В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Уроки литературы позволяют сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения. Произведения Б.Л. Васильева любимы не одним поколением читателей. В его книгах всегда можно найти общественно-значимые идеи, не оставляющие читателя равнодушным. В публикуемом материале представлены способы формирования метапредметных результатов на уроках , посвящённых изучению произведений Б.Л. Васильева.
Формирование метапредметных умений при изучении
произведений Б.Л. Васильева.
Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся».
Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах
общего образования в качестве нового методологического подхода заложено
требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в
человеке, владеющем универсальными умениями, в человеке, способном
самообучаться,
решения.
Метапредметные умения особенно хорошо формируются в процессе
преподавания гуманитарных наук, в частности на уроках литературы. Это
прогнозировать
принимать
и
аналитические,
учебноинформационные,
коммуникативноречевые.
На уроках литературы, анализируя факты и явления, учащиеся активно
находят причинноследственные связи,
познают действительность,
происходит формирование следующих умений:
умения сопоставлять явления и факты;
умения выделять главное;
умения составлять из отдельных элементов целую картину;
умения формулировать общую проблему;
умения делать философские, политические, нравственные
выводы.
Уроки литературы развивают познавательный интерес учащихся,
побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому
очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно
информационные умения:
1. умение извлекать информацию из различных источников;
2. умение составлять план;
3. умение отбирать материал по заданной теме;
4. умение составлять письменные тезисы;
5. умение подбирать цитаты;
6. умение составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативноречевые метапредметные
умения:
1.
2.
умение составлять связное устное высказывание;
умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;умение выделять интонационнозначимые части высказывания;
умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность
3.
4.
произношения;
5.
6.
7.
8.
9.
10.
умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
умение использовать различные средства наглядности;
умение выражать свое мнение и аргументировать его;
умение оформлять научноисследовательские работы;
умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
умение вести дискуссию.
Итак, уроки литературы дают ученику достаточно широкое и яркое
представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании
многообразного мира материальной и художественной культуры. Признавая за
литературой факт серьёзного влияния на умы человечества и её большие
воспитательные возможности, мы не можем отрицать, что идеи писателя
Бориса Львовича Васильева очень значимы для подрастающего поколения.
Тексты, предлагаемые школьникам для обсуждения, анализа должны быть
увлекательными, с интересным, захватывающим сюжетом и героическими
персонажами, которым захочется подражать; они должны будоражить ум и
чувства, заставлять размышлять о жизни и времени. И произведения Б.Л.
Васильева отвечают таким требованиям. В его книгах всегда можно найти
общественнозначимые идеи, не оставляющие читателя равнодушным:
отношение человека к окружающей среде,
истории,
взаимоотношения между мужчиной и женщиной, моральную сторону человека
и его чувства любовь, ненависть, дружбу, его гражданскую позицию и
патриотический дух. Содержание его трудов всегда многопланово и, в то же
время, ясно и понятно. Писатель призывает к сохранению в человеке его
исторических и национальных корней и традиций, сохранению моральных
качеств, доставшихся от предков, он выступает за бережное, уважительное
отношение друг к другу, к женщине как символу жизни на земле и к самой
земле, которая нуждается в защите и помощи. Хотелось бы, чтобы в учебники
литературы включались произведения знаменитого уроженца Смоленщины,
поскольку они направлены на воспитание в подрастающем поколении чувств
патриотизма, гражданской ответственности, интернационализма, морального
отношения к окружающей среде.
культуре,
В настоящее время, как правило, в 1011 классах анализируются
повести Б. Васильева на уроках, посвящённых произведениям о Великой
Отечественной войне. Я провожу интегрированный урок литературы и
истории по повести «А зори здесь тихие». В старших классах
интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных
связей. Конечно же, на уроках литературы не уйти от интеграции с историей:
изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требует
опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об
исторических деятелях. Как рассказать о времени, о трагизме грозныхвоенных лет без опоры на исторический материал? Как показать судьбы
героинь повести Васильева, не затронув воспоминаний автора о его
поколении?
