ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка 4.8
Особые потребности +1
docx
английский язык
Взрослым
19.11.2017
В статье рассматривается использование коммуникативной компетенции. Дается оценка ее роли и значения при обучении иностранному языку, в частности при подготовке к итоговой аттестации. Применение коммуникативной компетенции на уроках английского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурной сфере.
Ключевые слова: коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, языковая компетенция, итоговая аттестация.
1_Галиакбарова_статья.docx
А. Н ГАЛИАКБАРОВА
МБОУ СОШ№18 ИМ.В.Я.АЛЕКСЕЕВА Г.СУРГУТ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматривается использование коммуникативной компетенции. Дается оценка ее
роли и значения при обучении иностранному языку, в частности при подготовке к итоговой
аттестации.
Ключевые слова: коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, языковая
компетенция, итоговая аттестация.
За последние года государственная итоговая аттестация претерпевает изменения в форме
проведения. Иностранный язык включен в положение федеральных государственных
образовательных стандартов, как третий обязательный экзамен. Выпускникам представится
возможность выбора: базового или углубленного уровня. Новый стандарт начнет вводиться с 2020
года.
Цели внедрения ФГОС связаны с изучением иностранного языка, поэтому в наши дни знание
английского языка становится одним из важнейших ключевых компетенций для современного
человека, как показатель развитости личности, ее потенциала и успешности. Будучи
международным языком общения, английский язык востребован для взаимодействия и
сотрудничества в разных сферах общества.
Применение коммуникативного метода преподавания является эффективным подходом,
способствующему формированию, совершенствованию и развитию иноязычной коммуникативной
компетенции (ИКК), т.е. готовности к иноязычному общению, практическому овладению
иностранным языком.
Существуют огромное количество работ отечественных (Н. И. Гез, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов,
И. Л. Бим, В. В. Сафонова) и зарубежных учёных (Д. Равен,Г. Пифо, Д. Хаймс и др.), посвященных
вопросам коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку.
Д. Хаймс ввел термин «коммуникативная компетенция», который определяет, как внутреннее
знание ситуационной уместности языка; как способности, позволяющие быть участником речевой
деятельности. Д. Хаймс одним из первых наглядно показал, что владение языком предполагает
знание не только грамматики и лексики, но и социальных условий их употребления [Гез 2008:
180].
В отечественной науке существует большое количество определений иноязычной
коммуникативной компетенции. Иноязычная коммуникативная компетенция, по мнению
отечественных исследователей ( И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Р. П. Мильруд, В. В. Сафонова, E. H.
Соловова Е.И.Пассов и др.), – способность и готовность к иноязычному общению с носителями
языка, восприятию и пониманию партнеров, адекватному и своевременному выражению своих
мыслительных намерений.
И. А. Зимняя, определяет коммуникативную компетенцию как «овладение сложными
коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных
структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета
в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных
средствах, присущих национальному, сословному менталитету» [Зимняя 2004:13].
Развитие коммуникативной компетенции учащихся является главной целью коммуникативного
способа обучения. Исходя из данной цели, коммуникативный подход базируется на применении
общеметодических принципов, а также создании условий, необходимых для формирования
коммуникативной компетенции учащихся:
1.
2.
постоянная речевая практика и взаимодействие учащихся;
достижение общей коммуникативной цели; 3.
4.
«оречевленность» всех упражнений;
расширение компетенции участника коммуникации за счет общения с иными
участниками.
особенности учащихся:
5.
В процессе обучения данному языку необходимо принять во внимание индивидуальные
речевая направленность урока.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Педагог при коммуникативном подходе обучения, как правило, выступает в роли помощника,
темперамент;
способности;
навыки самообразовательной работы;
жизненный опыт учащихся;
область интересов;
мировоззрение;
эмоциональночувствительную сферу;
статус личности в коллективе;
наличие коммуникативной мотивации.
друга, советчика, модератора.
Для успешной деятельности в классе педагог обязан беспрерывно общаться с учащимися,
создать атмосферу доверия и помощи. Групповое обучение является основным видом при работе
с классом. Задача педагога и учащихся – научиться трудиться совместно. Учащийся учится
слушать своих одноклассников, вести беседу и обсуждать вопросы в команде, трудиться над
проектами одновременно с иными участниками группы.
Коммуникативную компетенцию также составляют знание языка, способы взаимодействия с
окружающими людьми и событиями, навыки работы в команде, обладание разными
общественными ролями в коллективе. Учащийся обязан уметь высказать собственную точку
зрения, писать письмо, эссе, контактировать, осуществлять обсуждение вопроса.
Языковая компетенция подразумевает знание самого языка, его аппарата и функционирования,
языковых норм, как орфографических, так и пунктуационных. С целью развития умений и
навыков иноязычной коммуникативной компетенции следует создавать на любом занятии
условия речевого общения. Речевая работа формируется во всех её видах – чтении,
говорении, письме, аудировании.
Приведу пример из собственного преподавательского опыта. На уроках английского языка
предлагаю учащимся различные виды устно речевых заданий, которые ориентированы на развитие
умения выразить собственные идеи связно и правильно, строить устные и письменные высказывания,
пользуясь необходимыми языковыми средствами согласно с целью, содержанием речи и условиями
общения.
Лучшим творческим приемом активизации учеников старших классов для побуждения их к
устному высказыванию являются открытые обсуждения. При изучении темы «Sport» в рамках речевой
ситуации «To watch or to take part», в которой ученики знакомятся с мнениями сверстников при
обсуждении проблемы: смотреть или заниматься спортом. После выполнения упражнений,
формирующих лексикограмматические навыки и заданий на развитие монологических навыков, им
предлагается обсудить и выяснить: «Что лучше: заниматься спортом или смотреть по телевизору?»
