Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности
Оценка 5

Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности

Оценка 5
Документация +1
doc
английский язык
3 кл—11 кл
23.04.2017
Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности
Краткий обзор отношения автора к учебному процессу и отдельных приемов для достижения высоких образовательных результатов и формирования универсальных учебных действий. Формирование познавательной активности ученика как фактора успешного саморазвития личности является основным в процессе личностно-деятельного обучения, обеспечивая развитие ребенка по собственному индивидуальному образовательному маршруту.
Авторская концепция.doc
«Знать, узнать, познать» (Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности) Мы не потому действуем, что познаем, а  познаем потому, что предназначены  действовать. Иоганн Готлиб Фихте Автор – Ушкова О.Г. Настроение – энергичное и креативное Ключевые слова – познавательная компетенция,  метапредметные результаты, мотивация, успешность. «Образование есть то, что остается, когда  все выученное уже забыто»  (М.Лауэ) В проекте  Национальная образовательная инициатива  "Наша новая школа",  который, на мой взгляд, является наиболее понятным и читабельным документом,  касающимся образования, президент Российской федерации Д.А.Медведев  сформулировал главные задачи образования на современном этапе. Поскольку  «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность  творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать  профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» 1, то перед  нами стоит задача пересмотреть устоявшуюся парадигму образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века  «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, президент Международной  комиссии ЮНЕСKО по проблемам образования в XXI веке, уже в 1996 году   сформулировал «“четыре столпа”, на которых осноФвывается образование:  научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить»2.  Обратите внимание, фраза «учиться познавать» стоит на первом  месте! Таким образом, я пытаюсь решить вопрос: «Как же нужно организовать  процесс обучения, чтобы в конечном итоге получить развитую, реализовавшую свои  способности,  конкурентоспособную личность, умеющую ставить и достигать  значимые цели, достойно реагирующую на разные жизненные ситуации и готовую к  жизни в высокотехнологичном мире высоких скоростей». И нахожу ответ в  изменении прежде всего собственного подхода к определению конечной цели своей  деятельности. Сегодня на первое место выходит не преподнесение учащемуся  декларативно­информационного знания («что»), а обучение деятельностно – активному умению («как»), формированию устойчивого  перманентного желания  приобретать знания и умения, погружаться в процесс познания как  процесс  получения и постоянного обновления знаний необходимых человеку в ходе синтеза различных контекстов опыта. Несомненно, что вооружение современного молодого  человека  значительным объемом знаний является важной задачей процесса  образования, но, учитывая объемы информации и скорости её накопления в мире  нанотехнологий, на первое место выходит задача научить ребенка искать,  анализировать, систематизировать, преобразовывать и пользоваться  информацией.  Мне представляется, я, как учитель новой школы, должна вооружить ученика в  первую очередь универсальными, метапредметными, практическими умениями и  навыками, более гибким мышлением, не в ущерб, конечно же, овладению  программными знаниями по предмету. То есть, учить,  но  дать  и возможность  научиться. Kомпетентностный подход наполняет возвратный глагол «учитьСЯ»  подлинным смыслом, это означает необходимость развивать у учащегоСЯ  способность к учению, ибо «ничему нельзя научить, можно только научиться».  Можно подтолкнуть, можно создать условия, можно вооружить технологией, но –  дальше сам, уважаемый ученик, иди и превзойди своего учителя, ведь ты уже знаешь как.  Английский язык в силу своей универсальности как средства коммуникации и некоей надпредметности, стимулирует познавательную активность учащихся и  позволяет реализовывать и формировать учебно­познавательную компетенцию как  личностно­осмысленный опыт успешного осуществления учебной деятельности.  Ведь иностранный язык в равной степени является и предметом (объектом)  изучения, и средством выражения информации в рамках заданной ситуации. По  сути, это предмет в предмете.  Таким образом, целью своей работы я обозначаю создание условий для  формирования учебно­познавательной компетенции как основы для успешного  развития  личности ученика. Для реализации означенной цели создаю  особое образовательное  пространство, основными принципами которого являются:  Постановка во главу угла запросов учащихся и их учет при  определении направления образовательного  процесса;  Формирование особых партнерских взаимоотношений учителя и  учащегося на основе взаимовыгодного и взаимообогащающего сотрудничества; технологий для развития интеллектуальных, креативных, способностей учащихся; Формирование положительной мотивации учебно­познавательного  процесса в учебное и внеучебное время, направленное на формирование  конкурентоспособной, обладающей высоким уровнем общей культуры, умеющей и  стремящейся учиться личности выпускника. Достижение цели становится возможным через реализацию следующих  педагогических задач:  Формировать у каждого учащегося комплекс образовательных  компетенций, выделяя учебно­познавательную, универсальные учебные действия  (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; Генерировать  положительную  мотивацию учебы и потребность  трансляции знаний, поддерживать творческую и социальную инициативу ученика; Реализовывать идею непрерывного оформления ценностно­смысловой        Сбалансированное сочетание индивидуализации обучения с учетом  уникальности каждого ребенка и включения учащегося в социум; Использование возможностей современных образовательных  ориентации и самоидентификации   ребенка в Мире; Создавать условия для активного сознательного самоопределения к  культуре своего и иного народа, владения приемами кросскультурного общения. В своей деятельности придерживаюсь шести принципов педагогической  работы. Они суть:    Принцип партнерских отношений. Принцип учения­обучения как основы творческого союза. Принцип мыследеятельностного процесса – с коммуникацией, с  мышлением, с действием, с рефлексией и пониманием.   