Важно не только донести до обучающихся знания о природе, взаимодействии ее и человека, но и использовать эту информацию как основу жизненных убеждений. Для этого мало отдельных занятий, направленных на изучение данной темы. Необходима продуманная, целенаправленная и самое главное – постоянная работа по экологическому воспитанию
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc
Учитель Л. А. Фомина
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО НАПРАВЛЕНИЯ.
Жизнь человека во все времена была связана с жизнью природы . В
современном мире задача взаимодействия этих двух объектов выросла в
огромную глобальную проблему. Вопросы бережного отношения к природе
сейчас актуальны как никогда. Для изменения ситуации необходима большая
планомерная работа по воспитанию экокультуры человека и ответственности
за то, что тебя окружает. Начальные знания о природе и необходимости
разумного обращения с ней закладываются еще в детском саду. Начальная
школа – это следующее звено в воспитании и образовании ребенка в
направлении общения с окружающей средой.
Важно не только донести до обучающихся знания о природе,
взаимодействии ее и человека, но и использовать эту информацию как основу
жизненных убеждений. Для этого мало отдельных занятий, направленных на
изучение данной темы. Необходима продуманная, целенаправленная и самое
главное – постоянная работа по экологическому воспитанию . Вопрос
отношения младших школьников к окружающему миру в настоящее время
является одним из главных, которые требуют неотлагательного решения.
Очень часто слово экология ассоциируется с борьбой за чистоту
окружающей среды. Это не совсем верная трактовка данного термина. Слово
ЭКОЛОГИЯ произошло от древнегреческих слов ЭКОС – жилище, дом и
ЛОГОС – учение, наука. Экология – это наука о взаимодействии живых
организмов и их сообществ между собой и окружающей средой. Человек –
единственный вид экологической цепочки,
который в процессе
жизнедеятельности нарушает экологию. Это происходит от недостатка знаний
у большей части человечества о законах сотрудничества с природой.
Изучение основ взаимодействия живой, неживой природы и человека,
понимание
к появлению
экологической культуры , формированию экологического образования.
гармоничности этого процесса приводит Задача
нового отношения
человека к природе связана с
необходимостью воспитывать экологическую культуру, формировать знания о
неразрывной связи человека с природой. Экологическое воспитание – это
одно из средств решения поставленной задачи. Ответственное отношение к
природе является важной характеристикой личности. Она показывает
понимание законов природы, проявляется в соблюдении нравственных правил
природоиспользования, которые подтверждены правовыми основами, в
активном изучении окружающей природы, в борьбе с факторами, губительно
сказывающимися на ней.
В 70е годы ХХ века начальная школа переживала большие
преобразования. Именно тогда в учебный план был введен новый предмет
«природоведение», который имел четко выраженную экологическую
направленность. Сложилось мнение, что этот курс решает все задачи
экологического воспитания , достигает его цель в однопредметной модели.
Но в результате оказалось, что эта модель является не достаточно
эффективной. Конечная цель воспитания экокультуры обучающихся
ответственное отношение к окружающей среде образование сложное, и один
формирующий в большинстве своем естественнонаучные знания по
биологии учебный предмет не в состоянии справиться с формированием
многостороннего отношения детей к природной среде. В данной ситуации
встает вопрос о привлечении других школьных предметов в работу по
экологическому воспитанию, возникают метапредметные связи , которые
предполагают интеграцию, дополнение одной науки другой. При этом
каждый учебный предмет будет сохранять свои учебновоспитательные цели.
В свою очередь классноурочные занятия должны сочетаться с внеурочной
деятельностью.
При этом необходима высокая экологическая
подготовленность педагогов, как основных людей, которые организуют своей
деятельностью передачу опыта детям. Особое место на пути развития
личности принадлежит обучению в начальной школе. Это возраст, когда
ребенка легче убедить, объяснить ему существующие нормы взаимодействия
с природой. В этом возрасте ребенок близок к природе, у него повышенная
любознательность.
Мною проводятся занятия внеурочной деятельности декоративно
прикладного направления . Кружок «Бисероплетение» и «Мастерскую
«Бумажная фантазия» посещают обучающиеся 13 классов. Данные занятия
являются частью общей работы учреждения по воспитанию экокультуры обучающихся. Работа на занятиях относится к индивидуальной форме
экологического воспитания, где дети изготавливают поделки из бумаги и
бисера. Эффективность данной формы доказывается повышением интереса
детей к изучению биологических дисциплин и охране природы, использованию
знаний и умений природоохранной деятельности в жизни.
