Формирование мировоззренческой культуры студентов при изучении дисциплины « Педагогика»
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
20.04.2017
Одной из профессиональных дисциплин, ответственной за формирование мировоззренческой культуры будущего учителя, является дисциплина «Педагогика». В связи с этим в статье теоретически представлены компоненты и структура мировоззренческой культуры , а также опыт работы преподавателя по ее формированию у студентов педагогических специальностей.В статье представлены способы работы с теоретическим материалом по дисциплине Педагогика, направленные на формирование мировоззренческой культуры будущего педагога.
Доклад ПшеничныхЕА на семинаре.docx
Формирование мировоззренческой культуры студентов при
изучении дисциплины « Педагогика»
Пшеничных Е.А, преподаватель педагогики
В условиях реализации компетентностного подхода в российской системе
профессионального образования на первый план выходит функционально
практическая подготовка. Будущий специалист должен уметь эффективно
решать профессиональные задачи и находить оптимальные выходы из
разнообразных, в том числе нестандартных, профессиональных ситуаций.
Однако любое действие специалиста имеет мировоззренческий фундамент–
профессиональную позицию,
этические мировоззренческие категории,
мотивацию, связанную с базовыми личностными смыслами. Современный педагог
– это Личность и Профессионал, обладающий необходимым комплексом
психологических,
научно
исследовательских компетенций и готовый к их реализации в практической
деятельности. Поэтому формирование мировоззренческой культуры является
одним из важнейших направлений в профессиональной подготовке будущего
учителя.
педагогических,
этических,
методических,
Мировоззренческая культура личности представляет собой устойчивую систему
отношений человека к действительности, в формировании которых участвуют
знания,
отражающие направленность поведения и деятельности,
воплощающиеся в соответствующих делах, поступках и ценностных ориентациях.
Становление мировоззренческой культуры субъекта предполагает, в первую
очередь, формирование у него представлений о категориях мира, жизни,
жизнетворчества в процессе повседневной деятельности.
Все компоненты профессионального мировоззрения обязательно реализуются в
профессиональном поведении. В связи с этим наши педагогические действия
направлены на следующие критерии сформированности мировоззренческой
культуры будущего учителя:
наличие у студента гармоничной структуры осмысленных знаний, взглядов,
убеждения и идеалов, связанных с осознанием сущности «социального заказа» и
современных требований к педагогической профессии, взаимосвязи и
преемственности традиционных и современных ценностных представлений о
цели и содержании педагогической деятельности;
ведущая роль базовых этических мировоззренческих категорий при
планировании и осуществлении профессионального поведения:
профессиональномировоззренческое самовоспитание и саморазвитие
будущего специалиста как неотъемлемый компонент его педагогической
деятельности; формулирование собственной мировоззренческой позиции в любой
профессиональной ситуации и умение её отстаивать;
Одной из профессиональных дисциплин, ответственной за формирование
мировоззренческой культуры будущего учителя, является «Педагогика».
Несмотря на то, что в Федеральном государственном образовательном
стандарте для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного
образования. в содержании этой дисциплины мировоззренческий компонент не
выделен как самостоятельный, среди общих компетенций будущего педагога
представлена компетенция № 1 «Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес».
Ответственность за формирование данной компетенции во многом несут
педагогические дисциплины.
Одним из педагогических условий формирования мировоззренческой
направленности личности в учебном процессе является обеспечение
интегративного развития интеллекта, эмоций и воли обучающихся. Практической
основой при этом выступает организованная учебная деятельность. В ходе
образовательного процесса педагогу приходится создавать условия для
духовного наполнения содержания потребностей, личностных смыслов и
ценностных ориентаций, формирования общественнозначимых мотивов и
принципов деятельности. На этой базе вырабатывается персональная
готовность обучающихся к действиям и поступкам на духовно и социально
ценностной основе мировоззрения.
В качестве педагогических условий формирования мировоззренческой культуры
студентов, в рамках преподаваемой дисциплины мы выделяем:
– структурирование содержания курса «Педагогика» по критериям развития
мировоззренческой культуры студентов;
– установка на целостное мировосприятие, системное миропонимание и гибкое
мироотношение;
– личный опыт социокультурной деятельности студентов в педагогической
сфере;
– ценностноориентирующий диалог в учебной работе; контроль проявлений
мировоззренческой культуры студентов по заданным критериям;
– поддержка и коррекция проявлений мировоззренческой культуры студентов.
