обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления здоровья, на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
poyasnitelnaya_zapiska.docx
Цель школьного образования по физической культуре — Формирование
личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве
общечеловеческой культуры,
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления здоровья, на
формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном
отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических
качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации
здорового образа жизни.
Основные задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью,
техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном
развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурнооздоровительной и спортивно
оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия
и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
•
•
•
•
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно Базисному учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем
программы отводится 105 ч, из расчета 3 ч в неделю .
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те
итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении
обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую
функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения
программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное
содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено
каждым ребенком, оканчивающим основную школу. Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура»
в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа
«общее — частное — конкретное», и представлены соответственно
метапредметными, предметными и личностными результатами.
.Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета
«Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в
положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной)
деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать
ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и
потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и
физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым
нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения
средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической
культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению
содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными
особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурнооздоровительные и
спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных
занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и
отдыха;
соблюдать правила безопасности;
•
•
•
•
•
•
•
• •
•
•
•
•
•
•
•
•
•
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных
формах движения и передвижений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития
современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески
применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи
совместных с другими детьми занятий физкультурнооздоровительной и спортивно
оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и
игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба,
бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних
условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной
функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а
также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении
тестовых упражнений по физической культуре.
.Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном
применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической
деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая
культура», в единстве с освоением программного материала других
образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках
образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни
учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. В области познавательной культуры:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию
целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и
нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и
обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности
и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной
деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения
заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места
занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для
профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными
образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций
укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных
двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической
привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурномассового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий
физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из
базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их
использование в самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и
физкультурнооздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих
показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий
физической культурой.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и
способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении
практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных
занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных
областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном
их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей,
задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в
•
•
•
•
•
•
•
•
•
• организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных
занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к
занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической
подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных
действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к
сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать
правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и
физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой
разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного
инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально
прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в
зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную
деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы
физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры
движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической
направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и
осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и
представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре,
грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, •
•
•
•
аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта,
владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для
оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в
зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных
действий и развитию основных физических качеств, контролировать и
анализировать эффективность этих занятий.
Содержание учебного курса.
Знания о физической культуре. История физической культуры. Олимпийские
игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения
олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР).
Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе. Требования к технике
безопасности .
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических
качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию
физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные
показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная
физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила
планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические
требования. Влияние занятий физической культурой на формирование
положительных качеств личности.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Организация и
проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление
индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт
пауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и
самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурнооздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок
в технике выполнения (технических ошибок).
Физическое совершенствованием Физкультурнооздоровительная
деятельность.Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной
недели.
Спортивнооздоровительная деятельность с общеразвивающей
направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации. Опорные прыжки.
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого
мяча.
Спортивные игры.Баскетбол. Игра по правилам. Волейбол. Игра по правилам.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений,
силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
7. Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса по физической культуре.
Лёгкая атлетика
Спортивные игры
Учебнопрактическое оборудование
Гимнастика
Гимнастический конь, гимнастический козёл , мостик (2,),
гимнастические стенки, гимнастические маты (6шт.), обручи (15),
скакалки (8), скамейки (4)
Флажки(4), эстафетные палочки (4), гранаты для метания (5)
Баскетбольные мячи (5), волейбольные мячи (5), футбольные
мячи (4)
Планируемые результаты изучения учебного курса. Знания о физической культуре
Выпускник научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические
этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации
в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его
взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической
подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных
привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в
процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками,
излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и
физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями,
определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в
режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест
занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года
и погодных условий;
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в
становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и
ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного
движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на
укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и
основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные
соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления
собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и
корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом
функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных
занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям,
анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно
устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств,
сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их
динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной
деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении
новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании
физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной
ходьбы и бега,
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения
организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной
деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на
развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и
координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо
освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях
учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях
учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития
основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
• способов прыжков и бега;
•
•
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и
количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения
программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками,
способами физкультурнооздоровительной деятельности, включенными в
обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный
стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической
подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических
способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и
их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных
программ.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за
четверть (в старших классах — за полугодие), за учебный год. Она включает в себя
текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими
успеваемости: знаниями, двигательными умениями навыками, а также отражает
сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять фи культурно
оздоровительную деятельность.
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической
подготовки учащихся:
I. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие
показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их
применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные
беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка 5(12,13,14)
За ответ, в котором учащийся
демонстрирует глубокое
понимание сущности материала;
Оценка 4 (9,10,11)
За тот же ответ, если в
нём содержатся
небольшие неточности и
Оценка 3 (6,7,8)
За ответ, в котором отсутствует
логическая последовательность,
имеются проблемы в знании материала,
Оценка 2 (51)
За не понимание и незнание материала
программы логично его излагает, используя в
деятельности
незначительные ошибки нет должной аргументации и умения
использовать знания на практике
II. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники двигательными умениями и навыками используются
следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений
и комбинированный метод
Оценка 4
При выполнении ученик
действует так же, как и в
предыдущем случае, но
допустил не более двух
незначительных ошибок
Оценка 3
Двигательное действие в основном
выполнено правильно, но допущена
одна грубая или несколько мелких
ошибок, приведших к скованности
движений, неуверенности. Учащийся
не может выполнить движение в
нестандартных и сложных в
соревновании с уроком условиях
Оценка 2
Движение шли отдельные его элементы
выполнены неправильно, допущено более
двух значительных или одна грубая ошибка
Оценка 5
Движение или отдельные его
элементы выполнены правильно, с
соблюдением всех требований, без
ошибок, легко, свободно, чётко, с
отличной осанкой, в надлежащем
ритме; ученик понимает сущность
движения, его назначение, может
разобраться в движении,
объяснить, как оно выполняется, и
продемонстрировать в
нестандартных условиях; может
определить и исправить ошибки,
допущенные другим учеником;
уверенно выполнять учебный
норматив III. Владение способами и умениями осуществлять физкультурно
оздоровительную деятельность
Оценка 5
Учащийся умеет:
самостоятельно организовать место
занятий;
подбирать средства и инвентарь и
применять их в конкретных
условиях;
контролировать ход выполнения
деятельности и оценивать итоги
Оценка 4
Учащийся:
организует место занятий
в основном
самостоятельно, лишь с
незначительной помощью;
допускает незначительные
ошибки в подборе средств;
контролирует ход
выполнения деятельности и
оценивает итоги
Оценка 3
Более половины видов самостоятельной
деятельности выполнены с помощью
учителя или не выполняется один из
пунктов
IV. Уровень физической подготовленности учащихся Оценка 3
Исходный показатель соответствует
низкому уровню подготовленности и
незначительному приросту
Оценка 4
Исходный показатель
соответствует среднему
уровню подготовленности
и достаточному темпу
прироста
Оценка 5
Исходный показатель соответствует
высокому уровню подготовленности,
предусмотренному обязательным
минимумом подготовки и
программой физического
воспитания, которая отвечает
требованиям государственного
стандарта и обязательного
минимума содержания обучения по
физической культуре, и высокому
приросту ученика в показателях
физической подготовленности за
определённый период времени
Общая оценка успеваемости складывается по видам программ: по гимнастике,
баскетболу, лёгкой атлетике, путём сложения конечных оценок, полученных
учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных
упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за
учебные четверти с учётом общих оценок по отдельным разделам программы. При
том преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять
собственно двигательную, физкультурнооздоровительную деятельность.
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Формирование культуры движений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.