Формирование информационной культуры средствами информационных технологий
Оценка 4.9

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Оценка 4.9
Научные работы
docx
информатика +1
Взрослым
12.05.2018
Формирование информационной культуры средствами информационных технологий
Стремительное вхождение в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Internet. Успешность перехода к информационному обществу зависит от готовности системы образования в кратчайшие сроки осуществить реформы, необходимые для ее приспособления к нуждам информационного общества. Речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды (пространства) обитания российского образования в сопряжении с отечественной наукой и общественной практикой, а также в сопряжении с мировой высшей школой и мировой наукой.
Формирование информационной культуры средствами информационных технологий.docx
Формирование информационной культуры средствами информационных технологий   Дмитриенко Вера Николаевна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска Процессы   информатизации   современного   общества   и   тесно   связанные   с ними   процессы   информатизации   всех   форм   образовательной   деятельности характеризуются   процессами   совершенствования   и   массового   распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии   активно   применяются   для   передачи   информации   и   обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного   образования.   Современный   преподаватель   должен   не   только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов,   изделий   и   преобразования   их   в   предметы   потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний   для   решения   практических   задач.   В   таком   случае   информационными   и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.  Информационные   и   коммуникационные   технологии   (ИКТ)   –   это обобщающее   понятие,   описывающее   различные   устройства,   механизмы,   способы, алгоритмы  обработки информации. Важнейшим современным устройствами  ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. 1.1 История развития информационных технологий в образовании Стремительное   вхождение   в   нашу   жизнь   информационных   и коммуникационных   технологий   стало   возможным   благодаря   широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Internet.   1) Новые информационные и коммуникационные технологии, связанные с изобретением персонального компьютера и сети  Internet,  вошли в жизнь общества очень быстро, в течение жизни одного поколения. 2)   Простоте   концепции   работы   с   информацией   сопутствует   возможность работы с изображениями, звуком, мультимедиа. Микроэлектронная база использует при этом самые дешевые и доступные виды энергии.  3) Новые технологии уже влияют и будут все в большей степени влиять на науку, образование, культуру, политику.  Возрастание   объема   накопленных   человечеством   знаний   и   быстрое общественное   развитие   представляют   собой   основные   движущие   силы совершенствования и обогащения человеческих и общественных коммуникаций на основе передовых технологий своего времени.  Если   в   качестве   признака   информационных   технологий   выбрать инструменты,   с   помощью   которых   проводится   обработка   информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития: 1­й   этап   (до   второй   половины   XIX   в.)   ­   «ручная»   информационная технология,   инструментарий   которой   составляли:   перо,   чернильница,   книга. Коммуникации  осуществлялись  ручным способом путем переправки  через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии ­ представление информации в нужной форме. 2­й этап (с конца XIX в.) ­ «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии ­ представление информации в нужной форме более удобными средствами. 3­й этап (40 ­ 60­е гг. XX в.) ­ «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические   пишущие   машинки,   ксероксы,   портативные   диктофоны.   Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания. 4­й   этап   (с   начала   70­х   гг.)   ­   «электронная»   технология,   основным инструментарием   которой   становятся   большие   ЭВМ   и   создаваемые   на   их   базе автоматизированные   системы   управления   (АСУ)   и   информационно­поисковые системы,   оснащенные   широким   спектром   базовых   и   специализированных программных   комплексов.   Центр   тяжести   технологии   еще   более   смещается   на формирование   содержательной   стороны   информации   для   управленческой   среды различных   сфер   общественной   жизни,   особенно   на   организацию   аналитической работы.  5­й   этап   (с   середины   80­х   гг.)   ­   «компьютерная»   («новая»)   технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют   встроенные   элементы   анализа   и   искусственного   интеллекта   для   разных уровней   управления,   реализуются   на   персональном   компьютере   и   используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.  