ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.7

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
администрации +1
Взрослым
07.11.2017
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Мотивация..doc
Севрюкова Е.А.  МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»                                           Педагогический  совет   12.01.2015 ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ  (сл1) Кто он сегодня — современный учитель? Источник информации, носитель инноваций, консультант, модератор, тьютер, наблюдатель, ресурс , справочник, советник, тот кто учит других или постоянно учится сам? Какой  он — современный УЧИТЕЛЬ?  (сл2) Современный учитель должен быть креативным, самокритичным, предприимчивым, стрессоустойчивым, владеющим информацией и интернет ­ ресурсами, свободно владеющий современными технологиями и компьютером, конечно же, психологом!  Теперь непосредственно к нашей теме. Для начала давайте определим, что же такое мотив и  мотивация: (сл3)  Мотивы ­ это осознанные причины и побуждения деятельности.   Мотив учебной деятельности можно определить как  направленность учащегося на достижение  целей собственного развития, в том числе ­ на приобретение  знаний, умений и навыков,  продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.   Мотивация ­ склонность, предрасположенность к действию.  (сл4) При формировании мотивации учащихся необходимо учитывать их возрастные особенностей развития мотивации:  В 5­8 классах мотивы учения связаны с потребностями в эмоциональном контакте со сверстниками  и самоутверждении. Возникает стойкий интерес к определенному предмету. Появляются противоречивые оценки и суждения.  В 9­11 классах мотивы обучения связаны с социально­значимыми потребностями (личные и  профессиональные интересы, расширение кругозора).  Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Снижение   положительной   мотивации   школьников   ­   проблема,   которая   является   одной   из актуальных проблем в российской школе.  Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания  их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? (сл5) Управление развитием мотивации позволяет учителю: 1.Обоснованно планировать учебно­воспитательную работу на уроке: предвидеть направление поведения учеников и контролировать его; согласовывать и прогнозировать усилия по достижению общей цели;  предотвращать   возникновение   одних   и   поощрять   развитие   других   черт   личности    учащихся; (сл6) 2.Повышать эффективность учебно­воспитательной работы: Севрюкова Е.А.  МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»                                           Педагогический  совет   12.01.2015 развивать логическое мышление, интуицию, воображение учащихся;   формировать характер, нравственные черты личности (объективность, настойчивость, честность, трудолюбие и т.д.)  (сл7) 3.Правильно оценивать  результативность учебно­воспитательной работы. 4.Поддерживать  доброжелательные отношения с учащимися, делать их активными участниками учебного процесса. (сл8 сначала пустой) Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие   у  них   интереса   к   предмету.   Но  чем   старше  дети,   тем   к  математике   интерес   значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке. Иногда мы слышим от учеников “Нам  тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку  должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним  учебной мотивации. Если рас сматривать все обучение в виде цепочки (сл8 щелчок) : “хочу – могу –  выполняю с интересом – личностно – значимо каждому”, то мы опять видим, что интерес стоит в центре  этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через  поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. В своей работе мы применяем технологию   проблемного обучения, личностно­ориентированную технологию   обучения,     технологию   уровневой   дифференциации,    информационно­коммуникационные технологии. Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности (сл9). (сл9).В начале урока  создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. (сл9).В   ходе   урока  создать   условия     для   сохранения   и   усиления   исходной   мотивации   для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения  от самого процесса учения. (сл9).В  конце урока создать условия  для  оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или  неудачи, постановке задач для  дальнейшей деятельности. Главная задача конца урока состоит в том, чтобы каждый ученик осознал приобретенный положительный опыт. Результат:   мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов:   от мотивации  начала работы (готовность, включенность)   к мотивации хода выполнения работы   и   затем   к   мотивации   завершения   работы   (удовлетворенность   или   неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.) Чтобы   обучение   было   по­настоящему   эффективным,   у   ученика   должна   возникнуть  внутренняя потребность   в   знаниях,   умениях   и   навыках,   которые   предлагает   учитель,   а   также   желание   активно действовать по их приобретению. Из­за высокого уровня мотивации у ученика формируется цель и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Если на уроке ученик переживает свои успехи– это мощный фактор развития мотивации. Давайте   рассмотрим   какие   приемы   влияют   на   формирование   мотивации. (сл10).Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации: 1. 2. 3. 4. 