Формирование полноценной общей подготовки к школе.

  • Научные работы
  • docx
  • 04.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Помимо предметной подготовки к школе детей 6-7 лет, обязательно должна быть проведена общая подготовка дошкольников к новым для них условиям школы. В материале указаны игры, упражнения, помогающие осуществить эту подготовку. Также подробно разбирается вопрос использования ИКТ при подготовке дошкольников к обучению в школе.
Иконка файла материала Формирование полноценной общей подготовки к школе.docx
Формирование полноценной общей подготовки к школе. 1. Снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков,  преодоление барьеров в общении. 2. Развитие эмоционального интеллекта, самосознания и  индивидуальности дошкольника. 3. Принятие новой социальной роли, роли младшего школьника,  расширение представлений о школе. 4. Развитие мышления, речи, внимания, памяти, восприятия. Занятия по общей подготовке к школе органично включаются в  текущую деятельность дошкольников и не выделяются в отдельные занятия.  Используемые инструменты: Игры, упражнения: «Соберемся вместе», «Давайте поздороваемся»,  «Мое настроение», «Сбрось усталость», «Встаньте все те, кто…», «Подарок  на всех», «Нарисуй настроение», коллективное сочинение сказки, «Угадай  эмоцию», «Новая кукла», «Лото настроений», «Баба Яга», «Назови похожее», «Золушка», и т. д. Беседы о школе, чтение стихов и произведений о школе,  знакомство со словарями, энциклопедиями, учебниками. Дидактические игры и упражнения: «Найди по описанию», «Угадай  загадку», «Плохо­хорошо», «Что изменилось?», «Непохожих не бывает»,  разнообразная пальчиковая гимнастика Применение ИКТ при подготовке к школе на занятиях в детском саду и в семье. Компьютеры не так давно, но уже очень прочно вошли в окружающую  нас действительность. Кто­то выступает против занятий ребенка на  компьютере, кто­то подменяет компьютерными играми живое общение. Но  необходима золотая середина, чтобы можно было пользоваться достижениями современной науки и техники, не принося вред психическому и физическомуздоровью. Как педагог ДОУ, я не могу произвольно включать компьютерную  грамотность и компьютерные игры в программу подготовки детей к школе, но я могу рекомендовать игры и программы, которые считаю полезными в  разумных пределах, родителям для занятий с детьми дома. В связи с этим я  исследовала мир программ по подготовке дошкольников к школе,  рассортировала по видам, воспользовавшись существующей классификацией,  и предложила рекомендуемые игры родителям из экспериментальной группы  дошкольников. Специалисты подразделяют интерактивные игры на несколько видов,  относительно их назначения: ­ игры, улучшающие логическое мышление и память дошкольника; ­ игры, развивающие мелкую моторику рук; ­ игры, улучшающие необходимые навыки чтения и счета; ­ игры, помогающие развить объемное восприятие и фантазию  дошкольника; ­ игры, влияющие на художественный вкус или музыкальный слух  ребенка. Рассмотрим эти виды внимательнее.  Игры на развитие памяти. Дети 6­7 лет еще не могут запоминать вещи и  события, необходимые в дальнейшем. Память дошколят срабатывает  самопроизвольно, они запоминают только самые яркие и сильные  впечатления. А в школе первокласснику просто обязательно нужно уметь  запоминать новую информацию. Как тут помогает игра? Она ставит ребенка  перед фактом, что необходимо запомнить что­то, чтобы использовать это вдальнейшем процессе игры, иначе прогресса в игре не достигнуть, а  красочность и яркость впечатлений помогают в этом процессе, способствуя  запоминанию. Самыми популярными из игр этого вида являются, игры, где нужно  собрать целую картинку из маленьких кусочков, для чего вся картинка  целиком показывается в течение определенного времени. Или найти и убрать  все парные картинки из группы (мемо­карточки), при условии, что все  картинки закрыты, и одновременно открывается не более двух из них. Или  запомнить, как расположена группа предметов, а затем, когда их  местоположение поменяют, вернуть их по своим местам или указать, каких не хватает. Игры, развивающие мышление ребенка, очень полезны при подготовке  ребенка к школе. Они помогают дошкольнику лучше абстрагироваться от  реальных вещей. Так объекты, хорошо знакомые ребенку, например, куклы,  постепенно меняются, преобразуясь в объекты, которых не существует в  реальном мире, развивая знаковую функцию сознания, то есть прививая  дошкольнику понимание того, что существуют определенные уровни  реальности окружающего мира –и реальные предметы, и их изображения, и  слова, их обозначающие, и наши мысли о них, и плоды нашей фантазии,  отталкивающиеся от них и преобразующиеся во что­то новое и необъяснимое.  