Формирование метапредметного подхода на уроках музыки
Оценка 4.9

Формирование метапредметного подхода на уроках музыки

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
музыка
Взрослым
27.02.2019
Формирование метапредметного подхода на уроках музыки
В работе дается определение метапредметности, метадеятельности, метаспособов. Интегрированный урок - в чем его преимущества. Дается сравнение интегрированного обучения и метапредметных результатов. Современный урок музыки включает в себя знакомство с теоретическим материалом, творчеством композиторов разных эпох, изучением различных жанров и направлений в музыке.
Метапредметный подход Microsoft Word.doc
Лобанова Валентина Ивановна, учитель музыки, МБОУ гимназия №2 «Формирование метапредметного подхода на уроках музыки»         В Федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках   образовательного   процесса,   так   и   при   решении   проблем   в   реальных   жизненных ситуациях,   освоенные   обучающимися   на   базе   одного,   нескольких   или   всех   учебных предметов». Учитель   сегодня   должен   стать   конструктором   новых   педагогических   ситуаций,   новых заданий,   направленных   на   использование   обобщенных   способов   деятельности   и   создание учащимися собственных продуктов в освоении новых знаний. При изучении освоения новых подходов школьного образования перед педагогами встает целый перечень вопросов:          ­ Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом?       «Мета» ­ «за», «через», «над».          Метадеятельность  ­ универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Метадеятельность   как   универсальный   способ   жизнедеятельности   каждого   человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.       Метаспособы  ­  методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю.Н. Кулюткин).   (надпредметные) познавательные умения и навыки.      Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления   знаний   на   предметы   к   целостному   восприятию   мира,   к   метадеятельности. Метапредметность     как   принцип   интеграции   содержания   образования,   как   способ формирования   теоретического   мышления   и   универсальных   способов   деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. При таком подходе у   учащихся   формируется   подход   к   предмету   музыка   как   к   системе   знаний   о   мире, выраженном   в   художественных   образах   (литература,   музыка,   изобразительное   искусство, иностранный язык и т.д.).       В качестве требований к метапредметным результатам по музыке ФГОС подразумевают: ­ анализ собственной учебной деятельности; ­ проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; ­   оценивание   современной   культурной   и   музыкальной   жизни   общества   и   видение   своего предназначения в ней;  ­ размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; ­ использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; ­ определение целей и задач собственной музыкальной деятельности;  Метазнания  –   присвоенные   метаспособы,   общеучебные,   междисциплинарные ­ применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно­творческих задач; ­   наличие   аргументированной   точки   зрения   в   отношении   музыкальных   произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; ­ участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.      Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует   большой   подготовки,   эффективность   таких   уроков   довольна   высока.   В   чём   же преимущества интегрированного урока и как он выглядит сегодня? 1. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.   В   большей   степени,   чем   обычные,   они   способствуют   развитию   речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. 2. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и увлекательна.  3.   Использование   различных   видов   работы   поддерживает   внимание   учеников   на   высоком уровне.   Они снимают утомляемость,  перенапряжение учащихся за счет переключений  на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. 4. Основной акцент в интегрированном уроке приходится  на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.  5. Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком­ то   смысле,   научная   деятельность.   Особая   ценность   этого   явления   в   том,   что   роль исследователей выполняют ученики.           Сравнивая основные   характеристики интегрированного подхода с   метапредметными результатами,  определенными во ФГОС, можно найти много общего: Интегрированное обучение В основе ­ целостное представление о мире. Перенос знаний одного предмета в другие области и новые ситуации. Формирование   умения   сравнивать, обобщать, делать выводы Использование   различных   форм организации учебного процесса. Повышение мотивации учения Метапредметные результаты Основным   объектом   оценки   метапредметных результатов   служит   сформированность   у обучающегося   регулятивных,   коммуникативных   и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных   действий   обучающихся,   которые направлены   на   анализ   и   управление   своей познавательной деятельностью. Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения.  Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Способность обучающегося принимать и сохранять учебную   цель   и   задачи;   умение   контролировать   и оценивать свои действия, проявлять инициативу  и кругозора               межпредметных  Музыка   является   самостоятельным,   специфическим   искусством.   Однако   она   не самостоятельность в обучении; Умение осуществлять информационный поиск, сбор и   выделение   существенной   информации   из различных информационных источников; Установление связей. Расширение обучающегося.            Таким образом,   применяя технологию интегрированного обучения, мы в полной мере можем говорить о том, что  работаем на достижение метапредметных результатов.          Педагогическими средствами реализации интегрированного подхода на уроках музыки является   развитие   художественно­образного   мышления,   формирование   опыта   творческой деятельности.   существует в изолированном пространстве, а проникает во многие сферы других искусств.   Так,   например,   на   уроках   изобразительного   искусства   дети   приобретают   опыт   эстетического восприятия произведений живописи; у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разные времена года; испытывать наслаждение от созерцания пейзажа.          На   уроках   чтения   и   литературы   дети   через   художественные   произведения   (стихи, рассказы)   знакомятся   с   различными   явлениями   окружающей   жизни,   с   некоторыми особенностями   жанра   сказки   (элементы   чудесного,   фантастического),   что   помогает   им полнее,   глубже   воспринимать   аналогичные   явления,   отражённые   в   музыкальных произведениях.      При разборе структуры музыкальных произведений учащимся могут помочь формируемые у них на уроках математики представления о возможности использования букв как символов. В разучивании хоровых сочинений и работе над музыкальной импровизацией на стихотворные тексты   используется   полученное   на   уроках   чтения   умение   выразительно   читать   текст, выделять голосом важные по смыслу слова в предложении. Специальное внимание при этом обращается   на   сравнение   речевой   и   музыкальной   интонации,   на   их   выразительные возможности.          Введение в урок движений под музыку предполагает использование умений и навыков, получаемых на уроках физкультуры.      В процессе ознакомления учащихся с музыкальной культурой народов ближнего и дальнего зарубежья   рекомендуется   использовать   знания,   приобретаемые   школьниками   на   уроках географии.  Изучая творчество    композиторов,    мы опять соприкасаемся  с литературой  и историей.     использование знаний и умений, получаемых учащимися на уроках русского языка.      Знакомясь с устройством  различных инструментов, учащимся даются физические понятия «звук» и «звуковые волны».      Современный урок  музыки включает в себя и знакомство с теоретическим  материалом, творчеством композиторов, изучением различных жанров и направлений в музыке. Большую помощь в этом оказывают УМК. Организуя на уроке работу с   учебником,   мы учим детей находить   главное   в   тексте,     составлять   рассказы   по   картинам,     отвечать   на   вопросы, составлять  план  ответа.         Слушание   музыкальных   произведений   с   их   последующим   разбором   предполагает Ребята       получают  возможность      работать   на  компьютере,   учиться     анализировать информацию   из   музыкальных   энциклопедий,   совершать   интерактивные   экскурсии   по различным странам.            Задания   исследовательского  характера  также служат достижению  метапредметных результатов:  поиск  информации  в различных дополнительных    источниках,  оформление  и представление ее, публичное выступление с сообщениями.       Групповые и коллективные творческие задания на уроках музыки служат формированию коммуникативной компетенции обучающихся.  Список литературы 1.Программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5­7 классы. Музыка, 5­8 классы.. – М.: Просвещение, 2018. – (Стандарты второго поколения). 2.   Как   проектировать   универсальные   учебные   действия.   Под   редакцией   А.Г.   Асмолова. Москва, Просвещение» 2011г. 3. Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой   Москва, «Просвещение» 2011г. 4.   Оценка   достижения   планируемых   результатов   в   начальной   школе.         Под   редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой   Москва «Просвещение» 2011г. 5. Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989.

Формирование метапредметного подхода на уроках музыки

Формирование метапредметного подхода на уроках музыки

Формирование метапредметного подхода на уроках музыки

Формирование метапредметного подхода на уроках музыки

Формирование метапредметного подхода на уроках музыки

Формирование метапредметного подхода на уроках музыки

Формирование метапредметного подхода на уроках музыки

Формирование метапредметного подхода на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019