6­й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях   глобальные   и   локальные   компьютерные   сети.   Ей   предсказывают   в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя ­ глобальной компьютерной сети Internet. [  http://www.vevivi.ru/best/Informatsionnye­ tekhnologii­v­obrazovanii­ref153495.html ] Начиная с 80­х годов ХХ в., сумма знаний в обществе возрастает вдвое каждые 2 года. Изменяется и структура знаний: доля традиционных знаний уменьшится с 70 до 40%, прагматических ­ с 15 до 10%, но возрастет доля новых знаний ­ с 5 до 15% и знаний, направленных на развитие творческих способностей личности, ­ с 3 до 25%.   Современное   образование   является   поддерживающим,   перспективное образование должно стать в информационном обществе опережающим. [Декларация и рекомендации Второго Международного конгресса ЮНЕСКО по образованию и информатике. М., 1996 ] Успешность перехода к информационному обществу зависит от готовности системы образования в кратчайшие сроки осуществить реформы, необходимые для ее приспособления к нуждам информационного общества. Речь  идет  о решении  проблемы качественного  изменения  состояния  всей информационной   среды   (пространства)   обитания   российского   образования   в сопряжении   с   отечественной   наукой   и   общественной   практикой,   а   также   в сопряжении  с мировой  высшей  школой и мировой  наукой. Решение  этой задачи открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития   каждого   человека   в   системе   образования   и   для   роста   качества совокупного   общественного   интеллекта,   что   в   перспективе   окажет   свое положительное влияние на все стороны общественной жизни России. 1.2. Информационные технологии в образовании: ключевые  понятия, определения и задачи. Под  образовательными технологиями в профессиональном образовании понимается  система  научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые   используются   для   создания,   сбора,   передачи,   хранения   и   обработки информации   в   предметной   области.   Формируется   прямая   зависимость   между эффективностью   выполнения   учебных   программ   и   степенью   интеграции   в   них соответствующих информационно­коммуникационных технологий.  Информационные   образовательные   технологии   возникают   при использовании средств информационно­вычислительной техники. Образовательную среду, в которой осуществляются  образовательные информационные технологии, определяют работающие с ней компоненты:   техническая (вид используемых компьютерной техники и средств связи);   программно­техническая   (программные   средства   поддержки   реализуемой технологии обучения);     организационно­методическая   (инструкции   учащимся   и   преподавателям, организация учебного процесса). Информационные   технологии   приносят   возможность   и   необходимость изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения — «перелива» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к обучающимся —   к  креативной  модели   (когда   в   учебной   аудитории   с   помощью   нового технологического и технического обеспечения моделируется жизненная ситуация или   процесс,   обучающиеся   под   руководством   преподавателя   должны   применить свои знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и выработать решения на поставленные задачи). Специалисты считают, что развитие традиционных и новых технологий должно идти по принципу дополнительности и взаимокоррелирования, что, в свою очередь, позволяет говорить о принципиально новом измерении образовательной среды — глобальном, измерении, существующем в реальном времени и ассоциирующем в себе всю совокупность образовательных технологий.  В настоящее время все более возрастает роль информационных технологий в образовании,   которые   обеспечивают   всеобщую   компьютеризацию   учащихся   и преподавателей   на   уровне,   позволяющем   решать,   как   минимум,   три   основные задачи:   обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;   развитие   единого   информационного   пространства   образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;   создание,   развитие   и   эффективное   использование   управляемых информационных   образовательных   ресурсов,   в   том   числе   личных пользовательских   баз   и   банков   данных   и   знаний   учащихся   и   педагогов   с возможностью повсеместного доступа для работы с ними. Дидактические задачи, решаемые с помощью информационных технологий:  совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;   повышение продуктивности самоподготовки обучающихся;   индивидуализация работы самого преподавателя;    ускорение   тиражирования   и   доступа   к   достижениям   педагогической практики;  усиление мотивации к обучению;  активизация   процесса   обучения,   возможность   привлечения   обучающихся   к исследовательской деятельности;  обеспечение гибкости процесса обучения. [Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информ. технологии. 