Данная публикация освещает мою работу по духовно - нравственному воспитанию в кружке раннего музыкального развития.
В ней я рассказываю о использовании песенного репертуара на уроках. О существовании в кружке своего музея музыкальных инструментов.
О том как это все воспитывает духовно - нравственные ценности в ребенке.Данная публикация освещает мою работу по духовно - нравственному воспитанию в кружке раннего музыкального развития.
В ней я рассказываю о использовании песенного репертуара на уроках. О существовании в кружке своего музея музыкальных инструментов.
О том как это все воспитывает духовно - нравственные ценности в ребенке.
ФАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
ИПК ПР по г.Астана
Формирование духовно – нравственных ценностей в
музыкальном образовании детей дошкольного возраста
Педагог дополнительного образования
Дворца школьников Акимата г. Астана,
руководитель кружка «Раннее музыкальное развитие»
Бугинас Брониславас Казисович"Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а,
прежде всего, воспитание человека». писал В. А. Сухомлинский
Я работаю руководителем кружка «Раннее музыкальное развитие»
во дворце школьников Акимата г.Астана, а значит, имею
уникальный шанс помочь решению проблемы гармонизации
личности маленького ребенка, а также выполнению целей духовно
нравственного воспитания, сформулированные Шалвой
Амонашвили «В душе и сердце ребенка должны быть поселены
святые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного,
стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за
свои мысли; устремление к благу; чувство заботы и сострадания,
радости и восхищения…»
Необходимо отметить, что музыкальное искусство – едва ли ни
единственный вид, доступный восприятию ребенка раннего
возраста.
Думаю, никто не станет отрицать, что духовно – нравственное
воспитание детей в дошкольном возрасте способствует
формированию внутренней системы ценностей, которая ляжет в
основу всей жизни ребенка.
Концепция образования признает, что большое влияние на
воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей оказывает
доброта и красота. Большие возможности для этого заложены в
содержании работы по музыкальному воспитанию.
Музыка позволяет наилучшим способом развивать все хорошее,
изначально заложенное в ребенке. В процессе обучения он начинает
более глубоко осознавать себя и активно стремиться к добру и
любви.
Музыка для детей должна звучать всегда, и только тогда она
сможет выполнять свое педагогическое предназначение: служить
средством первоначального музыкального воспитания.
В ней есть все то, что близко ребятам: своя веселая поэзия;
простейшее движение, доставляющее им ни с чем несравнимую
радость; пение, переходящее в речь, когда петь надоест, и речь,
переходящая в пение от избытка чувств.
Музыку можно исполнять на простейших музыкальных
инструментах и сопровождать шумовыми инструментами. Детскиймир един, в нем можно и естественно то, что нам, взрослым, кажется
порой нелепым и ненужным.
Дети, подражая взрослым, танцуют под звучащую музыку и
делают это намного интересней, изобретательней, придумывая танец
с радостью, бьющейся через край.
Ребята очень отзывчивы на движение и возможность общения без
слов, когда подобное приглашение исходит от самой музыки.
Многочисленные примеры показывают, насколько органична
внутренняя взаимосвязь музыки и движения, которую так
естественно чувствуют дети и теряют со временем взрослые.
Поэтому в музыкальном воспитании движение должно
присутствовать как важнейший и обязательный компонент.
«Будем ли мы играть на инструментах, танцевать и
аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или
озвучивать стихи» все эти формы преподавания вызывают восторг,
дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети
от них не устают, потому что являются деятелями, созидателями, а
не сторонними наблюдателями и слушателями. Они внутри музыки,
а не вне ее.
Понимая, что духовный мир человека можно лучше понять,
обращаясь к истокам народной культуры, я знакомлю детей с
песенным и устным фольклором, как важнейшей частью духовной
жизни народа, объективными законами красоты.
Благодаря родителям в нашем кружке существует музей
музыкальных инструментов из разных уголков нашей планеты.
Количество инструментов насчитывает более 150 экземпляров.
Знакомство с ними расширяет кругозор детей, даёт возможность
окунуться в культуру других народов.
На занятиях дети осваивают разнообразный песенный
репертуар (это песни о природе, Родине, о столице, о дружбе, о
родителях, о бабушках и дедушках и т.д.) В песенках порой простых
дети узнают, как важно любить природу, свой город, уважительно
относится к друг другу и уважать старших, как нужно радоваться
природным явлениям. Песенки разучиваются на двух языках –
казахском и русском. Мы можем петь их в сопровождении
фонограммы, я могу играть аккомпанемент в сопровождении
фортепиано и домбры. И все это несомненно заинтересовывает
ребят, делает их лучше, чище, духовно богаче.В настоящее время, когда человек испытывает постоянное
воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном
отношении окружающей среды, любой повод для неформального
внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям,
ожиданиям, надеждам не может стать лишним. Одним из средств
реализации задач духовно – нравственного воспитания в моей
работе это проведение совместных (детей и родителей) таких
праздников, как встреча осени, Новый год, встреча весенних
праздников.
Поэтому, совместно с родителями, регулярно провожу такие
мероприятия, которые стали для всех любимыми, ожидаемыми,
трепетными, сокровенными. Благодаря WhatsApp родители
имеют возможность получить музыкальный материал,
и дома вместе с детьми повторить его и тем самым
быть рядом с ними в их маленьком, начинающем
творчестве.
Последнее время часто приходится наблюдать проявления таких
качеств у детей, как жестокость, нежелание и неумение помочь
сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним его
успехам, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к
индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому важной задачей
по воспитанию социальнокоммуникативных отношений это
включение во все виды деятельности дошкольников
коммуникативные танцы и игры.
Ценность танцев и игр в том, что они способствуют повышению
самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в
детском коллективе. Поскольку подобные танцы и игры построены
в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе
выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в
целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.
Коммуникативные танцы и игры я использую в самых
разнообразных формах работы с детьми – и на занятиях, и на
праздниках, и на открытых занятиях с участием родителей.
Думаю, со мною согласятся все, что в результате планомерной
работы, несомненно, у дошкольников воспитывается положительное
отношение к духовнонравственным ценностям и желание поступать
в соответствии с ними. А вот отсутствие полноценных ярких,
музыкальных, сказочных впечатлений в детстве с трудом
восполнимо впоследствии.«Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без
игры, без сказки. Душа ребенка это душа чуткого музыканта. В
ней – туго натянутые струны, и если мы сумеем прикоснуться к
ним, то не только в переносном, но и в прямом смысле –
зазвенит чарующая музыка». В.А Сухомлинский