Формирование метапредметных УУД познавательной направленности через реализацию курса по выбору «Решение географических задач с математическими вычислениями»
Оценка 4.7

Формирование метапредметных УУД познавательной направленности через реализацию курса по выбору «Решение географических задач с математическими вычислениями»

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
география +1
9 кл
09.04.2018
Формирование метапредметных УУД познавательной направленности через реализацию курса по выбору «Решение географических задач с математическими вычислениями»
выступление 1.docx

Формирование метапредметных УУД познавательной направленности через реализацию курса по выбору «Решение географических задач с математическими вычислениями»

Учитель географии

МБОУ «Сретенская СОШ»

Радостева Л.П.

       Формирование УУД – важное и необходимое условие подготовки обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Это гораздо продуктивнее распространенного «натаскивания» на запоминание и заучивание правильных ответов. КИМы по географии за курс основной школы содержат задания, для выполнения которых необходимы не просто знания по предмету, а умения  логически мыслить, читать и понимать задание, умение работать с таблицами, диаграммами, графиками, работать с картами, выполнять вычислительные операции и т.д.  Одним словом, выполнить познавательные операции, которые необходимы в реальной жизни.                                                                 Познавательные действия включают в себя логические, в том числе умение структурировать знания, устанавливать связи между изучаемыми объектами, явлениями, применять универсальные законы правильного мышления.  К этой группе УУД относится читательская грамотность как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; а также умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме. К этой группе относят умения вести поиск информации, анализировать её, обрабатывать, представлять в разных видах и формах.                                         Метапредметные результаты - освоенные обучающимися способы деятельности – универсальные учебные умения, которые обучающиеся могут и способны применять не только в обучении, но и при решении жизненных проблем. На практике рассмотрим процесс формирования УУД на базе предмета география.                                                                                    Задание: Назовите расстояние, на котором находится от Солнца следующие планеты земной группы:

1)Венера                       а)58 млн.км

2)Марс                          б)108 млн.км

3) Меркурий                 в)150 млн.км

                                      Г)228 млн.км

 - Как Вы думаете вправе учитель требовать от 6-классника правильный ответ?

-Вы можете дать ответ?

(«Конечно,нет!», «Зачем это надо?», «Если подумать, то можно ответить!»)

Ярко проявляется ориентированность на наличие/отсутствие фактического знания: знаешь конкретные расстояния – можешь ответить. Поскольку желания не было выучить эти расстояния, то и ответить невозможно считают многие. Так же и обучающиеся столкнувшись с незнакомым и неожиданным заданием на ОГЭ, ЕГЭ может тратить силы и время на возмущения вместо того, чтобы направить силы и время на поиск решения. Очевидно целеполагание – дано задание, следовательно, надо. («Если подумать, то можно определить/подобрать ответ»). Рассмотрим задачу с точки требований ФГОС  ООО: расстояние от Солнца до других планет никто никогда не пытался запомнить, но расстояние от Земли до Солнца – 150 млн.км  - это программное обязательное знание! Следовательно, один из вариантов ответов нужно исключить. Остаётся три планеты и три числа, которые нужно соотнести. Мы знаем, что Меркурий самый близкий к Солнцу – выбираем самое маленькое расстояние (58 млн.км). Следовательно, Венера – 108 млн.км, Марс- 228 млн.км. (Порядок расположения планет – программный материал). Задача построена на предметном содержании и предполагает применение фактических знаний по предмету – расстояние от Земли до Солнца и порядок расположения планет, и осуществление общеучебных действий – регулятивных и познавательных.

В географии встречается множество подобных заданий. Например: прочитать розу ветров за февраль 2018 года, построить розу ветров за январь 2018 года по наблюдениям из дневника погоды (6 класс), прочитать климатограмму конкретного города или климатического пояса (7,8 классы), найти долю городского населения  Пермского края или другого субъекта РФ, найти плотность населения, естественный прирост населения, миграционный прирост населения, долю земель С/Х назначения и т.д. (9 класс). Обучающиеся выполняя  подобные задания, овладевают специфическими предметными способами действия. Через выполнение подобных заданий идёт развитие мыслительных операций.

     Обучение правильному мышлению невозможно без овладения основами формальной логики. С отсутствием логического мышления сталкиваемся в повседневной жизни. «Нынче в обществе нарастает нелюбовь к двум вещам: к логике и к ближнему своему» С.С.Аверинцев российский литературовед и филолог. Логическая составляющая представлена в содержании школьных предметов. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Подробнее остановимся на понятии. Понятие – мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать предметы и явления от смежных с ними. Работа над понятиями ведётся на репродуктивном уровне,  чаще с теми которые даны в учебнике или на слайде презентации. Определения даются готовыми, т.е. отсутствует вариативность. Мотивирует обучающихся на заучивание.

Задание: Составьте текст из 5 предложений на тему «Горы Земли», используя слова: горы, горные породы, Анды, меридиан, Джомалунгма. Каждое слово используйте в отдельном предложении, не изменяя их порядок.

Задание: Составьте текст из 6 предложений на тему «Вулканы и землетрясения» по опорным словам: вулкан, землетрясение, остров, лава, широта, горные породы.  Каждое слово употребляйте в отдельном предложении, не нарушая последовательность.

Овладение обучающимися научными понятиями осуществляется в процессе учебной деятельности посредством специальных упражнений – учебных задач на специально организованном учебном содержании.

Возможностью формирования метапредметных УУД познавателной направленость является содержание предмета географии, задания для подготовки к ОГЭ. Прослеживаются и межпредметные связи с математикой, литературой, историей и другими. Реализуя программу курса по выбору «Решение географических задач с математическими вычислениями» позволяет мне формировать умения работать с текстом (читать и понимать текст), читать диаграммы, графики, вычислительные умения. Данные умения востребованы обучающимися не только для сдачи ОГЭ, выполнения ВПР, но и для решения жизненных проблем. Всестороннее развитие обучающегося, кругозор повышается за счёт формирования метапредметных УУД.

 

Условием успешного овладения УУД является единство учителей-предметников в понимании мыслительных операций  по формированию мышления обучающихся  и в их педагогической  деятельности с учётом специфики «Своего» предмета.

Литература

1.О.В.Крылова «Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов», Москва Педагогический университет «первое сентября, 2015

2. Типовые тестовые задания по географии под редакцией Э. М. Амбарцумовой. (2012-2018 г.г.)

3.А.Б. Эртель «География. Подготовка к ОГЭ-2018», Ростов-на-Дону, Легион, 2017 г.


 

Формирование метапредметных УУД познавательной направленности через реализацию курса по выбору «Решение географических задач с математическими вычислениями»

Формирование метапредметных УУД познавательной направленности через реализацию курса по выбору «Решение географических задач с математическими вычислениями»

Г)228 млн.км - Как Вы думаете вправе учитель требовать от 6-классника правильный ответ? -Вы можете дать ответ? («Конечно,нет!», «Зачем это надо?», «Если подумать, то можно…

Г)228 млн.км - Как Вы думаете вправе учитель требовать от 6-классника правильный ответ? -Вы можете дать ответ? («Конечно,нет!», «Зачем это надо?», «Если подумать, то можно…

Нынче в обществе нарастает нелюбовь к двум вещам: к логике и к ближнему своему»

Нынче в обществе нарастает нелюбовь к двум вещам: к логике и к ближнему своему»

Литература 1.О.В.Крылова «Реализация требований

Литература 1.О.В.Крылова «Реализация требований
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018