Многие психологи, педагоги, общественные деятели утверждают, что воспитание ребенка, намеренное или ненамеренное, начинается с его рождения. Младенец уже с первых своих дней восприимчив ко всяким привычкам, как хорошим, так и дурным. По мнению большинства лиц, внимательно из¬учавших • маленьких детей, характер ребенка образуется между двумя и четырьмя годами, в это время родителям еще легко утвердить свое влияние и создать необходимые условия для образования твердого характера. И если ро-дители и это время смотрят на свою задачу сквозь пальцы, то больших трудностей стоит затем исправить эту подчас роковую ошибку. Таким образом, воспитание способствует формированию характера, а уже из этого вытекает как следствие, что каждый человек, если захочет, может более или менее глубоко изменить свое поведение, свой харак¬тер, свою личность.
Формирование характера и его недостатков. Многие психологи, педагоги,
общественные деятели утверждают, что воспитание ребенка, намеренное или
ненамеренное, начинается с его рождения. Младенец уже с первых своих дней
восприимчив ко всяким привычкам, как хорошим, так и дурным. По мнению
большинства лиц, внимательно изучавших • маленьких детей, характер
ребенка образуется между двумя и четырьмя годами, в это время родителям
еще легко утвердить свое влияние и создать необходимые условия для
образования твердого характера. И если родители и это время смотрят на
свою задачу сквозь пальцы, то больших трудностей стоит затем исправить эту
подчас роковую ошибку. Таким образом, воспитание способствует
формированию характера, а уже из этого вытекает как следствие, что каждый
человек, если захочет, может более или менее глубоко изменить свое
поведение, свой характер, свою личность.
Дефекты характера также складываются в раннем возрасте. Одни—по
незнанию и неопытности в деле воспитания родителей, другие—в силу
родительского пристрастия или, наоборот, грубого и жестокого к нему
отношения, наконец, третья категория родителей создает в ребенке трудный
характер вследствие глубокого безразличия к формированию его личности.
Чем достигается исправление характера? Всеми мерами, которые делают
поведение ребенка нормальным и выправляют его в социальном отношении.
Такие меры могут быть социальными, педагогическими,
психоневрологическими, физического оздоровления или же могут
представлять их комбинацию. В большинстве случаев требуется воздействие
на таких детей при помоши двух или более из упомянутых мероприятии.
В задачу предлежащей работы не входит изложение всех указанных видов
корректирующего воспитания. Мы подробно остановимся только на методах
и приемах педагогического лечения и психонервного лечения (психотерапии).
Объединение усилий врача и педагога. Лечебнопедагогическое
воздействие на детей с недостатками характера возможно тогда, когда, с
одной стороны, медицина тесно сливается с педагогикой, а с другой—когда
психонервные отклонения у таких детей устраняются при помощи
педагогических методов и приемов. Действительно, успех здесь возможен
только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при
дружном содействии врача и педагога. Одно лечение так же, как и одно
воспитание, будет безрезультатным. Подобного рода взаимное проникновение
деятельности педагога н врача обеспечивается особенно большие достижения,
если они оба имеют специальную подготовку: грач—в педагогических
дисциплинах и лечебной педагогике, педагог же—в психоневрологии детского
возраста и также