ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
русская литература
5 кл—9 кл
15.10.2019
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья
Статья представляет собой описание опыта работы по литературному краеведению при изучении произведений о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеурочной деятельности. На примере творчества ростовских поэтов школьники не только знакомятся с произведениями местных авторов, но и испытывают гордость за свою "малую" Родину, за своих земляков.
Замашкина ЛА Статья.doc
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Замашкина Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  МОУ СОШ № 4 г. Ростова Ярославской области [email protected] Аннотация Краеведческий материал  используется как дидактический на уроках русского языка и литературы,   во   внеурочной   деятельности   по   предмету.   Кроме   того,   ученики   занимаются исследовательской   деятельностью,   работая   над   проектом   «Тема   Великой   Отечественной войны в творчестве местных поэтов». Работы школьников, отправленные на Всероссийский конкурс,     получили   1   и   2   места.   Методическая   разработка   представляет   интерес   для учителей   литературы,   истории,   а   также   педагогов   дополнительного   образования, занимающихся литературным краеведением. Ключевые   слова:   гражданское   самосознание;   патриотизм;   «малая»   Родина; литературное   краеведение;   исследовательская   деятельность;   творчество   местных (ростовских) поэтов. Статья Проблема   формирования   гражданского   самосознания   подрастающего   поколения является   одной   из   главных   проблем   воспитания   в   современной   школе.   Основы   понятия «гражданственность»     были   заложены   ещё   в   античные   времена.  Официально   понятие «гражданин»   было   введено   в   1789   году   французской   «Декларацией   прав   человека   и гражданина». Гражданином в то время считался активный сторонник политической общности и государства, участвующий в создании законов. В России, во времена Екатерины II, понятие «гражданин»   предполагало   «подданный,   беспрекословно   подчиняющийся   власти».   [8] Понимание гражданственности как своего рода подданства остаётся в России до конца XIX века. Великий педагог ХХ века А.С. Макаренко считал воспитание гражданина основой для   необходимости формирования   целостной   личности.   В.А.   Сухомлинский   говорил   о   воспитывать в подростке «обострённое гражданское видение мира».  Гражданское   самосознание   личности   выступает   субъективной   предпосылкой нормального   функционирования   гражданского   общества.  «Гражданское   самосознание   – осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, правильно   понимающего   свои   права   и   обязанности»,­   отмечено   в     «Толковом   словаре обществоведческих терминов» Н. Яценко) [25, с.58] Важность   проблемы   гражданского   воспитания   подрастающего   поколения   на современном этапе не вызывает сомнений, что подтверждает  тот факт, что 16 февраля 2016 года  Ярославской областной  Думой  шестого созыва был принят Закон Ярославской области «О патриотическом воспитании в Ярославской области».  1 В   статье   5   сформулированы   цели   патриотического   воспитания,   важнейшими   из которых   являются   развитие   в   обществе   социальной   активности;   гражданской ответственности; духовности. Статья   4   названного   Закона   определяет   «Основные   направления   деятельности   по патриотическому воспитанию», важнейшими из которых выступают  1)   гражданско­патриотическое   воспитание,   направленное   на   воспитание   правовой культуры,   высокой   нравственности,   осознанной   гражданской   позиции,   гражданского мировоззрения,   готовности   к   сознательному,   бескорыстному,   добровольному   служению своему народу и выполнению своего конституционного долга; 3) историко­патриотическое воспитание, направленное на повышение уровня знания и уважения   к   истории   и   культуре,   развитие   краеведения,   исторической   ответственности   за происходящее в обществе и государстве»[13] В   курсе   литературы   основной   школы   в   каждом   классе   с   5   по   9   изучаются произведения, посвященные теме Великой Отечественной войны.  В   6   классе   нами   был   проведён   урок   «Песни   военных   лет»,   к   которому   ребята готовились   по   группам,   искали   материал   об   истории   создания   песен:   «Синий   платочек», «Землянка», «Катюша», «День Победы». Итогом этой работы стали презентации школьников: «История создания песни «Синий платочек», «Композитор песни «В землянке» К. Я. Листов», «История   создания   песни   «Катюша»,   «История   создания   песни   «День   Победы».   