ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В результате, по данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, общий уровень физической подготовленности детей и молодежи становится недопустимо низким. Неудержимо растет число нервных заболеваний. По статистике последних лет, 43% школьников страдают различными хроническими заболеваниями, 63% - имеют нарушение осанки (сколиоз и д.р.); 50% - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22% - обладают признаками гипертонической болезни; 60 - 65% - каждый год болеют респираторными заболеваниями.
Иконка файла материала formirovanie_motivatsiey_k_zanyatiyam_fizicheskoy_kulturoy.doc
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ   физические «Гимнастика, упражнения,   ходьба   должны   прочно войти   в   повседневный   быт   каждого, хочет кто сохранить работоспособность, здоровье, полноценную жизнь»       Гиппократ Человеку в современном мире при усиленном развитии науки и техники, кроме   уровня   профессионального   мастерства,   общеобразовательной   и специальной   подготовки,   необходимо   хорошее   здоровье.   Будущее   любого человека   зависит   от   умения   сохранять   свое   здоровье   и   развивать   себя физически.   Проведенные   наблюдения   подтверждают,   что   малая   подвижность является   причиной   перенапряжения   нервной   системы,   болезней   сердечно­ сосудистой системы, нарушений обмена веществ и ожирения. Основы двигательной активности должны закладываться еще в детском возрасте,   преимущественно   на   уроках   физической   культуры.   Но   мы сталкиваемся   с   проблемой,   которая   состоит   в   том,   что   уроки   физической культуры   в   современных   школах   не   вызывают   у   учащихся   интереса.   К.К. Кардялис приводит фактические материалы, которые показывают, что начиная с пятого класса средней школы отношение учащихся к физкультурной активности каждый год ухудшается и становиться почти негативным в старших классах.   В результате, по   данным  научно­исследовательского   института   гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, общий уровень физической подготовленности   детей   и   молодежи   становится   недопустимо   низким. Неудержимо растет число нервных заболеваний. По статистике последних лет, 43%   школьников   страдают   различными   хроническими   заболеваниями,   63%   ­ имеют нарушение осанки (сколиоз и д.р.); 50% ­ обладают нарушениями опорно­ двигательного аппарата; 22% ­ обладают признаками гипертонической болезни; 60 ­ 65% ­ каждый год болеют респираторными заболеваниями. Сегодня   в   нашей   стране   происходит   формирование   новой   системы физического   воспитания,   которая   опирается   на   знание   ценности   физической культуры   в   гармоничном   развитии   личности,   сохранении   здоровья, формировании здорового стиля жизни. Физическая культура рассматривается как   важнейшая   часть   государственной   программы   оздоровления   населения, укрепления   здоровья,   формирование   привычек   здорового   образа   жизни   у школьников.   Разрабатываются   разнообразные   концепции   в   создании   новой системы физического воспитания и образования. Многие недостатки   физического  воспитания  в современной российской школе обусловлены слабым использованием передовых технологий. Между тем,научные   разработки   этого   направления   продолжают   развиваться,   и   это позволяет   наметить   ближайшие   перспективы   развития   школьной   физической культуры. Главной целью этих новаций является повышение заинтересованности учащихся,   усиление   их   мотивации,   а   также   обеспечение   реального индивидуального   подхода.   И   то,   и   другое   –   наиболее   эффективные   пути рационализации   двигательной   активности,   что   позволит   обеспечить   высокую оздоровительную эффективность организованных форм физической активности детей и подростков[3]. Как   отмечают   П.К.   Дуркин,   М.П.   Лебедева,   главное   для   педагога   ­ формирование   и   развитие   у   школьников   интереса   к   занятиям   физической культурой. А превращение его в потребность в физическом совершенствовании ­ явление,   которое   в   реальных   условиях   деятельности   педагога   определить нельзя. Интерес же к занятиям физической культурой определяется степенью сознательного проявления двигательной активности учащихся[2]. Приоритетными   задачами   физического   воспитания   в   рамках формирования   у   школьников   мотивации   к   занятиям   физической   культурой являются:  Формирование   у   учащихся   представления   о   ценности   здоровья   и здорового образа жизни, понимание его как единство физического, психического и нравственного здоровья;  Формирование   интересов   и   потребностей   учащихся   в   регулярных занятиях   оздоровительными   