Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

  • Научные работы
  • docx
  • 12.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Стремительное вхождение в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Internet. Успешность перехода к информационному обществу зависит от готовности системы образования в кратчайшие сроки осуществить реформы, необходимые для ее приспособления к нуждам информационного общества. Речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды (пространства) обитания российского образования в сопряжении с отечественной наукой и общественной практикой, а также в сопряжении с мировой высшей школой и мировой наукой.
Иконка файла материала Формирование информационной культуры средствами информационных технологий.docx
Формирование информационной культуры средствами информационных технологий   Дмитриенко Вера Николаевна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска Процессы   информатизации   современного   общества   и   тесно   связанные   с ними   процессы   информатизации   всех   форм   образовательной   деятельности характеризуются   процессами   совершенствования   и   массового   распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии   активно   применяются   для   передачи   информации   и   обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного   образования.   Современный   преподаватель   должен   не   только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов,   изделий   и   преобразования   их   в   предметы   потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний   для   решения   практических   задач.   В   таком   случае   информационными   и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.  Информационные   и   коммуникационные   технологии   (ИКТ)   –   это обобщающее   понятие,   описывающее   различные   устройства,   механизмы,   способы, алгоритмы  обработки информации. Важнейшим современным устройствами  ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. 1.1 История развития информационных технологий в образовании Стремительное   вхождение   в   нашу   жизнь   информационных   и коммуникационных   технологий   стало   возможным   благодаря   широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Internet.   1) Новые информационные и коммуникационные технологии, связанные с изобретением персонального компьютера и сети  Internet,  вошли в жизнь общества очень быстро, в течение жизни одного поколения.2)   Простоте   концепции   работы   с   информацией   сопутствует   возможность работы с изображениями, звуком, мультимедиа. Микроэлектронная база использует при этом самые дешевые и доступные виды энергии.  3) Новые технологии уже влияют и будут все в большей степени влиять на науку, образование, культуру, политику.  Возрастание   объема   накопленных   человечеством   знаний   и   быстрое общественное   развитие   представляют   собой   основные   движущие   силы совершенствования и обогащения человеческих и общественных коммуникаций на основе передовых технологий своего времени.  Если   в   качестве   признака   информационных   технологий   выбрать инструменты,   с   помощью   которых   проводится   обработка   информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития: 1­й   этап   (до   второй   половины   XIX   в.)   ­   «ручная»   информационная технология,   инструментарий   которой   составляли:   перо,   чернильница,   книга. Коммуникации  осуществлялись  ручным способом путем переправки  через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии ­ представление информации в нужной форме. 2­й этап (с конца XIX в.) ­ «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии ­ представление информации в нужной форме более удобными средствами. 3­й этап (40 ­ 60­е гг. XX в.) ­ «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические   пишущие   машинки,   ксероксы,   портативные   диктофоны.   Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания. 4­й   этап   (с   начала   70­х   гг.)   ­   «электронная»   технология,   основным инструментарием   которой   становятся   большие   ЭВМ   и   создаваемые   на   их   базе автоматизированные   системы   управления   (АСУ)   и   информационно­поисковые системы,   оснащенные   широким   спектром   базовых   и   специализированных программных   комплексов.   Центр   тяжести   технологии   еще   более   смещается   на формирование   содержательной   стороны   информации   для   управленческой   средыразличных   сфер   общественной   жизни,   особенно   на   организацию   аналитической работы.  5­й   этап   (с   середины   80­х   гг.)   ­   «компьютерная»   («новая»)   технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют   встроенные   элементы   анализа   и   искусственного   интеллекта   для   разных уровней   управления,   реализуются   на   персональном   компьютере   и   используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.  