Ученики заполнили   «Рабочий   лист   урока»,   вспомнили   стихотворные   размеры   и   изобразительно­ выразительные   средства,   выступили   с   сообщениями   о   значении   слов:   землянка,   печурка, верста, мартеновская печь, Катюша.  Тема   войны   1941­1945   гг   находит   своё   выражение   и   в   проектной   деятельности обучающихся. Так, в апреле 2016 года был дан старт общешкольного проекта  «Я помню! Я горжусь!»,   в ходе которого ученики работали над сочинениями «Герои Отечества – герои войны» (при этом большинство детей выбрали тему   «Фотография из семейного альбома»), писали   тотальный диктант «Дороги войны – дороги Победы», приняли участие в конкурсе рисунков  «Мы голосуем  за мир!»,  в ходе литературно­музыкальной  композиции  «Строка, оборванная пулей» рассказали о творчестве поэтов, творчество которых прервала война: М. Джалиле, П. Когане, М. Кульчицком, а также прочитали их стихи.  В течение апреля­мая на уроках литературы и во внеурочное время   для ребят был организован   просмотр   художественных   фильмов,   которые   можно   объединить   таким названием:   «Война   прошлась   по   детским   судьбам   грозно…».   Ученики   познакомились   с фильмами «Мы хлопцы живучие» и «Пятёрка отважных», после чего обсудили увиденное и написали  сочинения.  В ходе подготовки к сочинению нами было предложено использовать план, вопросы и схему написания сочинения Подготовка   к   сочинению­описанию   художественного   фильма   о   Великой Отечественной войне Вступление знаю? 1. 2. Какие фильмы о ВОВ я Какие из них я смотрел? О   Отечественной создано     Великой войне много 2 С кем? При каких обстоятельствах? 3. О каком фильме я хочу рассказать более подробно? Основная часть 1.   В   каком   году,   на   какой киностудии   был   поставлен   этот фильм? 2. Кто режиссёр фильма? 3.   О   чём   можно   узнать   из фильма? 4. Кто главный герой? 5.   Какие   поступки   он совершает? художественных   фильмов: «…», «…», «…»….Я вместе с   родителями   (друзьми, одноклассниками)(когда?) смотрел   художественный фильм «…» О   нём   я   хочу рассказать более подробно. Фильм   «…»   был создан   в   1974   году   на киностудии «Беларусьфильм».   Режиссёр фильма ­ ….   Из этого произведения   можно   узнать о том, как…. 6.   Чем   он   мне   нравится(не это… нравится)? Главный   герой   – Он   ведёт   себя   как 7.   Какой   эпизод   привлёк   моё взрослый:… внимание? Иван   нравится   мне тем, что он…   Моё внимание привлёк   такой   эпизод. ПЕРЕСКАЗ ЭПИЗОДА. Заключение 1.Что   нового   я   узнал, посмотрев художественный фильм? 2.   Кому   я   советовал   бы   его обязательно посмотреть? 3.   Что   мне   захотелось   ещё узнать? Посмотрев художественный «…», я узнал о том, …   фильм Я   советовал   бы обязательно посмотреть этот фильм….   Мне захотелось узнать,   какие   ещё   есть произведения   о   Великой Отечественной войне. Вот отрывок из сочинения Зубовой А. (5 класс): «Фильм «Мы хлопцы живучие…» был создан на киностудии «Беларусьфильм» в 1974 году. Режиссёр фильма – Владимир Станкевич.   Из произведения можно узнать о том, как жили дети в годы Великой Отечественной войны… Главный герой фильма – Иван, который ведёт себя как взрослый: помогает бабушке по хозяйству,   работает   в   колхозе:   косит   траву,   убирает   урожай,   заготавливает   торф, ремонтирует дом, копает огород. Мне нравится Иван тем, что он смелый и трудолюбивый… Я 3 советовала бы  посмотреть художественный фильм «Мы хлопцы живучие» всем школьникам, а мне захотелось узнать, какие ещё есть произведения о Великой Отечественной войне». Работа над проектом «Я помню! Я горжусь!» позволила школьникам больше узнать о событиях тех лет, о родных, вынесших войну на своих плечах, о жизни детей в военные годы. Всё это способствует формированию гражданского самосознания и российской культурной идентичности подрастающего поколения, что является важной задачей каждого учителя и прежде всего учителя русского языка и литературы. В мае 2018 года  ученики 7­8 классов приняли участие в работе над проектом «Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях ростовских поэтов». Каждый из учеников выполнил   творческую   работу,   в   которой   представил   факты   биографии   поэта,   историю создания стихотворения,  посвящённого Великой Отечественной войне, его краткий анализ. В качестве формы представления  проекта была выбрана презентация.  В мае 2018 года ученик 8 класса Замашкин Павел принял участие во Всероссийском конкурсе «Поклонимся Великим тем годам», где в номинации «Стихотворение, посвящённое Великой   Отечественной   войне»   он   представил   творческую   работу   «Тема   Великой Отечественной   войны   в   стихотворении   Н.   В.   Ефлатова   «У   братских   могил   в   Ростове»   и получил Диплом II степени. В июле 2016 года работы учениц 8 класса были отправлены на Всероссийский конкурс «Узнавай­ка!   Дети».   