Формирование мировоззренческой культуры студентов при изучении дисциплины « Педагогика»
Оценка 4.9

Формирование мировоззренческой культуры студентов при изучении дисциплины « Педагогика»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
20.04.2017
Формирование мировоззренческой культуры  студентов при изучении дисциплины « Педагогика»
Одной из профессиональных дисциплин, ответственной за формирование мировоззренческой культуры будущего учителя, является дисциплина «Педагогика». В связи с этим в статье теоретически представлены компоненты и структура мировоззренческой культуры , а также опыт работы преподавателя по ее формированию у студентов педагогических специальностей.В статье представлены способы работы с теоретическим материалом по дисциплине Педагогика, направленные на формирование мировоззренческой культуры будущего педагога.
Доклад ПшеничныхЕА на семинаре.docx
Формирование мировоззренческой культуры   студентов           при изучении дисциплины « Педагогика»                                                                            Пшеничных Е.А, преподаватель педагогики В     условиях     реализации   компетентностного   подхода   в   российской   системе профессионального   образования   на   первый   план   выходит   функционально­ практическая   подготовка.   Будущий   специалист   должен   уметь   эффективно решать   профессиональные   задачи   и   находить   оптимальные   выходы   из разнообразных,   в   том   числе   нестандартных,   профессиональных   ситуаций. Однако   любое   действие   специалиста   имеет   мировоззренческий   фундамент– профессиональную   позицию,   этические   мировоззренческие   категории, мотивацию, связанную с базовыми личностными смыслами. Современный педагог –   это   Личность   и   Профессионал,   обладающий   необходимым   комплексом психологических,   научно­ исследовательских   компетенций   и   готовый   к   их   реализации   в   практической деятельности.   Поэтому   формирование   мировоззренческой   культуры   является одним   из   важнейших   направлений   в   профессиональной   подготовке   будущего учителя.   педагогических,   этических,   методических, Мировоззренческая культура личности представляет собой устойчивую систему отношений  человека   к  действительности,  в   формировании   которых   участвуют знания,   отражающие   направленность   поведения   и   деятельности, воплощающиеся в соответствующих делах, поступках и ценностных ориентациях. Становление   мировоззренческой   культуры   субъекта   предполагает,   в   первую очередь,   формирование   у   него   представлений   о   категориях   мира,   жизни, жизнетворчества в процессе повседневной деятельности. Все компоненты профессионального мировоззрения обязательно реализуются в профессиональном   поведении.  В   связи   с  этим   наши   педагогические   действия направлены   на   следующие   критерии   сформированности   мировоззренческой культуры будущего учителя:   ­  наличие  у  студента гармоничной  структуры  осмысленных  знаний,  взглядов, убеждения и идеалов, связанных с осознанием сущности «социального заказа» и современных   требований   к   педагогической   профессии,   взаимосвязи   и преемственности   традиционных   и   современных   ценностных   представлений   о цели и содержании педагогической деятельности; ­   ведущая   роль   базовых   этических   мировоззренческих   категорий   при планировании и осуществлении профессионального поведения:   ­профессионально­мировоззренческое   самовоспитание   и   саморазвитие будущего   специалиста   как   неотъемлемый   компонент   его   педагогической деятельности; ­   формулирование   собственной   мировоззренческой   позиции   в   любой профессиональной ситуации и умение её отстаивать;       Одной  из профессиональных    дисциплин, ответственной  за формирование мировоззренческой   культуры   будущего   учителя,   является   «Педагогика». Несмотря   на   то,   что   в   Федеральном   государственном   образовательном стандарте   для   специальности   44.02.03   Педагогика   дополнительного образования. в содержании этой дисциплины мировоззренческий компонент не выделен   как   самостоятельный,   среди   общих   компетенций   будущего   педагога представлена компетенция № 1 ­ «Понимать сущность и социальную значимость своей   будущей   профессии,   проявлять   к   ней   устойчивый   интерес». Ответственность   за   формирование   данной   компетенции   во   многом   несут педагогические   дисциплины.   Одним   из   педагогических   условий   формирования   мировоззренческой направленности   личности   в   учебном   процессе   является   обеспечение интегративного развития интеллекта, эмоций и воли обучающихся. Практической основой   при   этом   выступает   организованная   учебная   деятельность.   В   ходе образовательного   процесса   педагогу   приходится   создавать   условия   для духовного   наполнения   содержания   потребностей,   личностных   смыслов   и ценностных   ориентаций,   формирования   общественно­значимых   мотивов   и принципов   деятельности.   На   этой   базе   вырабатывается   персональная готовность   обучающихся   к   действиям   и   поступкам   на   духовно   и   социально­ ценностной основе мировоззрения. В качестве педагогических условий формирования мировоззренческой культуры студентов, в рамках преподаваемой дисциплины мы  выделяем: –  структурирование   содержания   курса  «Педагогика»     по   критериям   развития мировоззренческой культуры студентов; – установка на целостное мировосприятие, системное миропонимание и гибкое мироотношение; –   личный   опыт   социокультурной   деятельности   студентов   в   педагогической сфере; –   ценностно­ориентирующий   диалог   в   учебной   работе;   контроль   проявлений мировоззренческой культуры студентов по заданным критериям; – поддержка и коррекция проявлений мировоззренческой культуры студентов.   