ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка 4.8

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка 4.8
Особые потребности +1
docx
английский язык
Взрослым
19.11.2017
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматривается использование коммуникативной компетенции. Дается оценка ее роли и значения при обучении иностранному языку, в частности при подготовке к итоговой аттестации. Применение коммуникативной компетенции на уроках английского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурной сфере. Ключевые слова: коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, языковая компетенция, итоговая аттестация.
1_Галиакбарова_статья.docx
А. Н ГАЛИАКБАРОВА  МБОУ СОШ№18 ИМ.В.Я.АЛЕКСЕЕВА Г.СУРГУТ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ             В статье рассматривается использование коммуникативной компетенции. Дается оценка ее роли   и   значения   при   обучении   иностранному   языку,   в   частности   при   подготовке   к   итоговой аттестации. Ключевые   слова:  коммуникативный   подход,   коммуникативная   компетенция,   языковая компетенция, итоговая аттестация. За   последние   года   государственная   итоговая   аттестация   претерпевает   изменения   в   форме проведения.   Иностранный   язык   включен   в   положение  федеральных   государственных образовательных   стандартов,   как   третий   обязательный   экзамен.   Выпускникам   представится возможность выбора: базового или углубленного уровня. Новый стандарт начнет вводиться с 2020 года. Цели внедрения ФГОС связаны с изучением иностранного языка, поэтому в наши дни знание английского  языка  становится  одним   из важнейших   ключевых  компетенций  для  современного человека,   как   показатель   развитости   личности,   ее   потенциала   и   успешности.   Будучи международным   языком   общения,   английский   язык   востребован   для   взаимодействия   и сотрудничества в разных сферах общества.  Применение   коммуникативного   метода   преподавания   является   эффективным   подходом, способствующему формированию, совершенствованию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции   (ИКК),   т.е.   готовности   к   иноязычному   общению,   практическому   овладению иностранным языком. Существуют огромное количество работ отечественных (Н. И. Гез, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, И. Л. Бим, В. В. Сафонова) и зарубежных учёных (Д. Равен,Г. Пифо, Д. Хаймс и др.), посвященных вопросам коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку.  Д. Хаймс ввел термин «коммуникативная компетенция», который определяет, как внутреннее знание ситуационной уместности языка; как способности, позволяющие быть участником речевой деятельности. Д. Хаймс одним из первых наглядно показал, что владение языком предполагает знание не только грамматики и лексики, но и социальных условий их употребления [Гез 2008: 180].  В   отечественной   науке   существует   большое   количество   определений   иноязычной коммуникативной   компетенции.   Иноязычная   коммуникативная   компетенция,   по   мнению отечественных исследователей ( И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Р. П. Мильруд, В. В. Сафонова, E. H. Соловова Е.И.Пассов и др.), – способность и готовность к иноязычному общению с носителями языка, восприятию  и пониманию  партнеров,  адекватному  и своевременному  выражению  своих мыслительных намерений.  И.   А.   Зимняя,   определяет   коммуникативную   компетенцию   как   «овладение   сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в   сфере   общения,   соблюдение   приличий,   воспитанность;   ориентацию   в   коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету» [Зимняя 2004:13]. Развитие коммуникативной компетенции учащихся является главной целью коммуникативного способа обучения. Исходя из данной  цели, коммуникативный подход базируется на применении общеметодических   принципов,   а   также   создании условий, необходимых   для   формирования коммуникативной компетенции учащихся: 1. 2. постоянная речевая практика и взаимодействие учащихся; достижение общей коммуникативной цели; 3. 4. «оречевленность» всех упражнений; расширение   компетенции   участника   коммуникации   за   счет   общения   с   иными участниками. особенности учащихся: 5. В   процессе   обучения   данному   языку   необходимо   принять   во   внимание   индивидуальные речевая направленность урока. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Педагог при коммуникативном подходе обучения, как правило, выступает в роли помощника, темперамент; способности; навыки самообразовательной работы; жизненный опыт учащихся; область интересов; мировоззрение; эмоционально­чувствительную сферу; статус личности в коллективе; наличие коммуникативной мотивации. друга, советчика, модератора. Для   успешной   деятельности   в   классе   педагог   обязан   беспрерывно   общаться   с   учащимися, создать атмосферу доверия и помощи. Групповое обучение является основным видом при работе с   классом.   