученых,   как   К.Д.   Ушинский,   М.И.   Оморокова,   Н.Н.   Светловская,   В.П.   Вахтеров,   Л.С. Выготский и др. Приоритетной   целью   современного   начального   литературного образования является формирование читательской компетентности.  При   рассмотрении   проблем   формирования   читательской компетентности   базовыми   являются   понятия   "чтение",   "читательская деятельность". По   определению   Н.Н.   Светловской,   чтение   понимается   как деятельность,   причём   деятельность   высшего   порядка,   и   акцентируется внимание на творческом аспекте этой деятельности. А в основе чтения лежит умение думать. А чтобы появилось желание читать, думать, читателю должно быть абсолютно понятно, что дает ему лично творческое общение с книгой­ собеседником, а также ему это должно быть интересно.  Термин "интерес" в переводе с латинского обозначает "иметь значение". В.Ф. Ефимов отмечал, что "интерес – это то, что двигает человека к жизни, действию,   познанию,   определению,   учению".   Именно   интерес   помогает ориентироваться в информационном потоке, дает возможность проявить себя в деятельности. Наличие читательского интереса, по утверждению И.М. Осмоловской и Л.Н.   Петровой,   –   это   не   просто   активная   познавательная   направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и 6 желание   с   ним   действовать:   рассматривать   его,   листать,   читать,   но   также избирательность   и   увлеченность.   Читательский   интерес   –   это   достаточно сложная сфера направленности личности, в которой находят свое выражение характер,   нравственно­эстетическое   отношение   к   действительности,   общий кругозор и культурный уровень человека. Н.Н.   Светловская   рассматривает   читательский   интерес   как положительное отношение социального объекта (личности, группы, общества) к   чтению   печатных   произведений,   приобретающих   для   него   значимость   и эмоциональную   привлекательность   в   меру   их   соответствия   его   духовным потребностям,   его   читательской   психологии.   В   читательском   интересе выражается   отношение   не   вообще   к   книгам,   а   именно   к   выборочному прочтению их.  Читательский интерес можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от того, кто выступает субъектом (носителем) читательского интереса,   его   можно   рассматривать   как   личностный   и   общественный, групповой. В   основе   группового   читательского   интереса   лежат   групповые потребности. Групповой читательский интерес зависит от процессов общения и   взаимовлияний   читателей.   На   него   оказывают   воздействия   общественно­ психологические   образования:   нормы,   традиции,   обычаи,   мнения,   оценки, настроения. Принадлежность   к   разным   социальным   общностям,   выполнение различных ролей, своеобразие жизненного опыта, межличностное общение и психологические   особенности   личности   делают   ее   читательские   интересы разнообразнее и богаче группового интереса.  В зависимости от того, верно или искаженно отражают читательские интересы   объективную   значимость   печатной   продукции   для   читателя,   их делят   на   истинные   и   ложные.   Очень   важно   отличать   ложные   интересы   от 7 истинных. Особенно подвержены ложным интересам младшие школьники, так как им иногда навязывают  то, что необходимо прочитать. С точки зрения "профилактики"   формирования   ложных   читательских   интересов   важно развитие   читательского   вкуса   как   одной   из   основных   составляющих читательского интереса. Читательский   же   интерес,   как   сравнительно   устойчивое   свойство личности, формируется и проявляется путем многократного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности. На основании исследования Н.Н. Светловской рассмотрим структуру читательского интереса (рис. 1). 8 Рис. 1 – Структура читательского интереса В   структуре   читательского   интереса   выделен   аспект заинтересованности   как   особого   рода   концентрации   непроизвольного внимания с положительным тоном чтения и характеризующийся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания. К   качественным   характеристикам   читательского   интереса   отнесены устойчивость, глубина, избирательность. Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен 9 затухать   с   изменением   ситуации.   Если   же   он   является   следствием доминирующей   духовной   или   познавательной   потребности   человека (личностный   интерес),   то   устойчивость   его   значительно   выше.   Но,   тем   не менее,   если   прослеживается   создание   ситуации,   при   которой   читатель впервые   переживет   яркое   состояние   заинтересованности   чтением,   а   затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить заинтересованность   новыми   книгами,   это   способствует   поддержанию, закреплению,   переходу   ситуативного   интереса   в   устойчивую   черту читательской заинтересованности. Не менее важной чертой читательского интереса является его глубина. В ней устойчивость сочетается с активностью.  Избирательность читательского интереса дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности различают художественную и научно­познавательную направленность. А.А.   Вербицкий,  О.Г.  Ларионова   считают   показателем   читательского интереса   регулятивные   процессы:   сосредоточенность,   внимание,   малая отвлекаемость, стремление преодолеть трудности, попробовать разные ходы достижения цели.  Таким образом, в определении читательского интереса мы исходим из того,   что   читательский   интерес   –   это   наличие   у   читателя   устойчивого интереса   к   книгам,   которые   читатель   выделяет   и   предпочитает   прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более подходящими для себя – для пополнения своих знаний и опыта. Читательский интерес   является   явлением   формирующимся   и   развивающимся.   При специально   создаваемых   условиях   его   возможно   и   даже   необходимо формировать   в   младшем   школьном   возрасте.   При   этом   он   может   стать   в достаточной степени устойчивым и действенным. 10 1.2. Современные требования к уровню сформированности читательского интереса у младших школьников Суть задачи образования, поставленной   сегодня   перед   школой, определяется словами "образование" и "развитие" и состоит в том, что ученик сам в своей личностно­мотивированной деятельности создает свой образ по неким   нравственным,   общечеловеческим   культурным   образцам.   