«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
4 кл
22.09.2019
Нередко мы, взрослые ,задумываемся о том: какое дело у человека самое важное? А разве нашим ученикам этот вопрос не приходит на ум? Вот об этом и должен идти разговор с нашими детьми на уроках ОРКС. Уважение к близким, окружающим нас людям, умение принять их такими, какие они есть- всё это надо прививать детям с раннего возраста. Тогда, я думаю, будет меньше зла среди нас. Из своего опыта работы я делюсь с коллегами о том, как я строю нашу работу на уроках с моими ребятами.
«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК». (2).doc
«Формирование духовнонравственной личности учащихся на
уроках ОПК».
Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека
самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас
самый важный?» Люди отвечали поразному. Тогда мудрец сказал им:
«Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем.
Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для
нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».
В наше время особенно очевидно, что без духовности, которую несет с
собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе.
Уроки православной культуры у нас проходят не только в классе , но они
бывают и в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными
людьми. Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок –
открытие.
5 августа 2015 года,т.е. 21 день назад На колокольню СвятоНиколаевского
мужского монастыря г. Верхотурья установили 16тонный колокол. Теперь
самая высокая звонница нашего города имеет самый звучный колокол. Еще
зимой мы посетили храм (с разрешения родителей) И присутствовали при
разгрузке у стен монастыря этого великана. Такие минуты, я думаю, не
забудутся!!!
Обратимся к темам уроков. Сами темы говорят о высоком
воспитательном значении. Эти уроки учат делать моральный выбор – выбор
между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют
поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и
жизнь окружающих людей.
Нравственные качества, основанные на идеях добра, совести,
справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку
закладываются именно на уроках ОРКСЭ.
Начался урок, на котором нам говорить о подвиге.
Ничего не говоря урок начинаю с презентации «Беслан». Сначала ребята
молчат, потом взрыв желающих высказать свое мнение. Выслушав,
спрашиваю:
Какова же тема нашего урока?
Кто знает, что такое подвиг? … продолжаю.
И во время войны, и в мирное время болея душой за своих родных,
друзей, за ближних – люди, не жалея себя, приносят в жертву свою жизнь,
своё здоровье,. Это можно назвать самопожертвованием.
А какую жертву принёс Бог ради людей? (жертваего сын, Христос)
А зачем он это сделал? (ради спасения людей) .
(Идет работа с учебником ОПК. А потом я рассказываю о самопожертвовании в наши дни. О том, как
учитель Иван Каниди ценой своей жизни спасал детей в школе Беслана. Эту
же мысль продолжаем, читая и обсуждая притчу
«Блудный сын» из учебника литературного чтения.
Все чаще в практику своей работы я я ввожу интегрированные уроки.
Почему? Много положительного в этом, и одно из них есть время
не поверхностно, как мы говорим , пройти тему, а вжиться в неё, вложить
душу всем присутствующим во время обсуждения. , т.к. равнодушных нет и
каждому хочется сказать свои мысли.
Но вернемся к уроку.
Ребята, сейчас вам расскажут одну евангельскую историю о бедной
вдове. Однажды Иисус сел напротив сокровищницы храма и смотрел,
как народ кладет деньги в нее. Многие богачи клали много денег. Среди них
была одна бедная вдова, положившая в сокровищницу две лепты (лепта это
мелкая монета). Подозвав к Себе Своих учеников, Иисус сказал им..
А вот, что Он мог сказать?
Как вы считаете, а можно ли поступок вдовы назвать
самопожертвованием?Стараюсь выслушать каждого, но не тороплюсь
говорить сама. Хотя порой бывает трудно сдержаться.Говорят дети.
Поражаюсь их видению проблемы!!!
И вновь вопрос.
А раз это самопожертвование, то можно ли это приравнять к подвигу?
Ребята, подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и
«движение». Причем это движение от своей корысти. Там, где движение не к
своей жадности, а от нее. Не захват, а жертва.
Как вы думаете, возникнет у детей желание высказаться? Вынесут ли они
чтото полезное для себя из этого разговора?
А далее я предлагаю им две строки и предлагаю найти главное слово.
Высший подвиг в терпении
Любви и мольбе.
Понятно, что все три слова главные, но мнения делятся и каждый
доказывает свою правоту. Представляете, что творится в душе каждого
присутствующего.
Урок проходит до обидного быстро, но завершить его преступно нельзя,
вот почему такие уроки нужно интегрировать, очень аккуратно подбирая
материал для этого.
Продолжая тему можно предложить и такой вопрос:
А можно ли совершить подвиг ради самого себя?
Завершая урок, спрашиваю:
Ребята, сегодня на протяжении всего урока мы с вами говорили о
самопожертвовании, о подвиге во имя чеголибо. Подумайте, от чего бы вы могли отказаться и ради кого бы вы это
сделали.