Задача   педагога   и   учащихся   –   научиться   трудиться   совместно.   Учащийся   учится слушать   своих  одноклассников,   вести  беседу  и  обсуждать   вопросы  в  команде,   трудиться   над проектами одновременно с иными участниками группы.    Коммуникативную компетенцию также  составляют  знание языка, способы взаимодействия с окружающими   людьми   и   событиями,   навыки   работы   в   команде,   обладание   разными общественными   ролями   в   коллективе.   Учащийся   обязан   уметь   высказать   собственную   точку зрения, писать письмо, эссе, контактировать, осуществлять обсуждение вопроса. Языковая компетенция подразумевает знание самого языка, его аппарата и функционирования, языковых   норм,   как   орфографических,   так   и   пунктуационных.   С   целью   развития  умений   и навыков иноязычной коммуникативной компетенции следует создавать на любом занятии условия   речевого   общения.   Речевая   работа   формируется   во   всех   её   видах   –   чтении, говорении, письме, аудировании.      Приведу   пример   из   собственного   преподавательского   опыта.   На   уроках   английского   языка предлагаю учащимся различные виды устно речевых заданий, которые ориентированы  на развитие умения выразить собственные идеи связно и правильно, строить устные  и письменные высказывания, пользуясь необходимыми языковыми средствами   согласно с целью, содержанием речи и условиями общения.  Лучшим   творческим  приемом   активизации   учеников   старших   классов   для   побуждения   их   к устному высказыванию являются открытые обсуждения. При изучении темы «Sport» в рамках речевой ситуации «To  watch  or  to  take  part», в которой ученики знакомятся с мнениями сверстников  при обсуждении   проблемы:   смотреть   или   заниматься   спортом.   После   выполнения   упражнений, формирующих лексико­грамматические навыки и заданий на развитие монологических навыков, им предлагается обсудить и выяснить: «Что лучше: заниматься спортом или смотреть по телевизору?»   Для этого, им предлагается разделиться на две команды, дается время, чтобы они приготовили утверждения «за» занятие спортом и «против». Объявляется регламент, что в течение десяти минут будет идти обсуждение, ставится цель: «Убедить своих оппонентов, что своя точка зрения лучше». В процессе обсуждения учитель фиксирует на доске баллы за убедительные доводы каждой команды. После   завершения   обсуждения   задается   вопрос:   «Есть   ли   такие   члены   команды,   кого   убедили соперники, и он хотел к ним присоединиться?», и подводится итог по количеству доводов. Затем учитель дает анализ ошибкам, которые встретились при обсуждении.  Данный прием мотивируют на устно­речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся   активны   при   их   выполнении,   так   как   присутствует   связь   с   личностью   и   мыслительной деятельностью   ученика.   В   них   присутствует   элемент   неожиданности   и   эврестичности. Соревновательный дух, умение быть самостоятельными в тоже время работать в группе вызывает интерес учащихся и желание высказаться или поговорить на английском языке. Групповой   работе   уделяется   огромное   внимание.   Учащиеся   работают   парами,   тройками, четверками.  Часто использую  одновременную парную работу, к примеру, выполнение упражнений с соседом   по   парте.   При   такой   работе   применяю   изготовленные   опоры,   например,   подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалогической речи. Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие задания, как:  составление плана текста, выражение главной идеи по плану;  драматизация части текста;  определение соответствия по содержанию в тексте;  выделение главной идеи текста, выражения своего отношения к тексту и отраженной в нем проблеме;  согласие или несогласие с мнением одноклассников;  составление собственного высказывания, исходя из прочитанного, услышанного. При выполнении таких заданий советую учащимся пользоваться интеллект­картами, разными опорами (смысловые, содержательные, вербальные, иллюстративные, схематические). Корректно   подобранная   опора   помогает   учащимся   со   слабой   подготовкой   быстрее   и правильнее осмыслить материал, использовать лексико­грамматические структуры при обучении иноязычному общению.     В нашей школе разработан план работы методического объединения учителей иностранных языков   по  подготовке   к  итоговой  государственной   аттестации.   