Функциональная грамотность
Алтаева Татьяна Владимировна,
руководитель РМО учителей иностранных языков
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка -
совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.
Актуальность
Актуальность вопроса уровня развития функциональной грамотности в России отражена в государственной программе «Развитие образования».
Одна из целей этой программы – это обеспечение качества образования, которая характеризуется:
сохранением ведущих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS),
в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS),
повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Определение понятия
«Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А.А.Леонтьев
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Функциональная грамотность с точки зрения ФГОС третьего поколения – это способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе предметных, метапредметных и универсальных учебных действий.
Требования современного общества в век информационных технологий и возрастающих потоков информации
ЛИЧНОСТЬ, обладающая:
самостоятельностью;
коммуникабельностью;
толерантностью;
адекватной самооценкой;
социальной мобильностью;
ответственностью;
гибкостью мышления
ЛИЧНОСТЬ
готовая к непрерывному
образованию в течение всей жизни;
готовая решать любые жизненные проблемы
Основные составляющие функциональной грамотности в современном образовательном пространстве
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Функциональная грамотность на уроках иностранного языка – это умение применять полученные знания иностранного языка на практике:
Уметь свободно общаться;
Говорить, читать, писать на иностранном языке;
Использовать полученные ЗУН на уроках в рамках взаимодействия с социумом:
прочитать письмо и написать ответ;
заполнить резюме или анкету;
открыть счет в банке;
спросить дорогу до пункта в незнакомом городе;
устроиться в гостинице;
вызвать мастера по ремонту;
написать пригласительную или поздравительную открытку и др.
Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности и ее формирование на уроках иностранного язык
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Группы читательских умений
Ориентация в содержании текста: умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.
Преобразование и интерпретация текста умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
Оценка информации откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
Проблемы и затруднения обучающихся при работе с иноязычным текстом
учащиеся не знают значений многих слов,
не умеют читать диаграммы,
не умеют озаглавить текст,
не понимают смысла написанного,
не могут выделить ключевые слова,
не в состоянии сформулировать вопрос,
не могут выбрать способ решения задачи,
не умеют актуализировать наличные умения,
не могут перенести знания и умения из одной области на другую,
часто подменяют задание на более привычное, знакомое.
Тексты
Сплошные
Несплошные
Основные требования к тексту
Текст должен быть интересен ученику.
Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.
Текст должен развивать кругозор.
Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст.
Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.
Объем текста не должен превышать норму.
Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.
Текст должен быть структурирован.
В тексте не должно быть ошибок.
При выборе или составлении заданий к тексту следует учитывать следующие требования
Задания должны быть пронумерованы.
К каждому заданию должна быть составлена чёткая инструкция.
Должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме.
В одном задании не должно быть более одного вопроса (где / как).
Задания должны быть разнообразны и по виду деятельности.
Задания должны иметь разный уровень сложности.
Основные этапы работы с текстом. Приемы и методы формирования читательской грамотности
1. Предтекстовый (Pre-reading)
2. Текстовый (While-reading)
3. Послетекстовый (Post-reading)
Предтекстовый этап (Pre-reading)
Цели:
определение(формулировка) речевой задачи для первого прочтения;
создание необходимого уровня мотивации учащихся;
развитие умения прогнозирования;
активизация фоновых знаний;
сокращение уровня языковых и речевых трудностей.
Предтекстовый этап (Pre-reading)
Задания:
Предтекстовый этап(Pre-reading)
Приемы работы:
Read the title of the text that we are going to read.
What is a diary?
Whose diary is this?
Do you keep a diary?
How often do you write in it?
What’s your diary like?
Текстовый этап (While-reading)
Цель: осмысленное понимание прочитанного
Задания:
найти ответы на предложенные вопросы;
подтвердить правильность ( True) или ложность (False) утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто (Not stated);
расставить предложения по порядку;
найти соответствия;
выполнить задания на множественный выбор;
подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
восполнить недостающую информацию;
придумать продолжение истории.
Look at the picture. What can you say about her mum? Listen, then read.
name
age
job
ability
personality
Jane
35
music teacher
to play the guitar
clever
Look at the picture. What can you say about her mum? Listen, then read.
name
age
job
ability
personality
David
42
pilot
to speak French
cool
B
Look at the picture. What can you say about her mum? Listen, then read.
name
age
hobby
personality
Tom
8
to play computer games
naughty, caring
C
Look at the picture. What can you say about her mum? Listen, then read.
name
age
hobby
personality
Helen
70
to make cookies
kind, friendly
Look at the picture. What can you say about her mum? Listen, then read.
name
age
personality
Ben
72
funny
Look at the picture. What can you say about her mum? Listen, then read.
name
age
ability
personality
Emma
baby
not to walk yet
sweet, noisy
После текстовый (Post –reading)
Цель:
проверка понимания прочитанного;
контроль формирования умения смыслового чтения с возможностью использовать полученную информацию в будущем.
Задания:
выявить новое в прочитанном тексте, высказать свое мнение по поводу прочитанного;
опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
доказать или охарактеризовать что-то;
составить план текста, выделив его основные мысли;
пересказать/ кратко изложить содержание текста;
рассказать текст от лица главного героя;
вставить в текст пропущенные слова и выражения;
составить рассказ с опорой на текст,
составить синквейн.
Ex. 9. Writing. Portfolio. A diary page.
Write a diary page about your family in your notebooks. Use Kate’s secret diary as a model.
Don’t forget to mention:
Her name is …
She is …
She is …
Her hobby is …
She can …
She is … (adjectives)
This is my mum.
Естественно-научная грамотность
Естественно-научная грамотность - это способность обучающихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменениях, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
При формировании естественно-научной грамотности следует рассмотреть
три уровня ситуации:
- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями) - Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны). - Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках
мира).
Тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность: - здоровье; - природа и природные ресурсы; - окружающая среда; - опасности и риски; - связь науки и технологий.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Задания направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.
Look at the globe. Can you find your country?
Which country can you see?
India.
Which continent is it in: Asia or Africa?
In Asia.
What countries are next to it?
What is new for you in the text? Tell your partner three facts you remember.
What is the national animal of India?
What animals does it hunt?
Is the Indian cobra safe or dangerous?
Do Indian elephants have big or small ears?
Who is the head of a family of elephants?
What things can they carry with their trunks?
How many horns do the Indian and African rhinos have?
Where do they like to sit?
Ex. 10. Portfolio. Writing. A poster.
Make a poster. Draw a map of your country. Find pictures of animals from your country. Label the pictures.
Describe one of them:
colour
height
weight
dangerous/ safe
what it its
if it hunts
how people can use it
Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Разнообразные и увлекательные задания помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное.
Использование на уроках иностранного языка подобного рода заданий способствует формированию функциональной грамотности учащихся, способствует осмысленному чтению и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление.
Формирование функциональной грамотности и, в частности, читательской грамотности на уроках иностранного языка – это залог не только успешного применения иностранного языка в различных сферах деятельности, но и формирование учащегося как успешной личности и залог его дальнейшего саморазвития, стремления к познанию нового.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.