Формирование метапредметных умений при изучении произведений Б.Л. Васильева.

  • Работа в классе
  • docx
  • 01.07.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Уроки литературы позволяют сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения. Произведения Б.Л. Васильева любимы не одним поколением читателей. В его книгах всегда можно найти общественно-значимые идеи, не оставляющие читателя равнодушным. В публикуемом материале представлены способы формирования метапредметных результатов на уроках , посвящённых изучению произведений Б.Л. Васильева.
Иконка файла материала doklad_linnik_l.s._desnogorsk.docx
Формирование метапредметных умений при изучении  произведений  Б.Л. Васильева. Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке,   владеющем   универсальными   умениями,   в   человеке,   способном самообучаться, решения.                   Метапредметные умения особенно хорошо формируются в процессе преподавания гуманитарных наук, в частности на уроках литературы. Это прогнозировать принимать     и   аналитические,  учебно­информационные,  коммуникативно­речевые.     На уроках литературы, анализируя факты и явления, учащиеся активно   находят   причинно­следственные   связи, познают   действительность, происходит формирование следующих умений:        умения сопоставлять явления и факты;  умения выделять главное;  умения составлять из отдельных элементов целую картину;  умения формулировать общую проблему;  умения   делать   философские,   политические,   нравственные выводы.  Уроки   литературы   развивают   познавательный   интерес   учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень   важно   сформировать   у   учащихся   метапредметные   учебно­ информационные умения: 1.  умение извлекать информацию из различных источников; 2.  умение составлять план; 3.  умение отбирать материал по заданной теме; 4.  умение составлять письменные тезисы; 5.  умение подбирать цитаты; 6.  умение составлять таблицы, схемы, графики. Формируются необходимые коммуникативно­речевые метапредметные умения: 1. 2. умение составлять связное устное высказывание;  умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;умение выделять интонационно­значимые части высказывания;  умение   соблюдать   эмоциональные   паузы   и   контрастность 3. 4. произношения;  5. 6. 7. 8. 9. 10. умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;  умение использовать различные средства наглядности;  умение выражать свое мнение и аргументировать его;  умение оформлять научно­исследовательские работы;  умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);      умение вести дискуссию. Итак,   уроки   литературы   дают   ученику   достаточно   широкое   и   яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Признавая за литературой   факт   серьёзного   влияния   на   умы   человечества   и   её   большие воспитательные возможности, мы не можем отрицать, что   идеи   писателя Бориса   Львовича   Васильева   очень  значимы   для   подрастающего   поколения. Тексты,   предлагаемые   школьникам   для   обсуждения,   анализа   должны   быть увлекательными,   с   интересным,   захватывающим   сюжетом   и   героическими персонажами, которым захочется подражать; они должны будоражить ум и чувства, заставлять размышлять о жизни и времени.   И произведения Б.Л. Васильева отвечают таким требованиям. В его книгах всегда можно найти общественно­значимые   идеи,   не   оставляющие   читателя   равнодушным: отношение   человека   к   окружающей   среде,   истории, взаимоотношения между мужчиной и женщиной, моральную сторону человека и   его   чувства   ­   любовь,   ненависть,   дружбу,   его   гражданскую   позицию   и патриотический дух. Содержание его трудов всегда многопланово и, в то же время,   ясно   и   понятно.   Писатель   призывает   к   сохранению   в   человеке   его исторических  и национальных   корней   и традиций,  сохранению  моральных качеств, доставшихся от предков, он выступает за бережное, уважительное отношение друг к другу, к женщине как символу жизни на земле и к самой земле, которая нуждается в защите и помощи. Хотелось бы, чтобы в учебники литературы   включались   произведения   знаменитого   уроженца   Смоленщины, поскольку они направлены на воспитание в подрастающем поколении чувств патриотизма, гражданской ответственности, интернационализма, морального отношения к окружающей среде.   культуре, В   настоящее   время,   как   правило,   в   10­11   классах   анализируются повести   Б.   Васильева   на   уроках,   посвящённых   произведениям   о   Великой Отечественной   войне.   Я   провожу   интегрированный   урок   литературы   и истории   по   повести   «А   зори   здесь   тихие».   В   старших   классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Конечно же, на уроках литературы не уйти от интеграции с историей: изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требует опоры   на   определённую   историческую   эпоху,   на   информацию   об исторических   деятелях.   Как   рассказать   о   времени,   о   трагизме   грозныхвоенных   лет   без   опоры   на   исторический   материал?   