Подготовка   учащихся   к  сдаче итоговой аттестации включает следующие направленности работы: ­обучение языку; ­ формирование умений и навыков по четырем видам речевой деятельности;      ­ознакомление с форматом заданий;          ­развитие умения укладываться в регламент времени и верного занесения ответов в бланки заданий;     ­ознакомление с критериями оценивания. Анализ и мониторинг результатов сдачи итоговой аттестации наших учащихся по английскому языку показал, что к подготовке необходимо приступать заранее. Подготовка ведется на уроках и во   внеурочное   время,   при   этом   подготовка   к   ГИА   является   естественным   этапом   развития иноязычной коммуникативной компетенции и общей функциональной грамотности учащихся. В начальной и средней школе учащиеся имеют возможность посещать курс «Чудеса английской грамматики»,   практикуются   курсы   дистанционного   обучения   с   применением   Скайп.   Рабочие программы курсов по выбору, в том числе разработанные и нашими учителями, имеют огромную коммуникативную   направленность   и   способствуют   совершенствованию   коммуникативной компетенции  учащихся  во всех ее составляющих. Основной целью данных  программ является формирование творческой, конкурентоспособной личности учащихся, которые в будущем сумеют удачно работать в обществе и примут участие в диалоге культур. Основной   задачей   данных   курсов   на   средней   ступени   обучения   является   улучшение грамматической стороны речи: учащиеся развивают навыки распознавания и умения применять в речи   различные   грамматические   структуры,   уделяют   огромный   интерес   функционально­ смысловой   стороне   применения   грамматических   форм   и   вопросам   сочетаемости   лексических единиц. Систематизация лексико­грамматических навыков протекает в процессе обучения чтению и   аудированию,   благодаря   чему     2­ой   задачей   рабочей   программы   является   создание   разных стратегий   работы   над   чтением   и   аудированием   (с   пониманием   основного   содержания   и запрашиваемой информации, а также приемы просмотрового и поискового чтения). Третья задача программы  –  выработать   требования   к письменной   речи  и  ознакомить  учащихся   с правилами оформления   письменных   выражений.   Таким   образом,   учащиеся   на   средней   ступени   обучения готовятся к таким разделам ОГЭ и ЕГЭ, как «Лексика и грамматика», «Письмо». Отличительной чертой рабочих программ факультативных курсов на среднем этапе обучения является   то,   что   создание   языковой   компетенции   происходит   в   тесном   взаимодействии   с формированием   речевой,   социокультурной   и   компенсаторной   компетенции.   Основной   упор делается   на   формирование   особых   умений,   таковых   как,   умения   находить   главные   слова   и социокультурные   реалии   при   работе   с   текстом,   формирование   языковой   догадки,   выполнять словообразовательный   анализ.   .   При   работе   над   лексическими   единицами   значимым   является знание отличия синонимов и антонимов, умение перефразировать, использовать фразовые глаголы, идиомы.   Детям   предлагается   введение   тетради     для     заполнения   таблицы   с   производными   и коллокациями. Педагоги  нашего учебного заведения творчески подходят ко многим заданиям учебников по параллелям.   При   работе   над   чтением   и   аудированием   они   внимательно   отбирают   задания   на понимание общего содержания текста и на полное понимание текста, на установление логических и структурных связей в тексте, обучают верно определять ключевые слова при оценке тематики текста. Задания в формате «множественный выбор», «установление соответствия», «верно – не верно», «в тексте не сказано» вводятся со 2 класса.  Подводя   итог   вышесказанному,   следует   отметить,   что   применение   коммуникативной компетенции   на   уроках   английского   языка   создаёт   условия   для   развития   интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурной сфере. Без   формирования   коммуникативной   компетенции   не   может   быть   конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, и заканчивая в старших классах у учащихся,   формируются   практические   навыки.   Все   виды   компетенции,   сформированные   у учащихся, проявляются при сдаче государственной итоговой аттестации. ЛИТЕРАТУРА: 1. 2. Гез   Н.   И.,   Фролова   Г.   М.   История   зарубежной   методики   преподавания иностранных языков. /  Н.И. Гез. – Москва, 2008. –  256 с.  Зимняя   И.   А.   Ключевые   компетентности   как   результативно­целевая   основа компетентностного   подхода   в   образовании.   /   И.А.   Зимняя;   Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, – Москва, 2004.  – 40 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2017