Поэтому трудно   переоценить   значение   чтения   в   решении   задач   образования   и воспитания   учащихся   в   наше   время,   поскольку   те   нравственные   образцы, которые   ребенок   осваивает,   делает   своими,   усваивает   их   нравственные ценности, находятся не только в жизни, но и в искусстве. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего   образования,   в   основе   которого   лежит   системно­деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих   свободно требованиям   информационного   общества,   личности, ориентирующейся   в   потоках   информации,   способной   конструктивно общаться,   сотрудничать,   эффективно   решать   учебные   и   познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным  при условии сформированности у современного школьника самостоятельной читательской деятельности. Н.Н.   Светловская   определяет   читательскую   самостоятельность   как "личностное   свойство,   которое   характеризуется   наличием   у   читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков,   дающих   ему   возможность   с   наименьшей   затратой   сил   и   времени реализовать   свои   побуждения   в   соответствии   с   общественной   и   личной необходимостью".   Читательская   самостоятельность   –   надёжная   основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития. 11 Цель   педагога   –   обогатить   читательский   опыт   ребёнка,   помочь   ему стать   самостоятельным   читателем,   целенаправленно   и   последовательно формируя его читательские интересы. Для успешного достижения этой цели необходимо создать условия для формирования   читательского   интереса   младших   школьников   и   решить следующие задачи: ­   развитие   потребности   в   чтении   (самостоятельном,   инициативном) посредством   использования   разнообразных   форм   урочной   и   внеклассной деятельности; ­ развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных   игр, театрализации;   творческих   конкурсов,   занятий   с   элементами ­ стимулирование творчества детей. Под   читательской   компетентностью   понимают   необходимые   знания, умения   и   навыки,   позволяющие   ребенку   свободно   ориентироваться   в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. В качестве критериев интереса Е.Л. Гончарова рассматривает  ­   активную   познавательную   направленность   ребенка   на  тот   или   иной предмет   или   явление   действительности   (в   частности,   чтение   детской литературы); ­   положительное   эмоционально   –   окрашенное   отношение   к   чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности. Исходя   из   этого,   показателями   читательского   интереса   младших школьников являются: ­   положительное   отношение   к   самой   читательской   деятельности ("люблю читать"); ­ заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"); 12 ­ увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); ­   стремление   поделиться   с   другими   радостью   от   общения   с   книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали"). В   основе   работы   с   детьми   по   развитию   интереса   к   чтению   должны лежать   основополагающие   принципы   деятельностного   подхода   и диалогического воспитания: ­ принцип учета сенситивных периодов развития; ­ принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых; ­ принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; ­ принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности; ­   принцип   сотрудничества   при   организации   управления   различными формами деятельности; ­ диалогический принцип. Таким образом, развитие читательского интереса младших школьников определяется по таким критериям, как: ­ наличие эмоционального отношения к процессу чтения; ­   устойчивость   доминирующих   потребностей   и   мотивов   к   чтению художественного произведения; ­   потребность   в   чтении   литературных   произведений   определенной тематики, жанров; ­ умение ориентироваться в группе книг, выбрать среди них книгу с заданными параметрами (жанр, тематика), объяснить своё отношение к книге, высказать мнение о прочитанном; ­   умение   извлекать   и   пользоваться   необходимой   информацией   из прочитанных текстов различных жанров. Схему   работы   по   развитию   интереса   к   чтению   младших   школьников можно представить в виде схемы: 13 ­ урок литературного чтения; ­ внеклассные занятия; ­ совместная работа с библиотекой; ­ работа с родителями. Глава 2. Формирование читательских интересов у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности 14 2.1. Роль уроков литературного чтения в формировании  читательских интересов  Уроки литературного чтения должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. В настоящее время существует два направления обучения чтению   детей   младшего   школьного   возраста:   формирование   читателя   и приобщение   к   литературе   как   особому   виду   искусства.   Именно   учитель способен   синтезировать   эти   направления   при   организации   уроков литературного   чтения.   Творческим   чтением   движет   любознательность. Назначение работы учителя — способствовать перерастанию любопытства в любознательность,   помогать   читателю   не   останавливаться   на   запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Большую эффективность имеют нестандартные уроки: игра – путешествие, сказки и др. Разные   виды   работ   над   текстом   способствуют   развитию   интереса   к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например, инсценирование   текста   или   отрывка,   выборочное   чтение,   чтение   в   лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения   подходящего   отрывка   к   рисунку,   чтение   с   целью   нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д. Приоритетной   целью   уроков   литературного   чтения   является формирование   интереса   детей   к   чтению,   к   книге,   литературе,   воспитание художественного   вкуса,   расширение и систематизация   знаний   о   лучших образцах  классической и современной детской литературы, доступных для понимания   младшими   школьниками.   Предмет,   который   получил   название «Литературное чтение», предполагает интегративный подход к обучению и воспитанию младшего школьника как читателя. 15 На   уроках   литературного   чтения   произведение   рассматривается   как художественное   явление,   в   котором   определенными   выразительными средствами   передается   духовное   содержание.   