Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.
Оценка 4.8

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
окружающий мир
4 кл
23.07.2019
Формирование функциональной грамотности  интерактивными методами обучения в начальной школе.
Материал содержит выступление учителя начальных классов на педсовете, из опыта работы по теме: " Формирования функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения в начальной школе." Дано краткое описание метода «Фишбоун», как средство формирования метапредметных УУД на уроках и знакомит с ПОПС -формулой ,с интерактивным приёмом, направленным на рефлексию учащихся.
Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе..docx
Формирования функциональной грамотности  средствами  интерактивных методов  и приемов обучения в начальной  школе.   Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные,  внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные,  неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без  исключения приходят в школу с искренним желанием хорошо  учиться. Красивое человеческое желание — хорошо учиться —  озаряет весь смысл школьной жизни детей. Нет сильных или  слабых — есть заинтересованные. Очень часто даже слабые  обладают оригинальностью идей.   Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его  семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть –  своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится  школьная жизнь ребёнка. Каждый день на меня смотрят  десятки пытливых глаз. За партами на моих уроках сидит  будущее России. И от того, какими станут эти дети, зависит не  только жизнь страны, но и моя тоже.  Цель образования – функционально грамотная личность:­  человек самостоятельный, человек познающий, человек ,  умеющий жить среди людей.   Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка ­ систему учебных и познавательных  мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные  цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и  их результат. Именно начальная ступень школьного обучения  должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы  учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности  учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения  личности с обществом и окружающими людьми. «Век живи – век учись» – кажется, еще никогда эта мудрая, но  затертая временем пословица не была так актуальна, как сейчас.  Если раньше жизнь была более­менее стабильной, то сейчас каждый день приносит что­то новое: технологии, процессы, стратегии. Даже  такая сфера жизни человека, как мышление, – и та требует  постоянных модификаций! Шутка ли – идти в ногу со временем в 21 веке!  С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А   сегодня   методические   инновации   связаны   уже   с   применением интерактивных   методов   обучения.   В   то   же   время   анализ собственной педагогической деятельности и опыта коллег выявил ряд   противоречий.   Учитель   должен   стать   модератором   новых педагогических   ситуаций,   конструктором   новых   заданий, направленных на использование учащимися обобщенных  способов деятельности   и   создание   ими   собственных   продуктов   в   освоении знаний. В то же время сам учитель (и я призналась себе в этом) испытывает   затруднения   с   проектированием   педагогических ситуаций,  с разработкой новых заданий.Учитель с трудом понимает, как   обеспечить   формирование   метапредметных   результатов.   Оба участника образовательного процесса не могут внятно объяснить, чем   урок   по   новым   Стандартам   отличается   от   старого.  Таким образом,   назревшие   противоречия   обусловили   естественную потребность   в   изменениях   собственной   профессиональной парадигмы.   Следствием   этого   стало   изучение   современной педагогической   и   научно­методической   литературы,   участие   в курсовых     подготовках,   ,   обмен   опытом   в   рамках   работы инновационных и площадок на уровне региона и положило начало освоению опыта  Формирования функциональной грамотности  средствами  интерактивных методов  и приемов обучения в начальной  школе. Я глубоко убеждена: чтобы иметь право учить, надо  постоянно учиться самому. Желание идти вперёд, поиск новых  идей, стремление к профессиональному росту стали отправными  точками моей педагогической траектории.   Актуальность данной темы  обусловлена  ориентацией на  достижение метапредметных результатов для формирования ключевых компетенций, необходимых для   эффективной деятельности в различных сферах жизни.  Я предположила: ( гипотеза),развитие учащихся  будет  осуществляться более эффективно с    использованием  интерактивных методов обучения.    Интерактивное обучение — это специальная форма организации  познавательной деятельности (Схема) ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ • Слово “интерактив” образовано  от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” —  действовать. • “Интерактивность” означает способность  взаимодействовать или находиться в режиме диалога.  • При интерактивном обучении диалог  в классе строится на линиях  “ученик—ученик (работа в парах), “ученик— группа” (работа в  группах), “ученик­класс” или “группа учеников — класс  (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д. Поэтому своей задачей ставлю: Научить  ребят самостоятельному  поиску,анализу, научить работе в команде, творчески подходить к  учебному процессу, учиться формулировать собственное мнение,  развивать навыки самостоятельной работы, творческих работ.  учиться строить конструктивные отношения в группе моделировать  различные социальные ситуации.  Для меня современный урок :Ученик –учится сам ,учит других. Я  на уроке – дирижер , создатель условий для развития учащихся.  Услышишь ­ забудешь,  Увидишь – запомнишь,  Построишь – поймешь.  Конфуций Я, как Учитель, нахожусь  в постоянном режиме диалога со всеми  участниками образовательного процесса. На своих уроках я  использую элементы данной технологии , как на отдельных этапах  урока таки во внеурочной деятельности.   