Принцип сочетания работы с индивидуальными трассами учащихся и  коллективным взаимодействием.  Принцип метапредметного подхода к построению нового содержания  образования, обеспечивающего освоение  сразу двух  типов содержания – в  предметной области и деятельности.  Принцип самоценности  и успешности каждого ребенка. Эти принципы составляют содержание мыследеятельностной педагогики3 как  продолжения теории развивающего обучения В.В.Давыдова4, личностно­ ориентированной технологии  и компетентностного подхода  в организации  процесса образования.  Осознав все вышесказанное, выделяю актуальные на сегодня приоритеты  собственной педагогической деятельности, такие как  Реализация компетентностного подхода к обучению, воспитанию и  развитию учащихся через создание социокультурной проблемной ситуации и  социальное проектирование, требующее практического применения надпредметных  умений и навыков;  Создание мажорного микроклимата образовательного процесса,  стимулирующего постоянный процесс познания;  Направленность всей работы на вооружение ученика приемами,  организующими процесс  ьворческого осмысления мира успешным и осмысленным. Таким образом, ключевые понятия моей концепции: 1. Ребенок ­ великая ценность и средоточие способностей и талантов,  которые нужно открыть и развить. Нет, неправильно, которые должны открыться и  развиться. И никто, кроме самого ученика не сделает это лучше его самого. 2. Научить в первую очередь не тому, что есть «что», а тому, «как»  добыть это «что». То есть, не просто знать, а знать, где узнать и что с этим знанием  делать. 3. Убеждение в успешности любого рода деятельности, поскольку всегда  можно создать проблемную ситуацию, где любой ученик может занять позицию  деятеля или креатора.  4. Обеспечение  интеграции когнитивного (познавательного) содержания  в  положительное эмоциональное состояние и успешное деятельностное  продвижение учащегося. 5. Особое значение придается формированию убежденности в том, что,  приобретая приемы деятельности в сложных ситуациях на уроке, ученик получает   универсальную способность найти решение любой жизненной проблемы или выход  из кажущегося тупика. Нет нерешаемых проблем, есть незнание технологии  поведения в подобных случаях. Отсюда приоритетной является формирование  учебно­познавательной компетенции.  6. Английский язык создает особую интегрированную среду, в которой  уже сформирована потребность учащегося в использовании предметных и  метапредметных связей и умений для решения задач коммуникации. Я  как педагог организую  сопровождение учащегося на трех уровнях  формирования познавательной активности: Виды  Виды  побуждения к  активности 1. личностный уровень 2. интеллектуальный уровень 3.  деятельностный уровень Свою задачу я вижу в том, чтобы побудить ребенка к активному познанию  действие деятельность операция активности мотивы цели  условия мира с целью его преобразования, вывести учащегося на позиции деятеля. Для  стимулирования познавательной потребности формулирую постулаты  взаимодействия с учащимся и следую им:    «Лестница успеха». Каждый ученик как Человек – венец творения природы.  Он способен улучшать себя, других и мир в целом. Поэтому мы движемся только  вперед и вверх, постоянно самосовершенствуясь, по собственной лестнице успеха. «Мы с тобой одной крови».  В школе, классе, группе нет конкурентов, есть  соратники и коллеги. Успех каждого  зависит от успеха всех и является  обязательным звеном общего успеха, поэтому всегда можно рассчитывать на  помощь окружающих. Создание собственной  «математической» формулы – успех  удваивается, когда им делишься.  «Уникум». Личностный рост каждого ученика как отдельной личности  стимулируется и фиксируется через портфолио, рейтинги успеваемости, поощрения любого шага вперед. «Брось вызов, прими вызов!» Нет границ мира непознанного, более сложная  задача для ученика является личностным вызовом и призвана стимулировать  дальнейшее интеллектуальное развитие. «Право на ошибку». Ошибка как двигатель развития: любой человек  имеет  право на ошибку, она не есть прегрешение, а побудитель самосовершенствования. «Улыбнись, тебя снимают скрытой камерой». Отличное средство для снятия  возможной напряженности, создания положительного настроя и инструмент для  взаимодействия ­ юмор. «Мастерская Пигмалиона». Креативность в любых положительных векторах – особая среда для моделирования ситуации успеха и «триумфа личности», в которой каждый ученик вне зависимости от уровня знаний раскрывает свой потенциал. Прежде всего, считаю для себя основным ориентироваться на   метапредметные результаты для уроков английского языка ­ это стратегии работы с текстами (различные виды чтения), знакомство с различными жанрами текстов, что  помогает развивать механизм вероятностного прогнозирования, умение вычленять  нужную информацию, разделять главное и второстепенное, отделять