Как   показать   судьбы героинь   повести   Васильева,   не   затронув   воспоминаний   автора   о   его поколении? Во   время   подготовки   к   этому   уроку   использую   исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания.   Во­первых,   подготовить   презентацию   о   Великой   Отечественной войне, сообщение о положении на Карельском фронте, об истории написания повести.   Во­вторых,   связные   рассказы   о   довоенной   жизни   героинь, сопровождающиеся   показами   эпизодов   из   всеми   любимого   фильма Станислава   Ростоцкого,   сами   ребята   готовят   подборку   аналитических вопросов.   На   таком   уроке   учащиеся   актуализируют   знания   из   истории   о Великой   Отечественной   войне,   закрепляют   умение   работать   с   книгой, приобретают опыт публичных выступлений, развивают качества творческой личности,   навыки   аналитического   мышления:   умение   анализировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять. В связи с тем что повесть «А зори здесь тихие» вызывает у учащихся живой   интерес,   мы   продолжаем   знакомство   с   произведениями   о   Великой Отечественной   войне,   анализируя   повесть   Б.Л.   Васильева   «В   списках   не значился».   Урок   выстраиваю   в   форме   устного   журнала,   разные   рубрики которого   готовят   свои   исследования.   Исторический   отдел–   об   обороне Брестской крепости, литературоведческий   тщательно анализирует повесть, её сюжетную линию, составляет портрет лейтенанта Плужникова, журналисты исследют   документы   о   начале   войны,   готовят   презентацию   о   Брестской крепости,   подборку   фотографий   «Лицо   поколения».   Учащиеся   садятся группами,   в   каждой   из   которых   есть   представители   “историков”, “литературоведов”,   “журналистов”,   чтобы   после   выступлений   учеников каждая группа могла написать свой отзыв о прочитанном произведении (такая форма   работы   позволяет   обеспечить   индивидуальный   подход   к   каждому ученику, дать ему возможность заниматься тем, что ему ближе.) На уроке формируются метапредметные  умения благодаря приёму составления граф­ схемы   по   образу   лейтенанта   Плужникова,   приёма   тезирования­ формулирования   основных   тезисов   и   выводов   текста,   приёма   логического запоминания   учебной   информации,   который   включает   самопроверку   по вопросам, составленным самими учащимися, написание отзыва с опорой на граф­схему. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь   спектр   УУД: коммуникативные (развитие   навыков   работы   в   группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений),  регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести   личную   ответственность   за   результат), познавательные (познание объектов   окружающей   реальности;   изучение   способов   решения   проблем, овладение   навыками   работы   с  источниками   информации,  инструментами   и технологиями), личностные (ученик   определяет   для   себя   значимостьвыполняемой   работы,   учится   ориентироваться   в   социальных   ролях   и межличностных отношениях). Особое   место   в   формировании   универсальных   учебных   действий   на уроках   литературы   отводится театрализации как   одной   из   форм   групповой деятельности   учащихся.   Так,   при   изучении   рассказа   «Экспонат   №…» семиклассники инсценируют эпизод «Детская жестокость», самостоятельно режиссируя его, подбирая костюмы.  На уроке по «Экспонату№…» учащиеся выразительно читают эпизоды, комментируют их, проводят исследование: находят средства художественной выразительности, с помощью которых  Б.Васильеву удаётся передать чувства и   переживания   Анны   Федотовны   и   грубость   школьников.  Ребята   с удовольствием   выполняют   упражнение   «Прогнозирование».   Учащимся предлагается спрогнозировать действия героев в сложной для них ситуации, в ситуации   морального,   нравственного   выбора.  Так,   учитель   ставит   перед классом вопросы:  ­ А может, место писем и должно быть в музее?  ­ Можно ли было по­другому попросить письма у Анны Федотовны? ­ Как бы вы поступили на месте этих ребят? Во   время   урока   учащимся   предоставляется   возможность   провести сопоставление   произведений   разных   жанров.   Я   предлагаю   прослушать лирическую арию «Ариозо матери», песню “Алёшенька” на стихи  А. Дементьева “Баллада о матери” и сравнить с сюжетом рассказа. Учащиеся доказательно   объясняют,   что   объединяет   эти   произведения   разных   видов искусства. На   стадии   рефлексии   можно   предложить   ребятам   написать   «письмо   по кругу»,   адресованное   Б.Васильеву.   В   нём   семиклассники   должны   кратко сформулировать,     чем     поучителен   рассказ.   Также   уместно   прибегнуть   к синквейну,   в   котором   учащиеся   дадут   определение   памяти,   подведя   итог уроку­размышлению  «Тема памяти в  рассказе Бориса Васильева " Экспонат №…" Таким образом, приобретенные во время уроков литературы  метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого  задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной  деятельности и повседневной жизни.