ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕЦИЙ

  • Научные работы
  • docx
  • 14.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Магистрант 2-го курса группы М-ПО-17 Автодорожного факультета «ФГАОУ ВО Северо-Восточного Федерального университета им. М. К. Аммосова» Расторгуев Александр Александрович ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕЦИЙ Понятия «компетенция» и «компетентность» уже сформулированы в ФГОС. «Компетентность» рассматривается как результат освоения компетенции личностью; «компетенция» – как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области. Именно через компетенции формируется профессионально-личностное развитие будущего среднего медицинского работника. Методологическое решение формирования профессиональной компетенции обеспечивается путем моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. В результате этого происходит интеграция знаний и умений (взаимопроникновение знаний и умений из разных учебных дисциплин) на основе понимания профессиональной деятельности как целостного процесса, имеющего свои цели и результаты. Министерство образования и науки РФ дает следующее определение понятию компетенция: «Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности». Цель компетентностного подхода в образовании – преодолеть разрыв между знаниями студента и его практической деятельностью, научить студента с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики. Министерство образования и науки предлагает следующую классификацию компетенций, необходимых специалисту: общие (универсальные, ключевые, «надпрофессиональные») и профессиональные (предметно-специализированные). Профессиональные компетенции связаны с конкретными специальностями. Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин и практик, объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей – полностью соответствовать уровню приобретаемых компетенций. Роль преподавателя в реализации компетентностного подхода в плане формирования профессиональных компетенций будущих медработников. Компетенция закладывается в образовательный процесс посредством технологии, содержания, стиля жизни учебного заведения, типа взаимодействия между преподавателями и студентами, студентами и студентами. Образовательный процесс на основе компетентностного подхода должен иметь научно-методическое обеспечение, к структурным компонентам которого можно отнести: - концепцию и программу развития учебного заведения; - образовательные программы по специальностям; - стандарты образования, учебные планы, учебные программы, календарно-тематические планы, учебно-методические комплексы, дидактические материалы к отдельным урокам, методические разработки; - информационное обеспечение. Согласно программе развития образовательного учреждения, одна из главных задач обучения сегодня – формирование у студентов информационной культуры, умения пользоваться современными средствами и технологиями. Решать данную задачу должен каждый педагог. Советская образовательная система, выпускниками которой являются практически все преподаватели среднего профессионального образования (СПО), будучи ориентированной на академические нормы, функционировала эффективно в условиях стабильного общества при отсутствии всякой конкуренции. Вышедшие из ее недр специалисты отличались высоким профессионализмом: глубокими знаниями, особенно в области фундаментальных наук, прочно сформированными умениями и навыками (знаменитые советские ЗУНки – знания, умения, навыки). Однажды полученное образование было залогом успешной профессиональной деятельности на всю жизнь. Сегодня ситуация меняется. Ускоренное развитие сестринского дела как науки, модернизация практического здравоохранения и повышение роли сестринского персонала в лечебно-диагностическом процессе, внедрение новых технологий ухода за пациентами требуют от специалистов среднего звена дополнительных качеств, таких как умение применять знания в условиях профессиональной неопределенности и принимать наиболее оптимальные решения, навыки работы в команде, способность постоянно учиться новому, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, словом, необходим компетентный специалист, готовый принимать верные и ответственные решения. Изменение социального заказа общества предопределило переход от существующего долгие годы «ЗУН – образования» к ключевым компетенциям как новой парадигме результата современного образования. Понятие « компетенция » в педагогике многогранно, однако все сходятся в том, что это далеко не ЗУНки, а знания, умения и навыки, добытые собственным трудом в контексте профессиональной деятельности, в сочетании с личностными качествами, определяющими «готовность и способность заинтересованно и грамотно выполнять профессиональные функции. В свя¬зи с ориентацией образовательного процесса на практи¬ческую реализацию приобретенных компетенций со всей очевидностью возникает необходимость изменения содержательных установок и принципов подготовки специалистов, подходов к формированию нормативных и учебно-методических документов, соотношению теоретического и практического обучения, аудиторной и самостоятельной работы, увеличение доли самообучения. А это есть те шаги, которые позволят решить задачу обновления профессионального обучения «путем усиления практической направленности образовательного процесса при сохранении его фундаментальности в каждом конкретном образовательном учреждении. Реализации данных шагов в наибольшей степени соответствуют технологии модульно-компетентностного обучения, формирующие профессиональные компетенции в буквальном смысле, «через кончики пальцев». Создавшаяся ситуация обнажила проблему: преподаватели получали образование в знаниевой образовательной парадигме, а обучать должны в модульно - компетентностной, переосмыслив свой педагогический опыт в короткий срок. Ситуация осложняется тем, что возрастной состав педагогического корпуса системы СПО в целом приближается к предпенсионному. В этой связи важной задачей становится исследование организационно-педагогических условий, обеспечивающих практическую направленность образовательного процесса.