В результате ученик  работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться,  искать и находить собственные пути получения ответа. В чем же заключается отличие традиционных занятий от  интерактивных. ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК   взаимодействие ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ   «УЧИТЕЛЬ­ УЧЕНИК» Преобладает   «учитель­ученик» АКТИВНЫ ЛИДЕРЫ Учитель   работает   в   основном фронтально, то есть одновременно со всем классом. В результате того, что эта   форма   работы   очень   мало индивидуальные учитывает особенности   учеников,   активны обычно лидеров,   остальные   учащиеся   включаются   в работу только время от времени или остаются пассивными. СОЦИАЛЬНО­ОЖИДАЕМОЕ МНЕНИЕ Учащиеся   чаще   всего   высказывают социально­ожидаемые мнения, которые   не   всегда   совпадают   с   их собственными убеждениями. несколько       учащиеся взаимодействие ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ   «УЧЕНИК­ УЧЕНИК» Преобладает   «ученик­ученик»  АКТИВНЫ ВСЕ УЧАЩИЕСЯ Все   максимально вовлечены   в   процесс   решения поставленных во время занятия задач возможность и самореализации благодаря применению   различных   творческих методов   и   форм,   в   первую   очередь работы в парах и малых группах. получают       ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ Вопросы   и   задания   составлены   так, чтобы   учащиеся   могли   высказать своё   мнение,   продемонстрировать свои убеждения в действии, обсудить и   подискутировать   (порассуждать) со сверстниками. – «НОСИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ ИСТИНЫ» Учитель выступает в роли «носителя истины»,   призывая   усвоить   готовые ценности   и   нормы   поведения,   при этом   мнения   учащихся,   не совпадающие   с   тем,   что   было представлено   учителем,   обычно критикуются или игнорируются.   ПРОСТРАНСТВО УЧЕБНОЕ (ВНИМАНИЕ НА УЧИТЕЛЯ) Учебное   пространство   (в   первую очередь   парт) ориентирует   внимание   учащихся   на учителя, который обычно находится перед классом, и мало способствует общению учащихся между собой.   расположение     организует задач, им   САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ   ВЫВОДЫ УЧАЩИХСЯ Учитель   учебные ситуации,   в   которых   учащиеся самостоятельно приходят к выводам о   возможных   путях   решения   выбирают поставленных   близкие ценности, самостоятельно принимают решения о   наиболее   подходящих   для   них моделях поведения. УЧЕБНОЕ (ВНИМАНИЕ ДРУГ НА ДРУГА) Учебное   пространство   организовано таким   образом,   чтобы   учащиеся эффективно общались друг с другом в   парах   и   малых   группах   и   могли легко   менять   партнеров   в   процессе выполнения поставленных задач. ПРОСТРАНСТВО   Методические приёмы интерактивного обучения существует  огромное количество, но сегодня хочу поделиться с вами  теми, которые я стала активно использовать на своих  уроках:  Учёные Бостонского университета, занимающиеся  исследованием способов восприятия у младших школьников,  пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую  информацию. Схемы­опоры, таблицы, сигнальные карточки,  раздаточный материал, кластеры, занимательные упражнения давно  стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства  удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают  сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.  Полюбились ученикам и некоторые стратегии, такие как:  «Фишбоун». «Метод «Фишбоун», как средство формирования  метапредметных УУД на уроках. Графическое  структурирование информации позволяет учителю: во­1, не только  наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной  теме, курсу; ­ во­2, уменьшить объем информации, необходимой для  запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических  связей между ними.  «Fishbone» (Рыбная кость). Метод фишбоун упрощённое название  метода японского учёного Каору Исикавы  представляет собой  выявление и глубокое рассмотрение проблемы с помощью  причинно­следственных связей. В конце всегда следует вывод или  ответ, если вначале был поставлен вопрос, так же  «Рыбья кость»  полезна при выборе достоинств и недостатков, плюсов и минусов  какого­либо явления. Правила составления «рыбьего скелета» «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с  учениками. Современные технологические возможности позволяют  быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в  графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3  или доске схема получается ничуть не хуже. Существуют два типа расположения: горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его  предпочтительнее использовать на уроках в младших классах; вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший  объем информации (подходит для  обсуждения  плюсов и минусов). «Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации: головы, в которой обозначается вопрос или проблема; косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы; косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных  причин; хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу. Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по  степени актуальности: чем ближе к голове, тем  насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по  правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать  всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта,  которые будут чётко отражать суть явления.   • • рис.1 • Метод фишбоун внедрился в учебный процесс моих классов   и широко применяется на уроках литературы, окружающего мира, русского языка, а теперь уже и математики. Формы работы по методу фишбоун на уроках:  индивидуально  в группах  Освоение стратегии фишбоун позволяет учащимся     развивать и практиковать критическое мышление; находить причинно­следственные связи; упорядочивать факты и явления по степени их значимости; осваивать навык работы в группе. «Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться  на уроках любого типа.  