Именно   анализ   образных средств,   которые   использовал   автор,   способствует   выделению   идеи произведения,   характеристике   авторских   идей   и   взглядов.   Содержание художественного произведения может быть оценено только на основе анализа используемых форм выражения, в процессе которого происходит сравнение   писателя   с   возникшим   при   чтении   мнением   читателя.   Этим позиции   восприятие   художественного   произведения   отличается   от   дидактического, где идея не «спрятана», а высказывается прямо и не подлежит обсуждению. По меткому выражению В.Г. Белинского, произведение   нужно воспринимать сначала «сердцем», а потом «умом», – выдающийся критик был противником «интеллектуального» способа работы над произведением. Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы в литературном чтении. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать   за   мыслью   автора   и   постигать   ее   как   анализ.   Анализ художественного   текста   ведется   путем   постановки   вопросов.   Школьник, отвечая   на   вопрос,   вдумывается   в   текст,   запоминает   его   содержание, улавливает   с   помощью   учителя   особенности   формы,   использует   язык писателя в своей речевой практике. Поскольку литература – это один из видов художественного творчества, то   в   процессе   анализа   детям   необходимо   показать,   как   «сделано» произведение, то есть дать им представление о тех художественных приемах и средствах, которыми пользуется автор и которые доступны детям (рифма, сравнение, олицетворение). В ходе анализа необходимо обращать внимание на художественный   мир   произведения,   формулируя   вопросы   так,   чтобы   с   их помощью мир раскрылся перед детьми, чтобы они заметили художественное 16 мастерство автора. Проводя анализ произведения на уроках литературного чтения, учитель должен научиться превращать его  из учебного упражнения в серьезный,   интересный,   полезный   для   детей   разговор   о   литературе,   ее особенностях   как   вида   искусства,   её   воздействии   на   человека,   разговор, который   никогда   не   надоест,   так   как   с   его   помощью   решаются   жизненно важные, существенные для ребенка вопросы: станет ли тайное явным;  можно ли победить смерть и сделать жизнь вечной; что такое природа и каково место человека в ней и так далее­ от самых простых до глубоких, философских. Анализ произведения помогает удерживать в детях интерес к чтению, к миру, любопытство, пытливость, учит думать, сопоставлять. Погружая   младшего   школьника   слишком   резко   в   самостоятельное чтение   (при   отсутствии   сформированного   прочного   навыка   чтения), нарушается   естественный   процесс   восприятия   детьми   шести­семи   лет художественных   текстов.   Существуют   особенности   восприятия   младшими школьниками литературных произведений. На   первом   этапе   восприятия   происходит   слежение   за   развитием действий   в   художественном   произведении,  воссоздание   в   воображении   его образов и возникновение соответствующих переживаний. Дети этого возраста принимают произведение сначала чувствами, а затем уже умом и логикой. Дидактика   начального   образования   должна   считаться   с   тем,   что   нельзя избежать   этого   этапа   восприятия,   ведь   с   него   начинается   осознание произведения как совокупности эмоций, чувств, идей, мыслей. В начальной школе   процесс   обучения   часто   строится   таким   образом,   что   ребенок   не успевает   пережить,   осознать   возникшие   чувства,   оценить   влияние прослушанного   произведения   на   субъективное   состояние.   Учащихся   сразу погружают   в   дидактическую   сущность   произведения   (чему   учит,   какая главная мысль, какова идея). 17 Этап чувственного переживания произведения весьма важен потому, что только   на   его   основе   возникают   оценочные   суждения   –   второй   этап    восприятия   произведения.   Теперь,   осознав,   какие   эмоции   возникли   при слушании произведения, ребенок может оценить и авторские идеи, осознать воспитательные   возможности   произведения,   его   поучительные   стороны, характеристики героев. На   третьем   этапе   начинается   влияние   результатов   восприятия   на   реализация   его   в   оценочных   суждениях, личность   слушателя, самостоятельной речевой, художественной деятельности. Таким   образом,   полноценное   восприятие   художественного произведения на уроках литературного чтения осуществляется через чувства, образы   и   мысли   младших   школьников.   Во   время   литературного   чтения художественного   произведения   идет   воздействие   на   слуховые,   зрительные анализаторы  детей,  вызывая  у них  разнообразную  гамму  чувств. Подход  к литературе как виду искусства дает широкие возможности для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста. 2.2. Особенности внеурочной деятельности по формированию читательских интересов у младших школьников. Внеурочная   деятельность   по   развитию   читательского   интереса   –   это работа, организованная после уроков с целью развития интереса к чтению, расширения читательского кругозора, литературного образования и развития учащихся. Она  предоставляет  нам  огромные  возможности   для  того, чтобы заинтересовать учеников чтением, сделать его в первую очередь любимым, но, к   сожалению,   в   последнее   время   внеклассное   мероприятие   ­   это   готовый сценарий,   отточенный   до   такой   степени,   что   уже   даже   не   хочется присутствовать   на   репетициях.   В   основе   подготовки   и   проведения внеклассных занятий должны быть взаимный интерес и увлечённость педагога 18 и   учащихся.   Никто   не   будет   спорить,   что   энтузиазм   заразителен.   И   чем больше его у педагога, тем больше шансов увлечь учеников. Психолог   А.   Леонтьев   выделяет   следующие   основные   направления руководства чтением с социально­психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей. Е.И. Бушнина представляет внеурочную деятельность как совокупность различных   видов   деятельности,   обладающую   широкими   возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на ребенка. Во­первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не   всегда   удается   рассмотреть   на   уроке,   так   как   на   уроке   чтения   у школьников   мало   возможности   для   проявления   своих   способностей.   