5. Апелляция к жизненному опыту детей Создание проблемной ситуации Ролевые и деловые игры Решение нестандартных задач на смекалку и логику Элементы занимательности Севрюкова Е.А.  МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба» 6. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы, фокусы и  т.п.                                           Педагогический  совет   12.01.2015 (сл11).Стимулы  для формирования мотивации к учебной деятельности: Ситуация удивления. Ассоциации вместо правил Презентации, творческие домашние задания   Накопительная система оценок, рефлексия Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке 1. 2. 3. 4. 5. Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем­то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока. Методическая ценность приемов: ­активное включение в работу всех учащихся; ­ свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные); ­обеспечивается системность знаний и умений; ­обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов  (вопрос для исследования ставят сами учащиеся); ­развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания. (сл12 пустой). Я   наткнулась   на   древнюю   мудрость,   которая,     на   мой   взгляд   соответствует   теме   моего выступления: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».   Да,   можно  усадить   за   парты,   добиться   идеальной   дисциплины.   Но   без  побуждения   интереса   к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не будет иметь успех. Как  же  пробудить  у  ребят   желание  "напиться"  из   источника  знаний?  Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?  Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала.  Поэтому   один   из   перспективных   путей   развития   и   повышения   мотивации   учения   я   вижу   в применении нетрадиционных методов и форм организации урока. Так как же сформировать интерес у ребенка? Уже с первых минут урока можно привлечь внимание учеников: 1. к учебе в целом, 2. к предмету, 3. к теме урока, используя различные высказывания, цитаты знаменитых людей, пословицы и т.д. Отдельно  хочется  остановиться  на использовании   исторического  материала  в  целях  мотивации учебного   процесса.     Историзм   как   стимул   формирования   познавательного   интереса   имеет   большое значение на уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал,   что всякое   обучение   становится   ярче,   богаче   от   каждого   соприкосновения   с   историей изучаемого предмета. Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика ­ наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатым в эмоциональном отношении эпизодами их жизни.  Известный математик С.В.Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом.  Все дети знакомы со сказкой "Приключение Алисы в стране чудес", знакомлю с автором Льюис Кэрроллом, сообщаю детям, что это псевдоним математика и логика Чарльза Л. Доджсона. Севрюкова Е.А.  МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»                                           Педагогический  совет   12.01.2015 Как   рассказывают   биографы,   королева   Виктория   пришла   в   восторг   от   этой   книги   и   захотела прочитать всё, написанное Кэрроллом. Можно представить её разочарование, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике. Л.Ф.Магницкий это псевдоним Л.Ф.Телятина. Данную фамилию он получил благодаря Петру I, за умение притягивать к себе знания как магнит. Обычно при  введении  нового математического   термина  рассказываю   учащимся  об  истории  его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в  изучении   нового   объекта.   Приведу   несколько   примеров,   терминов   вызывающих   у  учащихся   особый интерес. (сл13). «Точка» – (лат. “пункт” – пунктир; “пунктум” – укол, медицинский термин “пункция” – прокол). "Конус" ­ это латинская форма греческого олова "конос", означающего сосновую шишку. "Цилиндр" ­ латинская форма греческого слова "кюлиндрус", означающий "валик", "каток". Ещё   больший   интерес   у   учащихся   вызывают   следующие   задания.   Например,   при   изучении темы "Окружность и круг" сообщим детям, что по ­ латински "радиус" ­ "спица колеса", и предложим  им нарисовать радиус окружности.  В 7 классе   нарисовать параллельные прямые после расшифровки, что по­гречески "параллелос" ­ это идущие рядом.  Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет о предварительной мотивации. Наиболее успешно она   реализуется   обращением   к   практике.   Познавательная   и   практическая   деятельность   человека находятся   в   тесном   единстве   и   переплетаются.   Известный   математик   Н.Я.   Виленкин   рекомендовал изложение  нового  теоретического  материала  начинать  с  прикладных  задач,  приводящих   к  постановке рассматриваемых вопросов Например, урок по теме  « Решение задач с помощью уравнений»,   можно начать с демонстрации рисунка к задаче: «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2кг, а на правой чаше ­ гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?» Чтобы у учащихся не возникало представление об оторванности   математики от жизни, можно показать  взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром.  Так   при   изучении   темы "Действия   с   десятичными   дробями"  использую   счет­квитанцию   по оплате за коммунальные услуги.  