Рассматривая процесс изучения дисциплины, направленный на формирование
мировоззренческой культуры студентов, мы опредилили следующие компоненты:
мотивационноцелевой, эмоциональноценностный, когнитивный, операционно
деятельностный и рефлексивный. Мотивационноцелевой компонент в структуре мировоззренческой культуры
студента
взаимосвязан с процессами широкого, социальнонравственного
мироосмысления дисциплинарных знаний, социально ответственного выбора им
способов персонального поведения и профессиональной деятельности.
Эмоциональноценностный компонент в составе мировоззренческой культуры
студентов
выявляет степень личностной духовнонравственной зрелости
студентов как будущих специалистов.
Когнитивный компонент характеризует уровень миропонимания личности и
определяется у студентов в научном и системном формировании знаний гибкий и
творческий характер миропонимания обусловливает способность будущего
специалиста к актуализации и адекватному применению приобретённых знаний в
разных ситуациях педагогической деятельности .
творческого миропреобразования,
Операционнодеятельностный компонент определяет уровень гибкого,
ответственного,
проявляющегося в
профессиональнокомпетентной деятельности специалиста педагогического
профиля в обществе. Содержание данного компонента включает личностно
ценностное отношение специалиста к профессии, понимание им перспектив и
задач развития избранной профессиональной сферы, а также стремление к
самореализации творческих способностей в ней.
Неотъемлемыми
составляющими операционнодеятельностного компонента мировоззренческой
культуры студента выступают системное владение специалистом
профессиональными знаниями и умениями, развитая способность проектировать
и планировать свою деятельность в социокультурной сфере на основе
творческого подхода.
Рефлексивный компонент выявляет активную настроенность специалиста на
персональное мировоззренческое самоопределение в обществе и как бы
переводит и закрепляет идейное содержание мировоззрения в позицию
личности по отношению к культуре общества и персональному
мировоззренческому саморазвитию на культурноценностной основе
.Организуя, выше названные структурные компоненты, с целью полноценного
формирования мировоззренческой культуры будущего учителя в преподавании
дисциплины «Педагогика» , мы используем следующие методические подходы:
1. Сочетание элементов технологий проблемного, эвристического обучения и
развития критического мышления
2. Создание условий для формирования профессионального педагогического
мышления и мировоззрения, ведущая роль аксиологического подхода к отбору
содержания дисциплины
3. На первом плане – личность педагога, её самовоспитание и самообразование,
знакомство с идеями, жизнью и деятельностью известных на государственном и
региональном уровне педагогов. 4. Комплексный методический подход: использование художественной
литературы, телепрограмм, радиоинтервью, периодики
5. Ориентация на изучение учебновоспитательного процесса педагогов
дополнительного образования. (анализ видеозаписей уроков, встреча с
учителямипрактиками и др.
Для эффективной работы с научнотеоретическими знаниями на учебных
занятиях мы используем такие приемы работы с литературой:
- формы работы с текстом «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская
конференция», «свободный микрофон», «прессконференция» с учителями
предметниками, «письменная дискуссия»;
приемы графического представления текстакластер,
ментальная
карта,графическая разметка текстаподчеркивание выделение цветом ,
маркировка, методика «Плюс, минус, интересно»
ТАКС)анализ ( тезис, анализ, синтес , ключ);
способы работы с таблицамиупражнения « Двойной дневник», « Знаю, узнал,
хочу узнать»( Д.Огле), методика ИНСЕРТ;
-руководство по улучшению понимания прочитанногомодель Б.Блума, «четыре
ресурса» работы с текстоммодель Льюка и Фрибоди;
написание эссе, резюме, отзыва, сочинений, реклама книги.и т.д.
Таким образом можно сделать вывод, что условиях организованной
преподавателем педагогически поддерживающей и мировоззренчески
развивающей образовательной среды у студентов начинает происходить
приращение важных параметров мировоззренческой культуры –
мировоззренческой осмысленности, социальной ответственности, а также
готовности к творческой самореализации профессиональных знаний. Для
успешного формирования мировоззренческой культуры студентов необходимо
развивать потребностномотивационную сферу личности, при этом учитывая
возрастные особенности ее развития и личностный опыт. Как показывает
практика, решению данной педагогической проблемы способствует умелое
применение преподавателями на занятиях активных форм и методов учебной
деятельности.
Формирование мировоззренческой культуры студентов при изучении дисциплины « Педагогика»
Формирование мировоззренческой культуры студентов при изучении дисциплины « Педагогика»
Формирование мировоззренческой культуры студентов при изучении дисциплины « Педагогика»
Формирование мировоззренческой культуры студентов при изучении дисциплины « Педагогика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.