В основном   ученики   могут   показать   свой   читательский   кругозор   только   по программе. Во­вторых,   включение   в   различные   виды   внеурочной   деятельности обогащает   личный   опыт   ребенка,   его   знания   о   разнообразии   человеческой деятельности,   ребенок   приобретает   необходимые   практические   умения   и навыки. На уроках литературного чтения дети изучают определенный круг произведений,   заданный   авторами   и   имеющий   свою   направленность,   а   во внеклассной   работе   у   ребенка   есть   возможность   познакомиться   и   с фантастическими   произведениями, достижениями.   и   с   современными   научными В­третьих,   разнообразная   внеурочная   деятельность   способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно 19 участвовать   в   продуктивной   деятельности.   оформительская   деятельность, репортерская,   поисковая,   Например,   работа   по   созданию презентаций.   Если   у   ребенка   сформирован   устойчивый   интерес   к читательской деятельности в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. В­четвертых,   в   различных   формах   внеурочной   деятельности   дети   не только   проявляют   свои   индивидуальные   особенности,   но   и   учатся   жить   в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности   ­   творческой,   познавательной,   игровой   ­   обогащает   опыт коллективного   взаимодействия   школьников   в  определенном  аспекте,  что  в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Внеурочную   деятельность   по   развитию   читательского   интереса   мы рассматриваем   как   составную   часть   учебно­воспитательного   процесса,   как одну из форм организации досуга младших школьников. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и их творческой активности. Поскольку   внеклассная   работа   является   составной   частью воспитательной   работы   в   школе,   она,   по   утверждению   Н.Н.   Светловской, направлена   на   достижение   общей   цели   воспитания   ­   усвоения   ребенком необходимого   для   жизни   в   обществе   социального   опыта   и   формирования принимаемой обществом системы ценностей. Внеурочная   деятельность   по   развитию   читательского   интереса   в начальной   школе   призвана   продолжать   совершенствование   подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над 20 книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его   широты,   глубины,   упорядоченности)   и   отношения   к   книге   как   к общественной ценности. Внеклассная работа по развитию читательского интереса направлена на ознакомление учащихся с детской литературой и книгой, авторами, усилить взаимосвязь между детьми и родителями через книгу. Немаловажное   значение   при   этом   имеет   и   разнообразие   форм внеурочной деятельности, что делает этот процесс увлекательным. Интерес   к   внеклассной   работе   не   может   возникнуть,   если   работа выполнена без желания, по принуждению. Поэтому А.В. Усова считает, что принцип   добровольности   является   одним   из   самых   важных   принципов внеклассной   работы.   Ученик   должен   выражать   искренне   желание   принять участие   во   внеклассной   работе   по   чтению,   без   какого­либо   на   то принуждения.   Известно,   что   по   уровням   общего   развития,   направленности интересов и чертам характера ученики отличаются друг от друга. Игнорируя эти   различия,   невозможно   добиться   успехов   на   внеклассной   работе.   И.Я. Ланина   утверждает,   что   принцип   учета   индивидуальных   особенностей учащихся   является   важным   при   организации   внеклассной   работы.   Он позволяет учитывать уровни развития каждого учащегося и, исходя из этого, корректировать все виды работ, проводимых с каждым учеником. Задачи   внеурочной   работы   по   развитию   читательского   интереса охарактеризовала В.А. Лазарева. Она выделяет четыре основных пункта: 1)   развитие   интереса   к   чтению   и,   как   следствие,   формирование читательского интереса в целом; 2)   совершенствование   качества   чтения,   как   основы   глубокого   и полноценного восприятия младшими школьниками художественного текста; 21 3)   развитие   речи   учащихся   через   формирование   правильного литературного   языка   и   умений   выражать   свои   мысли   и   чувства   в   разных формах устной и письменной речи. 4)   освоение   учениками­читателями   нравственных   ценностей, содержащихся   в   художественном   произведении,   осмысление   нравственных понятий,   формирование   нравственных   качеств   личности   на   примере литературных героев. Читая произведение, ребёнок задумывается о важных вопросах бытия: о правде   и   лжи,   любви   и   ненависти,   истоках   зла   и   добра,   возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет   эмоциональный   фон   деятельности   учащихся,   организация   моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.     Сопереживание   и   оценка   –   основы   формирования   нравственных представлений и убеждений личности. Немаловажное   значение   при   этом   имеет   и   разнообразие   форм внеклассной   деятельности,   что   делает   этот   процесс   увлекательным.   Под формами внеклассной деятельности подразумевается выражение содержания этой   деятельности   через   определенную   структуру   отношений   педагогов, библиотекарей, учеников и родителей. Н.Е.   Щуркова   считает,   что   в   зависимости   от   содержания   следует выбирать форму и вид внеурочной деятельности, направленной на развитие читательского интереса. Существуют следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно­ценностное общение; 4) досугово ­ развлекательная деятельность (досуговое общение); 22 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно­оздоровительная деятельность; 9) туристско­краеведческая деятельность. Внеурочная   деятельность   по   развитию   читательского   интереса   ­   это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной   эпизодической   (читательские (руководство   внеклассным   чтением), конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений,   клубов,   музеев   и   др.).   Она   может   быть   индивидуальной, групповой и массовой. Формы внеурочной деятельности. 1)   Массовая   работа.   Формы   массовой   работы   принадлежат   к   числу наиболее   распространённых   в   школе.   Они   рассчитаны   на   одновременный охват   многих   учащихся,   им   свойственна   красочность,   торжественность, яркость,   большое   эмоциональное   воздействие   на   детей.   Массовая   работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, соревнование,   игра   требуют   непосредственной   активности   каждого. Сопереживание,   возникшее   от   участия   в   общем   деле,   служит   важным средством сплочения коллектива. 