Во время подготовки к этому уроку использую исследовательский
метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие
задания. Вопервых, подготовить презентацию о Великой Отечественной
войне, сообщение о положении на Карельском фронте, об истории написания
повести. Вовторых, связные рассказы о довоенной жизни героинь,
сопровождающиеся показами эпизодов из всеми любимого фильма
Станислава Ростоцкого, сами ребята готовят подборку аналитических
вопросов. На таком уроке учащиеся актуализируют знания из истории о
Великой Отечественной войне, закрепляют умение работать с книгой,
приобретают опыт публичных выступлений, развивают качества творческой
личности, навыки аналитического мышления: умение анализировать,
обобщать, делать выводы, сопоставлять.
В связи с тем что повесть «А зори здесь тихие» вызывает у учащихся
живой интерес, мы продолжаем знакомство с произведениями о Великой
Отечественной войне, анализируя повесть Б.Л. Васильева «В списках не
значился». Урок выстраиваю в форме устного журнала, разные рубрики
которого готовят свои исследования. Исторический отдел– об обороне
Брестской крепости, литературоведческий тщательно анализирует повесть,
её сюжетную линию, составляет портрет лейтенанта Плужникова, журналисты
исследют документы о начале войны, готовят презентацию о Брестской
крепости, подборку фотографий «Лицо поколения». Учащиеся садятся
группами, в каждой из которых есть представители “историков”,
“литературоведов”, “журналистов”, чтобы после выступлений учеников
каждая группа могла написать свой отзыв о прочитанном произведении (такая
форма работы позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому
ученику, дать ему возможность заниматься тем, что ему ближе.) На уроке
формируются метапредметные умения благодаря приёму составления граф
схемы по образу лейтенанта Плужникова,
приёма тезирования
формулирования основных тезисов и выводов текста, приёма логического
запоминания учебной информации, который включает самопроверку по
вопросам, составленным самими учащимися, написание отзыва с опорой на
графсхему. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется
весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе,
воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений),
регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед
собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения;
нести личную ответственность за результат), познавательные (познание
объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем,
овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и
технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимостьвыполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и
межличностных отношениях).
Особое место в формировании универсальных учебных действий на
уроках литературы отводится театрализации как одной из форм групповой
деятельности учащихся. Так, при изучении рассказа «Экспонат №…»
семиклассники инсценируют эпизод «Детская жестокость», самостоятельно
режиссируя его, подбирая костюмы.
На уроке по «Экспонату№…» учащиеся выразительно читают эпизоды,
комментируют их, проводят исследование: находят средства художественной
выразительности, с помощью которых Б.Васильеву удаётся передать чувства
и переживания Анны Федотовны и грубость школьников.
Ребята с
удовольствием выполняют упражнение «Прогнозирование». Учащимся
предлагается спрогнозировать действия героев в сложной для них ситуации, в
ситуации морального, нравственного выбора. Так, учитель ставит перед
классом вопросы:
А может, место писем и должно быть в музее?
Можно ли было подругому попросить письма у Анны Федотовны?
Как бы вы поступили на месте этих ребят?
Во время урока учащимся предоставляется возможность провести
сопоставление произведений разных жанров. Я предлагаю прослушать
лирическую арию «Ариозо матери», песню “Алёшенька” на стихи
А. Дементьева “Баллада о матери” и сравнить с сюжетом рассказа. Учащиеся
доказательно объясняют, что объединяет эти произведения разных видов
искусства.
На стадии рефлексии можно предложить ребятам написать «письмо по
кругу», адресованное Б.Васильеву. В нём семиклассники должны кратко
сформулировать, чем поучителен рассказ. Также уместно прибегнуть к
синквейну, в котором учащиеся дадут определение памяти, подведя итог
урокуразмышлению «Тема памяти в рассказе Бориса Васильева " Экспонат
№…"
Таким образом, приобретенные во время уроков литературы
метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого
задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной
деятельности и повседневной жизни.