Формирование положительной самооценки. Коммуникативно-личностное развитие младшего школьника невозможно обеспечить без всестороннего изучения его особенностей. В ходе занятия школьники могут многое узнать о процессе коммуникации.
Как можно различить, где правда, а где ложь? Как можно прийти к своему собственному мнению? Как связано доверие к другим и уверенность в себе? Эти непростые вопросы рассматриваются здесь не теоретически, а практически в ходе игры. В конце занятия подводят итог, какие качества нужны человеку, чтобы быть успешным в жизни, уметь строить отношения с другими людьми.Формирование положительной самооценки
Тренинг коммуникативноличностного
развития младших школьников
«Формирование
положительной самооценки»Цель: создать условия для самопознания школьниками своих особенностей и
взаимоотношений с окружающими; веру в себя и свои возможности.
Задача: разговорить детей, растревожить, взволновать словом, вызвать на
заинтересованный, доверительный разговор.
I. Эмоциональный настрой, разминка.
1) Игра «Подарки».
Учитель: У многих народов существует обычай дарить другим подарки.
Дарить и принимать подарки это большое искусство. Какие же бывают
подарки:
для официальных случаев: цветы, книга, хрустальная посуда, настенные часы,
дорогие конфеты
гастрономические: торт, хорошие сорта чая, кофе, шоколад, домашнее
варенье:
косметика: тушь, помада, лак, набор косметики;
одежда и аксессуары: костюм, ремень, колготки, носки;
живые подарки: щенок, котенок, хомячок, попугай, канарейка. Такие
подарки делаются только по согласованию с хозяином.
Кроме того, у народов некоторых стран есть обычай дарить гостю
понравившуюся вещь из своего дома.
Дарить надо искренне и принимать благодарно. Может быть, вы вспомните
какойнибудь случай, связанный с получением подарка, и расскажете о нем.
(Высказывания ребят.)А сейчас представьте, что у вас есть возможность подарить подарки
вашим одноклассникам. Что вы подарите и кому?
(Школьники по очереди «дарят» воображаемые подарки своим
друзьям и описывают их).
Комментарий: Обратить внимание, чтобы в классе не было обиженных и
каждый «получил» подарок. Отвергаемым ученикам учитель сам может
«подарить» подарки.
2) Задание №1 на карточке (Приложение№1).
II. Основная часть.
Вступление.
Учитель: Какие качества вы больше всего цените в людях и в себе?
Дети: (возможные ответы) честность, доброта, ответственность, аккуратность.
Эти качества помогают человеку добиваться поставленных целей, помогают
ему дружить.
Учитель: Давайте поговорим об этих качествах людей. Что такое доброта?
Почему некоторых героев сказок называют добрыми?
(Высказывания ребят: потому что они делают хорошие поступки,
помогают своим друзьям, они ничего плохого не делают, если у них, что
то будет, то они обязательно поделятся.)
Доброта.
1) Стихотворение «Доброта» Л. Николаенко.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,В доме столько доброты?
2) Игра «Клубок».
Учитель: Я передаю клубок, ученик должен назвать один добрый поступок,
который он совершил, намотать ниточку клубка на палец и передать другому.
Например, помог маме прибраться в квартире, прополол у бабушки грядки в
огороде, помог починить велосипед младшему брату. В результате получится
«паутинка доброты» из ниток. Для того чтобы обратно смотать клубок, вам
необходимо назвать последствия доброго поступка. Например, мама была
счастлива, бабушка смогла отдохнуть, отец гордился мной.
3) Пословицы и поговорки.
Учитель: Прочитайте пословицы о доброте и объясните их смысл, для
объяснения можно использовать пример из собственного опыта:
Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают для вас.
Без добрых дел нет доброго имени.
Кто не делает добра, тот не человек,
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
4) Мой путь к доброте.
Добрые сердца это сады.
Добрые слова корни.
Добрые мысли цветы.
Добрые дела плоды.
Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками,
наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Доброта всегда приносит радость окружающим людям.
«Она (доброта), как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.
Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко
всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно
тоже отвечать добром. (В.Синицын.)
Ответственность.
Учитель: Очень важное качество человека это ответственность. Как вы
понимаете, что такое ответственность?(Высказывания ребят: это когда один человек отвечает за другого,
заступается за него, это отвечать за чтолибо, отвечать за свои
поступки и действия.)
1) Вопросы для обсуждения:
Встречались ли вы с людьми, которые не держали свое слово? Как относятся
окружающие к таким людям? Почему?
За что вы дома отвечаете?
