Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).
Оценка 5

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
10.06.2019
Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).
В данной статье представлен практический опыт работы по формированию межвозрастного коллектива младших школьников, рассмотрены этапы подготовки коллективных творческих дел в рамках воспитательной системы школы № 825, основанной на принципах гуманистической педагогики и личностно-ориентированного подхода. В приложении дана методическая разработка: «Исторический поезд. По дорогам войны»
Статья в сборник Знанио.doc
Формирование межвозрастных отношений младших школьников в   учебной   и   воспитательной   работе   (из   опыта   работы   учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.). Межвозрастное общение способствует товарищескому сотрудничеству, организации яркой, насыщенной, интересной жизни двух разновозрастных классных коллективов. Воспитательная система нашей школы базируется на принципах   гуманистической   педагогики,   демократичности   и   идеях личностно­ориентированного   подхода.   Обучение   и   воспитани,   в   рамках данной   системы,   взаимосвязаны.   Основной   ценностью   школы   является школа нового типа ­ школа воспитания. Одной   из   задач   воспитательной   системы   является   создание   межвозрастного   школьного   коллектива,   который   дает   дополнительные возможности для развития творческой личности.  Сотрудничая   вместе   ни   один   год,   мы   накопили   опыт   в   развитии межвозрастных   отношений   между   детьми   разных   классов,   в   рамках начальной школы. Мы хотим предложить разные пути и формы организации межвозрастных видов деятельности.  В ходе подготовки к совместному коллективному творческому делу или   уроку   мы   выделяем   несколько   этапов,   основанных   на   принципах школьной воспитательной системы:  I  этап.  Предварительная   работа   учителей   по   постановке воспитательных   и   учебных   задач.   На   этом   этапе   ребята   двух   классов собираются за «круглым столом» и обсуждают предстоящее дело.  II  этап.  Планирование   будущего   дела.   Главная   роль   на   этом   этапе отводится  детям старшего возраста.   Вместе  с учителями они планируют будущее дело, определяют тему, ставят задачи перед младшими детьми.  III  этап.  Дети коллективно  готовят дело.  На данном этапе  из двух классов   создается   несколько   межвозрастных   групп.   Определяется   роль каждого   ученика   в   проведении   дела,   составляется   сценарий,  с   учетом предложений детей.  IV этап.  Проведение  коллективного  творческого дела.  На праздник или урок приглашаются родители двух классов и учителя из школы.  Это главный этап в совместной межвозрастной деятельности.  V этап. Коллективное подведение итогов. Рефлексия.  Дети собираются за традиционным «круглым столом». Каждый ребенок высказывает свои суждения и пожелания в форме свободного микрофона. Очень важно, что создателем и участником дела является каждый ребенок.  Межвозрастное   общение   способствует   развитию   детей   младшего школьного возраста. Совместная подготовка и проведение праздника или урока создают   атмосферу   увлеченности,   радости,   хорошего   настроения,   дружбы, желания   работать   вместе,   помогая   друг   другу.   Дети   младшего   возраста начинают   видеть   в   старших   школьниках   друзей,   учатся   вместе   радоваться   и сопереживать.  Общаясь   в   межвозрастном   коллективе,   дети   приобретают коммуникативные компетенции: ­ умение сотрудничать ­ умение слушать и слышать ­ умение воспринимать и понимать информацию ­ умение работать в группах, считаться с мнением других и высказывать свою точку зрения, развивать взаимосотрудничество. Межвозрастное общение оказывает детям существенную помощь: ­   создаётся   дополнительная   сфера   самореализации,   т.е.   