Что касается места технологии в конспекте  урока, то она может выступать как способ организации части урока,  либо же в качестве стратегии всего занятия по теме. Как строится работа по методу фишбоун? «Фишбоун» можно использовать в качестве:  домашнего задания по теме;  опорного конспекта на уроке;  самостоятельной   работы   по   проверке   качества   усвоения материала;  проектной работы. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и  систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и  необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему,  предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений  между ее элементами. Окружающий     мир     при   изучении   темы   «   Атмосфера»,после видеофильма:  «Голова»: Проблема «  Как загрязнение атмосферы влияет на окруж.среду»  «Верхние   кости»:   вулканы,   пожары,   выбросы   предприятий, выхлопные газы,, техногенные аварии  «Нижние   косточки»:   вулкан   Каракатау,   кислотные   дожди увеличение в воздухе,Чернобыльская АС,  «Хвост»:     Загрязнение   атмосферы   влияет   на   окружающую среду, проблема, которая увеличивается каждый год» В итоге получается схема, она может служить опорой для рассказа содержания   темы.   Таким   образом,   благодаря   "фишбоуну”   мы получили   опорный   конспект,   учились   выделять   события   и   их причины, делать краткие записи и работать в группе. Кстати, для реализации межпредметных связей, учащимся можно предложить   выделить   орфограммы   в   использованных   словах (русский   язык),   дополнительно   прочитать   литературу   из   других областей.  Стратегия фишбоун, позволяющая сделать глубокий анализ  проблемы или явления, всегда будет востребованной и  актуальной. ПОПС ­формула  •  «Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный  приём, направленный на рефлексию учащихся, создан  профессором права Дэйвидом Маккойд­Мэйсоном из ЮАР.  По­английски он пишется следующим образом: PRES­formula  (Position­Reason­Explanation or Example­Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице­президент  ассоциации «За гражданское образование», первый проректор  Санкт­Петербургского Института права. • В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС.  Ценность этого технологического приёма заключается в том,  что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить  собственную позицию по изученной теме. Учителю  необходимо знать, насколько качественно усвоен классом  новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты  занимают или много времени, или не всегда позволяют  оценить, насколько свободно владеет материалом ученик,  насколько осознанно он воспринял его. • В данном случае учащимся предлагается написать четыре  предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС  – формулы: • П – позиция • О – объяснение (или обоснование) • П – пример • С – следствие (или суждение) Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы  законченностью, если бы мы не предложили начало Первое из  предложений (позиция) должно начинаться со слов:   П ­ позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое  собственное мнение. Для этого можно использовать следующие  формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема  заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».  О ­ обоснование, объяснение своей позиции. Ответ должно быть  обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты  моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и  понятия. В данном блоке основной вопрос ­ почему вы так думаете?  А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому  что…» или «Так как…».  П ­ примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих  слов необходимо привести примеры , причем их должно быть не  менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать  правоту своей позиции на практике. Главное, чтобы они были  убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, ­  «Например…», «Я могу доказать это на примере…». ∙ С ­ следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является  итоговым, он содержит ваши окончательные выводы,  подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем  может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…»,  «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…». Незаменимой ПОПС формула становится и при написании  сочинений. Освоив ее суть  ученики, легко справляются  с  подобным заданием. Таким образом  в результате интерактивного обучения  правильно  организованная самостоятельная работа способствует  формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.  В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения,  дети. Каждый успех делаю достоянием всего класса.     Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие  моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать  по возможности реальную и наглядную картину развития  ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать,  классифицировать.    рост   познавательной   активности, Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.       По данным мониторинга   отмечается   снижение   ситуативной   и   личной тревожности,   развитие понятийного   мышления,   логического   компонента   мыслительной деятельности.  Результативность   применения   интерактивного обучения   для   развития   познавательных   способностей   школьников отражена   в   позитивной   динамике   предметных   достижений обучающихся.

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности  интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности  интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности  интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности  интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности  интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности  интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности  интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности  интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности  интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности  интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности  интерактивными методами обучения в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.07.2019