Рассматривая процесс изучения дисциплины, направленный на формирование мировоззренческой культуры студентов, мы опредилили следующие компоненты: мотивационно­целевой,   эмоционально­ценностный,   когнитивный,   операционно­ деятельностный и рефлексивный. Мотивационно­целевой   компонент   в   структуре   мировоззренческой   культуры студента     взаимосвязан   с   процессами   широкого,   социально­нравственного мироосмысления дисциплинарных знаний, социально ответственного выбора им способов персонального поведения и профессиональной деятельности.  Эмоционально­ценностный   компонент   в   составе     мировоззренческой   культуры студентов     выявляет   степень   личностной   духовно­нравственной   зрелости студентов как будущих специалистов.   Когнитивный   компонент   характеризует   уровень   миропонимания   личности   и определяется у студентов в научном и системном формировании знаний гибкий и творческий   характер   миропонимания   обусловливает   способность   будущего специалиста к актуализации и адекватному применению приобретённых знаний в разных ситуациях педагогической деятельности .   творческого   миропреобразования, Операционно­деятельностный   компонент   определяет   уровень   гибкого, ответственного,   проявляющегося   в профессионально­компетентной   деятельности   специалиста   педагогического профиля   в   обществе.   Содержание   данного   компонента   включает   личностно­ ценностное  отношение специалиста к профессии, понимание им перспектив  и задач   развития   избранной   профессиональной   сферы,   а   также   стремление   к самореализации   творческих   способностей   в   ней.   Неотъемлемыми составляющими   операционно­деятельностного   компонента   мировоззренческой культуры   студента   выступают   системное   владение   специалистом профессиональными знаниями и умениями, развитая способность проектировать и   планировать   свою   деятельность   в   социокультурной   сфере   на   основе творческого подхода. Рефлексивный   компонент   выявляет   активную   настроенность   специалиста   на персональное   мировоззренческое   самоопределение   в   обществе   и   как   бы переводит   и   закрепляет   идейное   содержание   мировоззрения   в   позицию личности   по   отношению   к   культуре   общества   и   персональному мировоззренческому саморазвитию на культурно­ценностной основе    .Организуя, выше названные структурные компоненты,  с целью полноценного формирования мировоззренческой культуры будущего учителя в преподавании дисциплины «Педагогика» , мы используем следующие методические  подходы:   1.  Сочетание  элементов  технологий  проблемного, эвристического  обучения  и развития критического мышления    2. Создание условий для формирования профессионального педагогического мышления и мировоззрения, ведущая роль аксиологического подхода к отбору содержания дисциплины  3. На первом плане – личность педагога, её самовоспитание и самообразование, знакомство с идеями, жизнью и деятельностью известных на государственном и региональном уровне педагогов. 4.   Комплексный   методический   подход:   использование   художественной литературы, телепрограмм, радиоинтервью, периодики  5.   Ориентация   на   изучение   учебно­воспитательного   процесса   педагогов дополнительного   образования.   (анализ   видеозаписей   уроков,   встреча   с учителями­практиками и др.    Для   эффективной   работы   с   научно­теоретическими   знаниями   на   учебных занятиях мы используем такие приемы работы с литературой:   -  формы работы с текстом ­ «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция»,   «свободный   микрофон»,   «пресс­конференция»   с   учителями­ предметниками, «письменная дискуссия»; ­приемы   графического   представления   текста­кластер,   ментальная   карта,графическая   разметка   текста­подчеркивание   выделение   цветом   , маркировка, методика­ «Плюс, минус, интересно»  ­ТАКС)­анализ ( тезис, анализ, синтес , ключ);  ­способы работы с таблицами­упражнения « Двойной дневник», « Знаю, узнал, хочу узнать»( Д.Огле), методика ИНСЕРТ; -руководство по улучшению понимания прочитанного­модель Б.Блума, «четыре ресурса» работы с текстом­модель Льюка и Фрибоди; ­написание эссе, резюме, отзыва, сочинений, реклама книги.и т.д. Таким   образом   можно   сделать   вывод,   что   условиях   организованной преподавателем   педагогически   поддерживающей   и   мировоззренчески развивающей   образовательной   среды   у   студентов   начинает   происходить приращение   важных   параметров   мировоззренческой   культуры   – мировоззренческой   осмысленности,   социальной   ответственности,   а   также готовности   к   творческой   самореализации   профессиональных   знаний.   Для успешного   формирования   мировоззренческой   культуры   студентов   необходимо развивать   потребностно­мотивационную   сферу   личности,   при   этом   учитывая возрастные   особенности   ее   развития   и   личностный   опыт.   Как   показывает практика,   решению   данной   педагогической   проблемы   способствует   умелое применение  преподавателями  на занятиях  активных  форм  и  методов учебной деятельности.

Формирование мировоззренческой культуры студентов при изучении дисциплины « Педагогика»

Формирование мировоззренческой культуры  студентов при изучении дисциплины « Педагогика»

Формирование мировоззренческой культуры студентов при изучении дисциплины « Педагогика»

Формирование мировоззренческой культуры  студентов при изучении дисциплины « Педагогика»

Формирование мировоззренческой культуры студентов при изучении дисциплины « Педагогика»

Формирование мировоззренческой культуры  студентов при изучении дисциплины « Педагогика»

Формирование мировоззренческой культуры студентов при изучении дисциплины « Педагогика»

Формирование мировоззренческой культуры  студентов при изучении дисциплины « Педагогика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2017