Если вы дежурите в классе, то за что вы отвечаете?
2) Задание №2 (Приложение№2).
Честность.
1) Чтение рассказа «Правда и ложь».
Вышли три друга во двор погулять. Погода была хорошая. Они качались
на качелях, играли в прятки и не заметили, как стемнело. Временито уже
много, родители, наверное, волнуются, ругать сейчас будут.
Вот остановились они около подъезда и думают, что лучше: обмануть
или правду сказать?
Скажу я, что тетю Машу встретил и помог ей сумки донести, говорит
первый.
Мама порадуется и не будет меня ругать.
Я скажу, говорит второй, что хулиганы приставали и в подъезд не пускали.
И тогда меня не будут ругать.
А я правду скажу, говорит третий. Правду всегда лучше сказать, потому
что она – правда, и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам.
Первый мальчик про тетю Машу рассказал. А маме как раз тетя Маша
позвонила. Рассердилась мама за то, что поздно вернулся, а за обман наказала.
Только сказал второй мальчик отцу про хулиганов, а в это время сосед в
гости зашел и говорит:
Я сегодня целый вечер у подъезда машину ремонтировал, только сейчас
поднялся. Не было у нас никаких хулиганов.
Рассердился отец. За опоздание рассердился, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик рассказал все как было. Поворчали на мальчика
родители, да простили.
2) Вопросы для обсуждения: Были ли у вас такие ситуации, когда вы тоже думали, что сказать: правду
или обмануть?
Почему иногда тяжело быть честным?
Что вы чувствуете, когда вас обманывают?
3) Правила жизни честного человека.
Сказал сделай, не уверен не обещай, ошибся признайся, забыл
проси прощения;
Говори то, что думаешь;
Не можешь сказать правду объясни почему;
Не выдавай чужую тайну;
Не дружи с лжецами и хвастунами.
III. Игра тренировка.
1) Игра «Истина или ложь?»
Учитель: Я предлагаю вам разделиться на тройки. Один из тройки будет
водящим, он должен на некоторое время выйти из класса. Двое других в это
время прячут какой нибудь предмет в классе и распределяют между собой
роли: кто будет правдой, а кто ложью? Когда ученик водящий, заходит в
класс, то он должен закрыть глаза и с помощью двух других участников найти
«клад». При этом он должен про себя определить, кому он будет доверять. У
правды трудная задача говорить так, чтобы ей поверили, а лжи нужно
убедить водящего, что именно она и есть правда, и увести его подальше от
«клада». Затем школьники меняются ролями.
2) Вопросы для обсуждения:
Как ты понял, кто есть правда, а кто ложь?
Легко ли ты даешь сбить себя с толку?
Умеешь ли ты убеждать других людей?
Что ты будешь делать както иначе, если снова будешь играть в эту игру?
IV. Итог.
Учитель: Какие качества нужны человеку, чтобы быть успешным в жизни,
уметь строить отношения с другими людьми?Литература.
1. Арсланова Е.В., Селиванова О.Г. Психолого педагогическая поддержка
коммуникативно – личностного развития учащихся младшего школьного
возраста, 2006 г.
2. Арсланова Е.В., Селиванова О.Г. Хочу активно сотрудничать: развивающие
тренинги и задания, 2006 г.
Газета «Первое сентября», приложение «Начальная школа» № 40, 2000г.
3.
4. Завуч начальной школы №6. 2003 год.Мои положительные качества
Приложен
ие №1
Задание №1. Представь, что у тебя недавно был день рождения и тебе
подарили много подарков. Подумай и ответь на вопросы:
Что
_________________________________________________________________
понравился?
подарок
не
делать,
если
тебе
Что делать, если тебе подарили то, что у тебя уже есть?
__________________________________________________________________
Что делать, если тебе на день рождения подарили что – нибудь вкусное?
__________________________________________________________________
Задание №3. Напиши под каждым лучиком, что ты будешь делать для того,
чтобы быть ответственным за свою учебу, соблюдение порядка, хорошее
поведение, крепкую дружбу, свое здоровье.
Приложение №2а
б
е
ч
у
Здоровьез
здоровье
порядо
к
а
б
ж
у
р
д
е
и
н
е
д
е
в
о
п
Школьники могут написать следующие ответы:
Порядок
Будут убирать свое рабочее место;
Следить, чтобы все ваши вещи лежали на местах.
Учеба
Буду выполнять все задания, которые дает учитель;
Буду читать дополнительно книги по окружающему миру, литературному
чтению.
Здоровье
Буду делать по утрам зарядку;
Запишусь в спортивную секцию.