В результате, по данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, общий уровень физической подготовленности детей и молодежи становится недопустимо низким. Неудержимо растет число нервных заболеваний. По статистике последних лет, 43% школьников страдают различными хроническими заболеваниями, 63% - имеют нарушение осанки (сколиоз и д.р.); 50% - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22% - обладают признаками гипертонической болезни; 60 - 65% - каждый год болеют респираторными заболеваниями.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ
физические
«Гимнастика,
упражнения, ходьба должны прочно
войти в повседневный быт каждого,
хочет
кто
сохранить
работоспособность,
здоровье,
полноценную жизнь»
Гиппократ
Человеку в современном мире при усиленном развитии науки и техники,
кроме уровня профессионального мастерства, общеобразовательной и
специальной подготовки, необходимо хорошее здоровье. Будущее любого
человека зависит от умения сохранять свое здоровье и развивать себя
физически. Проведенные наблюдения подтверждают, что малая подвижность
является причиной перенапряжения нервной системы, болезней сердечно
сосудистой системы, нарушений обмена веществ и ожирения.
Основы двигательной активности должны закладываться еще в детском
возрасте, преимущественно на уроках физической культуры. Но мы
сталкиваемся с проблемой, которая состоит в том, что уроки физической
культуры в современных школах не вызывают у учащихся интереса. К.К.
Кардялис приводит фактические материалы, которые показывают, что начиная с
пятого класса средней школы отношение учащихся к физкультурной активности
каждый год ухудшается и становиться почти негативным в старших классах.
В результате, по данным научноисследовательского института гигиены
детей и подростков Министерства здравоохранения, общий уровень физической
подготовленности детей и молодежи становится недопустимо низким.
Неудержимо растет число нервных заболеваний. По статистике последних лет,
43% школьников страдают различными хроническими заболеваниями, 63%
имеют нарушение осанки (сколиоз и д.р.); 50% обладают нарушениями опорно
двигательного аппарата; 22% обладают признаками гипертонической болезни;
60 65% каждый год болеют респираторными заболеваниями.
Сегодня в нашей стране происходит формирование новой системы
физического воспитания, которая опирается на знание ценности физической
культуры в гармоничном развитии личности,
сохранении здоровья,
формировании здорового стиля жизни. Физическая культура рассматривается
как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения,
укрепления здоровья, формирование привычек здорового образа жизни у
школьников. Разрабатываются разнообразные концепции в создании новой
системы физического воспитания и образования.
Многие недостатки физического воспитания в современной российской
школе обусловлены слабым использованием передовых технологий. Между тем,научные разработки этого направления продолжают развиваться, и это
позволяет наметить ближайшие перспективы развития школьной физической
культуры. Главной целью этих новаций является повышение заинтересованности
учащихся, усиление их мотивации, а также обеспечение реального
индивидуального подхода. И то, и другое – наиболее эффективные пути
рационализации двигательной активности, что позволит обеспечить высокую
оздоровительную эффективность организованных форм физической активности
детей и подростков[3].
Как отмечают П.К. Дуркин, М.П. Лебедева, главное для педагога
формирование и развитие у школьников интереса к занятиям физической
культурой. А превращение его в потребность в физическом совершенствовании
явление, которое в реальных условиях деятельности педагога определить
нельзя. Интерес же к занятиям физической культурой определяется степенью
сознательного проявления двигательной активности учащихся[2].
Приоритетными задачами физического воспитания в рамках
формирования у школьников мотивации к занятиям физической культурой
являются:
Формирование у учащихся представления о ценности здоровья и
здорового образа жизни, понимание его как единство физического,
психического и нравственного здоровья;
Формирование интересов и потребностей учащихся в регулярных
занятиях оздоровительными физическими упражнениями в
различных формах физкультурной деятельности, отражающей
личные интересы учащихся в развитии культуры тела, культуры
движения и физических
физической
подготовленности; интересы общества во всестороннем развитии
каждого человека; интересы физической культуры в развитии
собственных культурных ценностей и образцов;
возможностей,
Формирование положительного отношения школьников к
физической культуре, установки на здоровый образ жизни,
физическое самосовершенствование, потребности в регулярных
занятиях оздоровительными физическими упражнениями.
Формирование мотивации к занятиям физкультурнооздоровительной
деятельностью является очень сложной педагогической задачей, решение
которой возможно на основе психологической теории. Такой теорией
(концепцией) является потребностно – информационный подход. Концепция
потребностно –информационного подхода к воспитанию была предложена
психофизиологом П.В. Симоновым еще в 1987 году и является актуальной до
сих пор. Он говорит о том, что в иерархии основных потребностей индивида
всегда есть главенствующая (доминирующая), выступающая «ядром» его
личности, то есть самой существенной личностной чертой человека. Из этого
следует, что формирование мотивации занятий физической культуройнеобходимо связывать с удовлетворением потребностей, актуализирующих
(доминирующих) у учащихся в различные возрастные периоды.
Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов
мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию следует
различать как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы не была сильна внешняя
мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она
возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют
возможностям школьников, когда они являются оптимальными (не слишком
трудными и не слишком легкими) и когда школьник понимает субъективную
ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей
вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятие по
собственной инициативе, то есть преобразовывает внутреннюю мотивацию в
интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда школьник
испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера
взаимоотношений с педагогом, членами коллектива[1].
Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а наоборот
переводит его на новый, более качественный уровень, делая глубоким,
разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором
энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности, либо
стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство,
настойчивость, способствует целеустремленности[1].
Для поддержания активного интереса к физической культуре необходимо
систематически давать школьнику соответствующую информацию как при
обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна
обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для
выполняющего его.
На занятиях физической культурой необходимо, чтобы школьники брали
ответственность за результаты на себя и объясняли свои неудачи не отсутствием
у него определенных способностей, а недостаточностью собственных усилий.
Только в этом случае формируются внутренние мотивации и интерес к
занятиям. Но, безусловно, школьнику надо подбирать индивидуальные,
доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и, конечно же,
посильные упражнения, задания, требования, т.е. оптимальные режимы
мотивации.
Каждого школьника необходимо сориентировать на доступный и
подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься
им и оцениваться учителем, родителями и товарищами по классу как успех, как
победа над собой.
Таким образом, формирование мотивации к занятиям физической
культурой является неотъемлемой частью физкультурнооздоровительной
работы в школе, которая дает значительные результаты в пополнении знаний и
умений школьников, в формировании положительного отношения к физической
культуре,
физическое
установки на
здоровый образ
жизни,самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях оздоровительными
физическими упражнениями.
Литература
1. Гогунов Е. П., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для
вузов. – М. Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
2. Дуркин П. К., Лебедева М.П. Физическая культура.//Научнометодический журнал. – 2005, № 6.
3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство
для работников системного общего образования. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного
книгоиздания, 2004. – 380с. (серия В помощь образовательному учреждению: Министерство образования РФ)