МБОУ г.Кургана «Лицей 12»
Пудова Л.В., учитель
русского языка и литературы,
Сценарий интегрированного урока
(русский язык, литература, изобразительное искусство, краеведение)
для 6 класса
Тема: Подготовка к написанию сочинения в жанре лирической миниатюры. Пейзаж – большой мир.
Цель:
Образовательная: подготовить учеников к написанию сочинения-миниатюры и иллюстрации к сочинению по теме «Зима».
Развивающая: познакомить учащихся с художникам и поэтом родного края, их произведениями.
Воспитательная:
· привить любовь к культуре и искусству родного края;
· повысить интерес к изучению литературы, русского языка.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, колонки, экран.
Ход урока:
Учитель литературы:
Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу.
Природа Зауралья – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов и художников. У художника – краски, у писателя–живописца – слово, у музыканта - звук. Словом писатель старается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть.
Все можно выразить словом. Но главное – надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы, поэзии и живописи откроется нам.
Сегодня необычный урок, который будет посвящен литературе и живописи родного края. Почему мы их объединили вместе? (Это виды искусства)
Учитель изо: А что такое пейзаж? Какие виды пейзажей вы знаете?
Ученик: (индивидуальное задание). Пейзаж – описание природы. Пейзаж – французское слово, дословный перевод – “местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные. (Приводят примеры)
Учитель литературы: Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Причем, они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.
Жители Зауралья наслаждаются красотой и прелестью зимней природы. Вот как об этом рассказал курганский поэт Владимир Брозинский:
Ученик: (выразительное чтение наизусть):
*****
Зима, девица статная
Сутулая карга,
Поземка деликатная
Нахальная пурга.
Царит над нами грешными,
Прощает и казнит,
Манящими, нездешними
Алмазами звенит.
*****
Пролетела вьюга-кутерьма,
Утром люди ахнули: «Зима!»
Нарядились в белое дома,
Грязь домов прикрылась наконец-то.
Хрусталем звенит замерший сад,
И, едва удерживая ряд,
Липы в снежном кружеве стоят,
Глупые, наивные невесты.
Все вокруг, раскрыв по-детски рот,
Удивляется и чуда ждет,
Правильно, ведь скоро - Новый год,
Рассмешит, порадует, рассудит.
И уже за северной горой
Молчаливый Дед Мороз седой
Собирает нам подарок свой.
Пусть он в этот раз добрее будет.
Учитель литературы:
Заполнение таблицы:
олицетворения |
Дома нарядились; грязь прикрылась; сад звенит; зима царит, прощает, казнит, звенит |
сравнения |
Липы-невесты; зима-девица и карга |
эпитеты |
Поземка деликатная, нахальная пурга, нездешние алмазы, снежное кружево наивные невесты, северная гора |
метафора |
Сад звенит хрусталем |
Учитель литературы: Зима не оставила равнодушной и курганскую поэтессу Людмилу Туманову. Она не только написала стихи, но и наложила на них музыку. Прослушаем фонограмму в исполнении автора (звучит фонограмма)
Голубой звездопад. Л.Туманова
Уж завяли цветы и смешались с травой,
Все деревья, кусты отшумели листвой.
Посмотри, снег летит...
Дай же руку скорей!
Пусть зима посидит
На ладони твоей.
Где-то есть - вы слыхали? -
Голубой звездопад...
А снежинки, как жаль,
Уж росою блестят.
Иней звездным ковром облепил все дома,
Лужи стали стеклом, провода, как тесьма.
Посмотри, снег летит...
Дай же руку скорей!
Пусть зима посидит
На ладони твоей.
Пессимисты твердят:
- Что в пустую мечтать?
Голубой звездопад
Все равно буду ждать.
Так бывает, что враз поседели поля,
Раз в году, только раз в белой пене земля.
Посмотри, снег идет...
Дай же руку скорей!
Пусть зима отдохнет
На ладони твоей.
Звездам хочется сесть -
Вот они и летят...
Может, это и есть
Голубой звездопад?
Если ты зиме рад,
Про себя попроси:
- Голубой звездопад,
Счастье мне принеси.
Учитель литературы:
Ученики (продолжают заполнение таблицы):
Учитель литературы:
Учитель изо: Сейчас давайте обратимся к художественному творчеству наших земляков. Посмотрите на картины Германа Травникова:
Учитель литературы: Итак, мы проанализировали несколько зарисовок зимней природы, пейзажных зарисовок. Чтобы написать сочинение-миниатюру нужно помнить:
Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «За окном зима…» и проиллюстрировать свое сочинение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.