Тема: Формирование коммуникативной компетентности учащихся в условиях диалогического обучения
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя,
— все, что может сделать учитель,
это указать дорожки.
Олдингтон Р
В условиях непрерывной модернизации, современная система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитую, гармоничную личность, умеющую четко расставлять приоритеты и отстаивать свою жизненную позицию.
Проанализировав свою педагогическую деятельность, пришла к выводу о том, что современный учитель обладает огромным объемом информации как методической, так и научной. Так же хочу отметить, что современные учебные заведения хорошо оснащены учебно – материальной базой, находящейся в постоянном распоряжении учебного процесса. Но не смотря на все это, общество не всегда получает желаемый результат в лице молодого поколения.
Возникает логичный вопрос: «Чего же все таки не хватает в системе образования?»
Ответ на этот вопрос кроется в не значительном на первый взгляд нюансе – «грамотная интерпретация цели учебного процесса». Как уже было сказано ранее, современный учитель обладает всем необходимым для передачи знаний учащимся, начиная от ЗУН и заканчивая материальной оснащенностью.
Но, как показывает практика, мы педагоги воспринимаем учебный процесс именно как «ПЕРЕДАЧУ ЗНАНИЙ», это и есть наша основная ошибка, тот самый «незначительный нюанс». Знания должны не передаваться, а добываться самим обучающимся.
Цель урока должна начинаться не со слов «формирование знаний о…», а с таких фраз как «способствовать правильному формированию знаний о…» , «развивать познавательный интерес к …. » и т. д.
Что в корне меняет построение всего учебного процесса. Направлять и учить добывать эти знания , вот личная задача каждого педагога. Если мы будем руководствоваться данным принципом, то получим личность социально ориентированную с качественно приумножающимся в течении всей жизни багажом знаний. То есть выполним социальный заказ предъявляемый сфере образования.
На пути к достижению данной цели выделила такое не маловажное направление как развитие коммуникативной компетенции .
Так как она необходима для осуществления возможности самостоятельной добычи знаний учениками. Задачей для реализации данного направления стала выработка стратегии для развития этих способностей, на основе личностных и возрастных особенностей учащихся.
Я являюсь педагогом колледжа, поэтому мой рабочий контингент – это учащиеся 16-18 лет, старший школьный возраст.
Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Наиболее важной сферой проявления самостоятельности дети в этом возрасте считают собственные взгляды, оценки, мнения. Поэтов в ходе учебного процесса не нужно резко переубеждать или навязывать ученику свою точку зрения, нужно наладить доверительные отношения с ребенком и по средствам общения планомерно корректировать его точку зрения если она того требует.
Особенность моих учащихся в том, что все они не просо находятся в старшем школьном возрасте, но и являются учащимися специализированного учебного заведения, соответственно они уже имеют четкий ориентир в жизни.
Что, несомненно является преимуществом в организации учебного процесса. Осуществляя учебный процесс я четко понимаю какие стороны изучаемой темы будут учащимся наиболее интересны и с какой позиции раскрывать тему более выгодно для качественного ее восприятия.
С другой стороны данная возрастная категория уже имеет сформированную традиционную рабочую схему «учитель - ученик», которой придерживается в течении всей своей учебной деятельности, что во многом мешает строить учебный процесс по новой системе обучения.
Руководствуясь психолого - педагогической характеристикой данной возрастной категории пришла к выводу о том, что необходимым компонентом в жизни старшеклассника является общение, а наиболее эффективным подходом в развитии коммуникативной компетенции не просто детей старшего школьного возраста, но и будущих специалистов является диалогическое обучение.
Во-первых, общение для данной возрастной категории является очень важным «каналом информации».
Во-вторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности.
В-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, в этом возрасте. А так же формирует будущего компетентного специалиста.
Каждый ребенок обладает потенциалом общения, задача учителя раскрыть и развить его.
Коммуникативной компетентностью могут считаться, только те умения грамотного построения диалога, по средствам которых приобретенные знания оказываются действительно результативными.
Диалогическое обучение как одно из средств достижения коммуникативной компетенции, выступает новым подходом в обучении современных учащихся на уроках биологии.
На своих уроках я использую методы и приемы диалогического обучения такие как:
- Исследовательская беседа¸ здесь каждый участник предлагает свою информацию. Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию. Участники группы стремятся достичь согласованности. и т.д. (презентация) Построение конструктивного диалога между его участниками, как правило таков результат применения данного метода
- Беседа- дебаты, в которой существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению. (презентация) Исход этой беседы это формирование и отстаивание у учащихся личной точки зрения.
- Кумулятивная беседа, это беседа в которой каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники. (презентация) результатом ее применения является формирование терпимости и уважения к мнению собеседника.
В результате практического применения у ребят формируются такие качества необходимые для коммуникативной компетенции каждой личности, как:
- уверенность в своей позиции
- личная точка зрения
- умение фактически отстаивать свою точку зрения
- умение конструктивно строить диалог
- умение находить компромисс
- уважение к мнению других людей и т.д
Так же использую приемы диалогического обучения на каждом занятии. Ребятам интересны подобные формы опроса.
- «Думай, объединяйся , делись»- при использовании этого приема учащихся учатся систематизировать полученные знания в ходе беседы.
- «Тематический теннис» - здесь ребята расширяют свой словарный запас, а так же учатся использовать его в нужной ситуации
- «Опрос Рикошетом» - цель приема перебрасывать вопросы между учениками в группе, для того чтобы достигнуть повышения степени понимания темы и развивать навыки рассуждения
- «Блиц свидание» - в результате учащиеся учатся троить конструктивный диалог, роль одного участника доступно описать загаданное слова, роль второго внимательно слушать и делать выводы.
Данные методы и приемы диалогического обучения, используемые на уроках биологии, позволяли учащимся осваивать и осмысливать изучаемый материал и овладевать им на более глубоком смысловом уровне. Проводя анализ проведенных уроков, отметила следующие результаты:
Диалог помогает ученикам слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее. Ученики с интересом стали посещать уроки биологии, так как для них стали создаваться условия для саморазвития, самообразования и как следствие повысился познавательный интерес к предмету биология.
Закончить свое выступление я хочу словами писателя Ю.М. Лотмана, которые как нельзя лучше отражают суть современного образования: « Здесь нет уже верха и низа- учителей и учеников- здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе, когда одни хотят учиться, а другие помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования».
Гринькив Светлана Николаевна
преподаватель биологии и географии.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.