Вагина   Полина   заняла  I  место   в   номинации   «Этот   день   Победы»   за работу «Тема Великой Отечественной войны в стихотворении М. Б. Сударушкина «Белеют по России обелиски». Спиридонова   Елизавета   получила   Диплом   1   степени   в   номинации   «Узнавай­ка Патриот» за творческую работу  «Тема Великой Отечественной войны в стихотворении А. А. Строкина «Огоньками мерцает Россия». В октябре 2018 года на Всероссийский конкурс были отправлены работы учеников 7 класса.  Берсенёв Сергей  ­ работа «Тема Великой Отечественной войны в стихотворении А. И. Новосёлова «Солдату 1921 года рождения». В номинации «Этот День Победы» он получил Диплом I степени. Музова   Диана   –   «Тема   Великой   Отечественной   войны   в   стихотворении   А.   И. Новосёлова «Память». Номинация – «Узнавай­ка! Патриот» Окунева   Ксения   ­   «Тема   Великой   Отечественной   войны   в   стихотворении   А.   В. Губанцева     «Была   война…».   Номинация   –   «Узнавай­ка!   Исследователь»   .   Обе   ученицы получили Дипломы I степени. Стихотворения   местных   поэтов   мы   используем   на   роках   русского   языка   как дидактический материал, на уроках литературы – для сравнения стихотворений различных авторов. Ученики   принимают   участие   в   конкурсах   различного   уровня.   Так,   11.10.2018.   на муниципальном конкурсе чтецов «Раскрасим мир стихами» ученики читали стихи ростовских авторов: И. Е. Бариновой, А. С. Гаврилова, Н. В. Ефлатова. В общешкольном конкурсе чтецов, который был посвящён Дню матери, ученики 6 и 8 классов также выступали со стихотворениями ростовских поэтов. 4 Повышение   роли   литературы   в   воспитании   и   образовании   молодого   поколения настоятельно требует использования различных форм работы. Литературное краеведение – одна   из   важнейших,   поскольку,   как   говорил   Дмитрий   Сергеевич   Лихачёв,  «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена». Список литературы 224 с. 1. 2. Баринова И.Е. Божье благословение: стихи и проза. – Ярославль: ЛИЯ, 2007. – Баринова  И.Е. Как жизнь проста. Как жизнь сложна…:лирика.  – Ярославль: ИРО, 2007. – 47 с. 3. Баринова И.Е. Любить не приневолю…: стихи, проза. – Ярославль: Верх.­Волж. кн.  изд­во, 1994. – 173 с. 4. Баринова   И.Е. Осенний снег: лирика. – Ярославль: Верх.­Волж.   кн. изд­во, 1990. – 95 с. 5. 6. Баринова И.Е. Птицы любви: сборник стихов. – М., 1990. – 48 с. Баринова И.Е. Тайна красоты: стихи.­ Ярославль: Верх.­Волж. кн. изд­во, 1985. – 64 с. 7. Баринова  И.Е.,  Гусев  Е.П.  Три  века   любви:  неоконченный   роман  о  любви   в стихах и отчасти в прозе. – Ярославль: ЛИЯ, 1997.­ 79 с. 8. Ведерников   А.   Задача   государства   ­   сохранение   культурной   идентичности. //http://www.pravoslavie.ru/guest/31579.htm Гаврилов А. С. У любви не бывает разлуки. – Ярославль, 2000.   Грушевицкая   Т.Г.,   Попков   В.Д.,   Садохин   А.П.   Основы   межкультурной 9. 10. 11. коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. ­ М.:ЮНИТИ­ДАНА, 2002.   Куликов В. И течёт тишина над Поречьем…­ Ростов: Тип. ООО «Полисервис», 2012. 12. 13.  Новиков Е. И. Круиз из Семибратова вокруг света. – Ярославль: Нюанс, 2013. «Закон патриотическом     Ярославской воспитании   в   о   области//www.duma.yar.ru/service/acts/z16005.html 14. Пайль   А.   В.,   Лазарева   Е.   И.   Программа   гражданско­патриотического воспитания учащихся // Классный руководитель. – 2007. – № 7. –С. 7­10. 15. Программа   воспитания   школьника   «Духовно­нравственные   традиции   русской культуры»/С. Б. Рябчикова и др. – Ярославль, Рыбинск: Изд­во «Рыбинский Дом печати», 2008. 16. Римский   В.   Проблемы   этнокультурной   идентичности   личности   в   контексте глобализационных сценариев // http://phenomen.ru/public/journal.php?article=24 17. 18. 19. Родионов Н. М. Автопортрет. – Ярославль, 2004. Родионов Н. М. …И всё же я живу надеждой. – Ростов, 1998. Русова   Н.Ю.   Как   писать   сочинение,   изложение   и   диктант.   –   Н.   Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1995. – 192 с. 20. Словарь   литературоведческих   терминов.   Ред.   –   сост.:   Л.И.Тимофеев   и С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1995.­509 с. 21. Сударушкин М. Б. Зазеркалье. – Ростов Великий. Кремль, 2000. 5 22. 23. Сударушкин М. Б. Эпитафия. – Ярославль: Русь, 2001.   Фалькович   Т.   А.,   Шупина   Т.   И.   По   законам   добра:   Изучаем   Конституцию Российской Федерации. – 2­е изд. – М.: 5 за знания, 2007. 24. Шех   Т.   В.   Историко­педагогический   генезис   категории   «Гражданское самосознание личности» // http://festival.1september.ru/articles/534967/ 25. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов, – СПб, 1999.  6

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЛЮБВИ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕСтатья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2019