Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии
Оценка 5

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Оценка 5
Документация +5
docx
география +2
Взрослым
26.10.2018
Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии
В данной разработке мной рассмотрен один из компонентов комплексного подхода к задаче формирования и укрепления здоровья студентов, воспитания у них и у их преподавателей культуры здоровья, которая может быть названа здоровьесберегающей педагогикой. Методическая разработка содержит практические рекомендации по использованию потенциала малого города для достижения качества образования и повышения уровня культуры в организации здорового и безопасного образа жизни и как следствие – сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
1 здоровьесбережение.docx
Министерство образования Московской области  Государственное бюджетное образовательное учреждение  среднего профессионального образования Московской  области Всероссийский аграрный колледж заочного  образования Рассмотрена на заседании                                                          предметной (цикловой) комиссии математических                                      и естественно­научных дисциплин                                                                            Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______            Председатель ____________/Лиховидова Е.Н./                                  Формирование экологического  мировоззрения в качестве  компонента  здоровьесберегающей  технологии  Выполнена: преподавателем спецдисциплин Назатовой С.Б.       1 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  Оглавление АННОТАЦИЯ................................................................................................................................3 ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................4 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.....................................................................................................................7 Страница 2 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  АННОТАЦИЯ         В   данной   разработке   мной   рассмотрен   один   из   компонентов комплексного   подхода   к   задаче   формирования   и   укрепления   здоровья студентов,   воспитания   у   них   и   у   их   преподавателей   культуры   здоровья, которая может быть названа  здоровьесберегающей  педагогикой.      Методическая разработка содержит практические рекомендации по использованию   потенциала   малого   города   для   достижения   качества образования   и   повышения   уровня   культуры   в   организации   здорового   и безопасного   образа   жизни   и   как   следствие   –   сохранение   и   укрепление здоровья обучающихся. Страница 3 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  ВВЕДЕНИЕ  «Приляг к лужице и изучи подробно существа – растения и  животных, ее населяющие, в непосредственном развитии и взаимно  непрестанно перекрещивающихся отношениях организации и образа  жизни…» (1850г.) К.Ф. Рулье. Под   здоровьесберегающими   образовательными   технологиями   (ЗОТ)   в расширенном   смысле   можно   понимать   все   те   технологии,   использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.  Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:  аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности   своего   здоровья,   убежденности   в   необходимости   вести   здоровый образ   жизни,   который   позволяет   наиболее   полно   осуществить   намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности;  гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса   здоровьесбережения   знаний   и   умений,   познанием   себя,   своих потенциальных   способностей   и   возможностей,   интересом   к   вопросам собственного   здоровья,   к   изучению   литературы   по   данному   вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма;   здоровьесберегающий,   включающий   систему   ценностей   и установок,  которые   формируют  систему  гигиенических   навыков   и  умений, необходимых   для   нормального   функционирования   организма,   а   также Страница 4 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой;  эмоционально­волевой,   который   включает   в   себя   проявление психологических   механизмов   —   эмоциональных   и   волевых.   Необходимым условием   сохранения   здоровья   являются   положительные   эмоции; переживания,   благодаря   которым   у   человека   закрепляется   желание   вести здоровый образ жизни;  экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид   существует   в   природной   среде,   которая   обеспечивает   человеческую экономическими   и личность   определёнными   биологическими,   производственными ресурсами;  физкультурно­оздоровительный   компонент   предполагает владение   способами   деятельности,   направленными   на   повышение двигательной   активности,   освоение   личностно­важных   жизненных   качеств, повышающих   общую   работоспособность,   а   также   навыков   личной   и общественной гигиены. Актуальность   данной   методической   разработки   обусловлена потребностью   человека,   общества   и   государства   в   здоровьесберегающем образовании.   