ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Оценка 4.9
Научные работы
docx
администрации +1
Взрослым
14.12.2018
Магистрант 2-го курса группы М-ПО-17
Автодорожного факультета
«ФГАОУ ВО Северо-Восточного Федерального университета
им. М. К. Аммосова»
Расторгуев Александр Александрович
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
В данной статье представлен материал о методах формирования и развития общих компетенций в системе профессионального обучения ГБПОУ РС(Я) «ЯИПК». Идёт речь о том, что основное назначение компетенций – обеспечить успешную реализацию выпускника. Формирование общих компетенций – это сложный комплексный процесс, и он не возможен без формирования и развития профессиональных компетенций. Грамотное сочетание и правильное применение в учебном процессе видов, форм и условий обучения формирует и развивает у обучающегося общие компетенции, которые способствуют профессиональному самоопределению и становлению конкурентноспособного специалиста.
Ключевые слова: методы, система, реализация, формирование, развитие, процесс, применение, формы, условия, самоопределение, становление.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта – стандарта нового поколения в Профессиональных образовательных организациях предполагает изменение, прежде всего, результата образования. Под результатами образования в стандарте ФГОС СПО наборы компетенций - общих и профессиональных - выражающие, что именно обучающийся будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или всей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (273 – ФЗ), компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности»1.
Формирование и развитие общих компетенций каждым человеком осуществляется на протяжении всей его жизни (детский сад, школа, техникум, профессиональная деятельность).
Основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию выпускника.
Выпускник должен обладать не только объёмом, качеством знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям федерального образовательного стандарта, но и относиться к своей профессии как к личной и социальной ценности, обладать способностью профессиональной деятельности, решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества, постоянно стремиться к повышению своей квалификации.
По результатам опроса учебная мотивация и стремление к самосовершенствованию и саморазвитию сформировано у 50% желающих обучатся по выбранной профессии. Эти обучающиеся поступают в техникум по собственному желанию, остальные по различным мотивам (рядом с домом, родители привели, друзья посоветовали и т.п.), следовательно, зачастую отсутствует интерес и мотивация к обучению.
Формирование и развитие общих компетенций начинается с первого курса в ходе изучения дисциплин и профессиональных модулей, поэтому образовательный процесс должен, в первую очередь, формировать понимание правильности выбранной профессии, показать её красоту и важность в экономике государства, раскрыть возможности профессионального роста и возможности достойного заработка. Уважение и любовь к изучаемой профессии - это фактор, который способствует успешному обучению и активному формированию общих компетенций.
Только у четверти первокурсников, развиты компетенции, непосредственно связанные с образовательной деятельностью (аналитические, регулятивные), поэтому с помощью педагогов им необходимо овладевать эффективными способами учебной деятельности. Поскольку у многих первокурсников мышление развито в недостаточной степени, в процессе преподавания учебных дисциплин необходимо давать больше развивающих заданий, чтобы обучающиеся опирались не только на память, но и развивали мышление и логику, что даёт возможность развиваться всем остальным познавательным процессам (памяти, вниманию) и обучаться успешно. Кроме того, необходимо работать над развитием речи и обогащением бедного словарного запаса. Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Особое значение придается изучению терминологической лексики, связанной с будущей профессией.
Общие компетенции не могут формироваться только в рамках какой-то одной преподаваемой дисциплины. Формирование общих компетенций – сложный комплексный процесс, требующий интеграционного подхода всего педагогического коллектива в осуществлении образовательной деятельности в целом.
Назначение программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования состоит в создании, поддержании и ежегодном обновлении условий, обеспечивающих качественную подготовку обучающихся в соответствии с требованиями современного рынка труда, с учётом запросов работодателей, особенностями развития региона, современной техники и технологий, способных положительно влиять на темпы модернизации и перевооружения всех сфер деятельности. Формирование общих компетенций также невозможно без формирования и развития профессиональных компетенций, так как между ними прослеживается последовательная взаимосвязь в зависимости от вида профессиональной деятельности, а оценка общих компетенций нигде не локализована. Она рассредоточена по всему периоду обучения и по всем программам УД и ПМ, и поэтому собирать доказательства формирования ОК необходимо в течение всего периода обучения.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, которые отражены в Структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в обязательной части учебных циклов программы.
Необходимо создать условия по формированию механизмов саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся.
Для этого коллектив техникума направляет на формирование и развитие общих компетенций нормативные, кадровые, материально-технические, методические, информационные ресурсы и другие.
Внеаудиторная работа осуществляется по восьми основным направлениям:
1. Патриотическое воспитание и воспитание гражданской ответственности.
2. Семейное воспитание и привитие здорового образа жизни.
3. Профориентационное трудовое воспитание.
4. Правовое воспитание.
5. Культурно – эстетическое и духовно-нравственное воспитание.
6. Экологическое воспитание.
7. Студенческое воспитание.