В процессе работы на занятиях кружка идет формирование личностных
и метапредметных результатов обучения.
В сфере личностных универсальных учебных действий ( УУД )
формируется внутренняя позиция обучающегося, ориентация на моральные
нормы и их выполнение, способность к децентрации .
В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения
учитывать
позицию собеседника, организовывать и осуществлять
сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и
передавать информацию.
В сфере регулятивных УУД выпускники овладеют способностью
принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию.
Контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и
анализировать сообщения, овладеют действием моделирования, широким
спектром логических действий.
В программах курсов «Бисероплетение» и «Бумажная фантазия»
тематика большинства занятий перекликается с объектами флоры и фауны.
Дети изготавливают из бисера и бумаги фигурки насекомых, рыб,
животных. Значительная часть работы связана с выполнением различных
цветов, листьев, деревьев. Работа проходит не только практическая , но и
познавательная. Важно расширить и углубить знания детей о животных и
растениях, обобщить представления обучающихся о факторах , угрожающих
живой природе, учить уважительному отношению к живым организмам,
расширять кругозор, знания об окружающем мире.
Важной задачей при формировании экокультуры обучающихся
является накопление опыта, обогащение и систематизация представлений о
предметах и явлениях окружающей жизни и природы, закрепление навыков
правильного поведения. Для решения этих задач целесообразно использовать
на занятиях такой элемент русского народного творчества, как загадка. Загадки заставляют ребенка думать, рассуждать, доказывать, мыслить
образно, обогащают словарный запас. Отгадывание является полезным
упражнением для ума,
Работа по изготовлению букета полевых цветов из бисера начинается с
использования загадок:
не утомляющим учащихся.
Бела корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка и сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем и на стол поставим,
Если вдруг мы прихворнем – мы ее отварим.
( Ромашка )
Дети отгадывают загадку и одновременно анализируют внешний вид
цветка, способность этого растения помогать при заболеваниях, красоту
капельки росы, в которой отражается солнце.
Вырос в поле дом – полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.
( Колосок )
Эта загадка дает образное представление о колоске – много зернышек
объединены вместе, основание – прямой высокий стебелек. Загадка – это не
только игра, но и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение
в рассуждении, в умении доказывать.
Элементы экологического образования возможно широко использовать
на занятиях внеурочной деятельности. Одним из вариантов работы является
предложение обучающимся описать какоелибо насекомое, животное,
цветок, постараться выразить их красоту, эмоционально передать свое
отношение к этому объекту природы. Такое задание помогает расширить
знания о взаимосвязях в природе, способствует развитию восприятия красоты
природы и передаче своих чувств с помощью слова. Возможно задание :
рассказать все, что дети знают о жизни того или другого представителя
природы. Все это помогает формированию мотивов охраны природы.
Расширению знаний детей о природе , взаимодействии ее и человека,
способствуют информационные минутки, на которых учитель рассказывает
интересные факты о растении или насекомом, к изготовлению которого дети
приступают. «Земляника» (бисероплетение) :
самая крупная ягода была сорвана в 1983 г. в Ролкстоне США и весила
231 гр.;
земляника является единственной ягодой , у которой семечки
находятся снаружи, а не внутри;
не смотря на то, что земляника является сладкой ягодой, содержание
сахара в ней минимально. Для сравнения – в лимоне сахара гораздо
больше, чем в клубнике;
если выдернуть полностью куст земляники, то новый на этом месте
вырастет только через 4 года.
«Елка» ( бисероплетение)
у многих народов считалась священным деревом, они были уверены, что
именно в ее ветвях живет лесной дух. Перед походами воины приходили
в лес, произносили заклинания и развешивали на ветви дары, чтобы
задобрить духа;
в медицине используют только шишки и почки ели;
ель может достигать в высоту 60 метров;
время жизни ели 300400 лет;
каждая маленькая хвоинка живет 57 лет, осенью ель сбрасывает не
меньше 1/7 части своей хвои.