Многие   годы   человек   проводит   в   стенах   образовательных учреждений,   и   поэтому   ценностное   отношение   к   здоровью   не   может формироваться без участия преподавателей. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило   от   оценок   влияния   педагогического   процесса   на   психическое   и физическое   состояние   обучаемых,   не   рассматривало   образовательные технологии   с   точки   зрения   здоровьесберегающей   направленности.   Судя   по Страница 5 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  статистике, лишь малая часть студентов относятся к числу здоровых. Таким   каждому   преподавателю, образом, присутствующий на занятии студент, как правило, не здоров.    необходимо   учитывать,   что Природа   выступает   эффективным   фактором   здоровьесбережения   в городе.   А   его   ресурсом   является   природное   окружение.   Следует   создать такие организационно­педагогические условия проведения образовательного процесса,   которые   на   примере   собственного   города   составят   сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.  Глубокий   и   перспективный   взгляд   на   биолого­экологическую, методическую, психолого­педагогическую проблему, приводит к выводу, что экологическое   мировоззрение,   безусловно,   основная   цель   не   только экологического   образования,   это   в   настоящее   время   –   цель   общего образования,   т.к.   от   уровня   экологического   мировоззрения   выпускника школы,   вуза   зависит   будущее   нации.   В   колледже   я   преподаю   дисциплину «Экологические   основы   природопользования»,   и   кто,   как   не   я,   знаком   не понаслышке с пагубным влиянием плохого состояния экологии на состояние юных организмов. Поэтому я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения. Страница 6 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  «…человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс  совместного преобразования природы и общества, особенно в России,  причем решающее значение в его деятельности будет иметь  формирования нового мировоззрения, отвечающего новым потребностям  человека, согласованным с новыми реалиями окружающей среды». Н.Н. Моисеев Экологический   компонент   обеспечивает   физическое   здоровье   и духовное   развитие.   Осознание   бытия   человеческой   личности   в   единстве   с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических   условий.   Рассмотрение   природной   среды   как   предпосылки здоровья   личности   позволяет   нам   внести   в   содержание   здравотворческого воспитания   формирование   умений   и   навыков   адаптации   к   экологическим факторам. К сожалению,  экологическая среда образовательных учреждений не   всегда   благоприятна   для   здоровья   обучающихся.   Общение   с   миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро­ и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая нас, является мощным оздоровительным фактором.  Экологизация     ­     необходимый   и   закономерный   процесс   повышения качества   и   роли   биологического   образования   в   формировании   и   развитии личности ­ духовно­нравственный потенциал; ­ ответственное отношение к природе; Страница 7 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  ­ экологическое мировоззрение; ­ социализация обучающихся; ­ формирование экологической культуры; ­ культуры здорового и безопасного образа жизни. Данный факт учитывался и при разработке Федеральных стандартов, что позволяет сделать вывод об экологической составляющей ФГОС. В СТАНДАРТЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ / ПОНЯТИЙ: Словосочетание (понятие) Встречается «здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни» (биология, ОБЖ) «экологического мышления» «экологическая культура» раз 6 5 3 № 1 2 3 В  СТАНДАРТЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: № Словосочетание (понятие) Встречается 1 2 3 «здорового и безопасного для человека и  окружающей его среды образа жизни»  (биология, ОБЖ) «экологической культуры» «экологического качества окружающей раз 12 8 3 среды» Страница 8 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  4 5 «экологического состояния окружающей  среды» «устойчивого развития» 1 3 На   этом   примере   доказано   соответствие   процесса   формирования экологического   мышления   образовательному   стандарту,   в   котором достаточно   полно   прописаны   ключевые   моменты   процесса   экологизации образования.   В   настоящее   время   ФГОС,   который   входит   в   практику, основательно представляет механизм достижения этой цели.  Экологическое образование рассмотрено с двух позиций: экология как наука и экология как явление культуры. А это значит, что рассматриваться экологическое образование не может в отрыве от того социального фона, на котором   оно   развивается.   