8. Работа с родителями (информационное направление).
Работают воспитательные программы:
• Профилактика «Мы рядом, мы вместе»;
• Программа Виноградовского района «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2014 – 2017 год» муниципальной программы «Совершенствование системы социальной поддержки граждан».
Компетентностная парадигма обучения предполагает усиление практической составляющей в обучении, практико-ориентированный подход. Определение результатов образования в виде целевой, базовой функции системы профессионального образования означает переход к студентоцентрированной модели подготовки специалиста, когда
акцент с содержания (что преподают) переносится на результат (какими
компетенциями овладеет обучающийся, что он будет знать и готов делать). Фокусирование образовательного процесса на достижении обучающимися заданного результата образования делает преподавателя и обучающегося равными субъектами учебного процесса со своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью.
Одним из таких условий является организация самостоятельной работы, задачей которой является развитие умений, приобретение знаний путём личного поиска информации, формирования активного интереса к учебной деятельности.
Обучающиеся осваивают основной минимум лекционного материала, который анализируется и дополняется самостоятельной работой, при этом формируются и развиваются общие компетенции.
Грамотное сочетание и правильное применение в учебном процессе видов, форм и условий обучения формирует и развивает у обучающегося общие компетенции, которые способствуют профессиональному самоопределению и становлению конкурентоспособного специалиста.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр – кассир, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013 № 723;
3. Устав ГБПОУ АО «БИТ» регламентирующий деятельность ГБПОУ АО «БИТ».
4. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. – С. 22–46.
5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЭС,2009.
6. Князева,О.Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 236–237.
7. Кузьминская, А.В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый, 2014. № 16. С. 349-351.
8. Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 553 с.
Интернет – ресурсы
- http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc
- http://www.nbpts.org/pdf/coreprops.pdf.
- http://metod.technicum.ru/компетентностный-подход-в-обучении
__________________________
1 СТ.2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" П.12
Формирование общих комп.docx
Магистрант 2го курса группы МПО17
Автодорожного факультета
«ФГАОУ ВО СевероВосточного Федерального университета
им. М. К. Аммосова»
Расторгуев Александр Александрович
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ
ИНДУСТРИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
В данной статье представлен материал о методах формирования и развития общих
компетенций в системе профессионального обучения ГБПОУ РС(Я) «ЯИПК». Идёт речь о
том, что основное назначение компетенций – обеспечить успешную реализацию выпускника.
Формирование общих компетенций – это сложный комплексный процесс, и он не возможен
без формирования и развития профессиональных компетенций. Грамотное сочетание и
правильное применение в учебном процессе видов, форм и условий обучения формирует и
развивает у обучающегося общие компетенции, которые способствуют профессиональному
самоопределению и становлению конкурентноспособного специалиста.
Ключевые слова: методы, система, реализация, формирование, развитие, процесс, применение,
формы, условия, самоопределение, становление.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта – стандарта
нового поколения в Профессиональных образовательных организациях предполагает
изменение, прежде всего, результата образования. Под результатами образования в стандарте
ФГОС СПО наборы компетенций общих и профессиональных выражающие, что именно
обучающийся будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной
дисциплины,
профессионального модуля или всей основной профессиональной
образовательной программы (ОПОП).
В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (273 – ФЗ), компетенция
рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков
при решении задач общих для многих видов деятельности»1.
Формирование и развитие общих компетенций каждым человеком осуществляется на
протяжении всей его жизни (детский сад, школа, техникум, профессиональная деятельность).
Основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию
выпускника.
Выпускник должен обладать не только объёмом, качеством знаний, умений и навыков,
соответствующих требованиям федерального образовательного стандарта, но и относиться к
своей профессии как к личной и социальной ценности, обладать способностью
профессиональной деятельности, решать профессиональные задачи на уровне инноваций и
творчества, постоянно стремиться к повышению своей квалификации.
По результатам опроса учебная мотивация и стремление к самосовершенствованию и
саморазвитию сформировано у 50% желающих обучатся по выбранной профессии. Эти
обучающиеся поступают в техникум по собственному желанию, остальные по различным
1 мотивам (рядом с домом, родители привели, друзья посоветовали и т.п.), следовательно,
зачастую отсутствует интерес и мотивация к обучению.
Формирование и развитие общих компетенций начинается с первого курса в ходе
изучения дисциплин и профессиональных модулей, поэтому образовательный процесс должен,
в первую очередь, формировать понимание правильности выбранной профессии, показать её
красоту и важность в экономике государства, раскрыть возможности профессионального
роста и возможности достойного заработка. Уважение и любовь к изучаемой профессии это
фактор, который способствует успешному обучению и активному формированию общих
компетенций.
Только у четверти первокурсников, развиты компетенции, непосредственно связанные
с образовательной деятельностью (аналитические, регулятивные), поэтому с помощью
педагогов им необходимо овладевать эффективными способами учебной деятельности.