2) Групповая работа. К групповым формам работы относятся детские клубы,   кружки,   школьные   музеи,   общества.   Широкое   распространение получают   клубы.   Действуют   они   на   началах   самоуправления,   имеют   свои названия,  уставы.  Клубы   могут   быть   различных   профилей  ­  литературные, юного физика, химика, математика. 3)   Индивидуальная   работа   ­   это   самостоятельная   деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка   подготовка докладов,   номеров   художественной   самодеятельности, 23 иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от учителей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Младшие   школьники   тянутся   к   групповым   формам   работы, воспринимают   их  как   увлекательную   игру   и  работают   с  большой  отдачей. Кроме   того,   коллективные   формы   позволяют   каждому   ученику   активно проявить себя; никто не уйдет с чувством обиды на то, что его «опять не спросили». Формы внеурочной деятельности по развитию читательского интереса могут быть разнообразны. В.И. Шепелева знакомит в своей книге с основными из них: литературный   праздник,   литературная   игра,   литературная   гостиная, театральный фестиваль, диспут, концерт, интервью, эссе, кружок, олимпиады, конкурсы, викторины, экскурсии, дискуссии, состязание чтецов и др. Младший   школьный   возраст   –   возраст   достаточно   заметного формирования   личности,   формирование   и   закрепление   новой   системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует   характер,   волю,   расширяет   круг   интересов,   развивает способности.   Поэтому   развитие   читательского   интереса   будет   более успешным именно в начальной школе. Внеурочная деятельность по развитию читательского интереса в современной начальной школе ­ это составная часть учебно­воспитательного   процесса,   совокупность   различных   форм,   видов деятельности   и   одна   из   форм   организации   досуга   младших   школьников, организованная   после   уроков   с   целью   развития   читательского   интереса, расширения читательского кругозора и литературного образования и развития учащихся. При планировании внеурочной деятельности по развитию читательского интереса следует предусматривать: 24 ­ разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы; ­  сочетание произведений   разных  жанров  (в  соответствии  с  реальной картиной чтения, а также интересами учителя и учащихся); ­   чередование   разных   форм   деятельности   (выставка,   викторина, экскурсия); ­   приемы   активизации   читательской   самостоятельности   учащихся (различного вида групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения). 25 Заключение В   ходе   проведенной   работы   поставленная   цель   была   достигнута   и намеченные задачи реализованы. В   нашем   исследовании   мы   изучили   и   проанализировали   психолого­ педагогическую   литературу   по   проблеме   поиска   наиболее   эффективных приёмов, форм и методов формирования читательских интересов младших школьников, определили сущность понятия «читательский интерес». Очень   важно,   что   современные   педагогические   приёмы,   формы   и методы   образования   способствуют   целенаправленному   последовательному развитию и формированию читательских интересов младших школьников. Считаем, что выбранные нами педагогические приемы, формы и методы способны   формировать   устойчивый   читательский   интерес   у   младших школьников,   первичные   навыки   самостоятельной   работы,   а   также   умение работать с книгой, анализировать, сопоставлять, делать выводы. У школьника меняется не только отношение к процессу чтения, но и культурный уровень, нравственно­эстетическое   отношение   к   действительности.   Формируется умение ориентироваться в потоках информации, способность конструктивно общаться,   сотрудничать,   эффективно   решать   учебные   и   познавательные задачи. Поэтому использование учителем начальных классов в образовательном процессе   данных   приемов,   форм   и   методов   формирования   читательских интересов   младших   школьников   является   не   только   желательным,   но   и необходимым. 26 Список литературы 1. Вербицкий   А.А.   Личностный   и   компетентностный   подходы   в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с. 2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, – 2004. – 512с. 3. Гончарова   Е.Л.   Ранние   этапы   становления   читательской деятельности   при   норме   и   при   отклонениях   в   развитии:   автореф.   дисс. доктора псих.наук: 19.00.10 / Гончарова Е.Л. – М.: 2009. –40 с. 4.   Ефимов,   В.Ф.   Компетентность   как   новое   качество   личности школьника / В.Ф. Ефимов // Начальная школа. –2012. –№ 2. –С. 11–18. 5. Оморокова   М.И.   Совершенствование   чтения   младших школьников. Методическое  пособие для учителя / М.И. Оморокова. – М.: АРКТИ, 1999. – 160 с. 6. Савенков, А.И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения / А.И.Савенков // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 54­61. 7. Осмоловская   И.М.   Формирование   универсальных   учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10.–С.13 –17. 8. Светловская   Н.Н.   Обучение   чтению   и   законы   формирования читателя. // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11­18. 9. Светловская Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче­Оол. – М.: Аркти, 2007. – 54 с. 10.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт начального   общего   образования   /   Министерство   образования   и   науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. 27 11. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273­ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015­2016 года 12.   Чудинова   В.П.   Недетские   проблемы   детского   чтения   /   В.П. Чудинова, Е.И Голубева., Н.Н. Сметанникова, М., 2004.  28 Приложение 1 Экскурсия в школьную библиотеку. Цель: знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.  Задача:   вызвать   у   школьников   интерес   к   книге,   научить   их   обучить   правилам ориентироваться   в   библиотечном   пространстве, пользования библиотекой.  Содержание   темы:   экскурсия   по   библиотеке,   правила   пользования библиотекой,   знакомство   с   фондом,   тематическими   полками,   книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.  