Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».
Оценка 4.8

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Оценка 4.8
Лекции +1
doc
русская литература
5 кл—9 кл
15.05.2019
Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».
оклад для выступления на педагогическом совете.doc
Содоклад для выступления на педагогическом совете по теме «Духовно­нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».       Своё выступление я хотела бы начать словами русского писателя  Валентина Распутина: «У литературы одна цель – помочь человеку, дохнуть  на него при чтении книги теплом и добром». Таким образом, духовно ­  нравственное воспитание ­ это создание условий для воспитания человека,  который старается жить в согласии со своей совестью. « …Человек без нравственных устоев оказывается существом самым  нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах», ­  говорил Аристотель. В наше сложное время потерь духовных ценностей и  ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась,  вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить  и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они мог отличать добро от зла,  противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и  агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и  человеческую жизнь вообще.       Перед  школой стоит задача подготовки гармонично развитой личности,  способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою  деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, в  коррекционной школе эта задача стоит ещё более остро, решается с учётом  психического развития только с помощью педагогов.    Мы формируем у наших детей: • нравственные чувства (совесть, долг, веру, ответственность,  гражданственность, патриотизм), • нравственный облик (терпение, милосердие, незлобивость), • нравственную позицию (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний), • нравственное поведение (рассудительность, послушание). Главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния.  Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя  индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого  ученика. Активность создается совместным творческим трудом. Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение  нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера      Часто мы говорим: «Книга ­ это открытие мира». Действительно, читая,  ребёнок знакомится с окружающим миром, природой, трудом людей, со  сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.      Духовно­нравственное воспитание на уроках литературы является  важным средством формирования у детей доброты, щедрости души,  уверенности в себе, умении наслаждаться жизнью.      Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию  гуманно­личностного и проблемного обучения, которая включает в себя  педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию  развития критического мышления, что будет способствовать становлению,  развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог  учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать  учащимся какие–то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к  формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой  мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.       Школьники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте,  доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать.  Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни,  различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое  отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения,  негодования. Яркое тому подтверждение – направленность тематических разделов в  учебнике чтения для учащихся 5 классов под редакцией З. Ф. Малышевой:  О друзьях­товарищах  Спешите делать добро  Из прошлого нашего народа  Картины родной природы  О животных После прочтения произведения важно беседовать с детьми, тем самым  выявляя отношение к прочитанному, предлагать детям высказывать своё  мнение, что заставляет учеников вдумываться в прочитанное, оценивать  поступок того или иного персонажа рассказа, а зачастую вспоминать и о своём личном опыте.       В процессе беседы необходимо вызвать у школьников эмоции не только  одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях  нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет  лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им  правильную оценку.       Приведу несколько примеров из практики в 5­ых классах. Огромное  влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и  усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость,  пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ  сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные  сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию  старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского  фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат  читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с  собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том,  что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не  убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает  заповеди, приходит возмездие.       Героический эпос русского народа дает детям образец истинного  патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных  свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства  собственного достоинства, трудолюбия.        Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать  вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно­ нравственному воспитанию учащихся.         Русская народная сказка «Морозко» входит в состав программы по  литературе благодаря своей явной воспитательной, нравоучительной  направленности. Основные герои сказки однозначно делятся детьми на  положительных и отрицательных. Главная идея сказки – воздаяние по делам,  торжество справедливости (смирение и незлобливость вознаградятся, а  гордыня и злоба будут наказаны). После изучения народных сказок ученики  выполняют следующие задания: ­творческие пересказы с изменением лица рассказчика; ­устное словесное рисование; ­инсценирование части произведения; ­домысливание сюжета; ­сопоставление русских народных сказок и сказок народов мира (учащиеся  делают вывод, что все сказки объединены близостью нравственных  общечеловеческих ценностей). Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно­нравственного понимания.  Например, сказки, в которых всегда  добро побеждает зло.  Делаем вывод, что хороший человек всегда на уровень выше злодея. Сказки, былины  воспитывают в детях чувство патриотизма. А классика? Она бесценна.      Внешняя и внутренняя красота, истинные герои и «примазавшиеся»,  скромность и нахальство – с такими проблемами сталкиваются ребята в  рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Быть внимательным к окружающим,  чтобы суметь рассмотреть за внешней неказистостью богатую душу – вот к  чему призывает автор.    Стихотворение Э. Асадова «Дачники» воспитывает в учащихся  нетерпимое отношение к жестокости и бессердечию, вызывает чувство  жалости и сочувствия к брошенным животным.      