Формирование метапредметных умений при изучении произведений Б.Л. Васильева.
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература
7 кл—11 кл
01.07.2019
В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Уроки литературы позволяют сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения. Произведения Б.Л. Васильева любимы не одним поколением читателей. В его книгах всегда можно найти общественно-значимые идеи, не оставляющие читателя равнодушным. В публикуемом материале представлены способы формирования метапредметных результатов на уроках , посвящённых изучению произведений Б.Л. Васильева.
doklad_linnik_l.s._desnogorsk.docx
Формирование метапредметных умений при изучении
произведений Б.Л. Васильева.
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся».
Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах
общего образования в качестве нового методологического подхода заложено
требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в
человеке, владеющем универсальными умениями, в человеке, способном
самообучаться,
решения.
Метапредметные умения особенно хорошо формируются в процессе
преподавания гуманитарных наук, в частности на уроках литературы. Это
прогнозировать
принимать
и
аналитические,
учебноинформационные,
коммуникативноречевые.
На уроках литературы, анализируя факты и явления, учащиеся активно
находят причинноследственные связи,
познают действительность,
происходит формирование следующих умений:
умения сопоставлять явления и факты;
умения выделять главное;
умения составлять из отдельных элементов целую картину;
умения формулировать общую проблему;
умения делать философские, политические, нравственные
выводы.
Уроки литературы развивают познавательный интерес учащихся,
побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому
очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно
информационные умения:
1. умение извлекать информацию из различных источников;
2. умение составлять план;
3. умение отбирать материал по заданной теме;
4. умение составлять письменные тезисы;
5. умение подбирать цитаты;
6. умение составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативноречевые метапредметные
умения:
1.
2.
умение составлять связное устное высказывание;
умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы; умение выделять интонационнозначимые части высказывания;
умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность
3.
4.
произношения;
5.
6.
7.
8.
9.
10.
умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
умение использовать различные средства наглядности;
умение выражать свое мнение и аргументировать его;
умение оформлять научноисследовательские работы;
умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
умение вести дискуссию.
Итак, уроки литературы дают ученику достаточно широкое и яркое
представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании
многообразного мира материальной и художественной культуры. Признавая за
литературой факт серьёзного влияния на умы человечества и её большие
воспитательные возможности, мы не можем отрицать, что идеи писателя
Бориса Львовича Васильева очень значимы для подрастающего поколения.
Тексты, предлагаемые школьникам для обсуждения, анализа должны быть
увлекательными, с интересным, захватывающим сюжетом и героическими
персонажами, которым захочется подражать; они должны будоражить ум и
чувства, заставлять размышлять о жизни и времени. И произведения Б.Л.
Васильева отвечают таким требованиям. В его книгах всегда можно найти
общественнозначимые идеи, не оставляющие читателя равнодушным:
отношение человека к окружающей среде,
истории,
взаимоотношения между мужчиной и женщиной, моральную сторону человека
и его чувства любовь, ненависть, дружбу, его гражданскую позицию и
патриотический дух. Содержание его трудов всегда многопланово и, в то же
время, ясно и понятно. Писатель призывает к сохранению в человеке его
исторических и национальных корней и традиций, сохранению моральных
качеств, доставшихся от предков, он выступает за бережное, уважительное
отношение друг к другу, к женщине как символу жизни на земле и к самой
земле, которая нуждается в защите и помощи. Хотелось бы, чтобы в учебники
литературы включались произведения знаменитого уроженца Смоленщины,
поскольку они направлены на воспитание в подрастающем поколении чувств
патриотизма, гражданской ответственности, интернационализма, морального
отношения к окружающей среде.
культуре,
В настоящее время, как правило, в 1011 классах анализируются
повести Б. Васильева на уроках, посвящённых произведениям о Великой
Отечественной войне. Я провожу интегрированный урок литературы и
истории по повести «А зори здесь тихие». В старших классах
интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных
связей. Конечно же, на уроках литературы не уйти от интеграции с историей:
изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требует
опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об
исторических деятелях. Как рассказать о времени, о трагизме грозных военных лет без опоры на исторический материал? Как показать судьбы
героинь повести Васильева, не затронув воспоминаний автора о его
поколении?
