Во все времена актуальными остаются вопросы изучения особенностей развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте и выявления психолого-педагогических условий эффективного их развития у детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном детстве в результате общения со взрослыми и сверстниками формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе.
«Формирование общения у детей 56 лет»
Анализ проблемы показывает, что современная психология и педагогика
располагают определенными сведениями относительно сущности общения и
коммуникативных навыков; отмечается решающая роль общения в
психическом развитии ребенка в целом. Существенное место в исследованиях
уделено содержанию общения, средствам общения, описанию уровней
общения и видов общения, методам изучения общения и межличностных
отношений. В то же время представления о практических методах и приемах
формирования общения и развития коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста остаются недостаточно разработанными. В связи с этим
актуальными остаются вопросы изучения особенностей развития
коммуникативных навыков в дошкольном возрасте и выявления психолого
педагогических условий эффективного их развития у детей старшего
дошкольного возраста.
В дошкольном детстве в результате общения со взрослыми и
сверстниками формируется общественное поведение детей, их отношение к
жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает
характерные для него способы отношений с окружающими, у него начинает
вырабатываться устойчивый личностный стиль поведения и появляется
представление о самом себе. Изменяется содержание общения, его мотивы,
коммуникативные навыки и умения, формируется один из необходимых
компонентов психологической готовности к обучению в школе –
коммуникативный. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое
формирование общения у ребенкадошкольника, а только организованное в
соответствии с нравственными, общечеловеческими принципами. Оно должно
сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с
другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
Так, например, нельзя обучать детей общению, не включив их вовзаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение
какойлибо другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и
т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у
каждого ребенка вступить в него.
Таким образом, основываясь на исследованиях, посвященных
формированию общения и коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста, мы можем сделать следующие выводы:
вопервых, характеризуя состояние изученности проблемы
применительно к дошкольному возрасту, приходиться констатировать, что в
психологопедагогической литературе многие аспекты формирования
коммуникативных навыков остаются мало разработанными. Недостаточно
раскрыты содержание коммуникативных навыков и умений, критерии и
показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не
определена последовательность включения дошкольников в процесс их
формирования;
вовторых, коммуникативные навыки и умения нужно формировать в
процессе различных видов деятельности, главным из которых является
развитие речи, без которого невозможен процесс коммуникации.
втретьих, принимая во внимание возрастные особенности детей,
необходимо подобрать такой комплекс направлений, форм, методов и
приемов психологопедагогической работы, при которых формирование
коммуникативных навыков осуществлялось бы наиболее успешно.
Данная проблема остается актуальной, она представляет интерес для
дальнейшего исследования и развития, поиска новых способов и средств
развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.