Поэтому   на   первый   план   должна   выходить культуросообразующая составляющая содержания.  Последовательное   включение   и   развитие   основных   экологических понятий   позволяет   расширить   и   углубить   эколого­мировоззренческую составляющую   содержания,     на   основе   сочетании   стратегии   и   тактики развития личности, создании динамичных современных технологий и методик воспитательной работы с учетом задач учебно­воспитательного процесса. Экологическое мировоззрение  ­ особое свойство личности,  возникшее вследствие адаптации человека к   действующим   факторам   окружающего   мира,   представленное   системой обобщенных знаний об окружающем мире, месте в нем человека, о возможных взаимосвязях   в   системе   «человек   –   природа   –   общество» трансформирующихся   во   внутренний   план   действий   в   виде   взглядов, убеждений,   идей,   проявляющихся   в   суждениях   и   активной   деятельности Страница 9 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  субъекта по сохранению окружающей среды, собственного и общественного здоровья. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Обучение   должно   носить   воспитывающий   характер,   как   писал В.В.Половцев   (1903).   Сегодня   важной   характеристикой   воспитывающего обучения, используемого для достижения цели формирования экологического мировоззрения,   является   его   направленность   на   социокультурное   развитие личности.  Этому   способствует   то   условие,   что   биоэкологию   следует рассматривать не только как науку, но и как явление социально­культурного феномена. Взаимосвязь образования и устойчивого развития. Важная     функция   экологизации   состоит   в   усилении   приобретения   и наращивания   личностью   опыта   взаимодействия   с   окружающей   средой   на когнитивном,   чувственно­эмоциональном   и   нормативном   уровнях.   Именно Страница 10 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  этот   сплав   позволяет   перевести   сознание   личности   обучающегося   в мировоззренческие взгляды и убеждения. ИСХОДНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ:  синергетический,   культурологический   коэволюционный   и деятельностный подходы,   принципы   гуманизации,   прогностичности,   непрерывности, природосообразности,   системности,   обусловливающие направленность   личности   на   формирование   мировоззренческих позиций. СОСТАВЛЯЮЩИЕ   НАПРАВЛЕННОСТЬ   ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ:  Социальный   компонент   в  методике   формирования   экологического   способствовать   развитию   у   обучающихся мировоззрения   экоцентрического       типа   сознания   современного   члена   общества, направленного на      устойчивое развитие цивилизации.  Научностный   компонент   направлен   на   разработку   современного подхода, на основе   интеграции философии, экологии, педагогики, социологии,   сущности   и   путей   формирования экологического мышления, способствует развитию у обучающихся не   структуры, отдельных   составляющих,   а   всего   целостного   экологического мировоззрения.  Методический   компонент   направлен   на   реализацию   психолого­ педагогических основ формирования экологического мировоззрения в   процессе   обучения,   воспитания   и   развития,   с   использованием Страница 11 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  педагогических   технологий   в   методике   обучения   биологии. способствует экологизации содержания биологического образования и   использованию   условий   для   более   целостного   подхода   к методической   системе   в   формировании   экологического мировоззрения.  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ РЕСУРСЫ МАЛОГО ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ Г.СЕРГИЕВ ПОСАД                    Малый город — это вид поселения, обладающий специфическими условиями и формами жизнедеятельности.  В России насчитывается более 1 тыс.   городов.   Из   них   более   900   поселений   относятся   к   категории   малых городов.   В   малых   городах   проживает   более   30%   населения   страны.  В отечественной науке пик исследований малых городов пришёлся на 60–80­е годы   ХХ   века.   Основы   систематизации   и   классификации,   типологии городских   поселений   по   размерам,   функциям   и   другим   признакам наблюдаются   в   работах   Е.   Г.   Анимицы,   Н.   Н.   Барановского,   М.   В. Борщевского,   Л.   А.   Велихова,   В.   Г.   Давидовича,   С.   А.   Ковалёва,   О.   А. Константинова, Г. М. Лаппо, В. Н. Лексина, В. Л. Любовного, Е.Н. Перцика, Ю. П. Пивоварова, В. В. Покшишевского, О. С. Пчелинцева, Ю. П. Саушкина, В. П. Семёнова­Тянь­Шанского, Б. С. Хорева, А. Н. Швецова.                                        