ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Оценка 4.7

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Оценка 4.7
Научные работы
docx
администрации +1
Взрослым
10.12.2018
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Магистрант 2-го курса группы М-ПО-17 Автодорожного факультета «ФГАОУ ВО Северо-Восточного Федерального университета им. М. К. Аммосова» Расторгуев Александр Александрович ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос о решении проблемы трудоустройства выпускников среднего профессионального звена. Наиболее высокий жизненный уровень имеют не те страны, у которых имеются богатые природные ресурсы, а те, которые имеют передовые технологии и профессиональные кадры. С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра как содержания дисциплин и рабочих программ, так и методов и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных компетенций сегодняшний день часть выпускников получивших образование не могут устроиться на работу по специальности. Практика трудоустройства в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы На этом основании можно считать, что в профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой является проблема усиления практической части (практико-ориентированной) обучения. Основа практико-ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание фундаментального образования и профессиональной подготовки. Для перехода к профильному обучению необходимо реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования. Таким образом, можно добиться следующего: - обеспечить углубленное изучение отдельных предметов; - предоставление равноправного доступа к полноценному образованию самых разных категорий учащихся, учитывая их способности, наклонности, интересы; - возможность расширить социализацию обучающихся и обеспечить преемственность между профессиональным и общим образованием. В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков студентов, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества. Реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы. Такой подход в профессиональном обучении направлен на приближение образовательного учреждения к потребностям практики и жизни. Традиционная система подготовки специалистов СПО не всегда строится на тесной взаимосвязи теоретического и производственного обучения, что, как правило, тесно связано с уровнем качества организации и проведения практики по профилю специальности. В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной стороны практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду. С другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента. Во-первых, студент адаптируется к образовательному процессу. У него формируются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии. Во-вторых, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента при изучении специальных дисциплин, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи. В-третьих, процесс знакомства с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной, производственной практик, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документацией и презентацией. А на последнем этапе студент может организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников. Обществу нужна личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, способная саморазвиваться, самообразовываться, способная успешно позиционировать себя на рынке труда, ориентированная на социально-значимые приоритеты. Реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки специалистов , обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях. Задача преподавателей сформировать у студентов практический опыт профессиональной деятельности на базе конкретной организации; освоить профессиональные и общие компетенции по виду профессиональной деятельности; проверить возможности самостоятельной работы будущих специалистов в условиях конкретной организации. Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными. Сегодня мы не можем не задуматься над тем, что ожидает наших выпускников. Но мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Подготовка выпускников к будущему заключается не только в плане «готовности работать», но и в освоении жизненно необходимых навыков так, как современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004. 2. Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с. 3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012. 4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.). 5. Современные проблемы науки и образования: многопредмет. научн. журн. – Электрон.науч. жур:Изд. дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2005 .
ПО СПО.docx
Магистрант 2­го курса группы М­ПО­17  Автодорожного факультета  «ФГАОУ ВО Северо­Восточного Федерального университета  им. М. К. Аммосова» Расторгуев Александр Александрович ПРАКТИКО­ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО Аннотация.   В   данной   работе   рассматривается   вопрос   о   решении   проблемы трудоустройства выпускников среднего профессионального звена. Наиболее   высокий   жизненный   уровень   имеют   не   те   страны,   у   которых   имеются   богатые природные ресурсы, а те, которые имеют передовые технологии и профессиональные кадры. С   разработкой   и   внедрением   новых   образовательных   стандартов   в   системе   среднего профессионального   образования   возникла   необходимость   пересмотра   как   содержания   дисциплин   и рабочих   программ,   так   и   методов   и   технологий,   применяемых   для   формирования   различных профессиональных компетенций  сегодняшний день часть выпускников получивших образование  не могут устроиться на работу  по  специальности.   