Так ребенок учится оперировать образами, а не только материальными,  осязаемыми категориями. Ведущая роль здесь принадлежит играм на  нахождение пары (мемори) или группировка предметов по какому­либо  принципу. Программы на развитие логического мышления и памяти могут  заинтересовать даже родителей и педагогов. В процессе подготовки детей к  школе могут оказать помощь игры из серий "Несерьезные уроки": "Учимсядумать", "Учимся анализировать", "Учимся мыслить логически". Эти веселые, увлекательные игры способствуют формированию и закреплению навыков  мышления, развитию способности к запоминанию и анализу полученной  информации. Яркое и насыщенное оформление игр, необычная постановка  заданий позволят усовершенствовать навыки логического мышления. В настоящее время создано множество программ, способствующих  формированию у дошкольника сенсорных эталонов, обеспечивающих  формирование важных психических качеств. В данных играх эталоны цвета,  формы или размера зачастую спрятаны в каком­либо предмете, а ребенку  поставлена задача найти необходимый эталон. Существует великое  множество детских сайтов, на которых представлены короткие игры,  способствующие сенсорному развитию. Один из них – детский портал  Солнышко (solnet.ee) –сайт для педагогов, детей и родителей. Также при подготовке к школе полезны игры на развитие мелкой  моторики. В каждой игре дошкольник должен одновременно нажимать на  определенные клавиши, развивая мелкую мускулатуру рук и способствуя  подготовке ребенка к письму, и следить за происходящим на экране. А от  скорости реакции и правильности нажатия клавиши зависит финал игры. Полезны игры на развитие восприятия. Например, собрать пазл,  расположить по местам фигурки (собрать саквояж доктора или расселить  птиц по местам их зимовки). Тут я рекомендую игры "Лента времени",  "Животные леса", "Времена года". Игры, позволяющие ребенку использовать свой творческий потенциал,  также полезны при подготовке ребенка к школе. Например, игра, в которой  нужно создать персонажа (если все действия сделаны верно, персонаж  оживет), нарисовать картинку с определенным содержанием. Дополнительноможно попросить дошкольника придумать персонажу имя, кто он, вообразить  какую­нибудь историю с его участием, которую, помимо прочего, можно  проиллюстрировать тут же, на компьютере. Этим требованиям вполне  отвечает программа "Арт­студия". Мало рекомендовать родителям список игр, необходимо еще составить  рекомендации для родителей по верному и эффективному применению  компьютерных программ для дополнительной подготовки детей к школе в  домашних условиях. Для начала, нужно выбрать жанр игры, отталкиваясь от индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента и склонностей. Необходимы игры, не перегружающие его, и рекомендовать каждому родителю нужно именно те  игры, которые подойдут именно его ребенку. При подготовке к школе с использованием ПК важно подобрать ребенку игры, которые не будут способствовать его перегрузке. Если ребенок  перевозбужден, необходимо уменьшить уровень сложности программы или  сменить ее тип.  Если ребенок стал крайне нетерпелив в общении, это вполне может быть последствием компьютерных игр: дети очень быстро привыкают к мгновенной реакции компьютера, и их начинает раздражать замедленная реакция  окружающих. Если подобное происходит, нужно объяснить ребенку суть  проблемы, и подобрать игры спокойнее, в которых необходимо больше думать и меньше действовать. Длительность игры обязательно выбирается с учетом возраста ребенка и типом игры. Её ритм и продолжительность должны быть сбалансированы.Рекомендуется заканчивать эпизод, и только после этого выключать  игру, т.к. ребенок должен отходить от компьютера с чувством успешно  выполненного дела. Большинство игр подходят для совместного прохождения взрослым и  ребенком. Совместная игра позитивно влияет на межличностные отношения и  создает доверительные отношения между дошкольником и взрослым.

Посмотрите также