Формирование классного коллектива
Оценка 4.9

Формирование классного коллектива

Оценка 4.9
Лекции
docx
воспитательная работа
Взрослым
15.01.2017
Формирование классного коллектива
Духовно-нравственное воспитание - основная функция школьного воспитания и образования. Как сформировать настоящий коллектив класса, с которым педагог основной школы работает на протяжении 7 лет? Формула успеха может быть реализована через формирование и сохранение традиций класса. Рождение традиций = рождение классного коллектива, сохранение традиций - развитие!
Формирование классного коллектива.docx
А. Н. Леоненко, МАОУ СОШ №1 , г.Североуральск Формирование классного коллектива через традиции класса и школы.    «Воспитание – великое дело, им решается участь человека». В.Г. Белинский        Ключевая   задача   современной   государственной   политики   Российской Федерации   ­   обеспечение   духовно­   нравственного   развития   и   воспитания личности   гражданина   России.     Эта   задача   является   первостепенной   и   для современной   образовательной   системы,  так   как     представляет   собой   важный компонент   социального   заказа   государства   для   образования.   Основным содержанием   духовно­нравственного   развития,   воспитания   и   социализации являются   базовые   национальные   ценности,   традиции,   передаваемые   от поколения   к   поколению   и   обеспечивающие   успешное   развитие   страны   в современных условиях.                      Наиболее эффективное решение самых актуальных задач духовно­ нравственного воспитания учащихся ­ разумная организация жизнедеятельности ученических   коллективов   школы   и   класса.   Именно   школьный   ученический коллектив   становится   сегодня   основной   базой   для   накопления   детьми позитивного   социального   опыта.   В   сплочённом   детском   коллективе   ребята приобретают   опыт   межличностного   взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности, у них пробуждается инициатива, развиваются   навыки   социального   творчества.   Коллектив   даёт   возможность детям накопить опыт сплочённого группового поведения, на личностном уровне освоить   позицию   не   только   осознанного   подчинения,   но   и   активного противопоставления   мнений,   а   также   роль   ответственного   руководителя совместной   деятельности.   В   конечном   итоге   приводит   к   формированию   у растущей личности таких социально значимых качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость.           Если   говорить   об   организации   и   воспитании   класса,   то   можно   с уверенностью   сказать,   что   и   в   настоящее   время   актуально   высказывание А.С. Макаренко, который отметил: «…ничто так не скрепляет коллектив, как традиции…»   А   воспитать   и   сохранить   их   –   чрезвычайно   важная   задача   в воспитательной работе.            Попытаемся найти ответ на вопрос: «Какова  роль традиций школьного ученического   коллектива   в   обеспечении   качества   духовно­нравственного воспитания детей и подростков?». Что  такое  «традиция»? "   ТРАД ЦИЯИИ поколенья на другое; – укоренившийся порядок в чем­либо» (В. Даль).  ж.   лат.   ­   преданье,   все,   что   устно   перешло   от   одного «...элементы   социального   и   культурного   наследия,   передающиеся   от поколения   к   поколению   и   сохраняющиеся   в   определенных   обществах, классах и социальных группах» (БСЭ).. "... традиции  ­ это обычаи, порядки,  правила поведения, возникающие в коллективе,  целенаправленно оберегаемые им  и передаваемые от одного поколения воспитанников к другому". Для реализации традиций необходимо выполнять следующие требования:    целесообразность, ради чего они используются, уместны ли они в данном случае, каково отношение к ним личности, принятие традиций всеми участниками коллектива   единые   требования   к   выполнению   со   стороны   членов   детского коллектива;    преемственность и динамичность, т.е эффективность использования данной традиции объясняется тем, что они применяются не изолированно, а в совокупности с другими средствами.     Традиции   в   жизни   детского   коллектива   имеют   большое   воспитательное значение. Не зря народная мудрость гласит: « Нация выживает в самые трудные времена,   если   сохраняет   традиции   своего   народа».   Школа,   класс   состоятся тогда,   когда   существует   культура   детской   организации.   Культура   детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Желание педагога развивать  традиции   детского  коллектива, последовательно  их  использовать   в своей   работе   приводит   к   тому,   что   под   влиянием   традиций   у   учащихся формируются   положительные   привычки,   ответственное   отношение   к порученному   делу,   окружающим   людям,   самому   себе.  Традиции   развивают коллектив,   повышают   содержательность   его   жизни,   расширяют   границы деятельности учащихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность, поддерживает чувство гордости за свой коллектив.                     Система   традиций   формируется   в   целенаправленно   организуемых разнообразных   видах   деятельности   ученического   коллектива.   Любой   вид деятельности   потенциально   может   стать   источником   возникновения соответствующих традиций. Сами дети по­настоящему начинают видеть друг друга только в зеркале традиций, только тогда, когда они осознают, например, чем   их   классный   коллектив   отличается   от   других.   Наличие   коллектива, «оснащенного традициями», даёт ребенку уникальное ощущение коллективного «Мы», причём без какого бы то ни было ущерба для его индивидуального «Я». Как показывает практика, именно коллективное «Мы» надолго сохраняется в памяти   выпускников,   окрашивая   воспоминания   школьных   лет   любовью   и гордостью!             