6­й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях   глобальные   и   локальные   компьютерные   сети.   Ей   предсказывают   в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя ­ глобальной компьютерной сети Internet. [  http://www.vevivi.ru/best/Informatsionnye­ tekhnologii­v­obrazovanii­ref153495.html ] Начиная с 80­х годов ХХ в., сумма знаний в обществе возрастает вдвое каждые 2 года. Изменяется и структура знаний: доля традиционных знаний уменьшится с 70 до 40%, прагматических ­ с 15 до 10%, но возрастет доля новых знаний ­ с 5 до 15% и знаний, направленных на развитие творческих способностей личности, ­ с 3 до 25%.   Современное   образование   является   поддерживающим,   перспективное образование должно стать в информационном обществе опережающим. [Декларация и рекомендации Второго Международного конгресса ЮНЕСКО по образованию и информатике. М., 1996 ] Успешность перехода к информационному обществу зависит от готовности системы образования в кратчайшие сроки осуществить реформы, необходимые для ее приспособления к нуждам информационного общества. Речь  идет  о решении  проблемы качественного  изменения  состояния  всей информационной   среды   (пространства)   обитания   российского   образования   в сопряжении   с   отечественной   наукой   и   общественной   практикой,   а   также   всопряжении  с мировой  высшей  школой и мировой  наукой. Решение  этой задачи открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития   каждого   человека   в   системе   образования   и   для   роста   качества совокупного   общественного   интеллекта,   что   в   перспективе   окажет   свое положительное влияние на все стороны общественной жизни России. 1.2. Информационные технологии в образовании: ключевые  понятия, определения и задачи. Под  образовательными технологиями в профессиональном образовании понимается  система  научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые   используются   для   создания,   сбора,   передачи,   хранения   и   обработки информации   в   предметной   области.   Формируется   прямая   зависимость   между эффективностью   выполнения   учебных   программ   и   степенью   интеграции   в   них соответствующих информационно­коммуникационных технологий.  Информационные   образовательные   технологии   возникают   при использовании средств информационно­вычислительной техники. Образовательную среду, в которой осуществляются  образовательные информационные технологии, определяют работающие с ней компоненты:   техническая (вид используемых компьютерной техники и средств связи);   программно­техническая   (программные   средства   поддержки   реализуемой технологии обучения);     организационно­методическая   (инструкции   учащимся   и   преподавателям, организация учебного процесса). Информационные   технологии   приносят   возможность   и   необходимость изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения — «перелива» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к обучающимся —   к  креативной  модели   (когда   в   учебной   аудитории   с   помощью   нового технологического и технического обеспечения моделируется жизненная ситуация или   процесс,   обучающиеся   под   руководством   преподавателя   должны   применить свои знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и выработать решения на поставленные задачи). Специалисты считают, что развитие традиционных и новых технологий должно идти по принципу дополнительности и взаимокоррелирования, что, в свою очередь, позволяет говорить о принципиально новом измерении образовательной среды — глобальном, измерении, существующемв реальном времени и ассоциирующем в себе всю совокупность образовательных технологий.  В настоящее время все более возрастает роль информационных технологий в образовании,   которые   обеспечивают   всеобщую   компьютеризацию   учащихся   и преподавателей   на   уровне,   позволяющем   решать,   как   минимум,   три   основные задачи:   обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;   развитие   единого   информационного   пространства   образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;   создание,   развитие   и   эффективное   использование   управляемых информационных   образовательных   ресурсов,   в   том   числе   личных пользовательских   баз   и   банков   данных   и   знаний   учащихся   и   педагогов   с возможностью повсеместного доступа для работы с ними. Дидактические задачи, решаемые с помощью информационных технологий:  совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;   повышение продуктивности самоподготовки обучающихся;   индивидуализация работы самого преподавателя;    ускорение   тиражирования   и   доступа   к   достижениям   педагогической практики;  усиление мотивации к обучению;  активизация   процесса   обучения,   возможность   привлечения   обучающихся   к исследовательской деятельности;  обеспечение гибкости процесса обучения. [Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информ. технологии. 