Иконка файла материала ПК.docx
Магистрант 2­го курса группы М­ПО­17  Автодорожного факультета  «ФГАОУ ВО Северо­Восточного Федерального университета  им. М. К. Аммосова» Расторгуев Александр Александрович ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕЦИЙ    Понятия «компетенция» и «компетентность» уже сформулированы в ФГОС. «Компетентность»   рассматривается   как   результат   освоения   компетенции личностью;   «компетенция»   –   как   система   знаний,   умений,   личностных качеств,   практического   опыта,   определяющих   готовность   личности   к успешной профессиональной деятельности в определенной области. Именно через   компетенции   формируется   профессионально­личностное   развитие будущего   среднего   медицинского   работника.   Методологическое   решение формирования   профессиональной   компетенции   обеспечивается   путем моделирования   профессиональной   деятельности   в   учебном   процессе.   В результате   этого   происходит   интеграция   знаний   и   умений (взаимопроникновение   знаний   и   умений   из   разных   учебных   дисциплин)   на основе понимания профессиональной деятельности как целостного процесса, имеющего свои цели и результаты.    Министерство   образования   и   науки   РФ   дает   следующее   определение   понятию   компетенция:   «Компетенция   –   способность   применять   знания, умения и личностные качества для успешной деятельности».     Цель компетентностного подхода в образовании – преодолеть разрыв между знаниями   студента   и   его   практической   деятельностью,  научить   студента   с помощью   полученных   и   усвоенных   знаний   эффективно   решать   задачи практики.     Министерство образования и науки предлагает следующую классификацию компетенций,  необходимых   специалисту:   общие   (универсальные,  ключевые, «надпрофессиональные») (предметно­ специализированные). профессиональные     и       Профессиональные компетенции связаны с конкретными специальностями. Каждая   компетенция   выпускника   должна   обеспечиваться   определенным набором дисциплин и практик, объединенных в соответствующие модули, асодержание модулей – полностью   соответствовать уровню приобретаемых компетенций.  Роль преподавателя в реализации компетентностного подхода в плане формирования профессиональных компетенций будущих медработников. Компетенция   закладывается   в   образовательный   процесс   посредством технологии,   типа взаимодействия   между   преподавателями   и   студентами,   студентами   и студентами.    стиля   жизни   учебного   заведения,   содержания, Образовательный процесс на основе компетентностного подхода должен иметь   научно­методическое   обеспечение,   к   структурным   компонентам которого можно отнести:  ­ концепцию и программу развития учебного заведения; ­ образовательные программы по специальностям; ­ стандарты образования, учебные планы, учебные программы, календарно­ тематические   планы,   учебно­методические   комплексы,   дидактические материалы к отдельным урокам, методические разработки; ­ информационное обеспечение.               Согласно программе развития образовательного учреждения, одна из главных   задач   обучения   сегодня   –   формирование   у   студентов информационной культуры, умения пользоваться современными средствами и технологиями. Решать данную задачу должен каждый педагог. Советская   образовательная   система,   выпускниками   которой   являются практически   все   преподаватели   среднего   профессионального   образования (СПО), будучи ориентированной на академические нормы, функционировала эффективно   в   условиях   стабильного   общества   при   отсутствии   всякой конкуренции.   Вышедшие   из   ее   недр   специалисты   отличались   высоким профессионализмом:   особенно   в   области фундаментальных   наук,   прочно   сформированными   умениями   и   навыками (знаменитые   советские   ЗУНки   –   знания,   умения,   навыки).   Однажды полученное   образование   было   залогом   успешной   профессиональной деятельности на всю жизнь.   глубокими   знаниями,      Сегодня ситуация меняется. Ускоренное развитие сестринского дела как науки,   модернизация   практического   здравоохранения   и   повышение   роли сестринского   персонала   в   лечебно­диагностическом   процессе,   внедрение новых  технологий ухода  за пациентами требуют  от специалистов  среднегозвена   дополнительных   качеств,   таких   как   умение   применять   знания   в условиях   профессиональной   неопределенности   и   принимать   наиболее оптимальные   решения,   навыки   работы   в   команде,   способность   постоянно учиться новому, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, словом, необходим компетентный специалист, готовый принимать верные и ответственные решения. Изменение социального заказа общества  предопределило   переход  от существующего   долгие  годы «ЗУН  – образования»   к  ключевым  компетенциям  как   новой   парадигме   результата современного   образования.  « компетенция »   в   педагогике многогранно, однако все сходятся в том, что это далеко не ЗУНки, а знания, умения в контексте  профессиональной  деятельности,   в   сочетании   с   личностными качествами,   определяющими   «готовность   и   способность   заинтересованно   и грамотно выполнять профессиональные функции.  собственным   трудом     Понятие навыки,   добытые     и         В   связи   с   ориентацией   образовательного   процесса   на   практическую реализацию   приобретенных  компетенций  со   всей   очевидностью   возникает необходимость изменения   содержательных   установок и   принципов подготовки   специалистов,   подходов  к  формированию  нормативных   и учебно­методических   документов,   соотношению   теоретического   и практического обучения, аудиторной и самостоятельной работы, увеличение доли   самообучения.  А   это   есть   те   шаги,  которые   позволят   решить   задачу обновления   профессионального   обучения   «путем   усиления   практической направленности   образовательного   процесса   при   сохранении   его фундаментальности   в   каждом   конкретном   образовательном   учреждении. Реализации данных шагов в наибольшей степени соответствуют технологии модульно­компетентностного обучения,   буквальном   смысле, формирующие  профессиональные   компетенции  в   «через кончики пальцев».    Создавшаяся   ситуация   обнажила   проблему:   преподаватели   получали образование в знаниевой образовательной парадигме, а обучать должны в модульно ­ компетентностной, переосмыслив свой педагогический опыт в короткий   срок.   Ситуация   осложняется   тем,   что   возрастной   состав педагогического   корпуса   системы   СПО   в   целом   приближается   к предпенсионному.   В   этой   связи   важной   задачей   становится   исследование организационно­педагогических   условий,   обеспечивающих   практическую направленность образовательного процесса.