Практика   трудоустройства   в   последние   годы   показывает,  что  работодатели   при подборе  специалистов   заинтересованы  в  кадрах,  уже  имеющих  помимо   специального   образования  и опыт работы           На этом основании   можно считать, что в   профессиональной  подготовке  специалиста  любого профиля   острой   является   проблема   усиления   практической   части   (практико­ориентированной) обучения. Основа практико­ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание фундаментального   образования   и   профессиональной   подготовки.   Для   перехода   к   профильному обучению   необходимо   реализовывать   принципы   личностно­ориентированного   и   практико­ ориентированного образования. Таким образом, можно добиться следующего: ­ обеспечить углубленное изучение отдельных предметов; ­   предоставление   равноправного   доступа   к   полноценному   образованию   самых   разных   категорий учащихся, учитывая их способности, наклонности, интересы; ­   возможность   расширить   социализацию   обучающихся   и   обеспечить   преемственность   между профессиональным и общим образованием. В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков  студентов, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества. Реализация практико­ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы. Такой   подход   в   профессиональном   обучении   направлен   на   приближение   образовательного учреждения к потребностям практики и жизни.  Традиционная система подготовки специалистов СПО не всегда строится на тесной взаимосвязи теоретического  и производственного обучения, что, как правило, тесно связано с уровнем качества организации и проведения практики по профилю специальности. В   системе   СПО   можно   выделить   несколько   направлений   к   практико­ориентированному образованию.   С   одной   стороны   практико­ориентированное   образование   связывают   с   организацией учебной,   производственной   и   преддипломной   практики   студента   с   целью   его   погружения   в профессиональную   среду.   С   другой   стороны,   считается   наиболее   эффективным   внедрение профессионально­ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности,   знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Практико­ориентированный   подход   к   обучению   в   образовательном   учреждении   должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию  профессиональных компетенций  личности студента. Во­первых,   студент   адаптируется   к   образовательному   процессу.   У   него   формируются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии. Во­вторых, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента при изучении специальных дисциплин, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи. В­третьих,   процесс   знакомства   с   профессиональной   деятельностью   в   период   освоения профессиональных   модулей   и   прохождения   учебной,   производственной   практик,   готовность   к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Кроме практической работы будущие специалисты   знакомятся   с   реальными   задачами   производства,   их   постановкой,   решением, документацией и презентацией. А на последнем этапе студент может организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Создание   процесса   практико­ориентированного   обучения   даст   возможность   предельно   точно приблизить  содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного   процесса,   создаст   условия   для   целенаправленного   формирования   конкурентоспособности будущих  работников. Обществу   нужна   личность,   способная   решать   нестандартные   задачи   в   нестандартно сложившихся   ситуациях,   способная   саморазвиваться,   самообразовываться,   способная   успешно позиционировать себя на рынке труда, ориентированная на социально­значимые приоритеты. Реализация   практико­ориентированного   подхода   способствует   совершенствованию   существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки специалистов  , обладающих качественно   новым   уровнем   профессиональных   компетенций,   готовых   к   профессиональной деятельности в современных условиях. Задача   преподавателей   сформировать   у   студентов   практический   опыт   профессиональной деятельности на базе конкретной организации; освоить профессиональные   и общие компетенции по виду   профессиональной   деятельности;   проверить   возможности   самостоятельной   работы   будущих специалистов в условиях конкретной организации.  Таким   образом,   практико­ориентированность   и   диалог   позволяют   студентам   приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических   знаний,   профессиональную   мобильность   и   компетентность,   что   соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными. Сегодня мы не можем не задуматься над тем, что ожидает наших выпускников. Но мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Подготовка выпускников   к   будущему   заключается   не   только   в   плане   «готовности   работать»,   но   и   в   освоении жизненно необходимых навыков так, как современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь.   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Байденко   В.И.   Компетенции   в   профессиональном   образовании   (к   освоению   компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004. 2.   Щукин   М.   Е.   Психологические   основы   индивидуального   подхода   к   учащимся   в   процессе производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с. 3.   Канаева   Т.А.,   Профессиональное   становление   студентов   СПО   в   контексте   практико­ ориентированных технологий,  Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012. 4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико­ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.). 5. Современные проблемы науки и образования: многопредмет. научн. журн. – Электрон.науч. жур:Изд. дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2005 .

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018