Мир постоянно меняется и нам приходится часто применять знания в новой необычной для нас ситуации. В связи с этим особое внимание уделяется вопросам развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить и работать в новых условиях. Перед нами стоят новые цели образования: передача суммы знаний ученикам сменяется развитием умений, компетентности, личностных качеств, позволяющих детям самостоятельно и продуктивно действовать в различных жизненных ситуациях, в любых обстоятельствах.
Задача современной системы образования: формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Необходимо, чтобы ребёнок на выходе из школы обладал следующими качествами: умение ставить цель и добиваться ее, умение общаться, умение адаптироваться к ситуации, умение ориентироваться в мире, самостоятельно добывать и применять знания, уметь заботиться о других, быть нравственным человеком, сохранить здоровье.
Мир постоянно меняется и нам приходится часто применять знания в новой необычной для
нас ситуации. В связи с этим особое внимание уделяется вопросам развития, обучения и
воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить и работать в новых
условиях. Перед нами стоят новые цели образования: передача суммы знаний ученикам
сменяется развитием умений, компетентности, личностных качеств, позволяющих детям
самостоятельно и продуктивно действовать в различных жизненных ситуациях, в любых
обстоятельствах.
Задача современной системы образования: формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Необходимо, чтобы ребёнок на выходе из школы обладал
следующими качествами: умение ставить цель и добиваться ее, умение общаться, умение
адаптироваться к ситуации, умение ориентироваться в мире, самостоятельно добывать и
применять знания, уметь заботиться о других, быть нравственным человеком, сохранить
здоровье.
Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов
«второго поколения» (ФГОС) заключается в создании условий для решения стратегической
задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения
новых образовательных результатов. Происходит переход от обучения как преподнесения
системы знаний к активной деятельности над заданиями (проблемами) с целью выработки
определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному
изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе
овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов
обучения. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым
целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный;
4) коммуникативный.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в
диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
К коммуникативным УУД относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
Коммуникативные действия можно условно разделить на три группы в соответствии с тремя
основными аспектами коммуникативной деятельности:
коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией
как условием интериоризации.
Коммуникация как взаимодействие действия, направленные на учет позиции
собеседника либо партнера по деятельности.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление
эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Изначально
детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной.
В процессе приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного
сотрудничества и дружеских отношений) дети учатся весьма успешно не только учитывать,
но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с
различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся
обосновывать и доказывать собственное мнение.
Коммуникация как кооперация универсальные учебные действия, направленные на
сотрудничество, согласование усилий по достижению общей цели, организации и
осуществлению совместной деятельности, ориентация на партнера по деятельности.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение
заводить друзей является одной из важнейших задач развития.
В число основных составляющих организации совместного действия входят:
1. Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием
совместной работы.
2. Обмен способами действия.
3. Взаимопонимание.
4.Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена
и взаимопонимания.
5. Планирование общих способов работы.
6. Рефлексия
Совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных
способов решения задач.
Коммуникация как условие интериоризации образование коммуникативноречевых
действий, служащих средством передачи информации другим людям и становления
рефлексии.
Процесс интериоризации усвоения соответствующих действий, развитие у учащихся
рефлексии предметного содержания и условий деятельности.
Я считаю, что очень важны такие формы работы, как взаимные задания групп.Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая
совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы,
планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции
самостоятельно. Работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и
содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую
работу класса, например робкие или слабые ученики.