При изучении темы "Проценты" открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара. Кстати на экзаменах и в 9, и в 11 классах данные задачи обязательно есть. При планировании уроков необходимо обратить внимание на  использование проблемного метода обучения. При этом, в зависимости от уровня самостоятельности учащихся и уровня оказываемой им помощи это может быть: ­проблемное изложение  нового материала;  ­проблемная беседа; ­исследовательский метод. Приведу   примеры   конкретных   проблемных   задач,   которые     приводят   детей   к   необходимости изучения того или иного факта, тем самым помогают вызвать интерес у учащихся. Если  материал добыт учащимися самостоятельно, в ходе какого – либо исследования, то он вдвойне ценен.  (сл14).Тема  «Длина окружности» 6, 9 класс Детская карусель, установленная в парке, имеет диаметр   10м. За один сеанс карусель делает 6 оборотов. Какое расстояние  (в метрах) проезжает ребенок за один сеанс катания на карусели? Что нужно знать, чтобы найти расстояние? (длину окружности)  Проблема: Как найти длину окружности?  (сл14).Тема «Площадь  прямоугольника, квадрата». 5 класс К  уроку вам было дано задание из газеты склеить 1 м2.  Давайте посмотрим, сколько человек поместится на нём. Выясняем, что 4 человека. Севрюкова Е.А.  МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»                                           Педагогический  совет   12.01.2015  Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 км поместить всё население мира ?( 6,5 млрд.) Проблемная ситуация: нужно найти площадь площадки (площадь квадрата). (сл15 пустой). Хорошо   известно,   что   ничто   так   не   привлекает   внимания   и   не   стимулирует   работу   ума,   как удивительное.   Поэтому     используются   такие   приемы,   которые   стимулируют   внутренние   ресурсы   – процессы, лежащие в основе интереса.  «Удивляй» Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем­ то необычным, загадочным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока. На уроках математики не обойтись без заданий, носящих поисково­исследовательский характер: «Объединяй   по   общему   признаку»   «Найди   ошибку»   «Найди   лишнее   и   аргументируй»   «Найди недостающий факт для достоверности», «Интеллектуальная разминка» и др.  Варьируются   задания,   рисунки,   схемы.   Необходимо   установить   логические   связи   между   ними, выявить и изложить идею, заложенную (“закодированную”) в этом рисунке, графике, модели и т.д.  Методическая ценность  данного приема: ­ ­  активное включение в работу каждого; ­ развитие логического и критического мышления; ­ систематизация знаний и умений.  Для   повышения   мотивации   учащихся   на   своих   уроках   используются     занимательные математические   задачи   с   нестандартным   решением.   Такие   задачи   полезны   при   выработке   навыков мышления, повышения интереса к предмету. К занимательным задачам отнесем и старинные задачи.  Нестандартными   заданиями   можно   назвать   и   математические   ребусы   и   кроссворды.   Домашнее задание на составление такого ребуса или кроссворда требует повторения большого количества учебного материала,   а   желание   поставить   в   тупик   одноклассников   своим   заданием     придает   более   творческий характер работам учащихся. Ну и конечно создание проектов (например «Многогранники вокруг нас») ______________________________________________________________ Так   же   очень   использую   софизмы   и   математические   фокусы.   Софизм   –   это   ошибочное рассуждение, и чтобы найти в нем ошибку, нужно знать законы математики. (Пример 2*2=4) То же самое с фокусами (показать пример). Необычные способы устного умножения (пример на 9, на 11)  Заключение: На   уроках   математики   важно,   чтобы   каждый   ученик   вышел   из   деятельности   положительным, личным опытом и, чтобы в конце урока возникла установка на дальнейшее обучение. Итак,     я описала некоторые методы, применяемые на уроках математики   и направленные на развитие интереса ученика, на то, чтобы сформировать   положительную   мотивацию к обучению, на то, чтобы   ученик   был   убежден   в   необходимости   получаемых   знаний,   что   в   свою   очередь   приведет   к повышению качества образования. Учение   только   тогда   станет   для   детей   радостным   и   привлекательным,   когда   они   сами   будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только   в   процессе   самостоятельной   учебно­познавательной   деятельности   на   основе   современных педагогических технологий.   Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет нем. Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». учащихся, сознания оставив следа не     в     мимо       Перечисленные  приёмы   и   методы   обучения    способствуют     формированию   компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса. Севрюкова Е.А.  МБОУ СОШ № 2 с.п. «Село Хурба»                                           Педагогический  совет   12.01.2015 Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого­то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого­то мотивировать поощрениями, а кого­то ­ предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации». Таким образом, можно сделать следующие выводы (сл16): Мотивация   –   один   из   факторов   успешного   обучения   учащихся   на   уроках   и Снижение   положительной   мотивации   учащихся   ведет   к   снижению   успешности   и эффективности обучения, к снижению качества образования.  Использование   в   учебной   деятельности   методов   и   приемов   современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности. В заключение хотелось бы сказать такие слова  (сл17):  «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым  уроком к ученикам…» повышения качества образования.  

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017