1996. № 2] Социокультурная роль образования как фактора вхождения человека в современное информационное общество рассмотрена с философских позиций М.С. Каганом,   Ю.М.   Лотманом,   B.C.   Степиным   и   др.   В   условиях   перехода   к информационному   обществу   предлагаются   различные   концепции   модернизации образования,   отвечающие   современным   тенденциям   общественного   развития: личностно­ориентированная концепция образования (И. Дерболав, О. Больнов, М. Лангевельд,   П.   Керн,   Г.­Х.   Виттиг,   Е.   Майнберг   и   др.),   культуро­центристскаяконцепция образования (А.С. Запесоцкий), деятельностный или проектный подход (Г.П. Щедровицкий), социокультурная образовательная парадигма (В.А. Болотов, В.В. Лаптев, В.А. Шаповалов). Анализ   различных   аспектов   информатизации   образования,   использования информационно­коммуникационных   технологий   в   обучении   нашли   отражение   в работах В.П. Беспалько, Ю.С. Брановского, Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунского, К.К.   Колина,   Е.С.   Полат,   И.В.   Роберт,   Ф.   Янушкевича   и   др.   Влияние информатизации   образования   на   формирование   информационной   культуры рассматривается в работах М.П. Лапчика, Е.С. Полат, Л.А. Прониной, Е.К. Хеннер и   др.   Однако,   информационная   культура   рассматривается   данными   авторами   в основном   как   необходимая   характеристика   специалиста,   профессиональная деятельность которого связана с применением информационно­коммуникационных технологий.   Отдельные   аспекты   формирования   информационной   культуры   с общеобразовательных позиций рассматриваются В.А. Шаповаловым, К.К. Колиным, Е.А. Ракитиным, А.Г. Гейном, Н.И. Гендиной и др. Проблемы   формирования   информационной   культуры,   информационных качеств   человека,   знакомства   обучающихся   с   многообразием   предметов   новой информационной культуры, в особенности духовных и художественных, освоение новых способов деятельности человека в информационной сфере, новых видов и форм информационных коммуникаций в обществе, в не меньшей степени, можно решить   средствами   гуманитарных   наук,   таких   как   литература,   русский   язык, история   и   обществознание.   Именно   гуманитарные   науки   призваны   «обеспечить формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,   духовное   многообразие   современного   мира,   получение   доступа   к литературному   наследию   и   через   него   к   сокровищам   отечественной   и   мировой культуры и достижениям цивилизации». [10] Список литературы 1. Вельтман   К.   Электронная   культура:   достижения   и перспективы. //Информационное общество, 2002, вып.1. – С. 24­30. 2. Гендина   Н.И.,   Колкова   Н.И.,   Стародубова   Г.А,   Уленко   Ю.В.   теоретическое Формирование   информационной   культуры   личности:обоснование   и   моделирование   содержания   учебной   дисциплины.   –   М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с. 3. Информационная грамотность: международные перспективы /под ред. Х. Лау. Пер. с англ. –М.: МЦБС,2010. –240  4. Колин   К.   К.   Качество   жизни   в   информационном   обществе. //Человек и труд, № 1, 2010. – С.39­43. 5. Колин   К.К.   Информационная   глобализация   общества   и гуманитарная революция//Глобализация: синергетический подход: сб. научн. тр. – М.: РАГС, 2002. – С. 323. 6. Колин   К.К.   Информационная   культурология:   структура   и содержание   предметной   области   новой   научной   дисциплины     //   Вестник ЧГАКИ, 2011, № 1. –c.7 7. Колин К.К., Урсул А.Д. Философия информации и становление информационной культурологии /Информация и научное мировоззрение /Сб. статей. – М.: РШБА, 2013. – С.204­228. 8. Кравец   В.А.,   Кухаренко   В.Н.   «Вопросы   формирования информационной   культуры»   joe.ru/sod/00/4_00/ku.html  ( дата обращения 01.11.2015)  [Электронный   ресурс   http://www.e­ 9.   Роберт   И.В.   Теория   и   методика   информатизации   образования (психолого­педагогический и технологический аспекты) М.: ИИО РАО, 2010. – 356 с. 10.   ФГОС   С(П)ОО,   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365 ( дата обращения 01.11.2015) 11. ФГОС   СОО,   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/приказ   (дата   обращения 01.11.2015) 12.   ФГОС   ООО,   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543  (дата обращения 01.11.2015) 13. Шлыкова   О.В.   Электронная   культура:   дефиниции   и   тенденции развития.   //Электронная   культура:   трансляция   в   социокультурной   и образовательной среде. М.: МГУКИ, 2009. – С.26­29.14. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001ю – 544 с.