ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Оценка 4.9

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Оценка 4.9
Научные работы
docx
администрации +1
Взрослым
14.12.2018
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Магистрант 2-го курса группы М-ПО-17 Автодорожного факультета «ФГАОУ ВО Северо-Восточного Федерального университета им. М. К. Аммосова» Расторгуев Александр Александрович ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» В данной статье представлен материал о методах формирования и развития общих компетенций в системе профессионального обучения ГБПОУ РС(Я) «ЯИПК». Идёт речь о том, что основное назначение компетенций – обеспечить успешную реализацию выпускника. Формирование общих компетенций – это сложный комплексный процесс, и он не возможен без формирования и развития профессиональных компетенций. Грамотное сочетание и правильное применение в учебном процессе видов, форм и условий обучения формирует и развивает у обучающегося общие компетенции, которые способствуют профессиональному самоопределению и становлению конкурентноспособного специалиста. Ключевые слова: методы, система, реализация, формирование, развитие, процесс, применение, формы, условия, самоопределение, становление. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта – стандарта нового поколения в Профессиональных образовательных организациях предполагает изменение, прежде всего, результата образования. Под результатами образования в стандарте ФГОС СПО наборы компетенций - общих и профессиональных - выражающие, что именно обучающийся будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или всей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (273 – ФЗ), компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности»1. Формирование и развитие общих компетенций каждым человеком осуществляется на протяжении всей его жизни (детский сад, школа, техникум, профессиональная деятельность). Основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию выпускника. Выпускник должен обладать не только объёмом, качеством знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям федерального образовательного стандарта, но и относиться к своей профессии как к личной и социальной ценности, обладать способностью профессиональной деятельности, решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества, постоянно стремиться к повышению своей квалификации. По результатам опроса учебная мотивация и стремление к самосовершенствованию и саморазвитию сформировано у 50% желающих обучатся по выбранной профессии. Эти обучающиеся поступают в техникум по собственному желанию, остальные по различным мотивам (рядом с домом, родители привели, друзья посоветовали и т.п.), следовательно, зачастую отсутствует интерес и мотивация к обучению. Формирование и развитие общих компетенций начинается с первого курса в ходе изучения дисциплин и профессиональных модулей, поэтому образовательный процесс должен, в первую очередь, формировать понимание правильности выбранной профессии, показать её красоту и важность в экономике государства, раскрыть возможности профессионального роста и возможности достойного заработка. Уважение и любовь к изучаемой профессии - это фактор, который способствует успешному обучению и активному формированию общих компетенций. Только у четверти первокурсников, развиты компетенции, непосредственно связанные с образовательной деятельностью (аналитические, регулятивные), поэтому с помощью педагогов им необходимо овладевать эффективными способами учебной деятельности. Поскольку у многих первокурсников мышление развито в недостаточной степени, в процессе преподавания учебных дисциплин необходимо давать больше развивающих заданий, чтобы обучающиеся опирались не только на память, но и развивали мышление и логику, что даёт возможность развиваться всем остальным познавательным процессам (памяти, вниманию) и обучаться успешно. Кроме того, необходимо работать над развитием речи и обогащением бедного словарного запаса. Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.). Особое значение придается изучению терминологической лексики, связанной с будущей профессией. Общие компетенции не могут формироваться только в рамках какой-то одной преподаваемой дисциплины. Формирование общих компетенций – сложный комплексный процесс, требующий интеграционного подхода всего педагогического коллектива в осуществлении образовательной деятельности в целом. Назначение программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования состоит в создании, поддержании и ежегодном обновлении условий, обеспечивающих качественную подготовку обучающихся в соответствии с требованиями современного рынка труда, с учётом запросов работодателей, особенностями развития региона, современной техники и технологий, способных положительно влиять на темпы модернизации и перевооружения всех сфер деятельности. Формирование общих компетенций также невозможно без формирования и развития профессиональных компетенций, так как между ними прослеживается последовательная взаимосвязь в зависимости от вида профессиональной деятельности, а оценка общих компетенций нигде не локализована. Она рассредоточена по всему периоду обучения и по всем программам УД и ПМ, и поэтому собирать доказательства формирования ОК необходимо в течение всего периода обучения. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, которые отражены в Структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в обязательной части учебных циклов программы. Необходимо создать условия по формированию механизмов саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Для этого коллектив техникума направляет на формирование и развитие общих компетенций нормативные, кадровые, материально-технические, методические, информационные ресурсы и другие. Внеаудиторная работа осуществляется по восьми основным направлениям: 1. Патриотическое воспитание и воспитание гражданской ответственности. 2. Семейное воспитание и привитие здорового образа жизни. 3. Профориентационное трудовое воспитание. 4. Правовое воспитание. 5. Культурно – эстетическое и духовно-нравственное воспитание. 6. Экологическое воспитание. 7. Студенческое воспитание. 