История, рассказанная Н. Гариным­Михайловским про  мальчика Тёму и его собачку Жучку, попавшую в беду по вине «какого­то  ирода» никого не оставляет равнодушным. Ребята проникаются чувством  глубокого уважения к герою рассказа за его решительность, смелость,  ответственность по отношению к своему питомцу. Приходят к выводу, что  храбрый – не тот, кто не боится, а тот, кто перебарывает свой страх.    Анализируя поступки героев рассказа В. Осеевой «Бабка», дети учатся  ценить и уважать старость, приходят к пониманию, что нельзя быть  равнодушным к своим близким. Ведь так важно успеть при жизни попросить  прощения за все обиды; как не хватает иногда теплоты, внимания и понимания родных людей.   При   изучении   рассказа   К.Г.Паустовского   «Телеграмма»   обязательно рассматриваем такие вопросы: ­Какую библейскую заповедь нарушила Настя? ­Что такое совесть? Зачем она человеку? Используя подобные вопросы,  развиваем такой элемент читательского восприятия, как эмоциональный отклик на поступки героев. У   М.Ю.Лермонтова   в   произведении   «Песня   про   купца   Калашникова главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов   пожертвовать   своей   жизнью.   На   примере   таких   произведений   дети знакомятся   с   такими   понятиями   как:   верность   слову,   честь   семьи, достоинство   и   моральный   облик   человека.   Наблюдение   над   текстом,   его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о   том,   в   чем   герой   помогает   разобраться   читателю,   чему   учит   данное произведение.   Если   школьник   научится   проникать   в   эмоциональный   мир героев,   выявлять   авторское   отношение   к   ним,   а   потом   давать   авторскую оценку   персонажам,   то   это   будет   способствовать   повышению   уровня нравственной воспитанности детей. Так с первых уроков литературы у наших  учеников   начинает   формироваться   понятие   «духовный   мир   человека». Каждый из нас всю свою жизнь делает выбор  в пользу хорошего или плохого: уйти или остаться, обидеть или помочь, разрушить или построить, уничтожить или   спасти.   Важно   «на   перепутье   ­не   перепутать,   среди   дорог   не заблудиться». Любимые страницы изучаемых произведений, наиболее важные или   сильные   эпизоды   читаем   на   уроках   вслух.   Читаем   так,   чтобы   самые равнодушные заинтересовались, задумались, начали размышлять: «А что же там дальше?» И тогда урок никогда не закончится со звонком, ученики живут им еще некоторое время. Это и есть наша главная задача: сформировать у учащихся потребность размышлять над этими вопросами, донести до сознания детей мысль, что литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка.   Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы ­это значит  уберечь ребенка от многих падений на его жизненном пути.    Нравственные открытия    мы делаем через изучение таких   произведений,   как   «Муму»   И.С.Тургенева,   «Теплый   хлеб» «Кладовая   солнца»   М.М.Пришвина.   Анализ   данных К.С.Паустовского, произведений   позволяет не только выделить болевые проблемы жизни, но и показать,   предлагаемые   авторами   пути   выхода   из   трудной   ситуации.   Как правило, учащиеся не равнодушны к поступкам Насти и Митраши, проявляют сострадание к Герасиму, осуждают Фильку. Каждый из ребят определяет для себя   свой   нравственный   кодекс,   может   быть   для   их   возраста   еще   не совершенный, но уже пропущенный через себя и прочувствованный сердцем. Задуматься   о   своих   отношениях   с   родителями   заставят   произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и «Телеграмма» К.Т.Паустовского. Просим ребят поразмышлять над такими вопросами:  ­Почему   в   нашей   стране   много   интернатов   для   людей   преклонного возраста? (затронут вопрос современной жизни); ­Почему с ростом благосостояния, исчезает человечность, хотя сейчас много говорят о милосердии?  После   анализа   рассказа   К.Т.Паустовского   «Телеграмма»   уместно задать ребятам вопрос: «Можно ли сомневаться в том, что Катерина Петровна  простила бы Настю?        Эффективным приемом нравственного воспитания являются  специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения    школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении  поступков  героев произведений, выражая свое личное отношение к ним. При изучении  творчества К.Г.Паустовского в 6 классе мною были  использованы межпредметные связи литературы с другими видами искусства.  В самом начале урока ставится маленькая, доступная для восприятия  пьеса  Э.Грига “Мелодия”. После прослушивания  проводится беседа: ­ “Это музыка норвежского композитора Э.Грига. Как она связана с тем  настроением, которое создаётся от чтения К.Паустовского?” Ребята отмечают созвучие чистоты, красоты, которое накладывается на звучание текстов из Паустовского. Свои ответы они подтверждают, цитируя  писателя. Одна ученица сказала, что Паустовский сказочный, волшебный,  добрый. ­А Григ?­ спрашиваю их. Ученики заметили и эту общность обоих авторов и не случайно. Эта общность действительно существовала. К.Г. Паустовский любил музыку Грига. Он  посвятил композитору рассказ “Корзина с еловыми шишками”. Ребят волнует  необыкновенная история Дагни, встретившей однажды в осеннем лесу  необыкновенного Грига, который сумел подарить ей чудо к  восемнадцатилетию. “Он подарил ей счастье”, – говорят дети и читают: “Музыка уже не пела! Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие  горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастье, где солнце горит, как корона в волосах сказочной, доброй волшебницы”. – Они: и Паустовский, и Григ – отмечают учащиеся, – богаты сказочной  добротой. Они своим искусством совершают чудо. – Искусство делает человека лучше. – В жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость. – И музыка Грига, и слово Паустовского всё это о земле родной. –Чему учит этот рассказ? – Вокруг много красоты, и мы не всегда её замечаем,  – говорят ребята. А “ Красота и в дождевом облаке, от которого грибным шумливым дождиком  тянет, и в скрипе коростелей, и в свисте перепелов…” Делается вывод:  «Вот это и надо примечать – потому что в этом красота  страны нашей».        Работа на уроке, активное выполнение заданий, раздумья  детей над  нравственными проблемами произведения, расширяют их представления о  критериях оценки человеческой личности, помогают формированию  жизненных идеалов         Русская литература воспитывает в читателе важнейшее качество души­ способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию. Уроки литературы должны быть уроками жизни.           Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно сказать,  что уроки литературного чтения способствуют духовно­нравственному  воспитанию учащихся. Зажигая на уроках литературы огоньки веры и  любви в сердцах учеников, мы стремимся научить их жить по законам  добра, благодаря которым они выберут правильный жизненный путь.

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях реализации ФГОС».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2019