Во время подготовки к этому уроку использую исследовательский
метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие
задания. Вопервых, подготовить презентацию о Великой Отечественной
войне, сообщение о положении на Карельском фронте, об истории написания
повести. Вовторых, связные рассказы о довоенной жизни героинь,
сопровождающиеся показами эпизодов из всеми любимого фильма
Станислава Ростоцкого, сами ребята готовят подборку аналитических
вопросов. На таком уроке учащиеся актуализируют знания из истории о
Великой Отечественной войне, закрепляют умение работать с книгой,
приобретают опыт публичных выступлений, развивают качества творческой
личности, навыки аналитического мышления: умение анализировать,
обобщать, делать выводы, сопоставлять.
В связи с тем что повесть «А зори здесь тихие» вызывает у учащихся
живой интерес, мы продолжаем знакомство с произведениями о Великой
Отечественной войне, анализируя повесть Б.Л. Васильева «В списках не
значился». Урок выстраиваю в форме устного журнала, разные рубрики
которого готовят свои исследования. Исторический отдел– об обороне
Брестской крепости, литературоведческий тщательно анализирует повесть,
её сюжетную линию, составляет портрет лейтенанта Плужникова, журналисты
исследют документы о начале войны, готовят презентацию о Брестской
крепости, подборку фотографий «Лицо поколения». Учащиеся садятся
группами, в каждой из которых есть представители “историков”,
“литературоведов”, “журналистов”, чтобы после выступлений учеников
каждая группа могла написать свой отзыв о прочитанном произведении (такая
форма работы позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому
ученику, дать ему возможность заниматься тем, что ему ближе.) На уроке
формируются метапредметные умения благодаря приёму составления граф
схемы по образу лейтенанта Плужникова,
приёма тезирования
формулирования основных тезисов и выводов текста, приёма логического
запоминания учебной информации, который включает самопроверку по
вопросам, составленным самими учащимися, написание отзыва с опорой на
графсхему. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется
весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе,
воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений),
регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед
собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения;
нести личную ответственность за результат), познавательные (познание
объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем,
овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и
технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и
межличностных отношениях).
Особое место в формировании универсальных учебных действий на
уроках литературы отводится театрализации как одной из форм групповой
деятельности учащихся. Так, при изучении рассказа «Экспонат №…»
семиклассники инсценируют эпизод «Детская жестокость», самостоятельно
режиссируя его, подбирая костюмы.
На уроке по «Экспонату№…» учащиеся выразительно читают эпизоды,
комментируют их, проводят исследование: находят средства художественной
выразительности, с помощью которых Б.Васильеву удаётся передать чувства
и переживания Анны Федотовны и грубость школьников.
Ребята с
удовольствием выполняют упражнение «Прогнозирование». Учащимся
предлагается спрогнозировать действия героев в сложной для них ситуации, в
ситуации морального, нравственного выбора. Так, учитель ставит перед
классом вопросы:
А может, место писем и должно быть в музее?
Можно ли было подругому попросить письма у Анны Федотовны?
Как бы вы поступили на месте этих ребят?
Во время урока учащимся предоставляется возможность провести
сопоставление произведений разных жанров. Я предлагаю прослушать
лирическую арию «Ариозо матери», песню “Алёшенька” на стихи
А. Дементьева “Баллада о матери” и сравнить с сюжетом рассказа. Учащиеся
доказательно объясняют, что объединяет эти произведения разных видов
искусства.
На стадии рефлексии можно предложить ребятам написать «письмо по
кругу», адресованное Б.Васильеву. В нём семиклассники должны кратко
сформулировать, чем поучителен рассказ. Также уместно прибегнуть к
синквейну, в котором учащиеся дадут определение памяти, подведя итог
урокуразмышлению «Тема памяти в рассказе Бориса Васильева " Экспонат
№…"
Таким образом, приобретенные во время уроков литературы
метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого
задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной
деятельности и повседневной жизни.
Формирование метапредметных умений при изучении произведений Б.Л. Васильева.
Формирование метапредметных умений при изучении произведений Б.Л. Васильева.
Формирование метапредметных умений при изучении произведений Б.Л. Васильева.
Формирование метапредметных умений при изучении произведений Б.Л. Васильева.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.