8. Работа с родителями (информационное направление). Работают воспитательные программы: • Профилактика «Мы рядом, мы вместе»; • Программа Виноградовского района «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2014 – 2017 год» муниципальной программы «Совершенствование системы социальной поддержки граждан». Компетентностная парадигма обучения предполагает усиление практической составляющей в обучении, практико-ориентированный подход. Определение результатов образования в виде целевой, базовой функции системы профессионального образования означает переход к студентоцентрированной модели подготовки специалиста, когда акцент с содержания (что преподают) переносится на результат (какими компетенциями овладеет обучающийся, что он будет знать и готов делать). Фокусирование образовательного процесса на достижении обучающимися заданного результата образования делает преподавателя и обучающегося равными субъектами учебного процесса со своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью. Одним из таких условий является организация самостоятельной работы, задачей которой является развитие умений, приобретение знаний путём личного поиска информации, формирования активного интереса к учебной деятельности. Обучающиеся осваивают основной минимум лекционного материала, который анализируется и дополняется самостоятельной работой, при этом формируются и развиваются общие компетенции. Грамотное сочетание и правильное применение в учебном процессе видов, форм и условий обучения формирует и развивает у обучающегося общие компетенции, которые способствуют профессиональному самоопределению и становлению конкурентоспособного специалиста. Литература 1. Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр – кассир, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013 № 723; 3. Устав ГБПОУ АО «БИТ» регламентирующий деятельность ГБПОУ АО «БИТ». 4. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. – С. 22–46. 5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЭС,2009. 6. Князева,О.Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 236–237. 7. Кузьминская, А.В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый, 2014. № 16. С. 349-351. 8. Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 553 с. Интернет – ресурсы - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc - http://www.nbpts.org/pdf/coreprops.pdf. - http://metod.technicum.ru/компетентностный-подход-в-обучении __________________________ 1 СТ.2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" П.12
Формирование общих комп.docx
Магистрант 2­го курса группы М­ПО­17  Автодорожного факультета  «ФГАОУ ВО Северо­Восточного Федерального университета  им. М. К. Аммосова» Расторгуев Александр Александрович  ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»                  В данной статье представлен материал о методах формирования и развития общих компетенций в системе профессионального обучения ГБПОУ РС(Я) «ЯИПК». Идёт речь о том, что основное назначение компетенций – обеспечить успешную реализацию выпускника. Формирование общих компетенций – это сложный комплексный процесс, и он не возможен без   формирования   и   развития   профессиональных   компетенций.   Грамотное   сочетание   и правильное применение в учебном процессе видов, форм и условий обучения формирует и развивает у обучающегося общие компетенции, которые способствуют профессиональному самоопределению и становлению конкурентноспособного специалиста. Ключевые слова: методы, система, реализация, формирование, развитие, процесс, применение, формы, условия, самоопределение, становление. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта – стандарта нового   поколения   в   Профессиональных   образовательных   организациях   предполагает изменение, прежде всего, результата образования. Под результатами образования в стандарте ФГОС СПО наборы компетенций ­ общих и профессиональных ­ выражающие, что именно обучающийся будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины,   профессионального   модуля   или   всей   основной   профессиональной образовательной программы (ОПОП). В  законе   РФ  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»   (273  –  ФЗ),  компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности»1. Формирование и развитие общих компетенций каждым человеком осуществляется на протяжении всей его жизни (детский сад, школа, техникум, профессиональная деятельность). Основное   назначение   общих   компетенций   –   обеспечить   успешную   социализацию выпускника.  Выпускник должен обладать не только объёмом, качеством знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям федерального образовательного стандарта, но и относиться к своей   профессии   как   к   личной   и   социальной   ценности,   обладать   способностью профессиональной деятельности, решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества, постоянно стремиться к повышению своей квалификации. По результатам опроса учебная мотивация и стремление к самосовершенствованию и саморазвитию   сформировано   у   50%   желающих   обучатся   по   выбранной   профессии.   Эти обучающиеся   поступают   в   техникум   по   собственному   желанию,   остальные   по   различным 1 мотивам   (рядом   с   домом,   родители   привели,   друзья  посоветовали   и   т.п.),  следовательно, зачастую отсутствует интерес и мотивация к обучению. Формирование   и   развитие   общих   компетенций   начинается   с   первого   курса   в   ходе изучения дисциплин и профессиональных модулей, поэтому образовательный процесс должен, в первую очередь, формировать понимание правильности выбранной профессии, показать её красоту   и   важность   в   экономике   государства,   раскрыть   возможности   профессионального роста и возможности достойного заработка. Уважение и любовь к изучаемой профессии ­ это фактор,   который   способствует   успешному   обучению   и   активному   формированию   общих компетенций. Только у четверти первокурсников, развиты компетенции, непосредственно связанные с   образовательной   деятельностью   (аналитические,   регулятивные),   поэтому   с   помощью педагогов   им   необходимо   овладевать   эффективными   способами   учебной   деятельности. Поскольку у многих первокурсников мышление развито в недостаточной степени, в процессе преподавания учебных дисциплин необходимо давать больше развивающих заданий, чтобы обучающиеся опирались не только на память, но и развивали мышление и логику, что даёт возможность развиваться всем остальным познавательным процессам (памяти, вниманию) и обучаться успешно. Кроме того, необходимо работать над развитием речи и обогащением бедного словарного запаса. Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и   культуры   речи   способствует   подготовка   обучающимися   устных   выступлений, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).            Особое значение придается изучению терминологической лексики, связанной с будущей профессией. Общие   компетенции   не   могут   формироваться   только   в   рамках   какой­то   одной преподаваемой   дисциплины.   Формирование   общих   компетенций   –   сложный   комплексный процесс,   требующий   интеграционного   подхода   всего   педагогического   коллектива   в осуществлении образовательной деятельности в целом. Назначение программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования состоит в создании, поддержании и ежегодном обновлении условий,   обеспечивающих   качественную   подготовку   обучающихся   в   соответствии   с требованиями современного рынка труда, с учётом запросов работодателей, особенностями развития региона, современной техники и технологий, способных положительно влиять на темпы   модернизации   и   перевооружения   всех   сфер   деятельности.  Формирование   общих компетенций   также   невозможно   без   формирования   и   развития   профессиональных компетенций,   так   как   между   ними   прослеживается   последовательная   взаимосвязь   в зависимости от вида профессиональной деятельности, а оценка общих компетенций нигде не локализована. Она рассредоточена по всему периоду обучения и по всем программам УД и ПМ,   и   поэтому   собирать   доказательства   формирования   ОК   необходимо   в   течение   всего периода обучения. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, которые отражены   в   Структуре   программы   подготовки   квалифицированных   рабочих,   служащих   в обязательной части учебных циклов программы. Необходимо   создать   условия   по   формированию   механизмов   саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Для   этого   коллектив   техникума   направляет   на   формирование   и   развитие   общих методические, материально­технические,   компетенций нормативные, кадровые, информационные ресурсы и другие.   Внеаудиторная работа осуществляется по восьми основным направлениям: 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Патриотическое воспитание и воспитание гражданской ответственности. Семейное воспитание и привитие здорового образа жизни. Профориентационное трудовое воспитание. Правовое воспитание. Культурно – эстетическое и духовно­нравственное воспитание. Экологическое воспитание. Студенческое воспитание. Работа с родителями (информационное направление). 8. Работают воспитательные программы:   Профилактика «Мы рядом, мы вместе»; Программа   Виноградовского   района   «Профилактика   безнадзорности   и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2014 – 2017 год» муниципальной программы «Совершенствование системы социальной поддержки граждан». Компетентностная   парадигма   обучения   предполагает   усиление   практической составляющей   в   обучении,   практико­ориентированный   подход.   Определение   результатов образования   в   виде   целевой,   базовой   функции   системы   профессионального   образования означает  переход   к   студентоцентрированной   модели   подготовки   специалиста,   когда акцент   с   содержания   (что   преподают)   переносится   на   результат   (какими компетенциями овладеет обучающийся, что он будет знать и готов делать).  Фокусирование образовательного процесса на достижении обучающимися заданного результата образования делает   преподавателя   и   обучающегося   равными   субъектами   учебного   процесса   со своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью. Одним   из   таких   условий   является   организация   самостоятельной   работы,   задачей которой является развитие умений, приобретение знаний путём личного поиска информации, формирования активного интереса к учебной деятельности.                                       Обучающиеся осваивают основной минимум лекционного материала, который анализируется   и   дополняется   самостоятельной   работой,   при   этом   формируются   и развиваются общие компетенции. Грамотное сочетание  и правильное применение в учебном процессе  видов,  форм и условий   обучения   формирует   и   развивает   у   обучающегося   общие   компетенции,   которые способствуют   профессиональному   самоопределению   и   становлению   конкурентоспособного специалиста. Литература 1.   Федеральный   закон   Российской   Федерации:   «Об   образовании   в   Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г № 273­ФЗ); 2.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   среднего профессионального   образования   по   профессии   38.01.02   Продавец,   контролёр   –   кассир, утвержденный   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 02.08.2013 № 723; 3. Устав ГБПОУ АО «БИТ» регламентирующий  деятельность ГБПОУ АО «БИТ». 3 4.   Байденко, В.И.   Базовые   навыки   (ключевые   компетенции)   как   интегрирующий фактор   образовательного   процесса   /   В.И.   Байденко,   Б.   Оскарссон   //   Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. – С. 22–46. 5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по   педагогическим     специальностям   и   направлениям.   Под   ред.   С.Я.   Батышева,   А.М. Новикова. Издание 3­е, переработанное. М.: Из­во ЭГВЭС,2009.    6. Князева,О.Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 236–237. 7.   Кузьминская,   А.В.   Формирование   общих   и   профессиональных   компетенций обучающихся   в   рамках   модульно­компетентностного   подхода   в   профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый, 2014. № 16. С. 349­351.           8. Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / И.З.  Сковородкина, С.А. Герасимов; сев. (Арктич.) федер. ун­т им. М.В. Ломоносова. –  Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 553 с. Интернет – ресурсы ­ http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc ­ http://www.nbpts.org/pdf/coreprops.pdf. ­ http://metod.technicum.ru/компетентностный­подход­в­обучении    __________________________          1   СТ.2  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273­ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" П.12 4

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018