Формирование эстетической культуры средствами искусства
Оценка 4.6

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Оценка 4.6
Педсоветы +1
doc
музыка
1 кл—11 кл
31.05.2017
Формирование эстетической культуры средствами искусства
Задача формирования нравственных ориентиров младших школьников актуализировалась также с введением ФГОС. Основой Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Данный материал можно использовать как сообщение на методическом объединении учителей, как тему для самообразования.
!!!Нравственные и духовные ориентиры на уроках музыки в рамках реалиазации ФГОС.doc
Министерство образования Саратовской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2 г.Саратова» 410012,  г.Саратов, ул. им Гоголя Н.В., 42, тел/факс 73­40­34, e­mail: obrazuch  2­   8  vida     @   yandex  .  ru Выступление на педагогическом совете на тему:  «Нравственные и духовные ориентиры на уроках музыки в рамках реалиазации ФГОС» Учитель музыки:  Тарновская Елена Борисовна Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни  человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и  ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при  ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и  др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и  слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими  расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности  выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и  целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями  интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной,  познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными  нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что  понимание ее окружающими значительно  затруднено, либо невозможно.  Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному  содержанию. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных  способностей. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение  сочувствовать другому человеку. Он получает представления о чувствах человека,  выраженных в музыке и существующих в реальной жизни. Вызывая эмоциональную  отзывчивость на музыкальные произведения, мы формируем у них представления о  нравственности, добре и зле. «Музыка передает настроения, чувства, характер человека».              Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души  ребенка музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных  качеств. Однако, как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо «перенести»  нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить  дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая  содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции­смыслы,  и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить  умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность  переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе  общечеловеческих духовных ценностей.             Музыке, как средству эстетического воздействия, Аристотель отдает предпочтение  перед всеми остальными объектами чувственного восприятия. “Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе  эстетические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения  ничего подобного в себе не заключают”. 2 На уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети.  Насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями ­ учить необходимо радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир.  «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!». С радостью он должен идти на урок. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в  реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Задачи, которые ставит перед нами государство ­ воспитание нравственных чувств и этического сознания ― 1 класс­IV классы: неравнодушие   к   жизненным   проблемам   других   людей,   сочувствие   к   человеку, находящемуся в трудной ситуации;  уважительное   отношение   к   родителям   (законным   представителям),   к   старшим, заботливое отношение к младшим.  Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества  личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки  к  независимому жизнеустройству. Низкий уровень познавательных интересов, повышенная  внушаемость, недоразвитие воли, а также искаженная самооценка ­ характерные черты  незрелости личности умственно  отсталого ребенка. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью  эмоций. Нередко  такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям.  Следовательно, у детей с отклонениями в развитии необходимо воспитывать  привычки общественного поведения даже в тех случаях, когда они ещё не в состоянии  понять глубину их общественного содержания. Хотя поведение связано с копированием,  подражанием, имеет налёт автоматизма, но это неизбежный этап процесса формирования  нравственного облика личности. Длится он значительно дольше и преодолевается  значительно труднее. Для преодоления всех этих трудностей необходима кропотливая и  систематическая работа педагогического состава и родителей.  Воспитание направлено на формирование нравственного, познавательного,  коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и  проявление их индивидуальных особенностей. Восприятие и понимание учащимися таких  ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со  сверстниками», «уважение к старшим». Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или  другого качества личности у ребенка  младшего школьного возраста нельзя. Надо изменить  последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной  базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего  усвоения знаний.             Рассматривая механизм нравственного воспитания нужно отметить, что чувства и  отношения – это как раз развивает музыка, поэтому в работе с младшими школьниками в  данном направлении необходимо рассматривать музыкальное воспитание в полном,  широком смысле В таком понимании это ­ воспитание Человека. И с утверждением цитируем В.А.  Сухомлинского, “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего  человека”. 3 Итак: нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей    к моральным ценностям человечества и конкретного общества. И надо отметить, что  музыка должна становиться одной из составляющих  в фундаменте формирования  механизма нравственного воспитания. Урок музыки, особенно в младших классах, должен обладать катарсической  функцией, т.е. очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс,  настраивать на волну радости, счастья, удовольствия. Как отмечает Л.С. Выготский, природа катарсиса заключается в том, что в процессе восприятия произведений искусства происходит уничтожение тяжелого жизненного  переживания его прекрасной формой. Поэтому произведение драматического или  трагического характера также должны включатся в обучение детей, т.к. они несут  определенный терапевтический эффект. С другой стороны, для установления душевного  равновесия, для успокоения детей нужно слушать или пропевать мелодии, несущие образы  спокойствия и безмятежности. Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его  моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или  указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального  образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.  Музыка для ребёнка ­ мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь  в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и  эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции. В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка,  становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении  для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития  памяти, образного мышления и концентрации внимания.  Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному  развитию ребенка. Благодаря беседе о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями,  интересными сведениями. Так дети узнают, что композитор – это человек который  сочиняет музыку. Вальс – это танец, наездник – это человек, скачущий верхом на лошади,  шарманка – это старинный музыкальный инструмент и т.д. Детский запас слов обогащается новыми словами, выражениями, характеризующими настроение, характер, чувства, переданные в музыке. Дети подбирают к веселой музыке слова – веселая, радостная, забавная, смешная. К  грустной – нежная, задумчивая, плавная, ласковая, грустная. Дети пополняют словарный запас и новыми музыкальными терминами: темп,  длительность, вступление, запев, припев, пауза, и т.д. Урок музыки – это не только основная форма учебного процесса, но и музыкальное   духовное развитие школьников, урок искусства, освоение духовного опыта детьми.               4 Музыка несет в себе духовное богатство и мудрость, моральные ценности и культуру и  является одним из средств идейно ­ нравственного воспитания личности. Формирование  нравственных качеств тесно связано со сферой чувств человека.  Среди музыкальных способностей, необходимых для осуществления идейных,  нравственных и других воспитательных задач, важное значение имеют психологические  качества, связанные с восприятием музыкального произведения. На нравственные качества  личности школьников влияют чувства, возникающие при слушании или исполнении  музыкального произведения. Музыкальные и поэтические элементы, сливаясь, образуют в  песне единый художественный образ. Если поэтический текст, благодаря большой  конкретности смысла по сравнению с музыкой обладает преимуществом в точности  описания и высказывания мысли, то музыка более проникновенно и непосредственно  выражает чувства, оказывает эмоциональное воздействие. Эта связь сознания и чувства при воздействии песни на школьников определяет и характер педагогических методов и  приемов работы на уроке.  Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение,  танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями.  Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения школьника. Чередование  различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских  музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания,  сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий:  исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать,  подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то  перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка. Прежде всего – музыка формирует эмоциональную сферу ребенка, оказывает одно из  самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и  страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их  взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, может оказать положительное  воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.           «В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное  произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные  изменения, которые возникают в детях».Этими словами Л.В.Горюновой я руководствуюсь  в преподавании музыки.           Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем  основы его музыкальной культуры в целом. Формирование музыкального мышления  способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Например, движения ребенок  соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера,  соотношения движения и музыки, что, в свою очередь, способствует развитию мышления.  Исполнение народной пляски требует знания характера движений народного танца,  составляющих его элементов, а это связано с приобретением определенных знаний,  соответствующего опыта, запоминания движений и их последовательности, что  способствует интеллектуальному развитию детей. В процессе музыкального воспитания  дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.), и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская  или народная песня; двух­трех частная форма и т.д.; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.), т.е. обогащаются их представления о музыке разного характера. Слушая  музыку, ребенок ее анализирует (мысленно), относит к определенному жанру. Исполнение  5 мелодии песни также строится на процессах анализа, сравнения того, что получается, с  замыслом композитора, уподобления звуков голоса музыкальному материалу.  Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие:  формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость  к красоте в искусстве и жизни.  Задачи музыкального воспитания детей с целью формирования основ музыкальной и общей культуры, развитие важнейших личностных качеств школьника можно сформулировать  следующим образом: развивать музыкальные и творческие способности в процессе ознакомления с  произведениями, имеющими подлинную художественную  ценность, с помощью различных  видов музыкальной деятельности, с учетом возможностей каждого ребенка; накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и  стилей и народной музыки; вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости; развивать музыкальное мышление, общие интеллектуальные способности (осознание  эмоционально­образного содержания музыки, выразительного значения музыкальной  формы, языка музыки, развитие «словаря эмоций», первоначальных суждений о музыке); развивать творческое воображение, проявления творческой активности самостоятельности; побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской деятельности,  формируя необходимые для этого умения и навыки музыкальной (слушание, музыкально­  ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, пение) и художественной  деятельности (образная речь, рисование, пластика, инсценировка, театр); формировать эстетические чувства, интересы, начала вкуса, представления об эталонах  красоты (основы музыкально – эстетического сознания); побуждать к оценке музыкальных впечатлений, поддерживать проявления эмоционально –  оценочного отношения к музыке; воспитывать духовно­нравственные качества, культуру поведения средствами музыкально  – эстетической деятельности.  Только давая возможность ребенку проявить свои силы, с учетом индивидуального  подхода к каждому, можно достичь результатов в его музыкальном развитии.  Следовательно, одно из необходимых для формирования основ музыкальной культуры  детей педагогических условий – выбор игровых методов воспитания и обучения,  основанных на диалогическом общении ребенка и взрослого. Гармоничность музыкально­эстетического воспитания достигается лишь в том случае,  когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные младшему школьному  возрасту, все творческие возможности растущего человека.  «Музыкальная деятельность младших школьников – это различные способы, средства  познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого  себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие». В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: 6 восприятие, исполнительство, творчество, музыкально­образовательная деятельность. Все  они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как  самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным  видам. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение  музыкального произведения и умелое применение учителем разнообразных методов и  приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.  Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально­ритмических  движениях и игре на музыкальных инструментах; предполагает способность ребенка  выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое  собственное отношение к ней.  Музыкально­образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего  характера о музыке, как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства. Музыкально­ образовательная деятельность направлена на усвоение детьми элементарных сведений о  музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса  навыков и умений в различных видах исполнительства.  