ребёнок   может реализовывать себя не только среди своих ровесников, но и в коллективе детей другого возраста; ­   происходит   взаимообогащение,   взаимовлияние   между   детьми   разных возрастов;         ­   появляется   возможность   переживать   ситуацию   успеха,   развивается самосознание, самопознание; ­   вырабатывается   самостоятельность,   взаимное   доверие,   взаимопомощь, взаимоподдержка; ­ формируется добротворчество. Совместно мы провели много внеклассных и внешкольных мероприятий: «Новогоднее  путешествие   по разным  странам», «Гусарский   бал»,  КВНы между   классами,   «Праздник   весны»,   «Пушкинские   недели»,   «Фестиваль искусств»,   «День   знаний»,   «Праздник   песни»,   круглый   стол   с   ветеранами Великой   Отечественной   войны   ­   «Февромарт»,   школьно­семейный   проект «Семейная   реликвия.   Помним.   Гордимся.   Храним»,   организованный   при поддержке Региональной общественной организации ветеранов военной службы «Офицерский   клуб»,  традиционный   социальный   проект   «Не   прервётся   связь поколений», встреча с ветеранами «Исторический поезд. По дорогам войны». (см. Приложение №1: Методическая разработка.) Взяв за основу идеи межвозрастного общения во внеклассной работе, мы стали проводить совместные уроки: уроки ­ диспуты, уроки ­ «круглые столы», уроки ­ конференции, уроки ­ экскурсии, где в роли экскурсоводов и учителей выступают дети старшего класса. Одним из таких уроков стал открытый урок: «Путешествуем вместе по сказкам Пушкина», и открытый урок «Как учились наши   предки».   Ученики   наших   классов   принимали   участие   в   совместном проекте: «Строим школу будущего», в открытом уроке «Удивительный космос», в уроке – экскурсии «Где живут книги?», на основе образовательных ресурсов г. Москвы. Не надо полагать, что межвозрастные уроки и внеклассные мероприятия надо проводить постоянно. Они являются нетрадиционной формой проведения урока или творческого дела, способствуют обмену знаниями, опытом, позволяют каждому ребенку реализовывать свои способности и проявлять инициативу.  Приложение №1. Методическая разработка. Традиционная   встреча   с   ветеранами   Великой Отечественной   войны   «Исторический   поезд.   По дорогам войны» Учитель 1 класса «Б» ГБОУ Школа № 825: Зубова Ольга Владимировна Учитель 4 класса «В» ГБОУ Школа № 825: Нуждина Ирина Анатольевна Цель: рассказать детям о Великой Отечественной войне. развивать и воспитывать чувство патриотизма, сопричастности к истории своего  народа, формировать основы гражданской идентичности, чуткое и уважительное  отношение к ветеранам Великой Отечественной войны. Музыкальное сопровождение: песни военных лет, видеоклипы о войне. Оформление: фотографии военных лет, плакаты, фотографии ветеранов из  личного архива, экран, проектор. На встречу приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, дети войны,  ветераны труда. Такие   встречи   стали   традиционными,   а   ветераны   стали   частыми   гостями   и дорогими гостями наших классов. Учитель1: Здравствуйте дорогие ветераны, ребята, уважаемые гости. Сегодня мы собрались на традиционную межвозрастную встречу, посвящённую Великой Победе!  Ждём мы Вас всегда у нас в гостях, О войне расскажете Вы много, С нами Вы всегда! У нас в сердцах! Учитель2: Во имя тех, кто жив, и тех, кого нет, и тех, кто будет потом! Ждём мы Вас всегда у нас в гостях, О войне расскажете Вы много, С нами Вы всегда! У нас в сердцах! И Ваш долг указывать дорогу! Звучит отрывок из стихотворения Владимира Пироженко «Ветераны» Учитель2:День за днём, за годом год В новые неведомые дали Время всё бежит, летит вперёд И часы ни разу не вставали. Побелели волосы, как снег. По ухабам жизнь вас протащила. Пробежал и Ваш 20­й век, Где всё это, в общем­то, и было. Детство, школа, вечер выпускной, Юность и любовь была земная. Первый вальс и самый первый бой, И победа в сорок пятом мае. Учитель1:Пуск заводов, стройки городов. Бешеные темпы производства. Ваш простой девиз: «Всегда готов!», Но, а было вам ведь так не просто. Крепкого здоровья, долгих лет. Мирных Вам рассветов и закатов. И не зарастёт Ваш чёткий след. Вы — страны надёжные солдаты. Видео клип «О той весне» Слова и музыка: Елена Плотникова  Учитель1:   Сегодня  мы   собрались,   чтобы   вспомнить   героические   страницы истории нашей страны, рассказать о великом подвиге нашего народа, который одержал чрезвычайно трудную победу в самой страшной войне за всю историю человечества! Давайте отправимся на историческом поезде по дорогам Великой Отечественной войны.  