Форма проведения: рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных   изданий   книг   и   журналов,   игра   «Узнай   любимых   героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.    Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего   детства   и   сопровождают   нас   всю   жизнь,   они   заставляют   нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к   нам   в   комнату   со   страниц   любимых   книг.  Человек,   любящий,  умеющий читать   –   счастливый   человек.   Он   окружен   множеством   умных,   добрых   и верных   друзей.   И   живут   наши   друзья­книги   в   доме,   который   называется библиотека. Что же такое библиотека?  Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом.        Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал.  На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из 29 вас   я   заведу   читательский   формуляр   (показать),   в   который   будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи   с  книгами).  А   вот   эти   книги  и   журналы   на  дом   не  выдаются,  а читаются здесь.  С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются   –   справочный   фонд.   Справочный   фонд   –   это   энциклопедии   и справочники.   Это   книги,  которые   знают   все,   они   делают   человека   умным, помогая   ему   многое   узнать.   Ваши   первые   энциклопедии   «Что   такое?   Кто такой?», «Почемучка» (показать).   А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы).     Эта   часть   библиотеки,   где   находится   справочный   фонд   и   журналы, называется – читальный зал. Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим   книжным   фондом,  мы   делаем   книжные   выставки   (показать).   В   них могут  быть  представлены  книги одного  автора  или книги  на  одну тему,  а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «По   страницам   любимых   книг».   Есть   хорошие   книги,   которые   почему долго не   берут   читать.   Такие   книги   у   нас   помещены   на   выставке «Незаслуженно забытые книги». Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.         Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге.     В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому   нужно   стараться,   чтобы   книга   после   тебя   осталась   чистой   и аккуратной.       Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой: ∙        ­  Не рисовать, не писать ничего в книгах; ∙              ­ Не вырывать листы, не вырезать картинки; ∙         30 ­ Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы; ∙              ­ Не читать книги во время еды; ∙             ­  Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок; ∙     ­   Пользоваться закладкой.              Ребята,   после   того,   как   вы   познакомились   с   нашей   библиотекой,     посмотрели   наши   выставки,   узнали,   как   нужно   правильно   обращаться   с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?        Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете.     Вы должны отгадать загадки. Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок. Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка). (Показать книгу о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь   отгадайте   другую   загадку:   Городок   их   маленький,   но   в   нем   народ удаленький.   Знайка   шар   придумал   сам,   в   нем   расселись   по   местам:   Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську. Ребята, в какой книге живут эти   герои?   (Показать   книгу   о   Незнайке).   Ну,   молодцы,   ребята!   А   теперь отгадайте новую загадку. В этом доме именины, много было там гостей. И на этих именинах появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,   Но   коварному   злодею   кто­то   голову   срубил.   В   какой   сказке происходит это действие? («Муха­цокотуха») Бабусю знает целый свет, Ей отроду   лишь   триста   лет.   Там,   на   неведомых   дорожках,   Изба   её   на курьих ножках.   (Кто   это?)   Как   у   Бабы­Яги,   старой   костяной   ноги,   Есть замечательный   аппарат   летательный.   Что   же   это   за   аппарат?   И   это   вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку. У Аленушки­ сестрицы унесли братишку птицы. Высоко они летят. Далеко они глядят. Что это за сказка? («Гуси­лебеди») Она на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варила и пряла, когда же случилось попасть ей на бал, то голову принц от любви потерял, Она башмачок потеряла тогда же, Кто она такая, кто мне 31 подскажет? (В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка») Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом, Кем же были эти маленькие дети? (В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»).            Разгаданы   все   загадки.   Молодцы,   ребята,   хорошо   знаете   сказки   и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала. Проводится викторина. Дети делятся на две   группы,   перед   каждой   на   столе   листочки   с   вопросами,   обе   группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ, договариваются, кому   отвечать.   Для   подсказки   на   столе   лежат   книги,   в   которых   указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы и т.д.           В   заключение   урока   библиотекарь   рассказывает,   что   и   как   должны делать   ученики   при   посещении    библиотеки.  Дети   подходят   по   несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи. Предварительно библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно делать, придя в библиотеку, как   правильно   выбрать   и   записать   книгу.   Проигрываются   все   действия ребенка,   пришедшего   в   библиотеку.   Тем   самым   закрепляется   рассказ   о правилах пользования библиотекой.       Приложение 2 Урок ­ КВН по чтению в 4­м классе на тему: «Сказочный мир Пушкина». Дидактические средства: портрет А. С. Пушкина, газета, посвященная   жизни  и  творчеству  А.  С.  Пушкина,  выставка  рисунков  учащихся  на тему «Моя любимая сказка», выставка мелкой скульптуры работ учащихся на тему «Мой любимый сказочный герой», книжная выставка А. С. Пушкина. Ход урока: 32 Из числа учащихся выбираются 2 команды «Лукоморье» и «Синеморье»   по 8 человек в каждой, остальные дети делятся на 2 команды болельщиков. Ведущий (учитель): Я знаю, вы любите игры, Песни, загадки и пляски.  Но нет ничего   интереснее,   Чем   наши   волшебные   сказки.   В   сказках   постоянно происходит   всякие   чудеса:   то   молодая   царевна,   надкусив   яблоко, погружается в непробудный сон, то умелец Балда проучает чертей, то кот ученый рассказывает сказки. Сейчас мы вспомним сказки, которые читали в классе   и   на   уроках   внеклассного   чтения.   