ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Оценка 4.7
Научные работы
docx
администрации +1
Взрослым
10.12.2018
Магистрант 2-го курса группы М-ПО-17
Автодорожного факультета
«ФГАОУ ВО Северо-Восточного Федерального университета
им. М. К. Аммосова»
Расторгуев Александр Александрович
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос о решении проблемы трудоустройства выпускников среднего профессионального звена.
Наиболее высокий жизненный уровень имеют не те страны, у которых имеются богатые природные ресурсы, а те, которые имеют передовые технологии и профессиональные кадры.
С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра как содержания дисциплин и рабочих программ, так и методов и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных компетенций
сегодняшний день часть выпускников получивших образование не могут устроиться на работу по специальности. Практика трудоустройства в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы
На этом основании можно считать, что в профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой является проблема усиления практической части (практико-ориентированной) обучения.
Основа практико-ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание фундаментального образования и профессиональной подготовки. Для перехода к профильному обучению необходимо реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.
Таким образом, можно добиться следующего:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов;
- предоставление равноправного доступа к полноценному образованию самых разных категорий учащихся, учитывая их способности, наклонности, интересы;
- возможность расширить социализацию обучающихся и обеспечить преемственность между профессиональным и общим образованием.
В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков студентов, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества. Реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы.
Такой подход в профессиональном обучении направлен на приближение образовательного учреждения к потребностям практики и жизни.
Традиционная система подготовки специалистов СПО не всегда строится на тесной взаимосвязи теоретического и производственного обучения, что, как правило, тесно связано с уровнем качества организации и проведения практики по профилю специальности.
В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной стороны практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду. С другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.
Во-первых, студент адаптируется к образовательному процессу. У него формируются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
Во-вторых, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента при изучении специальных дисциплин, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи.
В-третьих, процесс знакомства с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной, производственной практик, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документацией и презентацией.
А на последнем этапе студент может организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников.
Обществу нужна личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, способная саморазвиваться, самообразовываться, способная успешно позиционировать себя на рынке труда, ориентированная на социально-значимые приоритеты.
Реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки специалистов , обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.
Задача преподавателей сформировать у студентов практический опыт профессиональной деятельности на базе конкретной организации; освоить профессиональные и общие компетенции по виду профессиональной деятельности; проверить возможности самостоятельной работы будущих специалистов в условиях конкретной организации.
Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Сегодня мы не можем не задуматься над тем, что ожидает наших выпускников. Но мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Подготовка выпускников к будущему заключается не только в плане «готовности работать», но и в освоении жизненно необходимых навыков так, как современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004.
2. Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с.
3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012.
4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
5. Современные проблемы науки и образования: многопредмет. научн. журн. – Электрон.науч. жур:Изд. дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2005 .
ПО СПО.docx
Магистрант 2го курса группы МПО17
Автодорожного факультета
«ФГАОУ ВО СевероВосточного Федерального университета
им. М. К. Аммосова»
Расторгуев Александр Александрович
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос о решении проблемы
трудоустройства выпускников среднего профессионального звена.
Наиболее высокий жизненный уровень имеют не те страны, у которых имеются богатые
природные ресурсы, а те, которые имеют передовые технологии и профессиональные кадры.
С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе среднего
профессионального образования возникла необходимость пересмотра как содержания дисциплин и
рабочих программ, так и методов и технологий, применяемых для формирования различных
профессиональных компетенций
сегодняшний день часть выпускников получивших образование не могут устроиться на работу
по специальности. Практика трудоустройства в последние годы показывает, что работодатели при
подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и
опыт работы
На этом основании можно считать, что в профессиональной подготовке специалиста любого
профиля острой является проблема усиления практической части (практикоориентированной)
обучения.
Основа практикоориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание
фундаментального образования и профессиональной подготовки. Для перехода к профильному
обучению необходимо реализовывать принципы личностноориентированного и практико
ориентированного образования.
Таким образом, можно добиться следующего:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов;
предоставление равноправного доступа к полноценному образованию самых разных категорий
учащихся, учитывая их способности, наклонности, интересы;
возможность расширить социализацию обучающихся и обеспечить преемственность между
профессиональным и общим образованием.
В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков
студентов, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества. Реализация практикоориентированных подходов является одним
из путей решения этой проблемы.
Такой подход в профессиональном обучении направлен на приближение образовательного
учреждения к потребностям практики и жизни.
Традиционная система подготовки специалистов СПО не всегда строится на тесной взаимосвязи
теоретического и производственного обучения, что, как правило, тесно связано с уровнем качества
организации и проведения практики по профилю специальности.
В системе СПО можно выделить несколько направлений к практикоориентированному
образованию. С одной стороны практикоориентированное образование связывают с организацией
учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в
профессиональную среду. С другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение
профессиональноориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов
значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков,
обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
Практикоориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен
применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному
формированию профессиональных компетенций личности студента.
Вопервых, студент адаптируется к образовательному процессу. У него формируются
понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
Вовторых, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента при изучении
специальных дисциплин, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения, а учится
прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу
решения учебной задачи.
Втретьих, процесс знакомства с профессиональной деятельностью в период освоения
профессиональных модулей и прохождения учебной, производственной практик, готовность к
дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Кроме практической работы будущие
специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением,
документацией и презентацией.
А на последнем этапе студент может организовать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Создание процесса практикоориентированного обучения даст возможность предельно точно
приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного
учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности
будущих работников.
Обществу нужна личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно
сложившихся ситуациях, способная саморазвиваться, самообразовываться, способная успешно
позиционировать себя на рынке труда, ориентированная на социальнозначимые приоритеты. Реализация практикоориентированного подхода способствует совершенствованию существующих
образовательных программ и технологий создания условий для подготовки специалистов , обладающих
качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной
деятельности в современных условиях.
Задача преподавателей сформировать у студентов практический опыт профессиональной
деятельности на базе конкретной организации; освоить профессиональные и общие компетенции по
виду профессиональной деятельности; проверить возможности самостоятельной работы будущих
специалистов в условиях конкретной организации.
Таким образом, практикоориентированность и диалог позволяют студентам приобрести
необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему
теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует
образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Сегодня мы не можем не задуматься над тем, что ожидает наших выпускников. Но мы знаем, что
будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Подготовка
выпускников к будущему заключается не только в плане «готовности работать», но и в освоении
жизненно необходимых навыков так, как современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного
подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004.
2. Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе
производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с.
3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико
ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный
журнал), №12(20), 2012.
4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практикоориентированной
образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
5. Современные проблемы науки и образования: многопредмет. научн. журн. – Электрон.науч. жур:Изд.
дом «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2005 .
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.