Звучит гудок паровоза и стук колёс.   Исполняется стихотворение С. Щипачёва «22 июня» Учитель2:Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной всего каких­то пять минут осталось! Учитель1: 22июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны гитлеровская Германия вероломно напала на нашу страну. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь кровопролитной войны. Весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своей страны! Звучит   музыка   «Прощание   славянки».   На   экране   появляется   хроника первых дней войны. Учитель2: Год 1941.Начало войны. Битва под Москвой! «Мы не дрогнем в бою за   столицу   свою,   нам   родная   Москва   дорога!   Нерушимой   стеной,   обороной стальной, разгромим, уничтожим врага!» Георгий   Алексеевич,   расскажите,   пожалуйста,   ребятам   о   начале   войны, поделитесь   Вашими   воспоминаниями   (своими   воспоминаниями   делится Виноградов Г.А.­ ветеран войны) Звучит гудок паровоза и стук колёс. Учитель1: Годы войны 1942­1944. На экране появляется хроника военных лет. Ленинградская блокада,  Дни и ночи Сталинграда,  Дон и Курская дуга,  И уже назад ­ ни шагу! –  Все вперед, вперед к рейхстагу,  Чтобы там добить врага! Артём   Иванович,   расскажите,   пожалуйста,   ребятам   в   каких   сражениях   Вы принимали участие? (своими  воспоминаниями делится Азиров А. И.­ ветеран войны) Ребята задают вопросы ветеранам в форме свободного микрофона. Учитель 2: Вам, детям войны, много горя досталось. Победа наградой была. И летопись лет страшных в память вписалась. Боль отклик у Эха нашла. Видеоклип: «Дети войны»  Музыка: О. Юдахиной Текст: И. Резника Учитель 1: Людмила   Николаевна   и   Нина   Петровна,   Юлия   Павловна,   расскажите, пожалуйста, о своём военном детстве (своими воспоминаниями делятся Осина Л. Н, Саженова Н. П., Паташник Ю. П.­ дети войны). Звучит гудок паровоза и стук колёс. Учитель 2:  Четыре   страшных   года   шла   ВОВ.   1418   дней   и   ночей.   Война   унесла   более26 миллионов Советских людей. Никто не забыт! Ничто не забыто!  «Реквием». Р. Рождественский (читает ученица 4 «В») Наступает минута молчания (звук метронома) Звучит гудок паровоза и стук колёс. Звучит отрывок из песни, в исполнении М. Ножкина «Самый главный день «На   экране   появляется   хроника   военных   лет.   Дети   проходят   парадным маршем перед ветеранами. Учитель 1: Год 1945, 9 мая День Победы. Ветераны приглашаются на фронтовой концерт. Дети исполняют стихи и песни 1) А.Усачёв "Что такое День Победы?" (1 "Б") 2) Е.Яхнинская «Улыбнитесь ветераны" (1 "Б") 3) Песня "Майский вальс " (4 "B") Учитель 2: Наше путешествие на историческом поезде подошло к концу. Возвращаемся в  2019 год, в мирное время, в котором наша страна живёт74 года! Звучит гудок паровоза и стук колёс. Учитель 1: А, сейчас, мы попросим наших дорогих ветеранов спеть нам песни о  войне, а мы подпоём. Звучат слова благодарности ветеранам. Дети дарят открытки, сделанные своими руками и передают открытки в Совет ветеранов «Кузьминки» Библиографический список. Иванов И.П.: Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва: Педагогика, 1989, 208 с. Новикова   Л.И.:   Педагогика   детского   коллектива: вопросы   теории   Москва: Педагогика 1978,  144 с.  Караковский В.А.: Воспитание для всех. Москва: НИИ школьных технологий 2008, 240 с.

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).

Формирование межвозрастных отношений младших школьников в учебной и воспитательной работе (из опыта работы учителей начальных классов ГОУ Школа № 825 Зубовой О.В., Нуждиной И.А.).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2019