Надеюсь, что и в жизни вы будете добрыми и неравнодушными, и будете
каждый день совершать маленькие и большие подвиги во имя добра и любви.
На некоторых из используемых методов хочу остановиться.
Часто урок я начинаю со стихов. Так урок на тему: «Православное
учение о человеке» я начала так.
Как дом, так сердце ежедневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это значит
Себя для ближних не жалеть.
В каких строчках заключён главный смысл этого стихотворения? ( в
двух последних строках)
И во время войны, и в мирное время болея душой за своих родных,
друзей, за ближних – люди, не жалея себя, приносят в жертву свою жизнь,
своё здоровье, время, личные интересы, привычки.
Бог любит нас людей. И чтобы с нами встретиться, спасти нас, Бог
принял на себя всё, что свойственно человеку Он воплотился в человеке и был
рождён на Земле сын божий Иисус Христос
Посмотрите, вот любящие родители успокаивают маленького сына,
который лежит в коляске. И тогда родители нагнулись к нему. Как вы
думаете, родителям удобно идти вот так, согнувшись?
Да, неудобно. Но ради сына они сделались как бы меньше ростом и
терпят неудобства . Они не спят ночами, заботясь о нем, когда малыш болен
или просто не хочет спать.
Ребята, а в какие исторические моменты люди чаще всего
жертвовали своей жизнью ради других людей?
Какова же тема нашего урока?
Уходя домой, ребята ищут реальные истории на эту тему, рассказы ,
приглашают интересных людей. И тут им ,конечно,на помощь приходят
родители.
Готовя домашние задания, ребята могут объединяться в группы, работать
индивидуально. Выбор делают они самостоятельно.
Но уроки ОПК со звонком не заканчиваются . Так во время встречи с Дерябиной Полиной Михайловной, которая
рассказала о своем военном детстве, она упомянула о школе, которая была
совсем недалеко от нашей современной. Этой школе было присвоено имя
героя –верхотурца Дресвянникова. Но ничего конкретного о фронтовике она
не смогла ответить. Так урок перешагнул за стены школы и начались наши
поиски. Признаться, я не сразу поняла ,какой нам предстоял трудный путь
поиска. Но отступать было нельзя. Ребята, узнав новость, Писали объявления
в газетах, разыскивали через Интернет. И все –таки нам удалось многое узнать
о героефронтовике. Нашлись и его родственники, которые живут в Серове и
Лобве
В мае этого года родственники героя войны приехали в нашу школу.
Родители класса активно включились в поиск верхотурцев, погибших в
годы Великой Отечественной войны, но не вошедших в Верхотурскую Книгу
памяти. Так семья Маленьких Ульяны посетила мемориал села Прохоровки
Курской области.
Родители Девятериковой Елизаветы , Шаргиной Елизаветы, Подкорытова
Дениса вместе с детьми – музей в Нижнем Тагиле.
Во время поиска героя фронтовика мы нашли еще двоих верхотурцев –
защитников Родины, отдав свои жизни на полях сражений, но в Верхотурской
книге Памяти имен этих героев не оказалось.
Собранные сведения Верхотурский музейзаповедник, т.к. готовится новое
дополненное издание Книги Памяти.
Эти уроки учат делать моральный выбор – выбор между добром и злом;
учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей. .
Таким образом, уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного,
честного, достойного гражданина.
При подготовке к урокам ребята используют мою книгу «Из истории
Верхотурья», изданную в 2008 году. Из рассказов, легенд, исторических
фактов они узнают о том, как, кто и почему строил и обустраивал церкви,
монастыри. Как Верхотурье стало духовной столицей Урала. В помощь
педагогам, желающим ближе познакомиться с нашим городом, мною было
разработано методическое пособие, а Министерством образования
Свердловской области рекомендовало педагогам начальной школы для
изучению этого курса.
Приведу примеры выводов и открытий ребят на уроках ОПК: «У каждого
человека есть духовный мир!»; «Как трудно быть справедливым, но людям
это нужно»; «Я понял, как трудно признавать свои ошибки и постараюсь их не
совершать»..
Рада, что мой бывший ученик Малюшкин Максим стал батюшкой. Сейчас
он служит в Магнитогорской епархии.
Творческие проекты ребята показывают в школе, в районной библиотеке, в
музеезаповеднике, Они являются призерами разных конкурсов. Так,
например, они стали победителями районного конкурса «Орешек знаний», Областных конкурсов:«Православная культура в истории России»,«Семья:
прошедшее, настоящее, будущее».
Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для
нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое,
что есть в нас самих, вложить в сына или дочь, или моих учеников. Через
1015 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными
партами.
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места
стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми,
нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и
делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и
эффективных результатов.
Путимцева Валентина Михайловна, Заслуженный учитель РФ
«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».
«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».
«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».
«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».
«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.