«Тюльпан» ( бисероплетение )
страной тюльпанов называют Голландию – там можно увидеть целые
поля, засаженные этими цветами;
название происходит от персидского слова toliban ( тюрбан ) и дано
цветку за сходство бутонов с восточным головным убором;
в Амстердаме за 3 луковицы было куплено 2 каменных дома;
1 луковица была равносильна 2 возам пшеницы, 4 взрослым быкам, 2
бочкам сливочного масла, 500 кг сыра.
Названия цветов, которые делают дети на занятиях, перекликаются с
наименованиями некоторых растений, внесенных в Красную книгу : кувшинка
белая, колокольчик твердолистный, василек краснодарский, 4 вида
тюльпанов, 5 видов подснежников. Дети легко включаются в обсуждение
этого вопроса. Ученики 2 класса соотносят эту информацию с знаниями,
которые они получили на уроках окружающего мира по аналогичной теме. Вместе с работами, где изготавливаются и объединяются несколько
одинаковых элементов ( «Букет астр», «Осенняя клумба», «Елочка»,
«Фиалки», «Водяная лилия» ), на занятиях дети работают над выполнением
картин, где сочетаются различные объекты . Рассматривается соседство
цветов и насекомых («Лето в лесу» , «Цветочная полянка» ).
Взаимосвязь живой и неживой природы представлена в работе «Подводный
мир» ( бисероплетение). В работе соединены фигурки различных рыб,
водорослей и камни, которые покрывают дно водоема. Дети рассуждают о
соседстве всех этих объектов и их взаимодействии.
При подготовке к одному из самых любимых праздников Новый год –
обучающиеся вырезают из бумаги снежинки для украшения класса, школы и
декорирования интерьера своей квартиры. В беседе дети отмечают
неповторимость узора каждой снежинки , ее красоту и торжественность.
Ажурные красавицы вызывают эмоциональный отзыв в душе ребенка. Дети
выразили свои фантазии в сказках о снежинках.
Макаров Илья ( 3 кл. )
Жилабыла маленькая снежинка. У мамытучки было много таких
дочекснежинок. Так они жили не тужили. Когда снежинки подросли, маме
тучке стало тяжело носить своих красавиц. Вздохнула она, чихнула, и
полетели снежинки вниз, на землю. Наша маленькая снежинка закружилась в
танце. Никогда она не была так свободна и счастлива. И вдруг снежинка
поняла, что похожа на звездочку в небе. «Я падающая звезда, решила она,
теперь все могут загадать желание».
Кленова Даша ( 3 кл. )
Жилабыла высоковысоко в небе маленькая снежинка на маленьком
облаке. Она скучала без друзей. Снежинки постарше кружились в воздухе,
водили хороводы и веселились. Ей очень хотелось подружиться с ними, но она
еще была очень мала. Вдруг ветер понес ее облако навстречу другому. Там
тоже жила маленькая снежинка. И они подружились. Ветерок понес из к
земле. В пути к ним подлетали новые снежинки, такие же веселые и красивые,
как они. Снежинки соединялись в пушистые легкие хлопья и тихо падали на
землю, где их ждали ребятишки.
При изготовлении различных цветов, фигурок животных и рыб, дети
начинают понимать, что они своими руками могут сохранять природу. Ведь букет из бисера и бумаги так же красив, как и цветы , растущие в природе, но
при этом живые цветы радуют нас в поле, лесу или на даче. А интерьер мы
украшает букетами собственного производства , которые в наше время еще и
являются очень востребованными, т.к. ценность ручной работы и интерес к
ней постоянно возрастает .
Проведение данной работы позволяет расширять и углублять знания
детей о животных и растениях, обобщать представления обучающихся о
факторах, угрожающих живой и неживой природе, учить уважительному
отношению к живым организмам.
Экологическое образование в школе должно решить одну из важнейших
задач: заложить основу формирования у обучающихся нового экологического
мышления и экологического поведения.
Человеку необходимо отказаться от ряда традиционных установок:
делить природу на вредную и полезную;
отказаться от лозунгов «покорение природы», «господство
над
природой»;
взгляд на насекомое , как на чтото несерьезное;
взгляд на природу, как на второстепенный предмет.
Очень важно сформировать у детей твердое убеждение в том, что все
живые существа – наши соседи по планете.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОКУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.