Формирование духовно – нравственных ценностей в музыкальном образовании детей дошкольного возраста

  • Документация
  • docx
  • 16.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная публикация освещает мою работу по духовно - нравственному воспитанию в кружке раннего музыкального развития. В ней я рассказываю о использовании песенного репертуара на уроках. О существовании в кружке своего музея музыкальных инструментов. О том как это все воспитывает духовно - нравственные ценности в ребенке.Данная публикация освещает мою работу по духовно - нравственному воспитанию в кружке раннего музыкального развития. В ней я рассказываю о использовании песенного репертуара на уроках. О существовании в кружке своего музея музыкальных инструментов. О том как это все воспитывает духовно - нравственные ценности в ребенке.
Иконка файла материала Формирование духовно - нравственных ценностей.docx
ФАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» ИПК  ПР по г.Астана Формирование духовно – нравственных ценностей в музыкальном образовании детей дошкольного возраста                                   Педагог  дополнительного образования  Дворца школьников Акимата г. Астана,  руководитель кружка «Раннее музыкальное развитие»     Бугинас Брониславас Казисович"Музыкальное воспитание ­ это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». ­ писал В. А. Сухомлинский  Я работаю  руководителем кружка «Раннее музыкальное развитие»  во дворце школьников Акимата г.Астана,  а значит,  имею  уникальный шанс помочь решению проблемы гармонизации  личности маленького ребенка, а также выполнению целей духовно­ нравственного воспитания, сформулированные Шалвой  Амонашвили «В душе и сердце ребенка должны быть поселены  святые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного,  стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за  свои мысли; устремление к благу; чувство заботы и сострадания,  радости и восхищения…»        Необходимо отметить, что музыкальное искусство – едва ли ни  единственный вид, доступный восприятию ребенка раннего  возраста. Думаю, никто не станет отрицать, что духовно – нравственное  воспитание детей в дошкольном возрасте способствует   формированию внутренней системы ценностей, которая ляжет в  основу всей жизни ребенка.       Концепция образования признает, что большое влияние на  воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей оказывает  доброта и красота. Большие возможности для этого заложены в  содержании работы по музыкальному воспитанию.   Музыка позволяет наилучшим способом развивать все хорошее,  изначально заложенное в ребенке. В процессе обучения он начинает  более глубоко осознавать себя и активно стремиться к добру и  любви.     Музыка для детей должна звучать всегда, и только тогда  она  сможет выполнять свое педагогическое предназначение: служить  средством первоначального музыкального воспитания.  В ней есть все то, что близко ребятам: своя веселая поэзия;  простейшее движение, доставляющее им ни с чем несравнимую  радость; пение, переходящее в речь, когда петь надоест, и речь,  переходящая в пение от избытка чувств.  Музыку можно исполнять на простейших музыкальных  инструментах и сопровождать шумовыми инструментами. Детскиймир един, в нем можно и естественно то, что нам, взрослым, кажется порой нелепым и ненужным.     Дети, подражая взрослым, танцуют под звучащую музыку и  делают это намного интересней, изобретательней, придумывая танец с радостью, бьющейся через край.  Ребята очень отзывчивы на движение и возможность общения без  слов, когда подобное приглашение исходит от самой музыки.  Многочисленные примеры показывают, насколько органична  внутренняя взаимосвязь музыки и движения, которую так  естественно чувствуют дети и теряют со временем взрослые. Поэтому в музыкальном воспитании движение должно  присутствовать как важнейший и обязательный компонент.  «Будем ли мы играть на инструментах, танцевать и  аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или  озвучивать стихи» ­ все эти формы преподавания вызывают восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети  от них не устают, потому что являются деятелями, созидателями, а  не сторонними наблюдателями и слушателями. Они внутри музыки,  а не вне ее.     Понимая, что духовный мир  человека можно лучше понять,  обращаясь к истокам народной культуры,  я знакомлю детей с  песенным и устным фольклором, как важнейшей частью духовной  жизни народа, объективными законами красоты.  Благодаря родителям в нашем кружке существует музей  музыкальных инструментов из разных уголков нашей планеты.  Количество инструментов насчитывает более 150 экземпляров.  Знакомство с ними расширяет кругозор детей, даёт возможность  окунуться в культуру других народов.              На занятиях дети осваивают  разнообразный песенный  репертуар (это песни о природе, Родине, о столице, о дружбе, о  родителях, о бабушках и дедушках и т.д.) В песенках порой простых дети узнают, как важно любить природу, свой город, уважительно  относится к друг другу и уважать старших, как нужно радоваться  природным явлениям. Песенки разучиваются на двух языках –  казахском и русском. Мы можем петь их в сопровождении  фонограммы, я могу играть аккомпанемент в сопровождении  фортепиано и домбры. И все это несомненно заинтересовывает   ребят, делает их лучше, чище, духовно богаче.В  настоящее время, когда человек испытывает постоянное  воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном  отношении окружающей среды, любой повод для неформального  внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям,  ожиданиям, надеждам не может стать лишним. Одним из средств  реализации задач духовно – нравственного воспитания в моей  работе это проведение совместных (детей и родителей) таких  праздников, как встреча осени, Новый год, встреча весенних  праздников. Поэтому, совместно с родителями, регулярно провожу  такие  мероприятия, которые стали для всех  любимыми, ожидаемыми,  трепетными, сокровенными.  Благодаря WhatsApp родители имеют возможность получить музыкальный материал, и дома вместе с детьми повторить его и тем самым быть рядом с ними в их маленьком, начинающем творчестве.      Последнее время часто приходится наблюдать проявления таких  качеств у детей, как жестокость, нежелание и неумение помочь  сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним его  успехам,  неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к  индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому важной задачей по воспитанию социально­коммуникативных отношений это   включение во все виды деятельности дошкольников  коммуникативные танцы и игры.      Ценность танцев и игр в том, что они способствуют повышению  самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в  детском коллективе. Поскольку подобные танцы и игры построены  в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе  выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в  целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.  Коммуникативные танцы и игры я использую  в самых  разнообразных формах работы с детьми – и на занятиях, и на  праздниках, и на открытых занятиях с участием родителей.           Думаю, со мною согласятся все, что в результате планомерной работы, несомненно, у дошкольников воспитывается положительное отношение к духовно­нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними. А вот отсутствие полноценных ярких,  музыкальных, сказочных впечатлений в детстве с трудом  восполнимо впоследствии.«Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без  игры, без сказки. Душа ребенка ­ это душа чуткого музыканта. В  ней – туго натянутые струны, и если мы сумеем прикоснуться к  ним, то не только  в переносном, но и в прямом смысле –  зазвенит чарующая музыка».         В.А Сухомлинский