факт от  мнения, умение сбора информации и её преподнесения, умения выстраивать  аргументацию в защиту собственной позиции На уроках английского языка  для развития познавательного интереса   учащихся использую следующие методы и приёмы обучения:  Создание социокультурной проблемной педагогической ситуации,  рождающей интригу – использование приемов деловой игры,  драматизации и социального запроса стимулируют познавательную  активность ученика;  Метод «погружения» ­ создание длительной обстановки, требующей   определенного вида восприятия или действия, которое ненавязчиво  подталкивает учащегося к  активизации мыслительного и  деятельностного процесса;  Создание ситуации дефицита знаний – подчеркнутая недостаточность  знаний для решения обозначенной задачи побуждает  к активному  поиску и анализу фактов т приемов работы;  Метод исследования и проектирования – изучение  явления в целом  или отдельных сторон, решение творческой задачи и создание нового  продукта;  Организация диалога, дискуссии, диспута;  Метод открытий – мажорный итог проделанной работы,  стимулирующий творчество и интеллектуальное усилие;  Прием эвристической беседы ­  ненавязчивое сопровождение  учащегося к поставленной цели в процессе общения создает  возможность для последнего генерировать постулат;  Прием гипотеза – формулирование возможных предположений,  направленных на стимулирование мыслительной деятельности;  Прием проб и ошибок, предоставляющий возможность в режиме  реального времени опробовать всевозможные гипотезы и теории и  синтезировать искомую истину;   Прием  моделирования – создание на основе имеющихся знаний и  первичного обобщения нового знания или патента;  Прием чередования  рационально­эмоциональных этапов урока и   уроков целиком;  Прием совместного  планирования  работы учителем и учеником как в  процессе обучения в целом, так и на отдельных этапах;  Прием применения возможностей ИКТ как средства  иллюстративного  сопровождения урока, источника информации и механизма её  переработки и средства создания нового медийного продукта. Использование данных приемов ведет к формирования суггестивной  взаимосвязи и  направляет учебный процесс к активации резервов личности. Гармоничное сочетание различных приемов в целом работает на учителя,  поскольку позволяет нащупать те скрытые рычаги воздействия на учащегося, которые практически невозможно  активизировать при применении составляющих  традиционной педагогики.      Используемые мною вышеуказанные и другие приемы и методы позволяют  вооружить учащихся средствами и способами конкретной преобразующей  деятельности  ­ постановка познавательных задач,  целеполагание, планирование,  проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская и  интеллектуальная деятельность, ориентация в разных видах деятельности,  привлечение знаний и вспомогательных инструментов из различных источников.  Более высоким уровнем является обладание компетенцией интеграции, то есть  структуирование, ситуативно­ адекватная актуализация,  приращение,  преобразование и презентация   знаний.  Желание знать, уметь, двигаться дальше в своем развитии – и есть тот самый  PERPETUUM MOBILE, в поисках которого не преуспели ни механики, ни  философы. А в педагогике он есть, прекрасно работает и является залогом  успешного развития всех и каждого в отдельности. Итогом реализации концепции  является  выпускник,  обладающий   основными общеучебными компетенциями, позволяющими полностью  реализовываться в современном мире. А ступеньками к формированию идеальной  модели учащегося являются те победы и достижения, которые являются залогом  дальнейшего развития гимназиста: Наличие позитивной динамики общей успеваемости и стабильно высокого  уровня знаний; Победы в муниципальном этапе всероссийской предметной олимпиады  школьников; Участие учащихся в Неделе науки и предметных олимпиадах, конкурсах и  конференциях разного уровня; Участие в социальных и творческих проектах. В конце концов, итогом моей деятельности должно стать и становится  мотивированное умение учиться — существенный фактор повышения  эффективности освоения учащимися предметными  знаниями и метапредметными результатами, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно­ смысловых оснований личностного морального выбора,  и умение творчески  работать со знанием. 1 Национальная образовательная инициатива  "Наша новая школа". 22  Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996. 3 Громыко Ю.В. "Мыследеятельностная педагогика".­ Минск, 2000. 4 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. Литература 1. Анохина Г.М. Личностно развивающие педагогические технологии. Воронеж, 2005г. 2. Громыко Ю.В. "Мыследеятельностная педагогика".­ Минск, 2000. 3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986  4. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996. 5. 6. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989 7. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной  целевой направленности. Москва, 2005г. 8. Национальная образовательная инициатива  "Наша новая школа". 9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования. – М.: Академия, 2002 10. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей  школьников: Методическое пособие для школьных психологов.­ М.: Генезис,2005 11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и  организации учебного процесса//Преподавание истории в школе.­1996г., №4.

Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности как фактора успешного саморазвития личности

Формирование познавательной активности  как  фактора успешного саморазвития личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017