Формирование положительной самооценки

  • Мероприятия
  • docx
  • 09.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формирование положительной самооценки. Коммуникативно-личностное развитие младшего школьника невозможно обеспечить без всестороннего изучения его особенностей. В ходе занятия школьники могут многое узнать о процессе коммуникации. Как можно различить, где правда, а где ложь? Как можно прийти к своему собственному мнению? Как связано доверие к другим и уверенность в себе? Эти непростые вопросы рассматриваются здесь не теоретически, а практически в ходе игры. В конце занятия подводят итог, какие качества нужны человеку, чтобы быть успешным в жизни, уметь строить отношения с другими людьми.Формирование положительной самооценки
Иконка файла материала Тренинг коммуникативно-личностного развития младших школьников.docx
Тренинг коммуникативно­личностного развития младших школьников  «Формирование  положительной самооценки»Цель: создать условия для самопознания школьниками своих особенностей и взаимоотношений с окружающими; веру в себя и свои возможности. Задача:  разговорить   детей,   растревожить,   взволновать   словом,   вызвать   на заинтересованный, доверительный разговор. I. Эмоциональный настрой, разминка. 1) Игра «Подарки». Учитель:   У   многих   народов   существует   обычай   дарить   другим   подарки. Дарить   и   принимать   подарки   ­   это   большое   искусство.   Какие   же   бывают подарки: ­для официальных случаев: цветы, книга, хрустальная посуда, настенные часы, дорогие конфеты ­гастрономические:   торт,   хорошие   сорта   чая,   кофе,   шоколад,   домашнее варенье: ­косметика: тушь, помада, лак, набор косметики; ­одежда и аксессуары: костюм, ремень, колготки, носки; ­живые   подарки:   щенок,   котенок,   хомячок,   попугай,   канарейка.   Такие подарки делаются только по согласованию с хозяином.                  Кроме того, у народов некоторых стран есть обычай ­ дарить гостю понравившуюся вещь из своего дома. Дарить надо искренне и принимать благодарно. Может быть, вы вспомните какой­нибудь случай, связанный с получением подарка, и расскажете о  нем. (Высказывания ребят.)А сейчас представьте, что у вас есть возможность подарить подарки вашим одноклассникам. Что вы подарите и кому? (Школьники по очереди «дарят» воображаемые подарки своим друзьям и описывают их). Комментарий: Обратить внимание, чтобы в классе не было обиженных и каждый «получил» подарок. Отвергаемым ученикам учитель сам может «подарить» подарки. 2) Задание №1 на карточке (Приложение№1). II. Основная часть.      Вступление. Учитель:  Какие качества вы больше всего цените в людях и в себе? Дети: (возможные ответы) честность, доброта, ответственность, аккуратность. Эти качества помогают человеку добиваться поставленных целей, помогают ему дружить. Учитель: Давайте поговорим об этих качествах людей. Что такое доброта? Почему некоторых героев сказок называют добрыми? (Высказывания   ребят:   потому   что   они   делают   хорошие   поступки, помогают своим друзьям, они ничего плохого не делают, если у них, что­ то будет, то они обязательно поделятся.)  Доброта. 1) Стихотворение «Доброта» Л. Николаенко.       В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. ­ И откуда,­ спросишь ты,­В доме столько доброты? 2) Игра «Клубок». Учитель: Я передаю клубок, ученик должен назвать один добрый поступок, который он совершил, намотать ниточку клубка на палец и передать другому. Например, помог маме прибраться в квартире, прополол у бабушки грядки в огороде, помог починить велосипед младшему брату. В результате получится «паутинка доброты» из ниток. Для того чтобы обратно смотать клубок, вам необходимо   назвать   последствия   доброго   поступка.   Например,   мама   была счастлива, бабушка смогла отдохнуть, отец гордился мной. 3) Пословицы и поговорки. Учитель:   Прочитайте   пословицы   о   доброте   и   объясните   их   смысл,   для объяснения можно использовать пример из собственного опыта:  Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают для вас.  Без добрых дел нет доброго имени.  Кто не делает добра, тот не человек,  Доброе слово человеку, что дождь в засуху. 4) Мой путь к доброте. Добрые сердца ­ это сады. Добрые слова­ корни. Добрые мысли­ цветы. Добрые дела­ плоды. Так   заботьтесь   о   своем   саде,   не   позволяйте   ему   зарастать   сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. «Она   (доброта),  как   волшебное   лекарство,   вылечивает   от   многих   недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. (В.Синицын.)  Ответственность. Учитель:   Очень   важное   качество   человека­   это   ответственность.   Как   вы понимаете, что такое ответственность?(Высказывания   ребят:   это   когда   один   человек   отвечает   за   другого, заступается   за   него,   это   отвечать   за   что­либо,   отвечать   за   свои поступки и действия.) 