Формирование положительной мотивации у обучающихся и педагога -важнейшее условие качества образования.
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
3 кл
04.04.2018
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.Выступление на ПС
формирование положительной мотивации у обучающихся.docx
Формирование положительной мотивации у обучающихся и педагога
важнейшее условие качества образования.
Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является
предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Учебная
мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Учителя знают,
что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям
равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой
стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к
учебной деятельности.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и
желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас
и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет
учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы
встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет
интереса к учению.
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять
мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне
одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности,
которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к
окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со
слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне
неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит
объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс
обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям,
напряженному умственному труду.
Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков,
каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой
вид деятельности (эмоциональный, мотивационноцелевой, познавательный). Каждый
блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает
основанием для использования в других блоках.
любопытство причину познавательного интереса.
Я использую для этого следующие приемы:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся
учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке
доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других,
оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов
(например, "Почему было трудно?", "Что открыли, узнали на уроке?", «Как достигли
открытие?» и т.д.); 4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных
фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.
Приём «Фантастическая добавка». Учащемуся предлагается представить себя
прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина
«Лягушкапутешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции
прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как
удивительное.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес
в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная
отгадка». Загадка даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на
следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой,
которые растут у нас на огороде.
При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование».
«Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с
которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и
Розочка», «Кот в сапогах».
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых
ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных
приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При
включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности
резко возрастает, работоспособность повышается.
Игра «Выбери три слова», которую использую при закреплении тем по русскому
языку. Игра позволяет проследить за формированием орфографического навыка с
учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого у первого окажутся три слова,
имеющую одинаковую орфограмму.
Задания:
1 Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
2 Составить предложения, используя данные слова.
Игра «Шифровальщики»
Цель ее развитие фонетикофонематического восприятия, процессов анализа и
синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение
словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои
силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил (лыжи)
ански (санки)
кьоинк (коньки) Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее
слово.
Например:
1 Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
2 Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
3 Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)
Детям также очень нравятся такие, например, задания:
1) заменить словосочетания одним словом:
промежуток времени в 60 минут,
военнослужащий, стоящий на посту,
ребенок, любящий сладкое,
очень смешной фильм.
2) распределить слова на две группы;
3) найти родственные слова. Выделить корень;
Закончить предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Составить рассказ по опорным словам: зима, снежок, морозец, деревья, холод,
снегири.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также
скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое
другое.
На уроках и во внеурочное время работаю с ресурсами Интернет.
Создаю на уроках проблемную ситуацию. На уроке русского языка при
изучении темы "Непроизносимые согласные" я создаю, например, такую проблемную
ситуацию
Весть, известие, вестник, известный, известно
Сравните произношение и написание корня в этих словах
Что вы можете сказать об этих словах? (осознание противоречия)
Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Здесь используется побуждающий диалог
Какие есть предположения?
Разрешение проблемной ситуации.
В 1 столбик выпишем слова, где звук [т] произносится, а в другой где не
произносится
Какие есть предположения? (Здесь возникают различные гипотезы и каждая
проверяется, например, дети могут сказать, что нужно смотреть на приставку)
Вы согласны? (учитель дает подсказку): Все слова 2 столбика имеют приставку?
Значит, дело не в приставке. Какие есть еще идеи?
Если нет предположений,
подсказка:
Где стоит буква, обозначающая непроизносимый согласный?
Подчеркните буквы, между которыми стоит буква, обозначающая непроизносимый согласный.
Что вы заметили? Когда же согласный не произносится?
Сверьте свой вывод с правилом в учебнике.
Т.о. при побуждающем диалоге ребята выдвигают различные гипотезы и каждая из них
проверяется.
На уроках математики я использую ребусы и головоломки. Развивать и
сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели
занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность,
литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к
предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи
материала:
Зачеркни его,
Найди лишнее число в каждом ряду,
Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания,
Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово,
«Занимательная цепочка» позволяет детям узнать, правда ли, что крокодилы
притворяются бревнами, чтобы спастись от врагов. Для этого им нужно выполнить
вычисления и выбрать правильный ответ.
Запиши получившееся слово.
А. Да – 400
Б. Нет – 420
:100 х 17 210 х 3 + 30
→ О
2000
ответ: Б. Нет – 420.
Энциклопедические сведения: Крокодилы действительно похожи на плывущие
→ О
→ О
→ О
→ О
бревна, но они не пользуются этим сходством, чтобы подкрасться к своим жертвам.
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той
информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение
обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в
теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой
очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
Не только в материалы уроков, но и во внеклассные мероприятия я стараюсь
включать загадки, пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят
положительный эмоциональный настрой.
Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует
положительную мотивацию к обучению. Учитель должен ожидать от каждого ученика
положительных результатов, возлагать на него надежды и верить в его способности.
Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту,
творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически
ориентированным педагогом.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и
целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших
школьников формируется через проведение уроковпутешествий, уроковигр, уроков
викторин, уроковисследований, уроковвстреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность,
внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и
применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования
мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Я стараюсь не просто ставить отметку, а давать соответствующие
пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать
положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Поощряю
малейшее продвижение в учении каждого слабого, но старательного ребёнка.
Формирование положительной мотивации у обучающихся и педагога -важнейшее условие качества образования.
Формирование положительной мотивации у обучающихся и педагога -важнейшее условие качества образования.
Формирование положительной мотивации у обучающихся и педагога -важнейшее условие качества образования.
Формирование положительной мотивации у обучающихся и педагога -важнейшее условие качества образования.
Формирование положительной мотивации у обучающихся и педагога -важнейшее условие качества образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.