Формирование экологической компетентности педагогов дошкольного образования
Подготовила: старший воспитатель МБДОУ детского сада №5 «Березка» г.Сергача
Данилова Елена Владимировна
Активность дошкольника направлена на познание окружающей среды, природы и самого себя в силу его психофизических способностей. Он непосредственен, эмоционален, любознателен, что способствует формированию у него основ экологической культуры. Формирование экологического сознания дошкольника, приобщение к экологическим ценностям –одна из задач педагога. Экологическая деятельность педагога имеет профессиональную направленность, поэтому она является эколого-педагогической деятельностью.
Эколого-педагогическая деятельность предполагает готовность, как профессиональную (знание основ экологии, путей решения экологических проблем, владение методами и технологиями обучения), так и личностную (активность, готовность к эколого-ориентированной деятельности, критичность в оценке результатов деятельности).
Задачи формирования экологической компетентности педагогов:
• Совершенствование профессиональных знаний о методах и технологиях экологического воспитания детей дошкольного возраста;
• Формирование профессиональных умений педагогов в организации экологически ориентированных видов детской деятельности;
• Совершенствование профессиональных умений в создании вариативного образовательного пространства для экологического воспитания детей дошкольного возраста;
• Активизация потребности педагогов в саморазвитии и самообразовании.
На реализацию данных задач направлена методическая работа. В основу методической работы с педагогами, направленной на повышение уровня их экологической компетентности, положены общеизвестные принципы:
• Принцип актуальности;
• Принцип единства теории и практики;
• Принцип индивидуального подхода;
• Принцип научности;
• Принцип системности и комплексности;
• Принцип преемственности и непрерывности; Принцип массовости;
• Принцип креативности.
Методическая работа включает ряд этапов.
Первый этап – теоретический.
Цель: стимулирование мотивации воспитателей к повышению уровня своей педагогической компетентности, расширение профессиональных знаний об экологическом воспитании детей дошкольного возраста, развитие адекватной профессиональной самооценки.
На первом этапе можно провести ряд мероприятий, среди которых хочется назвать деловую игру «Экологическая гостиная». Цель игры:
• Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;
• Совершенствовать профессиональную деятельность по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Второй этап –методический.
Цель: способствовать становлению и совершенствованию профессиональных умений педагогов в решении задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Примером может служить семинар-практикум «Технология экологического воспитания», направленный на формирование педагогической компетентности педагогов.
Третий этап – аналитический.
Цель: анализ динамики изменений уровня экологической компетентности педагогов.
В рамках аналитического уровня может быть проведена деловая игра «Наши достижения» для активизации и закрепления полученных знаний, сплочения коллектива, оптимизации психологического климата в педагогической среде дошкольной организации.
Параллельно может быть проведена работа по повышению уровня экологических знаний родителей воспитанников. С этой целью использовать следующие формы работы:
• Информационные: папка-передвижка «Экология -дошкольнику», серия буклетов «Экологическое воспитание в семье», выставка научно-популярной, методической и детской литературы, природоведческого и экологического содержания;
Групповые консультации на тему «Малышу о природе» (младшие группы), «Прививаем любовь к природе» (средние группы), «Экологические знания -дошкольнику» (старшие, подготовительные группы).
• Круглый стол «Экологическое образование как основа нравственнопатриотического и познавательного развития современного дошкольника»;
• Деловая игра «Экология -дошкольнику»;
• Совместные с детьми и родителями экологические акции «Наш веселый огород», «Наш фруктовый сад»;
• Семейные проекты «Семья на защите природы», «Моя семья и природа» и другие.
Таким образом, организация методической работы по повышению экологической компетентности педагогов позволяет сформировать профессиональные умения в области экологического воспитания детей дошкольного возраста, совершенствовать профессиональные знания о современных методах и технологиях экологического воспитания дошкольников, стимулировать способность к саморазвитию и самообразованию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.