Ритмодекламация и мелодекламация
Это новые виды нетрадиционной музыкально – игровой технологии, которые активно используются в музыкальном воспитании дошкольников.
Главное назначение музыки, заключается в организации художественного общения детей. А музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.
Ритмодекламация
развитие неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, пространственных представлений, координации движений, чувства ритма
и темпа
развитие речи и коррекция речевых нарушений: фонематического восприятия, силы голоса, подвижности артикуляционного аппарата, автоматизации и дифференциации звуков
Ритмодекламацию можно разделить на группы:
речевая игра с движениями;
речевая игра со звучащими жестами;
речевая игра с музыкальными инструментами;
коммуникативная игра.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов, звучания мелодии.
Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.
Пасечник Е.А.
Применение ритмодекламации в работе с детьми дошкольного возраста способстует развитию чувство ритма, координации между слухом, жестом и голосом, музыкальной памяти.
Кроме того, у детей улучшилась работоспособность, повысился интерес к музыкальным занятиям, внимание стало более устойчивым, движения стали более ритмичными и координированными, речь стала более четкой и внятной, наступило речевое раскрепощение ребенка, улучшился эмоциональный фон, сформировано позитивное взаимодействие детей в коллективе.
Не стоит сразу в работе с детьми прибегать к сложным и большим произведениям, дабы не «отпугнуть» ребёнка от этого вида музыкальной деятельности своей сложностью.
У детей восприятие связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не должно выражаться одной декламацией.
Для этого на занятиях ритмодекламация сопровождается жестами, пластикой, движением, музыкальными инструментами.
.
Как показывает практика, этот вид деятельности открывает возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки.
Это – темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, динамика, тесситура, фразировка, акцентуация, форма.
Таким образом, исполнение ритмодекламации развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.
Дети с удовольствием музицируют,
получая радость от общения с музыкой.
Мелодекламация – это мелодичная декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой.
Цель мелодекламации – создание благоприятных условий для полноценного развития ребёнка, его речевого аппарата и музыкального слуха в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи мелодекламации:
Развивать речевые способности детей: силу голоса, выразительность речи, остроту и активность интонационного слуха; чувства ритма, динамики, темпа.
Развивать эмоциональную культуру ребёнка, его коммуникативность, культуру мышления.
Обучать видеть красоту окружающего мира.
Воспитывать общую культуру речи, любовь к родному языку, литературе.
Подбирая художественно-поэтический материал
для мелодекламаций, прежде всего необходимо помнить,
что он должен быть:
доступным;
соответствовать возрасту ребенка;
быть познавательным и интересным;
содержательным и развивающим;
эмоционально-насыщенным.
Музыкальный материал должен:
соответствовать поэтическому слогу;
передавать общее настроение художественного слова;
представлять собой художественную ценность;
усиливать эффект восприятия.
Особую роль в создании мелодекламаций играют средства выразительности – мелодия, темп, ритм, тембр, регистр, динамика, характер, структура, тесситура, форшлаги, акценты
Мелодекламацию можно представить оригинальным образом - использование различных предметов-трансформеров: легкие шарфики, мишуру, вейлы, цветные веревочки, шарики, колечки, атласные бантики, цветные ленточки, султанчики и т.д.
Анализируя результаты использования мелодекламации в своей работе, я сделала выводы, что данный приём способствует развитию речи, речевых способностей детей, раскрывает творческий потенциал каждого ребенка и содействует развитию коммуникационных способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.