Для этого, им предлагается разделиться на две команды, дается время, чтобы они приготовили
утверждения «за» занятие спортом и «против». Объявляется регламент, что в течение десяти минут
будет идти обсуждение, ставится цель: «Убедить своих оппонентов, что своя точка зрения лучше». В
процессе обсуждения учитель фиксирует на доске баллы за убедительные доводы каждой команды.
После завершения обсуждения задается вопрос: «Есть ли такие члены команды, кого убедили
соперники, и он хотел к ним присоединиться?», и подводится итог по количеству доводов. Затем
учитель дает анализ ошибкам, которые встретились при обсуждении.
Данный прием мотивируют на устноречевое высказывание, так как перед учениками есть цель;
учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной
деятельностью ученика. В них присутствует элемент неожиданности и эврестичности.
Соревновательный дух, умение быть самостоятельными в тоже время работать в группе вызывает
интерес учащихся и желание высказаться или поговорить на английском языке. Групповой работе уделяется огромное внимание. Учащиеся работают парами, тройками,
четверками. Часто использую одновременную парную работу, к примеру, выполнение упражнений с
соседом по парте. При такой работе применяю изготовленные опоры, например, подстановочные
таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалогической речи.
Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие задания, как:
составление плана текста, выражение главной идеи по плану;
драматизация части текста;
определение соответствия по содержанию в тексте;
выделение главной идеи текста, выражения своего отношения к тексту и отраженной в нем
проблеме;
согласие или несогласие с мнением одноклассников;
составление собственного высказывания, исходя из прочитанного, услышанного.
При выполнении таких заданий советую учащимся пользоваться интеллекткартами, разными
опорами (смысловые, содержательные, вербальные, иллюстративные, схематические).
Корректно подобранная опора помогает учащимся со слабой подготовкой быстрее и
правильнее осмыслить материал, использовать лексикограмматические структуры при обучении
иноязычному общению.
В нашей школе разработан план работы методического объединения учителей иностранных
языков по подготовке к итоговой государственной аттестации. Подготовка учащихся к сдаче
итоговой аттестации включает следующие направленности работы:
обучение языку;
формирование умений и навыков по четырем видам речевой деятельности;
ознакомление с форматом заданий;
развитие умения укладываться в регламент времени и верного занесения ответов в бланки
заданий;
ознакомление с критериями оценивания.
Анализ и мониторинг результатов сдачи итоговой аттестации наших учащихся по английскому
языку показал, что к подготовке необходимо приступать заранее. Подготовка ведется на уроках и
во внеурочное время, при этом подготовка к ГИА является естественным этапом развития
иноязычной коммуникативной компетенции и общей функциональной грамотности учащихся.
В начальной и средней школе учащиеся имеют возможность посещать курс «Чудеса английской
грамматики», практикуются курсы дистанционного обучения с применением Скайп. Рабочие
программы курсов по выбору, в том числе разработанные и нашими учителями, имеют огромную
коммуникативную направленность и способствуют совершенствованию коммуникативной
компетенции учащихся во всех ее составляющих. Основной целью данных программ является
формирование творческой, конкурентоспособной личности учащихся, которые в будущем сумеют
удачно работать в обществе и примут участие в диалоге культур.
Основной задачей данных курсов на средней ступени обучения является улучшение
грамматической стороны речи: учащиеся развивают навыки распознавания и умения применять в
речи различные грамматические структуры, уделяют огромный интерес функционально
смысловой стороне применения грамматических форм и вопросам сочетаемости лексических
единиц. Систематизация лексикограмматических навыков протекает в процессе обучения чтению
и аудированию, благодаря чему 2ой задачей рабочей программы является создание разных
стратегий работы над чтением и аудированием (с пониманием основного содержания и
запрашиваемой информации, а также приемы просмотрового и поискового чтения). Третья задача
программы – выработать требования к письменной речи и ознакомить учащихся с правилами
оформления письменных выражений. Таким образом, учащиеся на средней ступени обучения
готовятся к таким разделам ОГЭ и ЕГЭ, как «Лексика и грамматика», «Письмо».
Отличительной чертой рабочих программ факультативных курсов на среднем этапе обучения
является то, что создание языковой компетенции происходит в тесном взаимодействии с
формированием речевой, социокультурной и компенсаторной компетенции. Основной упор
делается на формирование особых умений, таковых как, умения находить главные слова и
социокультурные реалии при работе с текстом, формирование языковой догадки, выполнять
словообразовательный анализ. . При работе над лексическими единицами значимым является знание отличия синонимов и антонимов, умение перефразировать, использовать фразовые глаголы,
идиомы. Детям предлагается введение тетради для заполнения таблицы с производными и
коллокациями.
Педагоги нашего учебного заведения творчески подходят ко многим заданиям учебников по
параллелям. При работе над чтением и аудированием они внимательно отбирают задания на
понимание общего содержания текста и на полное понимание текста, на установление логических
и структурных связей в тексте, обучают верно определять ключевые слова при оценке тематики
текста. Задания в формате «множественный выбор», «установление соответствия», «верно – не
верно», «в тексте не сказано» вводятся со 2 класса.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что применение коммуникативной
компетенции на уроках английского языка создаёт условия для развития интеллектуальной,
творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурной сфере.
Без формирования коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной,
толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, и заканчивая в старших классах у
учащихся, формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у
учащихся, проявляются при сдаче государственной итоговой аттестации.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
2.
Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания
иностранных языков. / Н.И. Гез. – Москва, 2008. – 256 с.
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа
компетентностного подхода в образовании. / И.А. Зимняя; Исследовательский
центр проблем качества подготовки специалистов, – Москва, 2004. – 40 с.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.