Советский этап урбанизации, вызванный процессами индустриализации, сопровождался многообразием и других направлений:  ­   изучение   хозяйственного   профиля   небольших   городских   поселений (Н. Т. Агафонов, Р. Я. Беспечная, Ю. П. Бочаров, Э. И. Вайнберг,   Ф. М. Листенгурт, Ю. В. Смейле, И. М. Смоляр, Л. Л. Трубе);  их социально­демографических характеристик (Г. С. Камерилова,     А. Э. Котляр, С. А. Польский, Б. С. Хорев); Страница 12 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии   планировочной структуры и благоустройства (В. П. Бутузова,     Е. М. Марков, Б. Е. Светличный),  методов   комплексного   социального   и   экономического   планирования (В. В. Битунов, В. П. Муравьёв, М. В. Солодков, Е. Г. Чистяков,   О.И. Шкаратан). Какими характеристиками должна обладать система образования малого города? При   определении   понятия   малый   город   следует   учитывать   такие критерии, как:  величина (численность населения);  количество и масштабы функций города (основная деятельность большинства жителей);  архитектурно­планировочная среда;  развитие социальной и рыночной инфраструктуры;  мощность сетей коммунально­бытового, торгового, культурного, образовательного, информационного обслуживания, потребность в транспорте. Отличия мегаполиса и малого города. Мегаполис Малый город Опосредованность связей с Непосредственность  связи с природой  природой Многообразие и непредсказуемость социальных Предсказуемость немногих социальных ситуаций.  ситуаций Унификация публичной жизни и рафинизация  частной. Традиции регулируют как публичную, так и частную Страница 13 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  сторону жизни Преобладание чувства Преобладание личностной идентичности над групповой. Индивидуализм.    групповой принадлежности (социальная идентичность) над личностной идентичностью. Коллективизм. Более развитое индивидуальное Относительно неразвитое самосознание ­предприимчивость, большая гибкость поведения.  Противоречие между возможностью выбора партнеров неформального общения и пространственно­ временные затруднения организации непосредственного общения    Формирование индивидуальных нравственных ориентиров личности и/или поиск духовных единомышленников (социальная идентичность) Широкий спектр социокультурных центров (секции, кружки, студии)  Большое количество вузов, научных подразделений индивидуальное самосознание, ориентация на традиции в социальном поведении, меньшая гибкость поведения. Противоречие между легкостью пространственно­временной  организации общения и трудностью выбора партнера по неформальному общению.    Ассимиляция с традиционными нормами или сопротивление социально­ нормативному прессингу, поиск «группы поддержки» ­ ориентация на  социальную мобильность, переезд в город. Малое количество культурно­ образовательных центров Ограниченное количество вузов, научных подразделений                     Несомненно,   природа   выступает   эффективным   фактором   здоровьесбережения   в   малом   городе.   А   его   ресурсом   является   природное окружение. Страница 14 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии                       Сергиев Посад ­ райцентр в Московской области,   знаменитый   расположенным   в   нем величайшим   в   России   монастырем   ­   Троице­ Сергиевой   Лаврой.   Население   города   ­   более   100 тысяч   человек.   Город   Сергиев   Посад   ­   это   созерцательных   и сочетание   аскетических, литургических   начал   монашеской   жизни   с   промышленной экономикой,   торговлей,   наукой   и   светской   культурой.   На   его территории пребывают вместе, но, не сливаясь, Троице­Сергиева лавра ­ один из первых подмосковных монастырей, а также заводы, фабрики, научные   институты,   дворцы   культуры,   библиотеки   и   музеи советского   периода.   В   облике   города   ­   сочетание   церковной архитектуры XV­XIX веков и промышленной и жилой застройки XIX­ XX веков. Сергиев Посад и его район ­ территория с богатой историей. Естественная природа, окружающая город: * Государственный природный заказник   «Варавинский овраг»  * Заказник  «Журавлиная родина» * Заказник «Чернолесье» * Свыше 40 естественных водотоков (рек и ручьев). Самые большие по  протяженности реки Дубна, Веля, Молокча, Кунья, Воря, Пажа, Торгоша.  Самой загрязненной с экологической точки зрения является река Кунья.  Такие реки как Воря, Пажа, Кончура, Торгоша, Вондига, Дубна ­ требуют  постоянного контроля на предмет загрязнения. * Водопад "Гремячий", который является не только природным охраняемым  объектом (государственный заказник областного значения), но и  Страница 15 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  предложен к охране как историко­природный, легендарное происхождение  которого связывают с именем Преподобного Сергия Радонежского. * Естественные водоемы ­ озера ­ Большое и Малое Туголянские,  Заболотское, Озерецкое, Торбеево, Васильковское, Лесное и другие Естественные природные объекты и комплексы в структуре города: * Особо охраняемые природные территории местного значения ­ природный комплекс «Островок» и заказник «Березовая роща».  * Черниговский лес возле одноименного скита, который сохранился до  наших дней в первозданном виде. Искусственные природные  комплексы в структуре городской среды На   территории   района   более   ста   искусственных   водоемов   (прудов, * запруд, плотин, копанок), ряд из них представляет историческую ценность: Копнинский, Белый, Келарский, Вифанский, Скитские и другие. * Парк «Скитские Пруды» * Скверы * Аллеи * Фонтаны, * Газоны * Цветники и клумбы Культурно­природные объекты и комплексы города: * Одна   из   крупнейших   достопримечательностей   России   ­   Троице­ Сергиева лавра. * Архитектурный   комплекс   Спасо­Вифанского   монастыря   и   Спасо­ Вифанской семинарии; * Архитектурный   комплекс   Гефсиманско­Черниговского   скита   и Боголюбской киновии; * Монастырь «Параклитова пустынь». Страница 16 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  * Усадьба Абрамцево, где сейчас организован музей, жили и трудились в разное время Репин и Васнецов, Тургенев и Гоголь, Шаляпин и многие другие гении российского искусства. * Музей игрушки  * Государственный историко­художественный музей­заповедник Культурные объекты, включающие природные комплексы * Дворец культуры им. Гагарина  * Три кинотеатра – «Люксор», «Дубрава» и «Подсолнух»  * Театр­студия "Театральный ковчег" * Театр юного зрителя под управлением Галины Жигуновой  * Кукольный театр в Музее игрушки  * Вокзальный комплекс * Технические объекты  Торговые центры, содержащие природные объекты: * Зоомагазины * Цветочные магазины * Торговые центры «Перекресток», «Вознесенский», «Торговые ряды» и др. * Торгово­развлекательные центры «Счастливая 7Я» и «Капитолий» Учебные учреждения с природным окружением * Детские сады * Школы * ВУЗы и ССУЗы * Спортивные школы * Спортивно­оздоровительные комплексы «Луч», Салют» * Клуб «ВелоПосад» * Оздоровительные комплексы «Атлант», «Атриум», «Орбита» * Тир «СНАЙПЕР» * Стадион «ТЕМП» * Пейнтбольный клуб «TOP GUN» * Авиационно­спортивный клуб «ДЕЛЬТА» Страница 17 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  * Лыжная база «СТАРТ» * Конно­спортивный клуб «Сергиев Посад»  * Музыкальная школа * Школа художеств Эколого­ориентированное развитие городского поселения предусматривает: * санацию и оздоровление городских территорий,  * модернизацию производственных территорий, * сокращение санитарно­защитных зон,  * реабилитацию малых рек,  * совершенствование технологии очистки поверхностных и хозяйственно­ бытовых стоков,  * совершенствование технологии сбора, очистки и утилизации отходов  производства и потребления.            Создание непрерывной природно­экологической системы. Развитие городского   ландшафтного   каркаса,   который   объединяет   все   природные территории   в   единый     общегородской   зеленый   массив,   выходящий   на прилегающие к городу природные объекты. * формирование озеленённых территорий общего пользования; * благоустройство территорий рек и оврагов, входящие в зону  охраняемого ландшафта памятников архитектуры; * создание тематических парков. Страница 18 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДЫ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ  1.Научно­методическое  Разработка учебных курсов и программ;  Организация работы проблемной лаборатории;  Создание экспериментальной педагогической площадки в школах;  Проведение региональных научно­практических конференций;  Разработка дидактических материалов и методических пособий;  Отбор и создание видеоресурсов.  2. Образовательное 2.1.С учителями:  Повышение квалификации учителей;  Проведение мастер­классов;  Обучающие семинары. 2.2.С обучающимися:  Сезонные и тематические экскурсии;  Фитопрогулки;   выполнение исследовательских проектов; экологический лагерь (либо экологическая смена в лагере). Страница 19 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  2.3. С учениками: выполнение фенологических направлений;   описание сезонных явлений и экологических ситуаций в природе;  рисование пейзажей;   организация и проведение олимпиад школьников. создание экологического и декоративного  отделов на УОУ; 2.4. Со студентами:  Тренинги;  Разработка и проведение спецкурсов и факультативов;  Руководство курсовыми работами;  Мастер­классы. 3. Использование здоровьесберегающего потенциала выставок.  Выполнение конкурсных работ  для выставки: выращивание  декоративных растений, домашних питомцев;   Экскурсии на выставку, наблюдение  и описание объектов природы;  Приобретение объектов, освоение приемами  выращивания и ухода за  ними;  Выпуск  презентаций, телерепортажей;  Обмен информационными ресурсами ( современной литературой и  интернет­ресурсами,  содержанием исследовательских работ). 4.Эколого­терапевтическое общение с природой.  Пет­терапия (конно­спортивная школа);  Фитопрогулки;  Экологические экскурсии («Родники», «Деревья­старожилы»,  «Половодье», «Первоцветы», «Охраняемые объекты»);  Фитодизайн образовательной  среды;  Создание зелёной аптеки на подоконнике;  Организация работы фитобара;  Спортивные сборы;  Научное фотографирование. 5.