И   автор   этих   сказок­   великий русский писатель А. С. Пушкин. С помощью волшебной палочки я открываю дверь в прекрасный мир сказок А. С. Пушкина и приглашаю к нам в гости героев   его   сказок.   (Открывается   ширма   и   взорам   детей   предстают скульптурные   работы   учащихся.   Предлагается   угадать,   из   каких   сказок пришли в гости и как их зовут: Старик со старухой, Додон, Черномор, три девицы, Царевна­ лебедь, черт, Жучка, и др. Дети называют героев и названия сказок.)  Ведущий:   На   нашей   выставке   лепных   работ   много   героев   из   разных сказок А. С. Пушкина. Ваша задача­ найти за 30 секунд трех героев из одной и той же сказки.  Ведущий:   Как   называются   сказки,   нарисованные   ребятами?   (ребята называют сказки) Ведущий: А сейчас проведем конкурс на лучшего знатока сказок А. С.   Пушкина.   С какими словами обращалась к волшебному зеркальцу царица?  Что кричал петушок сидя на спице?  Расплачиваясь с Балдой, поп подставлял свой   лоб.   Что   приговаривал   Балда,   раздавая   щелчки?   Какими   словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?  С какими словами обращался старик к   золотой   рыбке?   Как   начинает   Пушкин   сказку   о   царе   Салтане?  Продекламируйте концовку этой сказки.  Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом Петушке».  33 Задания   болельщикам:   На   столе   лежат   предметы,   относящиеся   к сказкам А. С. Пушкина (яблоко, обрывок сети, золоченые орехи, и т.д.) за 30 секунд команды болельщиков должны определить, из каких сказок взяты эти предметы.   Чья команда даст точный ответ зеркальца злой мачехе в конце «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?   Что пообещал царь Додон   Необходимо мудрецу?   Ведущий:   Конкурс   на   лучшего   чтеца. продекламировать   любимое   стихотворение   А.   С.   Пушкина.   (Команда «Лукоморье»   и   команда   «Синеморье»   выбирают   чтеца)   Комар:   В   класс влетает «комар»­ ученик в шапочке и костюме комара, исполняющий роль почтальона.   Командам   надо   узнать,   кто   отправил   телеграммы.   Горе   мне! Попались в сети Оба наши сокола! Горе! Смерть моя пришла! (царь Додон)  В кухне злится повариха, Плачет у станка ткачиха, И завидуют оне Государевой жене.   (Третья   «сестрица»)   Да   вот   веревкой   хочу   море   морщить.   Да   вас, проклятое племя корчить. (Балда) Представление выполненного домашнего задания.   (команды   поочередно   представляют   свою   репродукцию   на   сюжет сказок А. С. Пушкина)  Ведущий:   Вопрос   болельщикам:   есть   ли   в   сказках   Пушкина   герои русских народных сказок? (Кощей Бессмертный, Баба­ Яга)  Викторину завершает КВН.  Угадайте из каких сказок взяты следующие строки?  В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут.  Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет  В кого превращала Царевна­ лебедь князя Гвидона?   Вспомните,   как   описал   Пушкин   Царевну­   лебедь?   Кому принадлежат слова: «Я на свете всех милее, всех румяней и белее»?  Какому герою   принадлежат   слова?   «Буду   служить   тебе   славно,   Усердно   и   очень исправно!» В конце урока жюри подводит итог урока, называет победителя.  Урок­ игра по чтению в 4­м классе на тему:  34 Приложение 3 «Вспомним басни И. А. Крылова»   Класс разбивается на команды, в каждой свой капитан. У капитана колокольчик,   которым   он   оповещает   о   готовности   команды   к   ответу. Команда, первая ответившая на вопрос, получает жетон­ открытку. Можно предложить  командам записывать  ответы. Капитаны зачитывают ответы по очереди: ответившие правильно получают жетоны. По количеству жетонов­ открыток определяется победитель.  Содержания конвертов с вопросами:   Кто так говорил? «До того ль, голубчик было б мягких муравьях у нас Песня, резвость всякий час. Так, что голову вскружило.»  (Стрекоза)  Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть в квартет»? (Проказница Мартышка, Осел, Козел, косолапый Мишка)  Внимание!­ «Черный ящик»! С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть, «что там за рожа». Что за предмет находится в ящике?   (зеркало)   Назовите   героиню,   которая   совсем   «без   драки»   хочет «попасть в большие забияки». (Моська)   Внимание!­ «Черный ящик»! В нем находится   предмет,   который   героиня   одной   из   басен   «с   полдюжины   себе достала». (Очки)   Персонажи какой басни И. А. Крылова восхваляли друг друга, «не боясь греха». (Кукушка и петух)  Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню»? (На псарню) Отгадайте кроссворд «Басни Крылова»:  кто смеялся   «вперед   чужой   беде»?   Героиня,   которая   увидела   свой   образ   в зеркале.  У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом»?  Она осталась без обеда благодаря своей глупости.  Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?  Один из героев, которые «вести с поклажей воз взялись».  Кого «по улицам   водили,   как   будто   напоказ»?   Ответы:   1.   Голубь,   2.   Обезьяна,   3. Муравей, 4. Ворона, 5. Моська, 6. Рак, 7. Слон.   Инсценируйте басни «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Лебедь, Щука и Рак». 35 Приложение 4 Библиотечный урок "Путешествие в Книгоград" Цели:   Дать учащимся начальных классов базовые понятия по основам     библиотечно­библиографической   грамотности   (ББГ)   ­   "библиотека", "книжный фонд", "читальный зал", "абонемент", "каталоги", "энциклопедии".  Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.  Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире   книг   ­   попросить   подобрать   себе   книгу.   В   воспитательных   целях повторить и ознакомить детей с "Правилами поведения в библиотеке".       Библиотекарь:   Здравствуйте,   ребята!   Я   думаю,   вы   не   против   того, чтобы отправиться в увлекательное путешествие и познакомиться с жителями и   устройством   города   Книгоград.   Есть   такой   город   на   свете,   в   котором собраны   для   вас   путеводители   по   жизни.  Город   этот   бывает   большой   или маленький,   но   всегда   удивительный,   называется   он   "библиотекой".   В библиотеке тишина Совсем иная, чем повсюду. Мне кажется порой она В себе утаивает чудо. В ней слышен зов далеких стран, В ней скрыты тайны океанов. Вот, слышишь, ­ Немо­капитан О чем­то спорит с Д*Артаньяном. Послушный зову твоему, Здесь Дон Кихот на помощь мчится, Ответ на сотни почему На книжных   прячется   страницах.   "Библио"   по­гречески   ­   книга,   а   "тека"   ­ хранилище. А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти 5 тысяч лет! Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками.   Это   не   совсем   спокойная   история!   За   них   сражались,   их сжигали,   теряли,   находили,   спасали   от   вражеского   нашествия,   как   самое дорогое.  Сегодняшняя   библиотека   кажется   воплощением   тишины,  покоя   и порядка.   А   знаете   ли   вы,   что   слово   "Книга"   происходит   от   церковно­ славянского "КЪНИГЫ", что означает буквы или письмо. В разные времена помещения   для   книг   имели   самые   различные   названия.   В   Египте   при раскопках   археологи   над   входом   в   одно   помещение   обнаружили   надпись 36 "Аптека для души". Этот вход вел в библиотеку. По мнению древних египтян, книгу можно сравнить с лекарством, только не от гриппа  и ангины, ­ это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте ­ написанные   на   папирусе,   в   Междуречье   ­   выцарапанные   на   глиняных табличках. В Индии ­ составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае ­ свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней.   Их   теперь   бережно   хранят   в   самых   крупных   библиотеках.   Итак, библиотека ­ это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные   друзья.   В   библиотеке   очень   много   книг,   журналов,   и   все   это называется книжным фондом.     В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова "абонемент"   много   значений.   Если   хотите   знать   все   значения,   загляните   в словарь. В библиотеке же оно означает место, где выдают книги на дом. На несколько   дней   книга   твоя,   можно   рассматривать   картинки,   читать, перечитывать, выписывать что­то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку ­ ведь она нужна другим ребятам. А если   не   успели   прочитать?   Не   беда,   придите   в   библиотеку,   и   попросите продлить срок чтения книги.     В библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература   ­   энциклопедии,   словари.   Энциклопедии   и   словари   заслуженно называют спутниками цивилизации. Они помогают не только правильно писать слова, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей знания, науки, техники, литературы и искусства, развивают культуру речи. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале. А еще в читальном зале можно написать доклад, посмотреть книжную выставку,   узнать   много   интересного   из   газет   и   журналов   для   детей.   "В 37 читальном   зале   тишина   нам   особенно   нужна.   Уходите,   разговоры,   ­   В вестибюли, в коридоры! Не мешайте нам читать: ­ Фантазировать, мечтать, в тишине   библиотечной   Каждый   слышит   голоса,   Речи   птичьи,   человечьи.   В каждой книге ­ чудеса! И, конечно, тишина здесь особенно нужна". Так что такое читальный зал? (ответы учащихся). А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Но все равно найти нужную книгу бывает трудно. И здесь на помощь нам приходят указатели ­ каталоги. Они есть в каждой библиотеке. Это специальные ящики, где хранятся карточки. На карточках написаны название книги и фамилия автора. А в углу карточки располагается знак ­ сокращенный адрес книги на полке.   Библиотекарь   посмотрит   на   шифр   и   сразу   узнает   на   какой   полке искать книгу. Такой же шифр есть и на каждой библиотечной книге. Видов и типов каталогов очень много. Их количество зависит от величины книжного фонда   и   тематической   направленности   фонда   данной   библиотеки.   Самые распространенные   алфавитный   и   систематический   каталоги.   Алфавитный каталог ­ перечень составлен в алфавитном порядке (по фамилиям авторов или названиям книг).  Систематический каталог помогает получить информацию о книгах по конкретной теме. В нашей библиотеке есть электронный каталог, сведения о книгах записываются в памяти компьютера. Книги ­ как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все   врачи   знают:   любую   болезнь   легче   предупредить,   чем   вылечить,   и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? ­ БЕРЕЧЬ! Я ­ книга. Я ­ товарищ твой! Будь, школьник, бережным со мной. Мой чистый вид всегда опрятен, Оберегай меня от пятен. Привычку скверную оставь: Листая, пальцы не слюнявь. Ой, уронил меня ты на пол. Ай, супом ты 38 меня   заляпал.   Что   здесь   за   звери?   Что   за   птицы?   Страницы   пачкать   не годится. Опять загнул мои листы? Опять со мной небрежен ты. Мой переплет не выгибай, Мой корешок не поломай! Не забывай меня в саду, Вдруг дождик грянет на беду. Запомни: я твой лучший друг. Но только не для грязных рук! Чтобы   стать   настоящими   читателями,   надо   знать   правила   пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?  Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.  Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.  Правило   №  3.  С  библиотечными   книгами   надо   обращаться   особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.  Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.  Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.       А   теперь,   ребята,   к   нам   в   гости   пришел   библиовенок,   и   он   хочет проверить, что вы запомнили  из нашей экскурсии, и задать вам несколько вопросов. (ученик переодетый в костюм библиовенка проводит викторину).  Отгадайте загадки: Тридцать три сестрички сели на странички. Сели  рядком ­ не молчат, нам загадки говорят. Если знаешь их секрет, то на все  найдешь ответ. (Буквы) Говорит она беззвучно, Но понятно и не скучно. Ты  беседуй чаще с ней,  станешь вчетверо умней. (Книга) Первую книжку, Где  буквы ты изучаешь. Как ты её называешь? (Букварь) У стены большой и  важный,  Дом стоит многоэтажный. Мы на нижнем этаже Всех жильцов  прочли уже. (Книжный шкаф) У сосны и елки листочки ­ иголки, А на каких  листочках растут слова да строчки? (На книжных) С подругами и сестрами   39 Она приходит к нам. Рассказы, вести новые  Приносит по утрам. (Газета)  Библиотекарь проводит беседу с учащимися: Есть ли у тебя домашняя  библиотека? Сколько в ней примерно книг? Стоят ли они по темам, по  алфавиту? Можете ли вы сами подобрать книгу в домашней библиотеке? В  заключении библиотекарь просит желающих самостоятельно подобрать книгу. 40

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников

Формирование читательских интересов у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018