«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».
Оценка 4.9

«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
4 кл
22.09.2019
«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».
Нередко мы, взрослые ,задумываемся о том: какое дело у человека самое важное? А разве нашим ученикам этот вопрос не приходит на ум? Вот об этом и должен идти разговор с нашими детьми на уроках ОРКС. Уважение к близким, окружающим нас людям, умение принять их такими, какие они есть- всё это надо прививать детям с раннего возраста. Тогда, я думаю, будет меньше зла среди нас. Из своего опыта работы я делюсь с коллегами о том, как я строю нашу работу на уроках с моими ребятами.
«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК». (2).doc
«Формирование духовно­нравственной личности учащихся на уроках ОПК».  Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека  самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас  самый важный?» Люди отвечали по­разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем.  Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для  нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело». В наше время особенно очевидно, что без духовности, которую несет с  собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе.        Уроки православной культуры у нас проходят не только в классе , но они  бывают и в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми. Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок –  открытие.      5 августа 2015 года,т.е. 21 день назад На колокольню Свято­Николаевского мужского монастыря  г. Верхотурья установили 16­тонный колокол. Теперь   самая высокая звонница нашего города имеет самый звучный колокол. Еще  зимой мы посетили храм (с разрешения родителей) И присутствовали при   разгрузке  у стен монастыря этого великана. Такие минуты, я думаю, не  забудутся!!!       Обратимся к темам уроков. Сами темы говорят о высоком  воспитательном значении.  Эти уроки учат делать моральный выбор – выбор  между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют  поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и  жизнь окружающих людей.  Нравственные качества, основанные на идеях добра, совести,  справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку  закладываются именно на уроках ОРКСЭ. Начался урок, на котором нам говорить о подвиге.   Ничего не говоря урок начинаю с презентации «Беслан». Сначала ребята  молчат, потом взрыв желающих высказать свое мнение. Выслушав,  спрашиваю: ­ Какова же тема нашего урока? ­ Кто знает, что такое подвиг? … продолжаю. ­ И во время войны, и в мирное время болея душой за своих родных,  друзей, за ближних – люди, не жалея себя, приносят в жертву свою жизнь,  своё здоровье,. Это можно назвать самопожертвованием.  ­ А какую жертву принёс Бог ради людей? (жертва­его сын, Христос) ­ А зачем он это сделал? (ради спасения людей) . (Идет работа с учебником ОПК. А потом я рассказываю о самопожертвовании в наши дни. О том, как  учитель Иван Каниди ценой своей жизни спасал детей в школе Беслана. Эту  же мысль продолжаем, читая и обсуждая притчу  «Блудный сын» из учебника литературного чтения.  Все чаще в практику своей работы я я ввожу интегрированные уроки.  Почему? Много положительного в этом, и одно из них           ­ есть время  не поверхностно, как мы говорим , пройти тему, а вжиться в неё, вложить  душу всем присутствующим во время обсуждения. , т.к. равнодушных нет и  каждому хочется сказать свои мысли. Но вернемся к уроку. ­Ребята, сейчас вам расскажут одну евангельскую историю о бедной  вдове.            Однажды Иисус сел напротив сокровищницы храма и смотрел,  как народ кладет деньги в нее. Многие богачи клали много денег. Среди них  была одна бедная вдова, положившая в сокровищницу две лепты (лепта ­ это  мелкая монета). Подозвав к Себе Своих учеников, Иисус сказал им.. ­А вот, что Он мог сказать?  ­Как вы считаете, а  можно ли поступок вдовы назвать  самопожертвованием?Стараюсь выслушать каждого, но не тороплюсь  говорить сама. Хотя порой бывает трудно сдержаться.Говорят дети.  Поражаюсь их видению проблемы!!!  И вновь вопрос. ­А раз это самопожертвование, то можно ли это приравнять к подвигу? ­ Ребята, подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и  «движение». Причем это движение от своей корысти. Там, где движение не к  своей жадности, а от нее. Не захват, а жертва. Как вы думаете, возникнет у детей желание высказаться? Вынесут ли они что­то полезное для себя из этого разговора?  А далее я предлагаю им две строки и предлагаю найти главное слово.   Высший подвиг в терпении Любви и мольбе.  Понятно, что все три слова главные, но мнения делятся и каждый  доказывает свою правоту. Представляете, что творится в душе каждого  присутствующего.  Урок проходит до обидного быстро, но завершить его преступно нельзя,  вот почему такие уроки нужно интегрировать, очень аккуратно подбирая  материал для этого. Продолжая тему можно предложить и такой вопрос: ­А можно ли совершить подвиг ради самого себя?    Завершая урок, спрашиваю: ­Ребята, сегодня на протяжении всего урока мы с вами говорили о  самопожертвовании, о подвиге во имя чего­либо. ­ Подумайте, от чего бы вы могли отказаться и ради кого бы вы это  сделали.  Надеюсь, что и в жизни вы будете добрыми и неравнодушными, и будете  каждый день совершать маленькие и большие подвиги во имя добра и любви. На некоторых из  используемых методов  хочу остановиться. Часто урок я начинаю со стихов. Так урок на тему: «Православное  учение о человеке»  я начала так.       