1996. № 2] Социокультурная роль образования как фактора вхождения человека в современное информационное общество рассмотрена с философских позиций М.С. Каганом,   Ю.М.   Лотманом,   B.C.   Степиным   и   др.   В   условиях   перехода   к информационному   обществу   предлагаются   различные   концепции   модернизации образования,   отвечающие   современным   тенденциям   общественного   развития: личностно­ориентированная концепция образования (И. Дерболав, О. Больнов, М. Лангевельд,   П.   Керн,   Г.­Х.   Виттиг,   Е.   Майнберг   и   др.),   культуро­центристская концепция образования (А.С. Запесоцкий), деятельностный или проектный подход (Г.П. Щедровицкий), социокультурная образовательная парадигма (В.А. Болотов, В.В. Лаптев, В.А. Шаповалов). Анализ   различных   аспектов   информатизации   образования,   использования информационно­коммуникационных   технологий   в   обучении   нашли   отражение   в работах В.П. Беспалько, Ю.С. Брановского, Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунского, К.К.   Колина,   Е.С.   Полат,   И.В.   Роберт,   Ф.   Янушкевича   и   др.   Влияние информатизации   образования   на   формирование   информационной   культуры рассматривается в работах М.П. Лапчика, Е.С. Полат, Л.А. Прониной, Е.К. Хеннер и   др.   Однако,   информационная   культура   рассматривается   данными   авторами   в основном   как   необходимая   характеристика   специалиста,   профессиональная деятельность которого связана с применением информационно­коммуникационных технологий.   Отдельные   аспекты   формирования   информационной   культуры   с общеобразовательных позиций рассматриваются В.А. Шаповаловым, К.К. Колиным, Е.А. Ракитиным, А.Г. Гейном, Н.И. Гендиной и др. Проблемы   формирования   информационной   культуры,   информационных качеств   человека,   знакомства   обучающихся   с   многообразием   предметов   новой информационной культуры, в особенности духовных и художественных, освоение новых способов деятельности человека в информационной сфере, новых видов и форм информационных коммуникаций в обществе, в не меньшей степени, можно решить   средствами   гуманитарных   наук,   таких   как   литература,   русский   язык, история   и   обществознание.   Именно   гуманитарные   науки   призваны   «обеспечить формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,   духовное   многообразие   современного   мира,   получение   доступа   к литературному   наследию   и   через   него   к   сокровищам   отечественной   и   мировой культуры и достижениям цивилизации». [10] Список литературы 1. Вельтман   К.   Электронная   культура:   достижения   и перспективы. //Информационное общество, 2002, вып.1. – С. 24­30. 2. Гендина   Н.И.,   Колкова   Н.И.,   Стародубова   Г.А,   Уленко   Ю.В.   теоретическое Формирование   информационной   культуры   личности: обоснование   и   моделирование   содержания   учебной   дисциплины.   –   М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с. 3. Информационная грамотность: международные перспективы /под ред. Х. Лау. Пер. с англ. –М.: МЦБС,2010. –240  4. Колин   К.   К.   Качество   жизни   в   информационном   обществе. //Человек и труд, № 1, 2010. – С.39­43. 5. Колин   К.К.   Информационная   глобализация   общества   и гуманитарная революция//Глобализация: синергетический подход: сб. научн. тр. – М.: РАГС, 2002. – С. 323. 6. Колин   К.К.   Информационная   культурология:   структура   и содержание   предметной   области   новой   научной   дисциплины     //   Вестник ЧГАКИ, 2011, № 1. –c.7 7. Колин К.К., Урсул А.Д. Философия информации и становление информационной культурологии /Информация и научное мировоззрение /Сб. статей. – М.: РШБА, 2013. – С.204­228. 8. Кравец   В.А.,   Кухаренко   В.Н.   «Вопросы   формирования информационной   культуры»   joe.ru/sod/00/4_00/ku.html  ( дата обращения 01.11.2015)  [Электронный   ресурс   http://www.e­ 9.   Роберт   И.В.   Теория   и   методика   информатизации   образования (психолого­педагогический и технологический аспекты) М.: ИИО РАО, 2010. – 356 с. 10.   ФГОС   С(П)ОО,   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365 ( дата обращения 01.11.2015) 11. ФГОС   СОО,   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/приказ   (дата   обращения 01.11.2015) 12.   ФГОС   ООО,   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543  (дата обращения 01.11.2015) 13. Шлыкова   О.В.   Электронная   культура:   дефиниции   и   тенденции развития.   //Электронная   культура:   трансляция   в   социокультурной   и образовательной среде. М.: МГУКИ, 2009. – С.26­29. 14. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001ю – 544 с.

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий

Формирование информационной культуры средствами информационных технологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2018