Познавательно­досуговое Страница 20 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии   Тематические  игры , спортивные кроссы, фестивали и праздники в  природе;  Туризм;  Пресс­конференции в условиях природы;  Встречи с людьми, изучающими природу, охраняющие, рисующие её;  Методическое сопровождение  на туристических маршрутах   ( приглашение поэтов, художников, ученых др.)           Таким образом, использование природного потенциала малого города  обеспечивает реализацию здоровьесберегающей функции образовательной  среды за счет:  включения в неё новых объектов окружающей действительности,  уникальных и специфичных для  малого города;  вовлечения в неё новых  форм взаимодействия;  расширение поля активности обучающихся за счет формирования опыта разных видов деятельности в природной среде  малого города;  предоставление возможности получать  здоровьесберегающее  образование, преодолевая ограниченность малого города. ЗАКЛЮЧЕНИЕ            Совершенно очевидно, что только на основании процесса экологизации преподавания экологии и других наук, будет формироваться экологическое мировоззрение,   целью   которого   должно   стать   общее   образование, способствующее устойчивому развитию общества. Страница 21 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии                    Руководствуясь   государственными   документами,   существует необходимость   научно­личностного   подхода   к   обучению   на   основе комплексного подхода к преподаванию.              Как подчеркнуто в декларации Всемирной конференция ЮНЕСКО, данную   проблему   собираются   выносить   на   Межправительственную конференцию   ООН, общественности. В связи с вышесказанным можно повести итоги:   о   чем   свидетельствует   требование   мировой  в   настоящее   время   образование   и   устойчивое   развитие   –   два   при   этом   образование   является взаимосвязанных   процесса, фундаментом устойчивого развития и во многом направлено в будущее и призвано обеспечить качественную жизнь индивиду, семье, обществу;  международное   сообщество   обязано   содействовать   деятельности   в области устойчивого развития;  глобальная   программа   действий   направлена   на   активизацию   и расширение   масштабов   деятельности   на   всех   уровнях   и   во   всех областях образования, подготовки и обучения;  роль   области   устойчивого   развития   ­   это   важнейшее   средство в обеспечения устойчивого признанного     развития,     межправительственных соглашениях и документах;  особое   значение   стоит   придать   потенциалу   обеспечения   устойчивого развития   с  точки   зрения  расширения   возможностей   учащихся  в  деле преобразования   себя   и   общества,   в   котором   они   живут,   путем совершенствования знаний, умений, социальных установок, навыков и ценностных   представлений,   необходимых   для   воспитания   глобальной гражданственности.                      Преподаватель   должен   обладать   важными   профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи Страница 22 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств   можно   выделить   высокий   уровень   профессионально­этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию   личностных   креативных   качеств;   знания   формирования   и функционирования   психических   процессов,   состояний   и   свойств   личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни   (ЗОЖ);   владение   знаниями   основ   проектирования   и   моделирования здоровьесберегающих   технологий   в   учебных   программах   и   мероприятиях; умение   прогнозировать   результаты   собственной   деятельности,   а   также способность   к   выработке   индивидуального   стиля   педагогической деятельности.  Страница 23 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 1. Материалы Всероссийского съезда «Здоровое поколение ­ здоровая Россия», режим доступа:  http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4180.html 2. Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО http://www.nhpfund.ru/informational­materials/convention­ realization.html Конституция Российской Федерации Концепция Федеральной целевой программы  развития образования    на 2011­2015 годы Федеральные государственные стандарты       CПО: http://www.edu.ru/db/cgi­bin/portal/sred/sred_new_list.plx?st=all&substr Здоровьесберегающие   технологии   школе,   режим   доступа: http://festival.1september.ru/articles/508516/ Здоровьесбережение | Типы технологий  http://ext.spb.ru/index.php/2011­03­29­09­03­14/98­hls­education/ Социальная сеть работников образования nsportal.ru  Генеральный план развития Сергиева Посада http://www.sergiev­posad.net/documents/general­plan/  3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Энциклопедия знаний Pandia.ru http://pandia.org/ 11. Московская область ­ Карта России  www.map.rin.ru/cgi­bin/main.pl?Region=sergievposad 12. Полный список православных ссылок fnax.narod.ru/orth_links_all.html  Страница 24 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  Приложение 1. ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СМЕНЫ В СЕРГИЕВО­ПОСАДСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ I. Паспорт программы. Организация Адрес Время  проведения  смены Цель Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Всероссийский аграрный колледж заочного образования» г. Сергиев Посад, ул. Птицеградская, д.20б С 01.06.15. по 21.06.15. Формирование ответственного отношения к природе родного края через организацию практической природоохранной и исследовательской деятельности детей и подростков. Количество детей Возраст детей 50­60 (три отряда) 10­14 лет II. Пояснительная записка. «Мы – хозяева нашей Родины  и она для нас ­ кладовая солнца  с великими сокровищами жизни». /М. Пришвин./ Страница 25 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии            Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена  впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение,  накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что  удивительное – рядом.             Актуальность использования природы как ведущего педагогического  средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире  проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер.  Они затрагивают основы человеческого общества и во многом  определяют  возможности его выживания. В общении с природой заложен огромный  потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая  работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у  детей установку на диалоговое отношение к природе.            Экологический лагерь, как одна из форм внеклассной и внешкольной  оздоровительно­воспитательной работы с учащимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое учение, и  воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в  условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере,  детям наряду с отдыхом дается не только заряд бодрости и здоровья, но и  определенный запас знаний, способствующий формированию экологического  мышления и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается  за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионно­практических  занятий биолого­экологического цикла с разнообразными культурно­ массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются  занятия по биологии, экологии и экологическому краеведению, проведение  элементарных экологических полевых исследований, семинары и  конференции по итогам самостоятельных исследований, конкурсы,  массовые  мероприятия экологической направленности.            Программа экологической смены для летнего лагеря разработана с  учётом осуществления принципа непрерывности экологического образования  школьников, возрастных особенностей, интересов, склонностей, дарований  учащихся и особенностей экологической обстановки Сергиево­Посадского  района. Страница 26 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии            С целью систематизации и обобщения знаний в той или иной области  экологическая смена разбита на тематические недели: Неделя земли, Неделя  воды и Неделя воздуха. III. Цель.           Формирование ответственного отношения к природе родного края через организацию практической природоохранной и исследовательской  деятельности детей и подростков. IV. Задачи. 1) Создать  целостный подход  к экологическому воспитанию культуры   личности в условиях коллективной (творческой) деятельности,  построенной на основе «зоны доверия»  детей и взрослых. 2) Формировать представление о социальной значимости разумного  отношения человека к природе, ее изучения, рационального  использования и сохранения по принципам природной гармонии. 3) Формировать положительное отношение к общечеловеческим  ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям. 4) Развивать творческие способности детей через включение в различные  виды деятельности с учетом их возможностей и интересов. V. Принципы:  принцип   научности,   предполагающий   приобщение   детей   к   новой информации;  принцип   доступности,   содержание   и   формы   работы   соответствуют особенностям детей разного возраста;  принцип   оптимального   сочетания   индивидуальных   и   коллективных форм деятельности;  принцип целесообразного сочетания и взаимосвязи игр, познавательной, практической, художественной деятельности. VI. Направления работы: Страница 27 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  1. Включение   детей   и   подростков   в   исследовательскую     и   проектную деятельность в соответствии с их интересами. 2. Обучение умению работать с научной литературой, формирование у них основ культуры научного исследования. 3. Оказание помощи в проведении исследовательской работы. 