Во всех видах музыкальной деятельности можно выделить деятельность музыкально­ образовательного и творческого характера. В младшем школьном возрасте наблюдаются  лишь минимальные проявления детского музыкального творчества, которые выражаются в  умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые  танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных  инструментах.  Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение  детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает  специфическое влияние на музыкальное развитие младших школьников:      ля развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах,  приемах исполнительства, средствах выразительности;      обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими  навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.);       в музыкально­ритмической деятельности младшие школьники осваивают различные  движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности  характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от  характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов,  регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев,  хороводов;        обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные  знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Поэтому так важно  использовать все виды музыкальной деятельности.       Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно­нравственного развития.       Все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид  деятельности служит средством развития какой­либо музыкальной способности.  Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной  деятельности.  7 В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности  могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в  пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально­ритмических  движениях и т.д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются  средствами музыкального воспитания и развития детей.        Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно  заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде  музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его  способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды  музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать  положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие  личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в младшем школьном возрасте, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им  ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей,  склонностей, интересов. В противном случае, если обучение осуществляется без  индивидуально ­ дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим. Уроки музыки, как уроки нравственности, ориентированы не на сумму знаний,  обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому­либо  виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально­личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования  личности человека. Так, занимаясь на уроках музыки развитием музыкальных способностей, обучая  музыкальной грамоте, грамотному прослушиванию и пению музыкальных произведений  различного характера и плана, мы учим детей понимать музыку, откликаться на нее всем  сердцем и душой. И, соответственно, развиваем чувство сопереживания музыке, а через  нее, и людям, их чувствам и эмоциям.         Для того чтобы помочь ребенку почувствовать и осознать себя участником жизни,  мною разработано календарно­тематическое распределение песенного репертуара.  Произведения подбираются с учетом красных дней календаря, народных праздников. Дети  поют новогодние песни, играют масленичные песни, поют современные детские песни.  Разучивание песен о маме, детстве доводится до уровня артистичного исполнения на  праздниках в школьных праздниках. Такая система работы дает возможность  совершенствовать у детей способность воспринимать музыку как искусство, рожденное  жизнью и неразрывно связанное с ней.       На уроках ребята много поют, играют в музыкальные игры, тут же учатся  их инсценировать, используя для этого атрибуты костюмов. Ребенок приобщается к  музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая свое  отношение путем создания новых образцов и действий.        Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и  любимым детьми видом деятельности. Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно  понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной  пьесы в 3­ем классе (р.н.п «Как у наших у ворот») у детей возникает интересный замысел  игры. Они распределяют роли, предлагают свой план развития сюжета, инсценируя  народную песню, стараются по ­ своему изобразить действие.В структуре урока музыки  ритмические движения являются его частью, длящейся три – пять минут, выполняющие  роль двигательной разрядки. 8 На уроках я использую такие песенные музыкально – ритмические движения, как:  "Антошка", В.Шаиньского, "Научи нас веселиться", японская народная песня, "Танцуйте,  сидя", Б.Савельева, "Хлопай, не зевай", р.н.м., "Топ, топ, хлоп, хлоп", "Буги – Вуги",  англ.п., "Золотой ключик", В.Плешака (танец "Летка ­ Енька"), "Казачок" р.н.м., "Плетень"  р.н.и. и другие. Использую "Музыкальную карусель", "Музыкальное лото", музыкальные  инструменты.         У младших школьников на музыкальных уроках, праздниках, формируются такие  важные качества, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, духовная чуткость. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не  замечая этого. «Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный  слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной  функции» — эти слова Н. А. Ветлугиной  основа в нашей, учителей музыки, работе. Музыка, художественное слово или картина должны стать для детей доступным  средством выражения чувств, настроений, мыслей, а через классическую и народную   музыку можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным;  воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее. Я, как учитель музыки, ставлю перед собой цель – через знакомство с лучшими  образцами классической, народной и духовной музыки развивать у детей духовно –  нравственные качества. По моему мнению, музыкальному образованию в этом процессе принадлежит решающая  роль по ряду причин: во­первых, музыкальное воспитание ­ самое доступное и массовое –  ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни; во­вторых, музыка  обладает наибольшим эффектом эмоционального воздействия, она способна затрагивать  самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву; в  ­третьих музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует мышление,  помогает выработке понятий и суждений. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…»,  сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, музыка – одно из действенных средств духовно­ нравственного воспитания и художественно­эстетического образования школьников.             Главное, заботиться, о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло все лучшее из  музыкальных сокровищ человечества (прежде всего, русского народа), чтобы слушание  одного и того же произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток  на мышление и эмоциональную жизнь. Говоря словами композитора Д. Б. Кабалевского: «Музыка ­ является могучим и  ничем не заменимым средством формирования их духовного мира». Восприимчивость к   прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Тот, у кого нет музыки в душе, Кого не тронут сладкие созвучья, Способен на грабеж, измену, хитрость; Темны как ночь души его движенья.. В. Шекспир 9 Василий Александрович Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». И хочется верить, что то доброе, светлое, чистое,  поданное с помощью музыкального искусства, становится частью души ребёнка. 10

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Формирование эстетической культуры средствами искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017