Как дом, так сердце ежедневно Необходимо выметать. Оберегать от всякой скверны Не помнить зла, не оскорблять. Любить без выгод и расчетов, Соблазна ближним не давать, Быть терпеливым к недочетам, Великодушно все прощать. Дружить с добром, Душой болеть – ведь это значит Себя для ближних не жалеть. ­ В каких строчках заключён главный смысл этого стихотворения? ( в  двух последних строках) ­ И во время войны, и в мирное время болея душой за своих родных,  друзей, за ближних – люди, не жалея себя, приносят в жертву свою жизнь,  своё здоровье, время, личные интересы, привычки.  ­ Бог любит нас­ людей. И чтобы с нами встретиться, спасти нас, Бог  принял на себя всё, что свойственно человеку Он воплотился в человеке и был рождён на Земле сын божий­ Иисус Христос ­ Посмотрите, вот любящие родители  успокаивают маленького сына,  который лежит в коляске. И тогда родители нагнулись к нему. ­ Как вы  думаете, родителям удобно идти вот так, согнувшись? ­ Да, неудобно. Но ради сына они сделались как бы меньше ростом и  терпят неудобства . Они не спят ночами, заботясь о нем, когда малыш болен  или просто не хочет спать.  ­ Ребята, а в какие исторические моменты люди чаще всего  жертвовали своей жизнью ради других людей? ­ Какова же тема нашего урока?          Уходя домой, ребята ищут реальные истории на эту тему, рассказы , приглашают интересных людей. И тут им ,конечно,на помощь приходят  родители. Готовя домашние задания, ребята могут объединяться в группы, работать индивидуально. Выбор делают они самостоятельно. Но уроки ОПК со звонком не заканчиваются . Так во время встречи с Дерябиной Полиной Михайловной, которая  рассказала о своем военном детстве, она упомянула о школе, которая была  совсем недалеко от нашей современной. Этой школе было присвоено имя  героя –верхотурца Дресвянникова. Но ничего конкретного о фронтовике она  не смогла ответить. Так урок перешагнул за стены школы и начались наши  поиски. Признаться, я не сразу поняла ,какой нам предстоял трудный путь  поиска. Но отступать было нельзя. Ребята, узнав новость, Писали объявления  в газетах, разыскивали через Интернет. И все –таки нам удалось многое узнать о герое­фронтовике.  Нашлись и его родственники, которые живут в Серове и  Лобве     В мае этого года родственники героя войны приехали в нашу школу.      Родители класса активно включились в поиск  верхотурцев, погибших в  годы Великой Отечественной войны, но не вошедших в Верхотурскую Книгу  памяти. Так семья Маленьких Ульяны посетила мемориал села Прохоровки  Курской области.      Родители Девятериковой Елизаветы , Шаргиной Елизаветы, Подкорытова  Дениса вместе с детьми – музей в Нижнем Тагиле.   Во время поиска героя фронтовика мы нашли еще двоих верхотурцев –  защитников Родины, отдав свои жизни на полях сражений, но в Верхотурской  книге Памяти имен этих героев не оказалось.     Собранные сведения  Верхотурский музей­заповедник, т.к. готовится новое  дополненное издание Книги Памяти.     Эти уроки учат делать моральный выбор – выбор между добром и злом;   учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей. .    Таким образом, уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного,  честного, достойного гражданина.     При подготовке к урокам ребята используют мою книгу «Из истории  Верхотурья», изданную в 2008 году. Из рассказов, легенд, исторических  фактов они узнают о том, как, кто  и почему строил и обустраивал  церкви,  монастыри. Как Верхотурье стало духовной столицей Урала. В помощь  педагогам, желающим ближе познакомиться с нашим городом, мною было  разработано методическое пособие, а Министерством образования  Свердловской области рекомендовало педагогам начальной школы для  изучению этого курса.     Приведу примеры выводов и открытий ребят на уроках ОПК: «У каждого  человека есть духовный мир!»; «Как трудно быть справедливым, но людям  это нужно»; «Я понял, как трудно признавать свои ошибки и постараюсь их не совершать»..      Рада, что мой бывший ученик Малюшкин Максим  стал батюшкой. Сейчас  он служит в Магнитогорской епархии.      Творческие проекты ребята показывают в школе, в районной библиотеке, в  музее­заповеднике, Они являются призерами разных конкурсов. Так,  например, они стали победителями районного конкурса «Орешек знаний», Областных конкурсов:«Православная культура в истории России»,«Семья:  прошедшее, настоящее, будущее».     Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для  нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь, или моих учеников. Через 10­15 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами.     Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места  стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми,  нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и  делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и  эффективных результатов.                Путимцева Валентина Михайловна,            Заслуженный учитель РФ

«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».

«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».

«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».

«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».

«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».

«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».

«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».

«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».

«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».

«Формирование духовно-нравственной личности учащихся на уроках ОПК».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2019