физическими   упражнениями   в различных   формах   физкультурной   деятельности,   отражающей личные   интересы   учащихся   в   развитии   культуры   тела,   культуры движения   и   физических     физической подготовленности;   интересы   общества   во   всестороннем   развитии каждого   человека;   интересы   физической   культуры   в   развитии собственных культурных ценностей и образцов; возможностей,  Формирование   положительного   отношения   школьников   к физической   культуре,   установки   на   здоровый   образ   жизни, физическое   самосовершенствование,   потребности   в   регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями. Формирование   мотивации   к   занятиям   физкультурно­оздоровительной деятельностью   является   очень   сложной   педагогической   задачей,   решение которой   возможно   на   основе   психологической   теории.   Такой   теорией (концепцией)   является   потребностно   –   информационный   подход.   Концепция потребностно   –информационного   подхода   к   воспитанию   была   предложена психофизиологом П.В. Симоновым еще в 1987 году и является актуальной до сих пор. Он говорит о том, что в иерархии основных потребностей индивида всегда   есть   главенствующая   (доминирующая),   выступающая   «ядром»   его личности, то есть самой существенной личностной чертой человека. Из этого следует,   что   формирование   мотивации   занятий   физической   культуройнеобходимо   связывать   с   удовлетворением   потребностей,   актуализирующих (доминирующих) у учащихся в различные возрастные периоды. Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов мотивационной   сферы.   По   отношению   к   школьнику   мотивацию   следует различать как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы не была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает   только   тогда,   когда   внешние   мотивы   и   цели   соответствуют возможностям   школьников,   когда   они   являются   оптимальными   (не   слишком трудными и не слишком легкими) и когда школьник понимает субъективную ответственность   за   их   реализацию.   Успешная   реализация   мотивов   и   целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятие по собственной   инициативе,   то   есть   преобразовывает   внутреннюю   мотивацию   в интерес.   Внутренняя   мотивация   возникает   также   тогда,   когда   школьник испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива[1]. Удовлетворение   интереса   не   приводит   к   его   исчезновению,   а  наоборот переводит   его   на   новый,   более   качественный   уровень,   делая   глубоким, разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором энергии   человека:   он   либо   облегчает   выполнение   деятельности,   либо стимулирует   волевое   усилие,   помогает   проявлять   терпение,   упорство, настойчивость, способствует целеустремленности[1]. Для поддержания активного интереса к физической культуре необходимо систематически   давать   школьнику   соответствующую   информацию   как   при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно   раскрывать   важность   того   или   иного   упражнения   для выполняющего его. На занятиях физической культурой необходимо, чтобы школьники брали ответственность за результаты на себя и объясняли свои неудачи не отсутствием у него определенных способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только   в   этом   случае   формируются   внутренние   мотивации   и   интерес   к занятиям.   Но,   безусловно,   школьнику   надо   подбирать   индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные   упражнения,   задания,   требования,   т.е.   оптимальные   режимы мотивации. Каждого   школьника   необходимо   сориентировать   на   доступный   и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, родителями и товарищами по классу как успех, как победа над собой.  Таким   образом,   формирование   мотивации   к   занятиям   физической культурой   является   неотъемлемой   частью   физкультурно­оздоровительной работы в школе, которая дает значительные результаты в пополнении знаний и умений школьников, в формировании положительного отношения к физической культуре,   физическое   установки   на   здоровый   образ   жизни,самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями. Литература 1. Гогунов Е. П., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для вузов. – М.­ Издательский центр «Академия», 2000. – 288с. 2. Дуркин П. К., Лебедева М.П. Физическая культура.//Научно­методический журнал. – 2005, № 6. 3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для  работников  системного   общего  образования.   –  М.:   Московский   городской  фонд  поддержки  школьного книгоиздания, 2004. – 380с. (серия В помощь образовательному учреждению: Министерство образования РФ)