4. Организация индивидуальных консультаций в ходе мини­исследований. VII. Предполагаемые результаты реализации программы профильного лагеря: ­ создание единого пространства взаимопонимания и взаимоуважения между разновозрастными участниками смены; ­ осознание себя как личности, индивидуальности; ­   получение   навыков   индивидуальной   и   коллективной   исследовательской деятельности; ­ формирование целостных, систематизированных знаний по основам эколого­ биологических   наук,   знаний   о   взаимодействиях   природной   и   социальной сферы; ­   понимание   и   умение   объяснять   проявления   различных   экологических процессов в окружающей среде; ­ воспитание потребности в здоровом образе жизни; ­   умение   осуществлять   диагностику   и   программирование   процессов, происходящих   в   природе,   предвидеть   последствия   своих   воздействий   на природные объекты; ­   формирование   твёрдых   экологических   убеждений   у   школьников   в необходимости охраны окружающей среды своего родного края; ­ приобретение навыков публичного выступления, защиты идей; ­ формирование следующих качеств: коммуникативные ­ слушать и понимать других, выражать себя; презентационные ­ построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядного представления результатов деятельности; поисковые   ­   находить   информацию   по   каталогам,   справочникам, энциклопедиям. Страница 28 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  VIII. Распорядок дня: 9.00. – 9.15. 9.15. – 12.00.  12.00. – 12.30. 12.30. – 13.30. 13.30. – 15.00. Линейка. Построение. Мероприятия на день. Работа в отрядах (проект, экскурсия, игра и т.д.) ­  РО Обед. Заключительный этап подготовки ­ ЗЭ Итоговое мероприятие ­ ИМ IX. Содержание программы. День Содержание Неделя первая: «Неделя Земли» Первый день.  Открытие лагеря. Второй день Третий день Четвёртый день Пятый день РО ­ КТД “Экология как наука” ЗЭ ­ Конкурс экологических плакатов. ИМ ­ Праздник «Лето – это маленькая жизнь». РО ­ Трудовой десант. ЗЭ ­ Викторина «Сергиево­Посадский район  на  карте области и  России». ИМ ­ Оформление учебных коллекций  «Многообразие листьев». РО ­ КТД «Природа в жизни русского человека». ЗЭ ­ Изучение санитарного состояния древостоя на пришкольном участке. ИМ  –   Проект   «Исследование   антропогенного воздействия на природу» РО ­ Игра на местности «Тропой успеха». ЗЭ ­ Работа над проектом «Защита леса от  вредителей». ИМ – Защита проектов.  РО ­ Экскурсия в хозяйство. ЗЭ ­ Занятие «Обычаи и традиции  природосбережения в хозяйственном цикле». ИМ – Разучивание старинных игр. Страница 29 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  Шестой день Седьмой день Восьмой день Девятый день Десятый день Одиннадцатый день Двенадцатый день Тринадцатый день РО ­ Игра – путешествие «По тропинкам родного края». ЗЭ ­ Экологический мониторинг почвы. ИМ – Мастер­класс по изготовлению поделок из  бросового материала. РО ­ Экологический аукцион «Жители земли» ЗЭ ­ Подведение итогов недели. ИМ – Дискотека «Дети Земли». Неделя вторая: «Неделя Воды» ­  Экскурсия   на   очистные   сооружения РО ­ Операция «Чистый берег». ЗЭ – Репетиция. ИМ – Открытие «Недели воды». РО ­ Экскурсия на Гремячий водопад  (с  исследованием воды). ЗЭ – Исследование питьевой воды на месте. ИМ – КТД «Берегите воду!» РО ­ КТД «Водоемы нашего района».  ЗЭ  –  Оценка   уровня   загрязнённости   водной среды в реках Кончура и Торгоша. ИМ – Защита проектов. РО  микрорайона. ЗЭ – Подготовка фотоотчетов. ИМ – КТД «Правила экологического поведения в общественных местах». РО ­ КТД «Экологическая карусель». ЗЭ  ­   Работа   над   проектом   «Мы   –   против пластика!» ИМ – Защита проектов.  РО ­ КТД «Кто в речке живет?». ЗЭ  «Живая вода». ИМ  –   Конкурс   сказок­постановок   о   речных ­   Просмотр   и   обсуждение   кинофильма Страница 30 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  Четырнадцатый день обитателях. РО ­ Операция «Чистый источник». ИМ  –  Подготовка   и   проведение   праздничной дискотеки «День Воды». Неделя третья: «Неделя Воздуха» Пятнадцатый день  Шестнадцатый день Семнадцатый день Восемнадцатый день. Девятнадцатый день. Двадцатый день. РО ­ Интеллектуальная игра: «Своя игра». ЗЭ ­ Изучение запылённости воздуха. ИМ – Соревнования «Весёлые старты». РО ­ КТД "Огородное эко­пугало" ЗЭ  –   Викторина­путешествие   «Моя   малая родина». ИМ – Конкурс рисунков на асфальте «Моя малая родина». РО ­ Экскурсия в ветеринарный пункт  «Айболит». ЗЭ – Просмотр видео­роликов о гуманном  отношении к животным. ИМ – Шоу­программа  «Братья наши меньшие». РО ­ КТД «День Берендея». ЗЭ  –   Разработка   и   подготовка   костюмов   из использованных материалов. ИМ  –   Дефиле   костюмов   из   использованных материалов. РО ­ Экологическая тропа в парке «Скитские  пруды». ЗЭ – Оформление газет «Экологический  вестник» ИМ – Конкурс газет РО – Работа над проектами «Экологическая  ситуация в Сергиево­Посадском районе». ЗЭ – Создание фотоальбома. ИМ – Творческая защита проектов  «Экологическая ситуация в Сергиево­Посадском  районе». Страница 31 Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии  Двадцать первый день. РО – Экологическая игра «Природа­наш дом».  ЗЭ – Конкурс рисунков «Земля – наш общий  дом». ИМ – Тематическая дискотека «Я живу в  России». Страница 32

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии

Формирование экологического мировоззрения в качестве компонента здоровьесберегающей технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2018