Поскольку у многих первокурсников мышление развито в недостаточной степени, в процессе
преподавания учебных дисциплин необходимо давать больше развивающих заданий, чтобы
обучающиеся опирались не только на память, но и развивали мышление и логику, что даёт
возможность развиваться всем остальным познавательным процессам (памяти, вниманию) и
обучаться успешно. Кроме того, необходимо работать над развитием речи и обогащением
бедного словарного запаса. Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков
и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений,
информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и
т.д.).
Особое значение придается изучению терминологической лексики, связанной с будущей
профессией.
Общие компетенции не могут формироваться только в рамках какойто одной
преподаваемой дисциплины. Формирование общих компетенций – сложный комплексный
процесс, требующий интеграционного подхода всего педагогического коллектива в
осуществлении образовательной деятельности в целом.
Назначение программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего
профессионального образования состоит в создании, поддержании и ежегодном обновлении
условий, обеспечивающих качественную подготовку обучающихся в соответствии с
требованиями современного рынка труда, с учётом запросов работодателей, особенностями
развития региона, современной техники и технологий, способных положительно влиять на
темпы модернизации и перевооружения всех сфер деятельности. Формирование общих
компетенций также невозможно без формирования и развития профессиональных
компетенций, так как между ними прослеживается последовательная взаимосвязь в
зависимости от вида профессиональной деятельности, а оценка общих компетенций нигде не
локализована. Она рассредоточена по всему периоду обучения и по всем программам УД и
ПМ, и поэтому собирать доказательства формирования ОК необходимо в течение всего
периода обучения.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, которые
отражены в Структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в
обязательной части учебных циклов программы.
Необходимо создать условия по формированию механизмов саморазвития,
самосовершенствования и самообразования обучающихся.
Для этого коллектив техникума направляет на формирование и развитие общих
методические,
материальнотехнические,
компетенций нормативные, кадровые,
информационные ресурсы и другие.
Внеаудиторная работа осуществляется по восьми основным направлениям:
2 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Патриотическое воспитание и воспитание гражданской ответственности.
Семейное воспитание и привитие здорового образа жизни.
Профориентационное трудовое воспитание.
Правовое воспитание.
Культурно – эстетическое и духовнонравственное воспитание.
Экологическое воспитание.
Студенческое воспитание.
Работа с родителями (информационное направление).
8.
Работают воспитательные программы:
Профилактика «Мы рядом, мы вместе»;
Программа Виноградовского района «Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних и защита их прав на 2014 – 2017 год» муниципальной
программы «Совершенствование системы социальной поддержки граждан».
Компетентностная парадигма обучения предполагает усиление практической
составляющей в обучении, практикоориентированный подход. Определение результатов
образования в виде целевой, базовой функции системы профессионального образования
означает переход к студентоцентрированной модели подготовки специалиста, когда
акцент с содержания (что преподают) переносится на результат (какими
компетенциями овладеет обучающийся, что он будет знать и готов делать). Фокусирование
образовательного процесса на достижении обучающимися заданного результата образования
делает преподавателя и обучающегося равными субъектами учебного процесса со
своими задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью.
Одним из таких условий является организация самостоятельной работы, задачей
которой является развитие умений, приобретение знаний путём личного поиска информации,
формирования активного интереса к учебной деятельности.
Обучающиеся осваивают основной минимум лекционного материала, который
анализируется и дополняется самостоятельной работой, при этом формируются и
развиваются общие компетенции.
Грамотное сочетание и правильное применение в учебном процессе видов, форм и
условий обучения формирует и развивает у обучающегося общие компетенции, которые
способствуют профессиональному самоопределению и становлению конкурентоспособного
специалиста.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации: «Об образовании в Российской
Федерации» (от 29 декабря 2012г № 273ФЗ);
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр – кассир,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
02.08.2013 № 723;
3. Устав ГБПОУ АО «БИТ» регламентирующий деятельность ГБПОУ АО «БИТ».
3 4. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий
фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное
образование и формирование личности специалиста. – М., 2002. – С. 22–46.
5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся
по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М.
Новикова. Издание 3е, переработанное. М.: Изво ЭГВЭС,2009.
6. Князева,О.Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях
реализации ФГОС СПО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы
VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 236–237.
7. Кузьминская, А.В. Формирование общих и профессиональных компетенций
обучающихся в рамках модульнокомпетентностного подхода в профессиональных
образовательных организациях // Молодой ученый, 2014. № 16. С. 349351.
8. Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / И.З.
Сковородкина, С.А. Герасимов; сев. (Арктич.) федер. унт им. М.В. Ломоносова. –
Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 553 с.
Интернет – ресурсы
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc
http://www.nbpts.org/pdf/coreprops.pdf.
http://metod.technicum.ru/компетентностныйподходвобучении
__________________________
1 СТ.2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" П.12
4
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГБПОУ РС(Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.