Итак, воспитательные возможности традиций связаны с тем, что они, во­ первых, формируют у обучающихся общие интересы, обеспечивают адекватный социальный   статус   коллективной   жизни,   придают   коллективным взаимоотношениям   определенную   прочность,   надежность   и   постоянство, во­ вторых,   придают   школьному   ученическому   коллективу   самобытность,   свое особое, ни на кого не похожее «лицо»; для обучающихся школьный коллектив становится   особенным,   неповторимым,   таким,   каким   можно   гордиться,   в­ третьих,   традиции   создают   общность   интересов,   переживаний,   сплачивают детский коллектив, обогащают жизнь школы, дома творчества, клуба и др. В конечном итоге, именно традиции способствуют созданию той детско­взрослой общности, без которой выполнение функций учебного учреждения (развить  ­ воспитать ­ обучить) фактически невозможно.          Многолетний опыт работы в должности классного руководителя  убеждает меня   в   том,   что   традиции,   рожденные   в   классном   коллективе,   помогают использовать классный коллектив  как воспитательную среду, обеспечивающую социализацию каждого ребенка.          Главная перспектива развития классного коллектива : достойный человек, сплоченный   коллектив.   Основные   внеурочной     формы   деятельности: межличностное   общение,   самопознание,   коллективные   творческие   дела. Воспитательная система строится по пяти направлениям:         1. Интеллект : • Оказание   помощи     ученикам     в   развитии   в   себе     способности действовать   целесообразно,   мыслить   рационально   и   эффективно проявлять  свои интеллектуальные   умения  в окружающей среде. • Развитие мыслительных способностей учащихся; • Развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; выработка   жизненных   ценностей,   понимания   добра   и   зла,   смысла жизни.              Традиции: участие в   предметных олимпиадах, конкурсах, эстафетах, интернет   ­   фестивале   "Портфолио";   освоение     технологии   учебного проектирования.       2. Нравственность: • Обучение   пониманию  смысла человеческого существования, ценности • своего существования  и существования других людей.  Научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и   общечеловеческим   ценностям;   воспитание   личности   с   богатым духовным,   способной воспринимать   и   развивать   национальные   общечеловеческие   дос­ тижения   во   всех   сферах   жизни,   воспитание   гражданина,   формиро­ вание   системы   ценностей   и   отношений,   соответствующих   много­ национальному обществу.   социально­нравственным   потенциалом,                Традиции: Праздник, посвященный Дню матери "На свете выше званья нет..", "Что в имени твоем!","Дорогой мой человек" ; Конкурс ­ признание   года "Самый, самый, самый..." (лучший ученик класса), Смотр  учебных и творческих достижений учащихся "Мое портфолио".     3.  Семья: • Сотрудничество         родителей   и   педагогов    в     формировании     развитой личности. • Создание   благоприятной   атмосферы     общения,   направленной   на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания   учащихся в системе « учитель­ученик­родитель». • Организация и совместное проведение  досуга детей.            Традиции: Педагогический лекторий для родителей, Вечерние встречи с родителями, Совместные праздники  по итогам каждого года "Вот и стали мы на год взрослей,  Встречи школьных династий ( выпускники школы из одной семьи).      4.  Здоровье: • Развитие духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственного и здорового образа  жизни.      Традиции: Осенний поход "Здравствуй, школа"­ встреча школьного Нового учебного   года,   Зимний   поход   "Зимушка­зима",   путешествие   по   заповедным местам Североуральского городского округа:  " Былины Заозерья", водопады Жигалана и др.         5.Досуг:    •   Создание     условий   для   проявления     учащимися   класса   инициативы   и самостоятельности, ответственности. • Создание условий  для проявления   учащимися  своей индивидуальности во внеурочной деятельности. • Развитие  интереса  к внеклассной деятельности.     Традиции:   Встречи   с   выпускниками   школы   разных   лет,   Создание   виртуального   школьного   музея,     Традиционный   классный     КВН   "О   школа первая моя, любил ли кто тебя как я...", Ежегодное путешествие классом  по памятным местам Свердловской области и др.               Использование такого подхода в воспитании классного коллектива, позволяет  сохранить позитивную мотивацию  учащихся на  учебный процесс, достичь   хороших   результатов   образования   (успеваемость   100%,   качество знаний 65­70%) .  Все выпускники  успешно себя реализуют после окончания школы,  продолжают свое образование  в  ВУЗах более 90% выпускников.         Испокон веков общество, в котором сохранялись традиции, было более сильным. Традиции обеспечивают связь поколений, стабильность. Школа – это часть   общества.   Школа   без   традиций   –   это   мертвое   здание,   в   котором школьники   разных   возрастов   отбывают   томительные   часы,   получая определенную информацию. Школа с традициями – это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, об окружающем мире, о своем месте в обществе, о возможностях самореализации.        Литература 1.  Данилюк   А.Я.,  Кондаков   А.М.,  Тишков   В.М.      Концепция   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России   ­М. Просвещение 2009. ­ 24с. 2. Козлов И.Ф.   Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн.Для учителя/ ­М: Просвещение, 1987.­ 159с. 3.Справочник классного руководителя./ МЦФЭР, №2,3,8 2010г.

Формирование классного коллектива

Формирование классного коллектива

Формирование классного коллектива

Формирование классного коллектива

Формирование классного коллектива

Формирование классного коллектива

Формирование классного коллектива

Формирование классного коллектива

Формирование классного коллектива

Формирование классного коллектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017