1) Вопросы для обсуждения: ­Встречались ли вы с людьми, которые не держали свое слово? Как относятся окружающие к таким людям? Почему? ­За что вы дома отвечаете? ­Если вы дежурите в классе, то за что вы отвечаете? 2) Задание №2 (Приложение№2).  Честность. 1) Чтение рассказа «Правда и ложь». Вышли три друга во двор погулять. Погода была хорошая. Они качались на качелях, играли в прятки и не заметили, как стемнело. Времени­то уже много, родители, наверное, волнуются, ругать сейчас будут. Вот остановились они около подъезда и думают, что лучше: обмануть или правду сказать? ­  Скажу   я,  что   тетю   Машу  встретил   и  помог   ей  сумки  донести,­  говорит первый.  ­ Мама порадуется и не будет меня ругать. ­ Я скажу, ­ говорит второй,­ что хулиганы приставали и в подъезд не пускали. И тогда меня не будут ругать. ­ А я правду скажу,­ говорит третий. ­ Правду всегда лучше сказать, потому что она – правда, и придумывать ничего не надо. Вот разошлись они все по домам. Первый мальчик про тетю Машу рассказал. А маме как раз тетя Маша позвонила. Рассердилась мама за то, что поздно вернулся, а за обман наказала. Только сказал второй мальчик отцу про хулиганов, а в это время сосед в гости зашел и говорит: ­ Я сегодня целый вечер у подъезда машину ремонтировал, только сейчас поднялся. Не было у нас никаких хулиганов. Рассердился отец. За опоздание рассердился, а за ложь – вдвое. А   третий   мальчик   рассказал   все   как   было.   Поворчали   на   мальчика родители, да простили. 2) Вопросы для обсуждения:­ Были ли у вас такие ситуации, когда вы тоже думали, что сказать: правду или обмануть? ­ Почему иногда тяжело быть честным? ­Что вы чувствуете, когда вас обманывают? 3) Правила жизни честного человека.  Сказал  ­ сделай, не уверен ­ не обещай, ошибся­ признайся, забыл ­ проси прощения;  Говори то, что думаешь;  Не можешь сказать правду ­ объясни почему;  Не выдавай чужую тайну;   Не дружи с лжецами и хвастунами. III. Игра­ тренировка. 1) Игра «Истина или ложь?» Учитель:   Я   предлагаю   вам   разделиться   на   тройки.   Один   из   тройки   будет водящим, он должен на некоторое время выйти из класса. Двое других в это время прячут какой ­ нибудь предмет в классе и распределяют между собой роли: кто будет правдой, а кто ложью? Когда ученик водящий, заходит в класс, то он должен закрыть глаза и с помощью двух других участников найти «клад». При этом он должен про себя определить, кому он будет доверять. У правды   трудная   задача   ­   говорить   так,   чтобы   ей   поверили,   а   лжи   нужно убедить водящего, что именно она и есть правда, и увести его подальше от «клада». Затем школьники меняются ролями. 2) Вопросы для обсуждения: ­ Как ты понял, кто есть правда, а кто ­ ложь? ­ Легко ли ты даешь сбить себя с толку? ­ Умеешь ли ты убеждать других людей? ­ Что ты будешь делать как­то иначе, если снова будешь играть в эту игру? IV. Итог. Учитель: Какие качества нужны человеку, чтобы быть успешным в жизни, уметь строить отношения с другими людьми?Литература. 1. Арсланова  Е.В., Селиванова  О.Г. Психолого­ педагогическая поддержка коммуникативно – личностного развития учащихся младшего школьного возраста, 2006 г. 2. Арсланова Е.В., Селиванова О.Г. Хочу активно сотрудничать: развивающие тренинги и задания, 2006 г.  Газета «Первое сентября», приложение «Начальная школа» № 40, 2000г. 3. 4. Завуч начальной школы №6. 2003 год.Мои положительные качества                                                                                                                      Приложен ие  №1 Задание   №1.  Представь,   что   у   тебя   недавно   был   день   рождения   и   тебе подарили много подарков. Подумай и ответь на вопросы:   Что _________________________________________________________________ понравился? подарок не   делать,   если   тебе     Что   делать,   если   тебе   подарили   то,   что   у   тебя   уже   есть? __________________________________________________________________ Что делать, если тебе  на день  рождения  подарили  что –  нибудь  вкусное? __________________________________________________________________ Задание №3. Напиши под каждым лучиком, что ты будешь делать для того, чтобы   быть   ответственным   за   свою   учебу,   соблюдение   порядка,   хорошее поведение, крепкую дружбу, свое здоровье.   Приложение  №2а б е ч у Здоровьез здоровье порядо к а б ж у р д е и н е д е в о п                                                                                Школьники могут написать следующие ответы: Порядок Будут убирать свое рабочее место; Следить, чтобы все ваши вещи лежали на местах. Учеба Буду выполнять все задания, которые дает учитель; Буду   читать   дополнительно   книги   по   окружающему   миру,   литературному чтению. Здоровье Буду делать по утрам зарядку; Запишусь в спортивную секцию.